Слайд 1Психология отношений:
понятие и структура профессионализма,
психологические аспекты профессиональной деятельности
медицинских работников,
профессиональная деформация личности,
эмоциональное выгорание и психологический стресс.
Научно-практический центр
«Психосоматическая нормализация»
Слайд 2Понятие и структура профессионализма
Профессионализм медицинского работника — интегральная психологическая характеристика
личности, сочетание психологических качеств, обеспечивающих продуктивное решение профессиональных задач —
сохранение, укрепление здоровья человека, продление него жизни, предупреждение и лечение заболеваний.
Достижение вершин профессионализма происходит не "любой ценой", а должно быть экологично для организма специалиста, в рамках нравственных норм, без ущерба для окружающих.
Слайд 3
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА:
1. психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности,
2. ценностное
отношения к медицинской деятельности,
3. адекватность мотивов, профессиональных целей, задач
реальным условиям выполняемой деятельности,
4. наличие искомых профессионально значимых личностных качеств, определяющих продуктивность профессиональной зрелости.
Слайд 4Согласно опросам, для больных моральные качества медицинского персонала играют главную
роль.
Профессионализм медиков считается сам собой разумеющимся.
Доверяя медицинскому работнику,
больные ждут от него демонстрации высших моральных качеств:
− чуткости;
− исключительной добросовестности;
− тактичности;
− честности;
− терпеливости и внимательности;
− способности к самоотверженности;
− и главное - любви к людям и своей работе.
Медицинский гуманизм выражается
в активном, естественном стремлении посвятить себя больным
и, несмотря на трудности,
использовать все ресурсы
для восстановления и сохранения здоровья,
не причиняя действиями и словами дополнительного ущерба.
Слайд 8Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинских работников
Слайд 9Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинских работников
Слайд 12Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинских работников
Слайд 14В данном случае, вероятнее всего, произошел стандартный набор неправильных трансакций
(диалоговых вбросов). Люди, ждущие скорою помощь, уже были настроены агрессивно.
Любое слово в данном случае воспринимается как негативный вербальный посыл. Не верится, что с порога медики сразу начинали хамить. Лидировать в диалоге – да, но это связано с профессиональной деформацией личности – человек, берущий на себя ответственность за жизнь другого человека, априори собран, серьезен, является ведущим и доминантом.
При фоновой агрессии невербальные сигналы тоже считываются искаженно. Опять же, вероятно, и медики были усталы, иначе бы они не вступили в дискуссию, а попытались с минимальным диалогом сделать свою работу. Бригада не оценила степень искажения анализа поступающей информации и своими попытками что-то объяснить – лишь усугубляла ситуацию. Это как снежный ком – любое действие лишь утяжеляет.
Что необходимо было бригаде сделать при таком раскладе. Меньше диалогов. Фельдшер – молча, делает свою работу. Врач, вежливо прервав гневный монолог, говорит только о деле.
Слайд 34психологический стресс
Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое
было вызвано каким-либо переживанием.
Любые эмоции, как положительные, так и
отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.
Слайд 35Бригаде скорой помощи в пути дают вызов, это 02.30 ночи,
и диспетчер объясняет, что у нее конфликт с родственниками больного
человека. Также она предупреждает, что бы бригада была готова к конфликтной ситуации. В квартире человек 12 из ближнего зарубежья, но к медикам отношение ровное. Врач стал обследовать больного, мерить температуру, фельдшер заполняла документы. В квартиру вошли еще несколько человек из знакомых пострадавшего, женщина с ребенком, присутствующая все время – вышла. И выключился свет.
Света не было несколько секунд, и за это время врач распрощался с жизнью, фельдшер с честью. Когда свет включился – родственник больного извинился, что случайно задел спиной выключатель.
Ситуация кажется анекдотичной, но надо отметить грамотное поведение родственников и медиков на вызове. Ни одна сторона не стала говорить о проблемных разговорах с диспетчерской службой. Медики – стали выполнять свою работу, родственники отделили людей в телефонной трубке от приехавших специалистов. Но если бы только бригада скорой помощи начала разговор о необоснованности вызова на температуру взрослому 35- летнему мужчине – вызов мог бы кончиться катастрофой для всех.
Слайд 37Особенности психологического стресса
Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей,
среди которых можно выделить следующие:
Запускается как реально действующими, так
и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект.
Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации.
Слайд 38К психологическим последствиям стресса относятся:
Тревога и беспокойство;
Ухудшение памяти;
Снижение внимания;
Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
Периоды депрессии;
Приступы
гнева;
Вспыльчивость и раздражительность;
Постоянное ощущение неудовлетворенности;
Капризность;
Угнетенность и подавленность;
Субъективное ощущение перегруженности;
Утрата интереса и апатия.
Слайд 40СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Используемые материалы:
https://www.kakprosto.ru/kak-837343-kakimi-kachestvami-dolzhen-obladat-medrabotnik#ixzz5i4BuTVfH
https://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/7409-psihologicheskij-stress.php