Разделы презентаций


Тема №1: Исторические этапы развития государственного бюджета

Содержание

Вопросы:История возникновения бюджета Бюджет дореволюционной БеларусиФормирование бюджета в период образования БССР Бюджет БССР за период с 1915-1990 г. Бюджет Беларуси в переходном периоде к рынку

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема №1: Исторические этапы развития государственного бюджета

Тема №1: Исторические  этапы развития государственного бюджета

Слайд 2Вопросы:
История возникновения бюджета
Бюджет дореволюционной Беларуси
Формирование бюджета в период образования

БССР
Бюджет БССР за период с 1915-1990 г.
Бюджет Беларуси

в переходном периоде к рынку
Вопросы:История возникновения бюджета Бюджет дореволюционной БеларусиФормирование бюджета в период образования БССР Бюджет БССР за период с 1915-1990

Слайд 31.История возникновения бюджета
Бюджет- особая система общественных отношений , которая исторически

возникла и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными

отношениями.
1.История возникновения бюджетаБюджет- особая система общественных отношений , которая исторически возникла и действует там, где существует государство

Слайд 4Имея бюджет, государство получило возможность значительную часть средств расходовать на

строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооружений.
Не малую роль

пополнения казны играли войны, которые означали прямой грабеж, сбор дани с побежденных , добычу пленных.
Имея бюджет, государство получило возможность значительную часть средств расходовать на строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и

Слайд 5При феодализме потребности правителей в начале удовлетворялись за счет доходов

от собственных имений , но по мере роста расходов владельцы

устанавливали обязательные платежи со своих поданных.

При феодализме потребности правителей в начале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений , но по мере

Слайд 6Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в

своих интересах. С развитием товарно-денежных отношений появилась возможность расходы государства

покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан.
Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах. С развитием товарно-денежных отношений появилась

Слайд 7В XVII в. в Англии стали составлять единую смету доходов

и расходов , которая получила название бюджет.
В России смету стали

составлять при Петре I в период проведения реформ, когда требовалось обеспечить увеличение доходов казны.
В этот период была создана коллегия для руководства финансовыми делами. В результате начали ежегодно разрабатывать бюджет с 1812 г., когда было создано Министерство финансов.
В XVII в. в Англии стали составлять единую смету доходов и расходов , которая получила название бюджет.В

Слайд 8В большинстве европейских стран бюджеты государства стали формироваться в конце

XVIII в. По размерам бюджета , его структуре и сбалансированности

судили об экономическом потенциале государства.
Во многих странах первые бюджеты были засекречены . Например, во Франции в XVIII в. Существовали законы в которых запрещалось под страхом смертной казни даже рассказывать об бюджете и обсуждать финансовую деятельность государства.
В большинстве европейских стран бюджеты государства стали формироваться в конце XVIII в. По размерам бюджета , его

Слайд 92.Бюджет дореволюционной беларуси
До революции наша Республика представляла северо-западный край Российской

Империи и не имело своего бюджета , но участвовала в

формировании доходной части государственного бюджета России.
2.Бюджет дореволюционной беларусиДо революции наша Республика представляла северо-западный край Российской Империи и не имело своего бюджета ,

Слайд 10Формировалось 2 вида бюджета:
Обыкновенный
Формировался из традиционных доходов и направлялся

на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства.
Формировался для

погашения государственного долга и покрытие убытков, вызванных войной, стихийными бедствиями, и источниками погашения этих расходов являлись внутренние и внешние займы.

Чрезвычайный

Формировалось 2 вида бюджета:Обыкновенный Формировался из традиционных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных

Слайд 11Доходная часть обыкновенного бюджета на 2/3 состояла из косвенных налогов.
К

ним относились:
Налоги от казенной винной монополии ;
Пошлины на имущество ;
Акцизы

на спички, табачные изделия, спиртные напитки.

Прямые налоги составляли около 10 % от общей суммы доходов .

К ним относились :
Поземельный налог;
Налог с недвижимости;
Квартирный налог;
Промысловый налог;
Налог с денежного капитала.

Доходная часть обыкновенного бюджета на 2/3 состояла из косвенных налогов.К ним относились:Налоги от казенной винной монополии ;Пошлины

Слайд 12Государственные расходы включают:

Военные расходы;
Расходы на содержание государственной железной дороги;
Расходы на

содержание органов государственного управления.
До 30 % всех расходов приходилось на

военные расходы.

В бюджете того времени отсутствовали расходы на:

Здравоохрение;
На содержание тюрем, больниц, госпиталей, поскольку они финансировались из местных бюджетов.

Государственные расходы включают:Военные расходы;Расходы на содержание государственной железной дороги;Расходы на содержание органов государственного управления.До 30 % всех

Слайд 13Система местных бюджетов включает:
Земские бюджеты
Имелись в Витебской, Минской и

Могилевской губерниях, где имелось соответствующее управление.
Все доходы делились на:
Окладные
(налог

с недвижимого имущества, налог с земель)

Неокладные
(пошлины,платежи с документов на право торговли, % на собственный капитал и др.)

Городские бюджеты

Мирские бюджеты

Волостные
бюджеты

Сельские бюджеты

Эти бюджеты формировались за счет сборов крестьян и расходовались на выплату жалований волостным и сельским должностным лицам и на содержание общественных зданий.

Система местных бюджетов включает:Земские бюджеты Имелись в Витебской, Минской и Могилевской губерниях, где имелось соответствующее управление. Все

Слайд 143.Формирование бюджета в период образования БССР
БССР образовалось 1 января 1919

г. И формально имело право на самостоятельный бюджет , но

из-за войны , натурализации хозяйства и отмены денежного налога бюджет не составлялся.
В 1921 г. БССР был составлен первый бюджет, но исполнен он был с огромным дефицитом. За счет эмиссии покрывалось 92 % всех расходов.
В 1922 г. образовался СССР и госбюджет БССР вошел в состав бюджетной системы СССР.
3.Формирование бюджета в период образования БССРБССР образовалось 1 января 1919 г. И формально имело право на самостоятельный

Слайд 15Бюджеты местных советов существовали самостоятельно и у них были собственные

источники доходов, и кроме того они получали дотации на покрытие

разницы доходов и расходов из бюджетов вышестоящего уровня, а также субвенции, т.е. целевые средства при долевом участии собственных средств.
Переход от военного коммунизма к НЭПу позволил значительно повысить доходы бюджета: начинают преобладать поступления от народного хозяйства в виде промыслового налога, платежи за пользование государственными угодиями, подоходного налога, отчисления от прибыли.
Бюджеты местных советов существовали самостоятельно и у них были собственные источники доходов, и кроме того они получали

Слайд 16Важнейшим источником налогов стали прямые налоги и акцизы. От населения

средства поступали через налоги и систему государственных займов.
Основными статьями расходов

бюджета в XX г. становятся: расходы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия и военные расходы.
К 1930 г. Доходная часть бюджета возросла в результате проведение реформы: вместо множества платежей появилась двухканальная система изъятия доходов (гос.предприятия платили налог с оборота и подоходный налог). В результате бюджет получал устойчивые регулярные поступления налога с оборота, а также государство получало возможность неограниченного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и организаций.

Важнейшим источником налогов стали прямые налоги и акцизы. От населения средства поступали через налоги и систему государственных

Слайд 17Для расширения доходной базы республиканских и местных бюджетов законодательством было

установлены отчисления от налога с оборота и закреплены за ними

другие источники.
В этот период была определена компетенция местных советов и их самостоятельность.
Формирования бюджетной системы СССР завершился к 1938 г., когда местные бюджеты были официально включены в состав единого госбюджета.
Для расширения доходной базы республиканских и местных бюджетов законодательством было установлены отчисления от налога с оборота и

Слайд 184.Бюджет бсср за период с 1945-1990гг.
В 50-60-х годах наблюдалось расширение

бюджетных прав. Доходы и расходы республики в законе о бюджете

СССР с 1955 г. стали предусматриваться лишь в общих объемах, а распределять их между республиканскими и местными бюджетами стали сами союзные республики.
Республике было представлено право распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течении года доходами для финансирование потребностей сверх общих ассигнований.
4.Бюджет бсср за период с 1945-1990гг.В 50-60-х годах наблюдалось расширение бюджетных прав. Доходы и расходы республики в

Слайд 19В 1957 г. был введен централизованный порядок взимания отчислений от

прибыли, что увеличило закрепленные доходы бюджета республики.
Налог с оборота оставался

основным регулирующим доходом бюджета, но по темпам роста его значительно опережали отчисления от прибыли; в 3 раза возросли поступления подоходного налога с колхоза и в этот же период его суммы полностью основались в бюджете СССР до 50-х гг.,50 % данного налога перечислялось в союзный бюджет .
Особенностью расходной части бюджета в этот период стало доминирование расходов на народное хозяйство : развитие промышленности ,с/х, промышленное строительство , транспорт.
В этот период уменьшились расходы бюджета на расходование относительно местных и республиканских органов: контролирующих, плановых и т.д.
В 1957 г. был введен централизованный порядок взимания отчислений от прибыли, что увеличило закрепленные доходы бюджета республики.Налог

Слайд 20В 60-е годы были введены новые параметры планирования и экономического

стимулирования : вместо отчислений от прибыли , которые составляли 93-97

% была введена плата за: основные производственные фонды и нормирование производственного оборотного средства, были введены фиксированные платежи , а также взносы свободного остатка прибыли.

К концу 70-х была разработана экономическая модель хозяйственного расчета и самоокупаемости : распределение прибыли между Министерствами и бюджетом происходило с помощью нормативного метода.

В 60-е годы были введены новые параметры планирования и экономического стимулирования : вместо отчислений от прибыли ,

Слайд 21В первой половине 80-х г. начался масштабный экономический эксперимент, направленный

на перестройку хозяйственного механизма. Он основан на 4-ёх основных принципах:
1)Оперативная

самостоятельность субъектов;
2) Самоокупаемость и самофинансируемость;
3) Материальное стимулирование и ответственность за конечные результаты;
4) Контроль рублем.

В 90-е годы бюджет РБ имел следующие особенности:
1)Резко увеличилась доходная база бюджета из-за необоснованного роста цен на товары первой необходимости.
2)Существенно расширились права отдельных регионов и изменены подходы при рассмотрении бюджетов местных советов: произошел структурный сдвиг в перераспределении средств между республиканским и местными бюджетами .
3) В этот период был рост дефицита бюджета.

В первой половине 80-х г. начался масштабный экономический эксперимент, направленный на перестройку хозяйственного механизма. Он основан на

Слайд 225.Бюджет беларуси в переходном периоде к рынку
До 1991 г. Бюджет

Беларуси входил в состав единого государственного бюджета СССР. Это выражалось

не только в общем подходе его формирования , но и всестороннем диктате центральных органов власти при его определении и распределении.
Республиканские органы власти самостоятельно разрабатывали собственный республиканский бюджет , однако основные показатели уточнялись Минфином СССР.
Свое название госбюджет БССР оправдывал тем, что его доходы образовывались на территории республики и использовались на финансирование предприятий республики и местного назначения.
5.Бюджет беларуси в переходном периоде к рынкуДо 1991 г. Бюджет Беларуси входил в состав единого государственного бюджета

Слайд 23Первый бюджет суверенного государства имел следующие особенности:
1)Самостоятельность бюджета, которая базируется

на мобилизации на территории РБ налоговых и неналоговых поступлений.
2)Усиление социальной

направленности бюджетных ассигнований.
3)Установление ряда фондов и резервов, предупреждение диспропорций в хозяйстве, финансирование неучтенных в бюджете расходов, вызванных переходом к рыночным отношениям.
Первый бюджет суверенного государства имел следующие особенности:1)Самостоятельность бюджета, которая базируется на мобилизации на территории РБ налоговых и

Слайд 24В структуре доходов РБ в этот период наблюдались следующие основные

источники поступлений :
НДС;
Налог на доход и прибыль;
Акцизы
+ различные налоги

от населения:налог на недвижимость , на топливо, плата за землю, сборы, неналоговые доходы и др.

Расходы бюджета РБ в этот период состояли в следующем:
1)Расходы на народное хозяйство;
2)социально-культурные мероприятия;
3) оборона;
4) содержание правоохранительных органов ;
5) обслуживание госдолга;
6)ВЭД
7)расходы на науку
8)резервный фонд Совета Министров и фонды непредвиденных расходов;
9)фонд стабилизации экономики;
10) Прочие расходы.

В структуре доходов РБ в этот период наблюдались следующие основные источники поступлений :НДС; Налог на доход и

Слайд 25Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода

и перераспределения его на общие нужды.
Доходная часть бюджета формируется за

счет налогов и сборов физических и юридических лиц. Высока доля косвенных налогов и высок уровень налогообложения предприятий.
Расходы увеличиваются быстрее, чем источники их покрытия, что связано с расширением функций государства и появлением новых затрат.
Происходит изменение в структуре расходов , усиливается социальная направленность бюджетных ассигнований, но по прежнему остаются атрибуты плановой экономики: дотации, возмещение разницы в ценах и т.д.
Формируются специальные внебюджетные фонды: финансирование жилищного строительства, дорожного хозяйства, социальной защиты.
Дефицит бюджета в этот период достиг огромных размеров, как в абсолютном выражении, так и в процентах к ВВП .Это затрудняет сбалансированность развития экономики.
Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве: в бюджетной системе РБ. Усиливается самостоятельность всех видов бюджета, но решающее место в выполнении общегосударственных , экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

Основные черты бюджета РБ в переходном периоде:

Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общие нужды.Доходная часть

Слайд 26СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика