Слайд 1Выполнили: Коломиец Юлия
Соляк Валерия
Федотова Ксения
Фомина Ирина
Психолого-педагогическая характеристика детей с дефицитарным
развитием (нарушение речи)
Слайд 2Нарушения речи или речевые расстройства
— это проблемы и отклонения речи
и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности,
речевой моторики.
Слайд 3Причины (по Хватцеву)
Органические (анатомо-физиологические, морфологические)
Недоразвитие и поражение мозга
во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а
также различные органические нарушения периферических органов речи. Хватцев выделил органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).
Слайд 4Функциональные (психогенные)
Нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной
нервной системе.
Социально-психологические
Различные неблагоприятные влияния окружающей среды.
Психоневрологические причины
Умственная
отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.
Слайд 5Классификации речевых нарушений:
клинико-педагогическая и психолого-педагогическая
Слайд 6Общее недоразвитие речи
– это сложное речевое расстройство, при котором у
детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее
начало развития, скудный запас слов, аграмматизм речи, дефекты произношения и фонемообразования. Для детей с ОНР характерно системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Слайд 7Уровни
Первый уровень ОНР
Характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных
средств общения в возрасте 5-6 лет, когда у детей речь
в основном должна быть сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Это так называемые «безречевые дети». Понимание речи ребенком ограничено. Они не владеют общеупотребительными средствами общения. В речи преобладают предложения из одного-двух слов, отстуствуют грамматические связи и речь понятна только в конкретной ситуации. Одним и тем же словом ребенок может обозначать несколько разных понятий.
Слайд 8Второй уровень ОНР
У детей появляются, хотя и искаженные, общеупотребительные
слова.
Понимание обиходной речи и использование общеупотребительных слов достаточно развито,
хотя активный словарь ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования.
Слайд 9Третий уровень ОНР
Дети пользуются развернутой фразовой речью с элементами
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими
лишь с помощью взрослого. В процессе контакта не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов. Могут составить рассказ о себе, о своей семье, по картинке. Однако дети не точно употребляют слова, мало используют прилагательные, наречия, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, допускают ошибки в согласовании.
Слайд 14Отмечаются нарушения всех сторон процесса общения:
коммуникативной, имеет место нарушение обмена
информацией как из-за трудностей в передаче своей мысли ребенком, так
и в сложности восприятия собеседником сообщения, и по причине особенностей программирования высказывания;
интерактивной, так как страдает построение общей стратегии взаимодействия;
перцептивной стороны общения, ребенок «тормозит» на более ранних формах общения, он не может точно и правильно воспринимать собеседника, составить о нем корректное представление.
Слайд 15 Эмоциональная сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, высокой
степенью психоэмоционального напряжения, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других
людей.
Эмоциональная сфера
Слайд 16 Изучение особенностей познавательной деятельности детей, имеющих нарушение речи средней
и легкой степени тяжести, свидетельствуют о том, что и у
этих детей речевое нарушение, как правило, влечет за собой определенные дефекты интеллектуального развития: недостаточное развитие произвольного внимания, памяти, восприятия, словесно-логического мышления, плохое усвоение знаний и представлений, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, неумение подчинять свои действия правилу.
Познавательная деятельность
Слайд 17 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи осуществляется в
системе непрерывного образования, основными ступенями которого являются дошкольное, начальное и
среднее образование.
Ведущая роль в этом процессе принадлежит дошкольным учреждениям, в которых наряду с выполнением общеобразовательных и воспитательных задач предусматривается специальная работа по формированию у детей правильной речи.
Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включает в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.
Обучение и воспитание
Слайд 18
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается
четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:
своевременным обследованием детей;
рациональным
составлением расписания занятий;
оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями;
совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.
Слайд 19 Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий
по исправлению недостатков речи с выполнением общих стандартных требований. Для
дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда.
Слайд 20 У детей с речевой патологией при выполнении физических упражнений
наблюдается несогласованность движений рук и ног, нарушение ритмической структуры движения,
отсутствие плавности и четкости отмечает, что дети с речевой патологией отстают от здоровых сверстников по таким проявлениям как сила, быстрота, выносливость и ловкость.
У детей с нарушениями речи отмечаются отклонения в развитии координационных способностей, в мелкомоторной координации и нарушениями локомоции.
Физическое развитие
Слайд 21 Их двигательные акты бедны, медлительны, некоторые дети отличаются суетливостью,
наличием лишних движений, нечеткостью выполнения двигательных актов в заданиях на
двигательную память.
У дошкольников с речевыми нарушениями отметили несовершенство дыхательного аппарата, характеризуя слабым вдохом и неэкономичным, слабым, неравномерным распределением выдыхаемого воздуха
Слайд 22 Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук заключаются в недостаточной
координации пальцев рук, замедленности и неловкости движений, застревании на одной
позе (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией . Кроме того, дети с ОНР часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. Все это сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности.
Формирования мелкой моторики
Слайд 24 "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько
вариантов задания.
1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты,
как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши"
Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
Придумай новое слово".
Дислалия
Слайд 25
Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй
изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово.
Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Слайд 26Упражнение «Ветер, ветер...»
Цель - развитие неречевого и речевого дыхания,
умения контролировать силу и длительность выдоха.
Дети имитируют дуновения ветерка
в разное время года, используя для этого различные фонемы.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф
У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
У Осени — прохладный — с-с-с.
У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
ДИЗАРТРИЯ
Слайд 27Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья»
Цель: развитие тонкой моторики, координация речи с
движением.
Слайд 28 Цель: создание специальных условий для коррекции и формирования коммуникативных
способностей детей с речевыми нарушениями, способствующих освоению основной образовательной программы
дошкольного и школьного образования и предупреждению дальнейших возможных трудностей в освоении программы образования.
Коррекционная работа
Слайд 29 Задачи:
1. Преодоление недостатков в речевом развитии.
2. Своевременное предупреждение речевых
нарушений.
3. Обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения,
познания, самовыражения ребёнка.
4. Осуществление своевременного и полноценного личностного развития обучающегося дошкольного возраста с речевым недоразвитием.
5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала.
6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции, формирования и развития речи детей.
7. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанника и сотрудниками образовательной организации, оказание необходимой консультативной помощи педагогам.
Слайд 301. Первичная диагностика, выявление особенностей речи, требующих коррекционной работы
2. Коррекционная
работа, которая включает в себя логомассаж, дидактические игры, игры на
развитие мелкой моторики рук, артикуляционные гимнастики и многое-многое другое (подход индивидуальный)
3. Вторичная диагностика, оценка результата, рефлексия
Структура
Слайд 32 В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях
и группах детей с нарушениями речи.
Определены три профиля
специальных групп:
1.Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2.Группа для детей с общим недоразвитием речи.
3.Группа для детей с заиканием.
Помимо этого, существуют специальные (логопедические) группы в детских садах общего типа, а также логопедические пункты в детских садах общего типа.
При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении.
Слайд 33Детский сад №3: г. Тюмень, ул. Монтажников 11 корпус,
г.
Тюмень, проезд Стахановцев, 7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья Начальная школа-детский сад № 76
1 корпус: город Тюмень, улица Парфенова, дом 30.
2 корпус: город Тюмень, улица Парфенова, дом 34.
3 корпус: город Тюмень, проезд Геологоразведчиков, дом 34.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69 города Тюмени имени Героя Советского Союза Ивана Ивановича Федюнинского.
Корпус №1: ул. Червишевский тракт, 29
Корпус №2: ул. Самарцева, 29
Слайд 341) Назовите причины возникновения нарушений речи (по Хватцеву).
2) Какие особенности
восприятия отмечаются у детей с нарушениями речи?
3) Назовите цель коррекционной
работы с детьми, имеющими речевые расстройства.
4) Сколько выделяют уровней ОНР?
5)Какие трудности возникают у детей с речевыми нарушениями во время общения?