Разделы презентаций


ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Содержание

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПредпосылки исследований: мотивационные теорииОбъяснялись причины враждебности к «чужим» группам. З. Фрейд: агрессивность человека является врожденной (Танатос). А. Адорно «Авторитарная личность»:Враждебность (на примере антисемитизма) формируется

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Факультет

психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПСИХОЛОГИЯ  МЕЖГРУППОВЫХ  ОТНОШЕНИЙФакультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Слайд 2Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Предпосылки исследований: мотивационные

теории
Объяснялись причины враждебности к «чужим» группам. З. Фрейд: агрессивность человека

является врожденной (Танатос). А. Адорно «Авторитарная личность»:


Враждебность (на примере антисемитизма) формируется с первых этапов социализации в случае жесткого давления со стороны родителей.

Враждебность смещается, направляется против слабого и становится базовой характеристикой личности в межгрупповых отношениях.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПредпосылки исследований: мотивационные теорииОбъяснялись причины враждебности к «чужим» группам. З.

Слайд 3Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Американский бойскаутский лагерь.

Испытуемые: мальчики, белые, представители «среднего класса».

Интеракционистский подход: эксперименты М.

Шерифа (1)



На первой стадии подросткам была предложена общая деятельность по уборке лагеря. Выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииАмериканский бойскаутский лагерь. Испытуемые: мальчики, белые, представители «среднего класса». Интеракционистский

Слайд 4Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Интеракционистский подход: эксперименты М.

Шерифа (2)


На второй стадии подростков разделили на две

группы так, чтобы разрушить дружеские связи. Одна группа была названа «Орлы», другая – «Гремучие змеи». Замеры не показали враждебности групп друг к другу.
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииИнтеракционистский подход: эксперименты М. Шерифа (2) На второй стадии подростков

Слайд 5Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Интеракционистский подход: эксперименты М.

Шерифа (3)


На третьей стадии группам была задана различная

деятельность в условиях соревнования. Был зафиксирован рост межгрупповой враждебности.
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииИнтеракционистский подход: эксперименты М. Шерифа (3) На третьей стадии группам

Слайд 6Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Интеракционистский подход: эксперименты М.

Шерифа (4)


На четвертой стадии группы были вновь объединены

и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Замер отношений бывших групп друг к другу показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью.

Объяснение М. Шерифа: межгрупповые враждебность или сотрудничество зависят от типа межгруппового взаимодействия.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииИнтеракционистский подход: эксперименты М. Шерифа (4) На четвертой стадии группы

Слайд 7Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
А. Тэшфел полемизировал

с М. Шерифом, настаивая на значении когнитивных процессов.

Ингрупповой фаворитизм

и аутгрупповая враждебность



Установление позитивного отношения к своей группе («ингрупповой фаворитизм») и негативного отношения к чужой группе («аутгрупповая враждебность») наблюдается и в отсутствие конфликта между группами.
Ингрупповой фаворитизм – универсальная константа межгрупповых отношений.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииА. Тэшфел полемизировал с М. Шерифом, настаивая на значении когнитивных

Слайд 8Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Англия. Испытуемые: студенты,

белые, представители «среднего класса».

Когнитивистский подход: эксперименты А. Тэшфела (1)

Студентам показали картины В. Кандинского и П. Клее.
После этого их произвольно разделили на две группы: «сторонники Кандинского» и «сторонники Клее».
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииАнглия. Испытуемые: студенты, белые, представители «среднего класса». Когнитивистский подход: эксперименты

Слайд 9Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Когнитивистский подход: эксперименты А.

Тэшфела (2)

Студентам предложили поделить небольшую сумму денег между участниками

эксперимента.
Студенты ничего не знали о тех, кому давали деньги, кроме их групповой принадлежности.
В ситуации непредвзятости они могли бы делить поровну.
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииКогнитивистский подход: эксперименты А. Тэшфела (2) Студентам предложили поделить небольшую

Слайд 10Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Когнитивистский подход: эксперименты А.

Тэшфела (3)

Фактически студенты не делили вознаграждение поровну. Они делили

в пользу «своих» и дискриминировали «чужих».

Объяснение А. Тэшфела: для ингруппового фаворитизма достаточно факта осознания принадлежности к «своей» группе. Это явление получило название минимальной групповой парадигмы (Росс, Нисбетт).

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииКогнитивистский подход: эксперименты А. Тэшфела (3) Фактически студенты не делили

Слайд 11Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
С точки зрения

Тэшфела, область межгрупповых отношений –преимущественно когнитивная сфера. Она включает четыре

основных процесса:

Вывод из экспериментов А. Тэшфела


Социальную категоризацию;
Социальную идентификацию;
Социальное сравнение;
Социальную (межгрупповую) дискриминацию.

Эксперименты А. Тэшфела выявили новый аспект отношений между группами – их восприятие друг друга. Однако они были оторваны от более широкой системы общественных отношений.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииС точки зрения Тэшфела, область межгрупповых отношений –преимущественно когнитивная сфера.

Слайд 12Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Межгрупповые отношения в

рамках принципа деятельности

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииМежгрупповые отношения в рамках принципа деятельности

Слайд 13Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Группа как субъект

восприятия
Межгрупповое восприятие – это не сумма индивидуальных восприятий, а совершенно

новое качество. Структурные характеристики:


Целостность – степень совпадения представлений (все или не все думают о другой группе так-то).
Унифицированность – степень распространения представлений на отдельных людей (все в другой группе такие или не все).

Динамические характеристики также отличаются от характеристик межличностного восприятия. Они обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииГруппа как субъект восприятияМежгрупповое восприятие – это не сумма индивидуальных

Слайд 14Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Первая серия экспериментов.

Испытуемые: студенты технического ВУЗа, сдающие зачет.

Зависимые переменные: показатели адекватности

межгруппового восприятия (степень предпочтения «своей» группы):


Отечественная психология: эксперименты В.С. Агеева (1)


Прогноз групповой победы в ситуации межгруппового соревнования;
Объяснение причин победы / поражения «своей» и «чужой» группы;
Представления о потенциальных успехах «своей» и «чужой» группы в сферах деятельности, не связанных с экспериментом.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПервая серия экспериментов. Испытуемые: студенты технического ВУЗа, сдающие зачет. Зависимые

Слайд 15Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Эксперименты В.С. Агеева


Первая серия экспериментов:

автоматический зачет за работу на семинарах.
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииЭксперименты В.С. Агеева Первая серия экспериментов:

Слайд 16Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Эксперименты В.С. Агеева


Вторая серия экспериментов: пионерский лагерь.


В середине смены

группы участвовали в спортивных состязаниях. Акцентировались состязательные моменты.
Отряды ранжировались по степени успеха (не было «игры с нулевой суммой»). Критерии оценки были наглядными и очевидными.
Был зафиксирован рост ингруппового фаворитизма.
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииЭксперименты В.С. Агеева Вторая серия экспериментов: пионерский лагерь.  В

Слайд 17Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Эксперименты В.С. Агеева


Вторая серия экспериментов: пионерский лагерь.
Межгрупповая деятельность (труд в

совхозе) приобрела самостоятельную и социально значимую ценность и цель, стоящую над узкогрупповыми интересами.
Было зафиксировано резкое уменьшение ингруппового фаворитизма.



В конце смены отряды вместе трудились в соседнем совхозе.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииЭксперименты В.С. Агеева Вторая серия экспериментов: пионерский лагерь. Межгрупповая деятельность

Слайд 18Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Принципиальная схема генезиса

межгрупповых процессов выглядит следующим образом:

Вывод из экспериментов

В.С. Агеева

Объективные условия совместной деятельности

Характер непосредственного межгруппового взаимодействия

Параметры процессов межгруппового восприятия

(1) Межгрупповое восприятие оказывается неадекватным (ингрупповой фаворитизм) при взаимодействии, которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПринципиальная схема генезиса межгрупповых процессов выглядит следующим образом: Вывод из

Слайд 19Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии

(3) В случае

стабильных неудач

внутри неуспешной группы:
Меньше связей по типу симпатии;
Больше негативных выборов;
Больше конфликтов;
Больше интерес к межгрупповым отношениям.

Вывод из экспериментов В.С. Агеева (2)

(2) Характер межгруппового взаимодействия влияет на внутригрупповые процессы:
Удовлетворенность от членства;
Характер межличностных отношений;
Точность восприятия;
Групповые решения.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии(3) В случае стабильных неудач

Слайд 20Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Стереотипизация -

атрибуция черт, при которой индивиду приписываются характеристики, исходя из его

группового членства.
Ингрупповой фаворитизм - тенденция благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими группами.
Физиогномическая редукция - выведение внутренних характеристик человека, исходя из его внешнего облика.
Социальная каузальная атрибуция - интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства.

Основные механизмы межгруппового восприятия

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии Стереотипизация - атрибуция черт, при которой индивиду приписываются характеристики,

Слайд 21Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Направления исследований межгрупповых

отношений:
1. «Горизонтальное»

2. «Вертикальное»


Вертикальное сечение –

отношение разностатусных групп или групп в некоторой их иерархии. Пример – психология организаций.


Горизонтальное сечение – взаимодействие равных, но не соподчиненных групп.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииНаправления исследований межгрупповых отношений: 1. «Горизонтальное»2. «Вертикальное» Вертикальное сечение –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика