Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
Мотивация конфликта Восприятие сторон конфликта Оценка «справедливости/несправедливости» Эмоциональная сторона
конфликта Проблемы и уровни конфликта Информационная модель конфликта
Слайд 2Мотивация сторон в конфликте
Мотивы сторон – это побуждение к вступлению
в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей.
Потребности – базисные
побудители активности в конфликте:
Ценности – то что отстаиваются в конфликтном поведении.
Интересы – как стремление удовлетворить свои интересы.
Цели - как конкретизация мотивов поведения:
предметные цели
социальные цели
позиционные цели
5. Позиции – система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации.
Слайд 3Оценка своего образа и образа оппонента
«Образ другого»:
Позитивные характеристики – 24%
Негативные
характеристики - 76%:
характеристики негативного эмоционального поведения
указание на эгоистические черты характера
осуждение
привычек
указание на коммуникативные проблемы
подчеркивание плохих отношений с окружающими
указания на внешние недостатки
«Собственный образ»:
Позитивный характер – 66%
Нейтральные характеристики – 7,5%
Негативные характеристики – 7,4%
Недостатки – 18,5%
Слайд 4Восприятие «справедливости/несправедливости»
Понимание справедливости – служит для морального обоснования своей позиции
участниками конфликта.
Понимание несправедливости – служит основанием для возникновения конфликта или
продолжения конфронтации.
Основания несправедливости:
1) Несправедливость при распределения блага.
2) Несправедливость, связанная с исполнением роли в ходе распределения.
3) Несправедливость в отношении стиля и времени распределения.
4) Ценностная несправедливость.
5) Несправедливость, связанная с существующими правилами.
6) Несправедливость, связанная с процедурами измерения.
7) Несправедливость, связанная с процедурой принятия решений .
Слайд 5Эмоциональные реакции оппонентов
1.Типы эмоциональных реакций:
варианты гнева и раздражения
тревога
страх
эмоциональная ригидность
2. Интенсивность
проявления эмоций:
слабые негативные эмоции
негативные эмоции средней силы
сильные негативные эмоции без
потери контроля над собой
неконтролируемые вспышки негативных эмоций
Слайд 6Проблемы конфликта
1. Содержательные проблемы – это важные для участников конфликта
вопросы, которые отражают их интересы – то, что волнует и
то, что нужно разрешить.
2. Эмоциональные проблемы – это важные вопросы, отражающие психологические потребности, которые могут удовлетвориться в общении с другими людьми:
проблемы власти
проблемы одобрения
проблемы включенности
проблемы справедливости
проблемы идентичности
3. Псевдосодержательные проблемы – это важные для участников проблемы, которые сознательно или бессознательно рассматриваются как содержательные, а на самом деле являются выражением эмоциональных проблем.
Слайд 7Уровни конфликта
1. Стычки – возникают по поводу несущественных для участников
предметов, носят ситуативный характер.
не вносят существенную дисгармонию
не мешают удовлетворению
потребностей людей
не вызывают глубокого эмоционального напряжения
не представляют угрозы взаимоотношениям
противоречие считается не существенным
Средство преодоления – «обмен подарками» - оказание знаков внимания.
Слайд 8Уровни конфликта
2. Столкновения – разногласия, возникающие при хороших в целом
отношениях.
расширение круга причин
снижение желания сотрудничать
повторение одних и тех
же аргументов относительно длительное время по одному и тому же поводу
уменьшение веры в доброе отношение со стороны другого
переживание отрицательных эмоций к оппоненту относительно длительное время
начинается проверка значимых отношений
Средство преодоления – переговоры.
Слайд 9Уровни конфликта
3. Кризисы – нарушение взаимоотношений – форма противостояния.
принимается
решение окончательно порвать отношения с оппонентом
существуют опасения, что оппонент
разорвет отношения в одностороннем порядке
отношения принимают нездоровый характер, и если они будут продолжаться, возможен эмоциональный срыв.
Средство преодоления - либо уход и разрыв отношений, либо перевод отношений в затяжной кризис.
Слайд 10Информационная модель конфликта
Совокупность представлений:
Представления оппонентов о самих себе - мотивах,
целях, возможностях.
Представления о противоположной стороне – мотивы, цели, возможности.
Представления каждого
участника о том, как другой воспринимает его.
Представления о среде, в которой складывается конфликтные отношения.
Слайд 11Информационная модель конфликта
1. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается
участниками – конфликта как социально-психологического явления нет.
2. Объективная конфликтная ситуация
существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности – неадекватное восприятие конфликта.
3. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные – ложный конфликт.
4. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимаются участниками – адекватно воспринимаемый конфликт.