Слайд 1Психология воспитания
Панич Ольга Евгеньевна
Белгород, 2013
Слайд 3Вопросы на размышление
Психология воспитания это – …
наука / научное направление
/ отрасль психологии / раздел психологии
Психология воспитания связана с такими
науками и отраслями как …
Психология воспитания ориентирована на решение таких проблем как :
Слайд 4Психология воспитания
Психология воспитания - предмет, задачи, специфика.
Понятие цели воспитания. Развитие
личности как цель психологии воспитания.
Методы и приемы организации воспитательного процесса.
Психологические
механизмы воспитания.
Роль коллектива в воспитании личности ( А.С.Макаренко, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн).
Психология воспитания в современной семье.
Школа как открытая воспитательная система.
Неформальные молодежные объединения как фактор воспитания.
Психоанализ о проблемах формирования личности.
Становление идентичности личности (Э.Эриксон, В.С.Мухина).
Гуманистическая психология о проблемах развития личности.
Уровни морально-нравственного развития по Л.Колбергу.
Особенности развития и воспитания дошкольников, младших школьников, подростков и юношей.
Слайд 5Понятие воспитание
воспитание в широком смысле - воздействие общества на человека;
воспитание
в социальном смысле – процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают
усвоение необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принятой системы ценностей;
воспитание в педагогическом смысле, - целенаправленное воздействие, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
воспитание в узком педагогическом смысле - формирование у детей системы социально полезных качеств, взглядов, убеждений;
Слайд 6Понятие воспитание
Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, способствующее
адаптации и создающее условия для обособления в соответствии со спецификой
целей групп, в которых оно осуществляется (А.В.Мудрик).
Воспитанность - «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» К.Д. Ушинский
Слайд 7Характеристики процесса воспитания
Воспитание – целенаправленный процесс.
Процесс воспитания является многофакторным.
Многофакторность
объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.
Между началом педагогического воздействия и
устойчивым проявлением воспитанности может лежать длительный период, рассчитывать на быстрые успехи в деле воспитания нельзя.
Воспитание в отличие от обучения должно быть непрерывным .
Слайд 8Цели воспитания
Воспитание личности начинается с определения его целей, в соответствии
с ценностями общества:
базовые (традиционные, общечеловеческие),
ситуативные (актуальные, инновационные).
Общая цель современного воспитания
состоит в развитии нравственности, духовности, внутренней свободны и ответственности.
Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в развитии инициативности, предприимчивости, честолюбия (стремление к достижению успехов).
Слайд 9«Индивидуализм – коллективизм»
Слайд 12Виды воспитания
По содержанию:
умственное
трудовое
физическое
нравственное
эстетическое
правовое
полоролевое (гендерное)
экономическое
гражданское
Слайд 13Виды воспитания
По стилю отношений:
Авторитарное
Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок
и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные
правила, неуступчивость, требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.
Слайд 14Виды воспитания
По стилю отношений:
Демократическое (авторитетное)
Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность
в становлении личности ребенка, но и за ним признает право
на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.
Слайд 15Виды воспитания
По стилю отношений:
Либеральное
Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными
его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к
запретам, ограничениям и контролю.
Индифферентное
Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому.
.
Слайд 16Виды воспитания
По институтам социализации:
Семейное
Общественное (школьное)
Коллективное (субкультура сверстников)
СМИ
Слайд 17
Экологические системы развития личности
Слайд 18Модель экологических систем
Ури Бронфенбреннер
(1917—2005)
специалист в области детской психологии,
автор книги «Два мира детства: дети США и СССР»
Слайд 19Принципы воспитания
1. ДИАЛОГИЧНОСТИ - формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками
и педагогом, учет их личностных качеств, от которых зависят складывающиеся
со временем основные ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы, общая направленность личности, доминирующие мотивы.
2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ - выдвижение системы ближайших, средних и далеких целей воспитания.
Слайд 20Принципы воспитания
3. ОПТИМИЗМА - создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального
подъема, необходимо выявлять и поддерживать ощущение повторяющихся успехов.
4. КОЛЛЕКТИВНОСТИ - воспитание
через взаимодействие. Активизация взаимодействия способствует ускорению процесса формирования личностных качеств.
5. ТВОРЧЕСТВА - творческая деятельность воспитывает в ребенке способности
Слайд 21Методы воспитания
1.Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа;
увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.
2.Методы организации деятельности и
формирования опыта поведения: упражнение, приучение, требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
3.Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.
Слайд 22Механизмы воспитания
убеждение,
внушение,
подражание.
Слайд 23Рекомендуемая литература
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
Клюева
Н.В. и др. Педагогическая психология. М., 2003.
Лишин О.В. Педагогическая психология
воспитания. М, 1997.
Пастернак Н.А. Психология воспитания. М., 2008.
Петровский В.А. Психология воспитания. М., 1995.
Якунин В А. Педагогическая психология. СПб., 1998.