Слайд 1Психология малых групп
Курс лекций по дисциплине:
Социальная психология
Слайд 2Список литературы
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
Андреева
Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000 (2010).
Донцов А.И.
Психология коллектива М.: МГУ, 1984.
Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.,1997, (2006).
Методики социально-психологического исследования личности и малых групп /Отв. ред. А. Л.Журавлев, Е. В Журавлева. М , 1995.
Обозов Н. И Психология межличностных отношении. Киев, 1990.
Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А Л Журавлева, Е.В Шороховой. М.: Изд-во «Социум», «ИП РАН», 2001.
Слайд 3Малая группа
совокупность двух или более людей,
непосредственно связанных друг с другом
и
разделяющие общие цели и нормы, которые
направляют их активность.
ключевой элемент
-
социальное
взаимодействие
(непосредственное взаимное
влияние членов группы друг
на друга)
Слайд 4«личность - группа - общество»
Слайд 5качественные критерии малой группы
контактность её членов – их возможность
общаться, воспринимать,
оценивать
и воздействовать друг на друга
целостность – социально-психологическая и функциональная
общность членов группы, позволяющая им осознавать и идентифицировать себя как единое целое.
Критерии Ψ общности группы – общность ЦО, мотивов, социальных установок, целей её членов.
Слайд 6Внутригрупповая приверженность – тенденция к более положительному эмоциональному отношению индивидов
к свей группе и к более позитивной оценке её членов,
по сравнению с представителями других групп.
Психологическая общность проявляется через:
совместимость, сработанность
сплоченность, социально-психологический климат и др.
Слайд 7«границы» малой группы
от 20 до 30 человек
от 2 до 3
человек
диада – особый вид малой группы
(специфическое протекание социально-психологических явлений)
Оптимальные размеры
– 5-12 человек
(В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами.)
Слайд 8виды групп:
первичные группа (малочисленность состава, пространственная близость её членов, длительность
совместного существования, единство целей, добровольность вхождения в группу (Кули, 1909)
f:
источник формирования моральных норм личности и средство поддержки и стабилизации жизни взрослого человека
вторичные группы (опосредовано связаны общей деятельностью по достижению общей цели, т.е. формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп)
Слайд 9виды групп:
искусственные (или лабораторные) (специально создаваемые для решения научных задач),
естественные
группы, существующие независимо от воли исследователя
по времени существования:
временные (в рамках
которых объединение индивидов ограничено во времени)
стабильные (их относительное постоянство существования определяется их предназначением и долговременными целями функционирования
Слайд 10виды групп:
Э.Мэйо (1920-1930г.г.)
формальные группы (членство, положение, поведение и взаимоотношения
носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями, правилами
и договоренностями)
Ведущая сфера активности и основной психологический
механизм объединения - совместная деятельность.
неформальные группы (объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви)
Слайд 11
виды групп
степень произвольности вхождения в группу,
участия в ее жизнедеятельности и
выхода из неё:
открытые и
закрытые.
Слайд 12виды групп:
Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм,
оценок для личности.
Основные функции референтной группы
(Г.Хеймен, нач.40г.XX века):
сравнительная
(предоставление индивиду возможности
соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе)
и нормативная (оценивать их с точки зрения соответствия
групповым нормам и ценностям).
Г.Келли
Слайд 13референтные группы:
Г.Келли:
нормативные группы – группы, в которых человек стремится
получить и сохранить признание или стремится стать их членом;
сравнительные группы
– референтная группа, ценности членов которой человек считает точкой отсчета для соотнесения своих оценок и самооценок.
Слайд 14референтные группы:
реальные – группы, выступающая для человека эталоном социальных норм
и ценностей;
воображаемые – отраженные в сознании человека ценностные и нормативные
ориентации, идеалы, выступающие в форме персонифицированных идеалов и эталонов.
Слайд 15f референтных групп
в {«личность - группа - общество»
статусно-нормативная;
регулятивно-нормативная;
ценностно-ориентировочная
Слайд 18переменные (факторы) процесса взаимодействия
доминирование – подчинение;
положительно ориентированное социоэмоциональное поведение –
негативное поведение, т.е. проявление разногласий, раздражения и антагонизма;
целенаправленное поведение, ориентированное
на выполнение задания – экспрессивное поведение, не связанное с выполнением функциональных задач;
конформность (ориентация на выполнение групповых норм) – неконформность, т.е. проявление напряженности, ухода, сопротивления давлению группы.
=> Формирование различных групповых структур и феноменов
Слайд 19Системный подход в исследовании психологии
малых групп и коллективов предполагает
анализ многообразия
связей и отношений в
малых группах, которые должны
рассматриваться одновременно и
как
субъекты совместной деятельности,
и как субъекты общения и межличностных отношений
(А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова, 1988).
Слайд 20этапы развития малой группы
закономерная смена этапов (или стадий),
различающихся по характеру
доминирующих
тенденций во внутригрупповых отношениях,
дифференциации и интеграции.
А.С.Макаренко, А.В.Петровский, Л.И.Уманский,
Р.Л.Кричевский и др.
Слайд 21А.С.Макаренко (1951)
развитие трудовых коллективов:
первичного синтеза,
дифференциации,
вторичного синтеза или интегрирования.
Слайд 22Л.И.Уманский (1980)
поэтапное развитие группы - последовательная смена стадий, различающихся степенью
психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах.
Признаки (параметры) развития
группы:
направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей);
организованность (подготовленность к выполнению совместной деятельности);
коммуникативность (интеллектуальная, эмоциональная и волевая);
стрессоустойчивостъ.
Слайд 23Характеристики группы: сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.
Развитие группы
высшая точка:
коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся
интегративным
единством направленности,
организованности, подготовленности и психологической
коммуникативности,
низшая точка:
группа- конгломерат - только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры.
Слайд 24этапы развития группы
номинальная группа (формальное объединение людей для решения поставленных
социальных задач);
группа-ассоциация (начало межличностного объединения в сфере эмоциональных отношений);
группа-кооперация (высокий
уровень единства в деловых отношениях);
группа-автономия (высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений);
группа-корпорация (изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях);
коллектив (интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели.
Слайд 25формы проявления дезинтеграции
внутренняя антипатия,
эгоизм в межличностных отношениях,
конфликтность,
агрессивность.
Слайд 26Петровский А.В.
критерии развития группы:
степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности;
степень социальной значимость.
Слайд 27виды групп
по степени опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности
от
диффузной группы (случайное собрание людей, не связанных совместной деятельностью)
до
высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею.
по степени социальной значимости
группы с положительной и отрицательной социальной направленностью.
Слайд 28Б.Такмен
изменения протекают взаимосвязано, а противоречия между ними могут рассматриваться как
механизмы группового развития
деловая:
ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее
решения;
эмоциональные реакции и противодействие требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи;
открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого взаимопонимания поиска альтернатив;
принятие решения и активные совместные действия по его реализации.
межличностной:
взаимная ориентировка членов группы на действий друг друга и поиск оптимального способа её решения;
«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия;
преодоление разногласий и разрешение конфликтов;
возникновение «функционально-ролевой согласованности», соответствующей содержанию групповой задачи.
Слайд 29психологические механизмы развития малой группы:
Разрешение внутригрупповых противоречий:
между растущими потенциальными
возможностями и реально выполняемой деятельностью,
между растущим стремлением индивидов к
самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой,
между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.
«Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.
«Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.
Слайд 30структура малой группы
— совокупность связей, складывающихся в группе между индивидами.
основные сферы активности индивидов в малой группе - совместная деятельность
и общение,
=>
структура связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (например, функциональных, экономических, управленческих), и
структура связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (например, структура эмоциональных отношений, ролевая и неформально-статусная структура).
Слайд 31структура малой группы (Э.Мэйо)
Формальная (или официальная)— это совокупность связей и
отношений между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой
организации, формальным статусом индивидов).
Неформальная (или неофициальная) — это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния
Слайд 32функциональная структура , то есть распределение между ее членами функций,
необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций
руководства и исполнения).
Слайд 33Д.Морено (1958)
социометрическая структура малой труппы — это совокупность связей между
ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического
теста.
В её основе:
эмоциональные отношения симпатии и антипатии,
феномены межличностной привлекательности и популярности.
Слайд 34основные характеристики социометрической структуры группы
социометрический статус членов группы, то есть
положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;
характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;
наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;
относительное число взаимных предпочтений (социометрическая сплоченность группы).
Графическое изображение структуры межличностных выборов и отвержений в группе называется групповой социограммой.
Слайд 36коммуникативная структура
малой группы
— это совокупность связей между ее членами,
характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.
Характеристики
коммуникативной структуры группы:
положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации),
частота и устойчивость коммуникативных связей в группе,
тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»)
Слайд 37эксперименты
А Бейвелиса, Г.Ливитта, Д.Картрайт, А.Зандер (1968)
А. Централизованные
а) фронтальная
б)радиальная в)иерархическая
Б.Децентрализованные
а)
цепная б)круговая в)полная
централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию), способствуют более быстрому решению задач,
децентрализованные коммуникативные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворенности членов группы
Слайд 38Исследования К.Фашо и С. Московичи (1958)
для решения простых задач, имеющих
одно верное решение, более предпочтительны централизованные сети,
а для решения
сложных задач, требующих творческих усилий, — децентрализованные.
Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач.
Слайд 39ролевая структура малой группы
— это совокупность связей и отношений между
индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е типичных способов
поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.
Пример:
при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «организатора», «мотиватора».
при анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «сектанта», «жертвы» и т.д.
Слайд 40В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе
выделяются
роли, связанные с решением задач (инициатор, разработчик, координатор и др.),
и
роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы (вдохновитель, ведомый, гармонизатор, примиритель и др.).
Слайд 41Структура социальной власти
и влияния в малой группе
— это совокупность
связей между людьми, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния.
В
зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные типы социальной власти:
легитимной,
вознаграждения,
принуждения,
экспертной,
референтной (Д. Френч, Б .Равен)
Слайд 42Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей,
лежащих в основе руководства группой как официально закрепленного социального влияния
(если речь идет о формальной организованной группе) и неофициального (неформального) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.
Слайд 43социально-психологические явления в малых группах
социально-психологический климат
групповая сплоченность
конформизм
групповое давление
влияние меньшинства
лидерство
др.
Слайд 44социально-психологический климат
- качественная характеристика межличностных отношений в группе, содержанием которой
является совокупность психологических явлений, способствующих или препятствующих эффективной групповой деятельности.
– интегральная равнодействующая таких характеристик групповых структур как сплоченность, стиль лидерства, межличностная привлекательность, психологическая совместимость, сработанность и др.
(Г.А.Ковалев, К.К.Платонов, Е.В.Шорохова, А.И.Донцов, А.Л.Журавлев и др.)
Слайд 45
психологические факторы, регулирующие СПК группы:
доверие-недоверие членов группы друг другу;
симпатия –
антипатия во взаимоотношениях членов группы;
свобода – несвобода выражения собственного мнения
при обсуждении вопросов, касающихся функционирования группы как целого;
давление на рядовых членов группы или признание за ними права на самостоятельные решения со стороны руководства;
информированность – не информированность членов группы о состоянии дел в группе;
удовлетворенность – неудовлетворенность членов группы принадлежностью к ней м др.
Слайд 46групповая сплоченность
или единство группы
степень психологической общности,
единства членов группы,
теснота и
устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия,
степень эмоциональной привлекательности группы для ее
членов.
Слайд 47Исследования школы групповой динамики
Л.Фестингера (1950)
групповую сплоченность как результат влияния
всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать
их в ней.
силы, удерживающие индивида в группе:
эмоциональная привлекательность группы для ее членов,
полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968).
Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней.
Слайд 48Т.Ньюком (1965)
групповая сплоченность и «групповое согласие» (сходство, совпадение взглядов (мнений,
представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для
них явлениям, событиям, людям.
Основной механизм формирования групповой сплоченности - достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами.
Слайд 49Феномен совместной трудовой деятельности
(лаборатория социальной и экономической психологии
Института психологии
РАН)
модель группы как субъекта совместной деятельности.
Основные параметры, характеризующие
уровень целостности (интегрированности) группы:
плотность функциональных связей между ее членами,
уровень функциональной взаимосвязанности
тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы.
Слайд 50взаимодействие индивида
и малой группы
групповое давление, т.е. совокупность явлений, обусловленных
теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических
процессов, установки и поведение индивида.
Слайд 51влияние присутствия группы и группового
взаимодействия на протекание психических процессов
индивида и
его поведение
(Н.Триплетт, 1898, В Меде, 1920. Ф.Олпорт, 1924, В.М.
Бехтерев, 1925)
эффекты социальной фасилитации (от англ facility — облегчение) — улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей
и социальной ингибиции (от лат Inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшения этих результатов.
Р Зайонц (1965) : присутствие группы усиливает «доминирующую», наиболее вероятную для данного индивида реакцию
С.Харкинс и др.(1980) феномен «социальной леносmu» — тенденции прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствия контроля за индивидуальным вкладом каждого участника.
Слайд 52Н.Н.Обозов (1979): в условиях присутствия других лиц у людей
снижаются чувствительность
(болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точность выполнения
простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей
(характеристики точности (качества) психической деятельности) - феномен социальной ингибиции;
повышаются сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти
(скоростные (временные) характеристики психической деятельности) - феномен социальной фасилитации
снижение в группе количества ассоциаций по контрасту и их увеличение по сходству - в группе психические процессы имеют тенденцию к единообразию.
Слайд 53сплоченности как ценностно-ориентационное единство группы (А.В.Петровский (1978)): сходство, совпадение отношений
членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью.
А.И.Донцов
(1984):
основной показателя сплоченности – совпадение
ценностей, касающихся предмета совместной
деятельности, ее целей и мотивов. Интеграция группы по
этому параметру осуществляется прежде всего в процессе
совместной трудовой деятельности.
Слайд 54феномена конформизма
(от лат. conformis — подобный)
С.Аш (1951г.): около 30%
испытуемых давали вслед за группой ошибочные ответы, т.е. демонстрировали конформное
поведение.
эффект группового внушения - воздействие группы происходит на неосознаваемом уровне.
внешний конформизм или приспособление – люди были не согласны с мнением группы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию.
внутренняя конформность или собственно конформность.
Г.М.Андреева: «Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы»
Слайд 55факторы, влияющие на степень выраженности конформизма:
пол,
возраст,
социальный статус,
психическое и физическое
состояние (Д.Майерс,1997)
численности группы и др.
Слайд 56конформность – личностное качество, которое проявляется в тенденции демонстрировать сильную
зависимость от группового давления в различных ситуациях.
ситуационный конформизм -
связан с проявлением высокой зависимости oт группы в конкретных ситуациях (значимость ситуации взаимодействия, значимость (референтность) группы для индивида и степень групповой сплоченности)
Слайд 57влияние меньшинства
С.Московичи и его сотрудники:
меньшинство способно оказывать влияние на
установки и поведение большинства, причем это влияние может не осознаваться
представителями большинства и не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее.
факторы, повышающие эффект влияния меньшинства:
последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством,
уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний,
появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства (отступников) (Д. Майерс, 1977).
Слайд 58М.Дойч и Г.Джерард: сравнение психологических механизмов влияния большинства и меньшинства,
два различных вида влияния:
нормативное (когда мнение большинства воспринимается
индивидом как групповая норма) и
информационное (когда мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, принимающего решение).
Слайд 59Лидерство в малых группах
— это феномен воздействия или влияния индивида
на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или
отдельных ее членов.
Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.
Лидерство и руководство?
Слайд 60неформальное лидерство (лидер не обладает официальными командно-административными функциями)
формальное лидерство (лидер
как официальный руководитель наделен этими функциями со стороны организации или
социального института)
Слайд 61поведенческий подход
лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения
классификации
стилей лидерства (К. Левин):
автократический, демократический и либеральный .
(Р. Лайкерт):
стиль лидерства,
ориентированный на задачу,
и стиль лидерства, ориентированный на человека
Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью
Слайд 62ситуационный подход
(Ф.Фидлер, Т Митчел и Р.Хаус, П.Херси и К.Бланшар)
эффективность
лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения ситуации,
в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям степени благоприятности отношении лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе).
стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях,
стиль, ориентированный на человека — в умеренно благоприятных условиях. в рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом.
Слайд 63в рамках функционального подхода
лидерство как функция группы, т.е. явление, порождаемое
особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом.