Слайд 1Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения
Слайд 2ПМПк – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия педагогов, психологов,
логопедов, медицинских работников и администраторов образовательного учреждения для решения задач
адресной психолого-медико-педагогической помощи детям
(«Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» (19. 02. 2001г.) ).
Слайд 3Целью консилиума является создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные
условия жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Слайд 4Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении выполняет диагностическую,
воспитательную,
реабилитирующую, консультационную функции.
Слайд 5Задачи консилиума
выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, их характера
и причин, или других состояний;
комплексное обследование детей с ОВЗ, а
также детей, имеющих трудности в обучении и адаптации с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе;
выявление резервных возможностей ребенка, в т. ч. одаренного, разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы;
составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
организация здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;
Слайд 6подготовка и ведение документации, отражающей динамику актуального развития ребенка, программу
образовательных и воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития,;
консультирование
педагогов и родителей в решении сложных или конфликтных ситуаций;
организация профессионального взаимодействия между специалистами школы и педагогическими коллективами других учреждений, в т.ч., направление ребенка, в случае необходимости, на районную, (городскую, краевую) психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации индивидуально-ориентированной программы коррекции выявленных недостатков.
Слайд 7Работа консилиума складывается из двух этапов: подготовительного и основного
-
при подготовке консилиума специалистами проводится профессиональное обследование причин затруднений ребенка,
его актуального состояния и перспектив на дальнейшее развитие;
- основное заседание консилиума предполагает обсуждение специалистами проблем ребенка и формирование согласованной картины актуальной ситуации его развития.
Слайд 8На заседании ПМПк предоставляются следующие документы:
медицинское представление (сведения из
истории развития ребенка);
педагогическая характеристика ребенка;
заключения на ребенка (от
каждого специалиста коррекционной службы), в которых отражена психолого-педагогическая проблема ребенка;
письменные работы по русскому языку, математике, рисунку и другие виды самостоятельной деятельности ребенка.
Слайд 9Педагогическое представление на ученика
1. Ф.И. ученика, дата рождения
2. Сложности в обучении:
Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, отвлекается, не слышит вопроса.
Пассивен на уроках, быстро устает, истощается, дает неправильные ответы.
Не включается в учебный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами, преобладают игровые интересы.
С трудом овладевает навыками чтения, письма, счета.
Плохо запоминает даже небольшое стихотворение, правило, таблицу умножения.
Имеет ограниченный (бедный) словарный запас.
Другое –
Слайд 103. Особенности в усвоении норм поведения:
Очень вспыльчив, часто непослушен, спорит
с учителем.
Мешает другим детям на уроках и на переменах, не
слышит обращенную к нему речь, не меняет своего поведения, когда делают замечания.
Подозревается в пропаже денег, ценных предметов.
Безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителя. Отсутствует эмоциональная заинтересованность в окружающей обстановке.
Другое –
Слайд 114. Особенности социальных контактов.
4.1. Взаимоотношения с одноклассниками:
Мешает другим детям в
играх, подсмеивается над ними.
Обижает более слабых.
Выставляет себя, паясничает, играет роль
клоуна.
Часто ссорится с одноклассниками, пристает ко всем, находится в плохих отношениях с некоторыми из них.
Нелюбим другими детьми, над ним часто посмеиваются.
Дерется, кусается, царапается, использует опасные предметы в качестве орудий драки.
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один
Другое –
Слайд 124.2. Взаимоотношения с учителями:
При общении с учителем теряется, смущается. Плачет
без причины, при ответах говорит тихим голосом, запинается.
Избегает контакта с
учителем, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным.
Проявляется негативизм по отношению к учителю, не выполняет его требований, отвечает дерзко, порой грубо.
Другое –
Слайд 135. Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации ребенка в школе:
Переход
в новую школу, новый класс, второй год обучения (дублирование), переезд
в другой город.
Соматическая ослабленность (частые простуды, жалобы на боли в желудке и тошноту, головные боли, наличие хронических заболеваний).
Органические нарушения и физические дефекты (плохое зрение, слабый слух, недостатки в произношении отдельных звуков, плохая координация движений, слишком маленький рост, ребенок-инвалид).
Педагогическая некомпетентность родителей (безнадзорность, родители не выполняют элементарных требований по уходу за ребенком, жестокое отношение к ребенку, повышенная опека, чрезмерная защита от мнимых и истинных опасностей, преувеличенное представление родителей о болезненности ребенка, противоречивое воспитание ребенка членами семьи).
6. Положительные черты личности ребенка, на основе которых строится коррекционная работа с ним:
Слайд 14Общее заключение
состоит из констатирующей и рекомендательной частей. Рекомендательная
часть составляется председателем ПМПк в виде карты прогноз-коррекции с учетом
индивидуальных способностей и возможностей ребенка.
Слайд 15Результатом проведенного консилиума
должна стать разработка комплексной индивидуально-ориентированной программы
работы с ребенком, прошедшим консилиум.
Важно во время работы
консилиума добиваться полного взаимопонимания между его участниками:
- определить проблему, выступающую на первый план в данный момент;
- обязательно согласовать задачи обучения и коррекции;
- назначить сроки выполнения коррекционной программы и дату проведения следующего консилиума.
Слайд 16В зависимости от поставленных задач, консилиумы могут быть запланированными и
внеплановыми:
1.Запланированные (проводятся 3 раза в год):
- Первичный.
Целью такого консилиума является определение особенностей развития учащихся, возможных условий их обучения, необходимого психологического, логопедического, или иного сопровождения педагогического процесса.
Проводится по завершению первичных обследований у всех специалистов (психолога, логопеда, педагога и др.).
- Плановый. Проводится не реже одного раза в полугодие. Цель – оценка динамики обучения и коррекции; внесение, при необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу.
- Заключительный. Проводится в связи с завершением коррекционной работы. Цель – оценка статуса учащихся по итогам коррекционной работы, состояния эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций, а также разработка рекомендаций для специалистов (учителей, воспитателей и др.), которые будут работать с ребенком в дальнейшем.
Слайд 17 2. Внеплановый (срочный) консилиум проводится по просьбе педагога
или любого из специалистов, работающих с учащимися, в случае необходимости:
- длительная болезнь ребенка,
- неожиданная аффективная реакция,
- возникновение иных проблем в обучении и коррекции.
Цель – выявление причин возникших проблем; оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления; определение допустимых нагрузок; направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (в случае необходимости).
Слайд 18ПМПк
Плановые
Внеплановые
Работа по
направлениям:
организационная работа с администрацией;
консультационно-методическая работа с педагогами;
планирование совместной деятельности с
классными руководителями;
просветительская и консультационная работа с родителями;
коррекционно-развивающая работа с детьми;
консультирование школьников;
взаимодействие с ПМПК.
Слайд 19Циклограмма работы ПМПк
Плановые ПМПк:
1 четверть:
Утверждение плана работы на год.
Оценка
уровня адаптации учащихся 1-х классов к условиям обучения; 5-х классов
– к условиям предметного обучения в среднем звене школы; 10 класса – к условиям обучения в старшем звене школы; выявление детей группы риска.
Обсуждение результатов обследования учащихся каждым специалистом, составление коллегиального заключения ПМПк.
Разработка образовательных маршрутов (программ ликвидации проблем в усвоении общеучебных умений и навыков, развития и отработки социального статуса учащегося) для уч-ся 1-х, 5-х, 10 классов.
Выработка рекомендаций для педагогов и родителей обучающихся.
2 четверть:
Анализ успешности обучения в 1 четверти обучающихся по программам школы VII, VIII видов, в том числе детей-инвалидов.
Разработка образовательных маршрутов (программ ликвидации проблем в усвоении общеучебных умений и навыков, развития и отработки социального статуса учащегося) для учащихся 6-8 классов, испытывающих трудности в усвоении программы обучения и в связи с проблемами младшего подросткового возраста.
3 четверть:
Анализ успешности обучения во 2 четверти обучающихся по программам школы VII, VIII видов, в том числе детей-инвалидов.
Анализ успешности обучения в 1 полугодии учащихся 9-х, 11 классов.
Разработка рекомендаций для педагогов и родителей выпускников.
4 четверть:
Анализ успешности обучения во 2 полугодии и за год обучающихся по программам школы VII, VIII видов, в том числе детей-инвалидов.
Анализ уровня адаптации первоклассников и пятиклассников к условиям обучения в школе.
Комплектование 1-х, 10-х классов на новый учебный год.
Слайд 20Внеплановые ПМПк
Внеплановые консилиумы собираются по запросам педагогов или родителей. Поводом
для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств,
отрицательно влияющих на развитие ребенка.
Задачи:
решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
Внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.
Слайд 21Внеплановые ПМПк
Тематика обсуждений:
Прибывший ученик.
Конфликтная ситуация.
Побег ребенка из дома.
Трудности в обучении
и поведении ученика и др.
Слайд 22Памятка учителю
Помню, что это «поздноцветущие» дети, вселяю веру в успех.
Стараюсь
«смотреть сквозь пальцы» на неумения детей.
Режим работы носит щадящий характер,
а отношения с учениками несут положительные эмоции (замечаю ученика, жду его, готовлю каждому приятное слово, действие, понимаю, но не иду у него на поводу).
Разговариваю с детьми спокойным, уверенным голосом.
Строго соблюдаю этические нормы в отношениях с учениками и их родителями (информация и документация носит характер материалов для служебного пользования и не подлежит разглашению).
Разговор об ученике не ведется в его присутствии или в присутствии посторонних.
Стремлюсь по-доброму завершить день, благодарю детей за совместную работу, желаю здоровья и тепла им и их близким.
Слайд 23Документация ПМПк
журнал записи детей на ПМПк с регистрацией заключений;
карта (папка)
развития обучающегося, воспитанника;
списки классов, групп детей, находящихся под динамическим наблюдением
специалистов ПМПк;
график плановых консилиумов;
нормативные документы Министерств образования, здравоохранения, комитета общего образования администрации Хабаровского края по направлению деятельности.
Слайд 24Лист контроля динамики развития
Ф.И.О., дата рождения ребенка _____________________________________________
Адрес и телефон
для связи с родителями (законными представителями) ребенка
_________________________________________________________________________
Слайд 25
В Хабаровском крае организованы 15
ПМПК
На не освобожденной основе
Центральная ПМПК
г. Хабаровск - 2 ПМПК
г. Комсомольск-на-Амуре
г. Амурск
г. Николаевск-на-Амуре
Верхнебуреинский район
На освобожденной основе
г. Вяземский
г. Бикин
г. Советская Гавань
Охотский район
Солнечный район
Хабаровский район
Комсомольский район
Ванинский район
Слайд 26Психолого-медико-педагогический консилиум
можно считать средством ранней профилактики, раннего выявления,
коррекции и динамического наблюдения за учащимися с ограниченными возможностями здоровья,
а также сопровождения одаренных детей. Консилиум благоприятствует взаимодействию медиков, педагогов, социальных работников и психологов, что обогащает их знания, способствует скоординированности деятельности, а, следовательно, и повышению качества реабилитационных и развивающих мероприятий.