Слайд 1Психолого-педагогическая система помощи при нарушении зрения
Слайд 2План:
Классификация детей с нарушениями зрения
Обучение, воспитание и коррекция детей с
нарушениями зрения
Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
Слайд 3Классификация детей с нарушениями зрения
В зависимости от степени снижения остроты
зрения на лучше видящем глазу при использовании очков и соответственно
от возможности использования зрительной системы при обучении выделяют следующие группы:
слепые (незрячие);
абсолютно (тотально) слепые;
частично (парциально) слепые;
слабовидящие.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют:
слепорожденные;
ослепшие.
Слайд 4 Около 30% врождённых аномалий зрения имеют наследственные причины. В качестве
генетических факторов могут быть: нарушение обмена веществ (проявляется в альбинизме),
врождённый анофтальм (отсутствие глаза), микрофтальм (врождённая аномалия развития глаза, выраженная в уменьшении всех его размеров).
Аномалии зрения могут возникать в результате патологии беременности, перенесённых матерью вирусных заболеваний, токсоплазмоза, краснухи и пр.
Слайд 5 Врождённые нарушения зрения могут быть обусловлены патологическими факторами во вторую
половину беременности, во время родов и в ранний послеродовой период.
К этим факторам относят: асфиксию (гипоксию), родовую травму, желтуху новорожденных, недоношенность, внутриутробные инфекции.
Слайд 6 Асфиксия новорожденных имеет место у 5% родившихся детей. Она включает
комплекс биохимических, гемодинамических и клинических проявлений, развивающихся под влиянием остро
и подостро протекающей кислородной недостаточности.
В периоде новорожденности поражение органа зрения может вызвать:
изменение придатков глаз;
изменения глазного яблока;
изменения проводящих путей и корковых отделов зрительного анализатора.
Слайд 7 Желтухи новорождённых подразделяют на физиологические и патологические. Первые носят преходящий
характер и бесследно исчезают в периоде новорождённости. Патологические желтухи новорожденных
связаны с избыточным разрушением красных клеток крови, нарушением превращения пигмента эритроцитов в конечный продукт - билирубин. При патологических желтухах могут поражаться зрительные пути, а также ядра глазодвигательных нервов, что приводит к снижению остроты зрения или косоглазию.
Слайд 8 Недоношенность - это тот неблагоприятный фон, на котором тяжелее протекает
асфиксия, родовая травма, внутриутробные инфекции. Дети, родившиеся недоношенными - потенциальные
пациенты офтальмолога в связи с высокой частотой у них врождённой близорукости и косоглазия.
Слайд 9 Внутриутробные инфекции - это инфекционные заболевания и процессы, которые вызываются
возбудителями, проникшими в плод от инфицированной матери до наступления родов
или при прохождении ребёнка через родовые пути.
Токсоплазмоз
Сифилис
Краснуха
ВИЧ-инфекция
Цитомегаловирусная инфекция(ЦМВИ)
Герпес
Врождённые причины заболевания глаз у детей имеют очень тяжёлые последствия и, сочетаясь, как правило, с поражением проводящих путей и центров зрительной системы, нередко приводят к значительным зрительным нарушениям.
Слайд 10 Приобретённые нарушения зрения обычно бывают следствием заболевания органов зрения -
сетчатки, роговицы и ЦНС, а также осложнений от инфекционных болезней,
травм мозга или глаз.
Нарушения зрения могут носить прогрессирующий и непрогрессирующий характер. При прогрессирующих нарушениях происходит постепенное ухудшение зрительных функций. Непрогрессирующие нарушения отмечаются при некоторых врождённых пороках.
Слайд 11 Время проявления нарушения зрительной функции имеет очень важное значение для
психического и физического развития ребёнка. Чем раньше наступила слепота, тем
более заметны вторичные отклонения и своеобразие психофизического развития.
Слайд 12Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушениями зрения
Система ранней помощи.
В
настоящее время функционирует развёрнутая система образовательных учреждений для детей с
нарушениями зрения. В зависимости от возраста, характера и степени выраженности зрительной патологии эти дети могут посещать разные учреждения, в которых им обеспечиваются условия для всестороннего развития и оказывается необходимая медицинская и психолого-педагогическая помощь.
Слайд 13 Система ранней помощи предусматривает целый ряд мероприятий:
Своевременное выявление слепого или
слабовидящего ребёнка;
Проведение комплексного медико-психолого-педагогического обследования;
Организация патронажа и консультирование семей на
базе центров, а так же включение детей по достижению ими полутора - двух лет в консультативные группы и группы кратковременного пребывания;
Регулярное проведение комплексных обследований детей с целью уточнения направлений коррекционно-педагогической помощи и выявления динамики развития ребёнка.
Слайд 14 Особое место в комплексе диагностических методов принадлежит электрофизиологическому методу регистрации
зрительных вызванных потенциалов с помощью компьютерной техники. Он дает объективную
информацию о морфофункциональном состоянии зрительной системы ребёнка, которую нельзя получить с помощью других клинических тестов.
Слайд 15 Система дошкольного обучения.
Для детей с нарушениями зрения имеются дифференцированные дошкольные
учреждения и дошкольные группы при детских садах и школах-интернатах. Эти
учреждения создаются для слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией. Существует и интегрированная система дошкольных учреждений смешанного типа, куда поступают дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и слепых детей. В эти учреждения принимаются дети от 2 до 7 лет.
Слайд 16 Дошкольные специальные учреждения входят в систему образования совместно с отделами
здравоохранения:
детские сады, ясли-сады и дошкольные группы при школах интернатах для
слепых детей;
детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;
детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;
учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа);
группы для слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией при общеобразовательном ДОУ (детский сад комбинированного вида);
дошкольные детские дома для детей с нарушением зрения;
смешанные группы (группы интегрированного обучения);
группы кратковременного пребывания;
консультативные группы.
Слайд 17 Обучение и воспитание дошкольников обеспечивается благодаря взаимодействию специалистов, работающих в
дошкольных учреждениях. Согласно типовому положению в обеспечении охраны здоровья детей
и осуществлении коррекционно-педагогического процесса участвуют несколько служб:
медицинская (врач-офтальмолог, медицинская сестра, педиатр, медсестра - ортоптистка);
психологическая (специальный психолог или педагог-психолог);
педагогическая (тифлопедагог, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед (если имеются речевые нарушения), специалист по ЛФК).
Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования ПМПК, которые принимают решения о зачислении в учреждение и выводе из него.
Слайд 18 Обучение направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у
них недостатков развития, обусловленных тяжестью и характером зрительной патологии.
Обучение
в дошкольных учреждениях строится на основе общедидактических принципов обучения и с учётом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия, познавательной деятельности и компенсаторных возможностей.
Слайд 19 Наряду с общими направлениями обучения и воспитания в детских садах
реализуются специфические направления:
Лечебно восстановительная работа, способствующая охране зрительных функций у
частичнозрящих и слабовидящих и восстановлению их до нормы у детей с амблиопией и косоглазием.
Создание благоприятных условий для развития детей с нарушением зрения.
Коррекция втричных отклонений психофизического развития.
Формирование компенсаторных процессов за счёт использования и развития сохранных анализаторов детей с нарушением зрения, повышения активности самого ребёнка.
Слайд 20 Система школьного обучения.
Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
в России имеется сеть специальных (коррекционных) школ. Кроме того, при
некоторых массовых школах имеются классы охраны зрения.
Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в таких школах имеют ряд специфических принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.
Слайд 21 Обеспечение нормализации развития детей с окружающей их средой происходит в
результате выполнения школами следующих функций: учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей, санитарно-гигиенической, лечебно-востановительной, социально-адаптационной
и профориентационной. Это обеспечивает полноценное развитие детей с нарушением зрения, их эффективную социализацию и интеграцию в обществе.
Слайд 22 В процессе обучения и воспитания обеспечивается нормализация психического развития слепых
и слабовидящих детей за счёт формирования у них компенсаторных процессов,
активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладения ими.
Работа школ строится в зависимости от общих закономерностей и специфических особенностей их развития, имеющихся у учащихся потенциальных возможностей.
Слайд 23 Школы для слепых и слабовидящих детей (школы 3 и 4
видов) состоят из трёх ступеней:
Начальная школа;
Основная школа или неполная
средняя;
Средняя полная школа;
Обучение общеобразовательным предметам осуществляется по программам массовой школы с учётом специфики их развития и увеличением сроков обучения. Применяются специальные формы и методы работы, дидактические средства наглядности, тифлотехнические устройства, современные компьютерные технологии.
Для незрячих учащихся используют специальные учебники и пособия по системе Брайля. В школах для слабовидящих - учебники с укрупнённым шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
Слайд 24Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
Профилактика зрительных нарушений у детей
должна начинаться до рождения и даже до их зачатия. Могут
быть определены два основных направления такой работы: предупреждение их возникновения за счёт снижения перинатальной патологии (первичная профилактика) и предупреждение осложнений уже сформировавшейся патологии глаз (вторичная профилактика).
Первичная профилактика должна включать пять основных этапов:
превентивный - до зачатия;
антенатальный - в утробе матери;
интранатальный - в процессе родов;
неонатальный - в ранние сроки после рождения;
постнатальный - на протяжении всей жизни.
Слайд 25 Одним из направлений деятельности школ является организация лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и
восстановительной работы, которая осуществляется врачами (окулистом, педиатром, психоневрологом) и средним
медперсоналом не только в школе, но и семье. Вся лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения учащихся.