Слайд 2Общение –
сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене
информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Слайд 3три стороны общения:
перцептивная
коммуникативная,
интерактивная,
Слайд 6Речь как инструмент коммуникации
Слайд 7Виды речи
По форме общения:
Устная
Письменная
Кинетическая
По назначению:
Внутренняя
Внешняя
Слайд 10Назовите важнейшие коммуникативные компетенции
Слайд 12Какие Вы знаете и используете приемы активного слушания?
Слайд 16Определение конфликта
3 негативных последствия конфликта
3 позитивных результата, которые
должны быть целью разрешения конфликтной ситуации
Участники конфликтов в
команде.
3 личностные характеристики, способствующие конструктивному решению конфликтов
Слайд 17Что такое конфликт?
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) - трудно
разрешимое противоречие объективной или субъективной природы, связанное с острыми эмоциональными
переживаниями
Системные признаки конфликта:
противоречие объективной или субъективной природы;
необходимость принятия решения в ситуации неопределенности (выбор одной из нескольких альтернатив);
поливариантность исходов;
эмоциональное напряжение.
Слайд 18Условия перерастания возникшего противоречия
в трудно разрешимое (конфликтную ситуацию)
Значимость
жизненной
ситуации для
субъектов
противоречия
Препятствие,
воздвигаемое
одним из субъектов
на пути к
достижению
целей другим
Превышение
личной
терпимости
к препятствию
хотя бы у одного
из субъектов
противоречия
Слайд 19К.У. Томас и Р.Х. Килменн сформулировали представления о стратегиях поведения
в конфликтной ситуации. Они выделяют пять основных стилей (стратегий) поведения
в конфликте:
приспособление (адаптация),
компромисс,
сотрудничество,
избегание (уход),
соперничество (конкуренция).
Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой человек хочет удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Слайд 22Психологическое влияние – это
Воздействие на психологическое состояние других людей, их
чувства, мысли и действия
Слайд 23Психологически конструктивное влияние
Сохраняет хорошие отношения;
оба участника проявляют и
чувствуют уважение друг к другу и к себе
Полезно и интересно
для обоих участников (а не только для того, кто манипулирует, принуждает и т.п.)
Слайд 25Средства убеждения
Высказывание собеседнику ясных, четких аргументов в удобном темпе и
понятными словами.
Открытое, честное признание как сильных, так и слабых
сторон предлагаемого решения.
Получение согласия на каждом шаге доказательства
Слайд 272. Самопродвижение
Открытое предъявление подтверждений своих умений, достижений для того,
чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества
на конкурсах и т.д.
Слайд 28Средства самопродвижения
Демонстрация реальных возможностей.
Предъявление сертификатов, дипломов, отзывов и др. Честное
раскрытие своих целей.
Слайд 303. Внушение
Сознательное, но неаргументированное воздействие на человека или группу для
того, чтобы изменить их состояние, отношение, подвигнуть к определенным действиям
Слайд 31Средства внушения
Личный магнетизм. Личный авторитет.
Уверенность речи и поведения.
Использование
специальных условий и обстановки (приглушенное освещение, ритмические звуки, прикосновения и
др.).
Выбор наиболее внушаемых партнеров
Слайд 334. Заражение
Передача своего состояния или отношения другому человеку или
группе, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это
состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно
Слайд 34Средства заражения
Высокая энергетика собственного поведения.
Артистизм.
Интригующее вовлечение партнеров в выполнение действий.
Индивидуализированный взгляд в глаза, прикосновение.
Слайд 355. Пробуждение импульса к подражанию
Слайд 365. Пробуждение импульса к подражанию
Способность вызывать стремление быть подобным себе.
Может проявляться и использоваться непроизвольно и произвольно. Стремление подражать и
подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным
Слайд 37Средства
Публичная известность.
Демонстрация высоких образцов мастерства
Явление примера
доблести, милосердия, служения идее.
«Модное» поведение и оформление внешности.
Призыв
к подражанию
Слайд 38
6. Формирование благосклонности
Развитие у собеседника
хорошего отношения
Слайд 39Средства
Проявления собственной незаурядности и привлекательности.
Высказывание благоприятных суждений об
адресате.
Подражание адресату. Оказание ему услуги
Слайд 407. Просьба
Обращение к другому человеку с призывом удовлетворить потребности
или желания просящего
Слайд 41Средства
Ясные и вежливые формулировки.
Проявление уважения к праву собеседника отказать в
просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным
целям
Слайд 438. Принуждение
Требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами.
Субъективно принуждение переживается: инициатором — как собственное давление, адресатом —
как давление на него со стороны инициатора или обстоятельств
Слайд 44Средства принуждения
Объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без
каких-либо объяснений или обоснований.
Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений.
Запугивание
возможными последствиями.
Угроза наказанием, в наиболее грубых формах — физической расправой
Слайд 469. Деструктивная критика
Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека
и/или грубое агрессивное осуждение или осмеяние его дел и поступков.
Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отнимает у него веру в себя
Слайд 47Средства
Принижение личности (например, по формуле: «Да что тебе объяснять, все
равно ты не поймешь»).
Высмеивание того, что критикуемый не в состоянии
изменить: внешности, социального и национального происхождения, скорости реакций, тембра голоса и др.
Высказывание справедливых критических замечаний человеку, который уже находится в состоянии подавленности неудачей
Слайд 4910. Игнорирование
Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям
и действиям.
Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения
В
некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером
Слайд 50Средства
Демонстративное пропускание слов другого человека «мимо
ушей».
Поведение, указывающее на то, что присутствие человека не
замечается.
Невыполнение обещаний или опоздание без объяснений
Молчание и отсутствующий взгляд в ответ на вопрос. Игнорирование писем, вопросов в социальных сетях и т.д.
Внезапная смена темы разговора
Слайд 5211. Манипуляция
Скрытое от человека побуждение его к переживанию состояний,
изменению отношения, принятию решений и поведению,
необходимым для достижения манипулятором
своих собственных целей.
При этом для манипулятора важно, чтобы другой человек считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными.
Слайд 53Средства
Нарушение личного пространства: приближение или касание.
Резкое ускорение или, наоборот, замедление
темпа беседы.
Поддразнивающие высказывания вроде: «Тебя что, так легко расстроить
(задеть, обмануть, заставить подчиниться)?». Подзадоривающие высказывания (например: «Вряд ли ты сможешь это сделать» или «Тебе слабо..»).
Слайд 54Средства
«Невинный» обман
Замаскированные под малозначительные и «случайные» негативные высказывания, сплетни
об общих знакомых .
Слайд 55Средства
Преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, неосведомленности, «глупости для того, чтобы
пробудить у другого человека стремление помочь.
«Невинный» шантаж (например, «дружеские» намеки
на старые ошибки, промахи, упоминание личных тайн человека)