Разделы презентаций


Психолого-педагогическая система помощи при нарушении зрения

Содержание

План:Классификация детей с нарушениями зренияОбучение, воспитание и коррекция детей с нарушениями зренияПрофилактика зрительных нарушений и охрана зрения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психолого-педагогическая система помощи при нарушении зрения

Психолого-педагогическая система помощи при нарушении зрения

Слайд 2План:
Классификация детей с нарушениями зрения
Обучение, воспитание и коррекция детей с

нарушениями зрения
Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения

План:Классификация детей с нарушениями зренияОбучение, воспитание и коррекция детей с нарушениями зренияПрофилактика зрительных нарушений и охрана зрения

Слайд 3Классификация детей с нарушениями зрения
В зависимости от степени снижения остроты

зрения на лучше видящем глазу при использовании очков и соответственно

от возможности использования зрительной системы при обучении выделяют следующие группы:
слепые (незрячие);
абсолютно (тотально) слепые;
частично (парциально) слепые;
слабовидящие.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют:
слепорожденные;
ослепшие.


Классификация детей с нарушениями зрения 	В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при

Слайд 4 Около 30% врождённых аномалий зрения имеют наследственные причины. В качестве

генетических факторов могут быть: нарушение обмена веществ (проявляется в альбинизме),

врождённый анофтальм (отсутствие глаза), микрофтальм (врождённая аномалия развития глаза, выраженная в уменьшении всех его размеров).

Аномалии зрения могут возникать в результате патологии беременности, перенесённых матерью вирусных заболеваний, токсоплазмоза, краснухи и пр.

Около 30% врождённых аномалий зрения имеют наследственные причины. В качестве генетических факторов могут быть: нарушение обмена веществ

Слайд 5 Врождённые нарушения зрения могут быть обусловлены патологическими факторами во вторую

половину беременности, во время родов и в ранний послеродовой период.

К этим факторам относят: асфиксию (гипоксию), родовую травму, желтуху новорожденных, недоношенность, внутриутробные инфекции.

Врождённые нарушения зрения могут быть обусловлены патологическими факторами во вторую половину беременности, во время родов и в

Слайд 6 Асфиксия новорожденных имеет место у 5% родившихся детей. Она включает

комплекс биохимических, гемодинамических и клинических проявлений, развивающихся под влиянием остро

и подостро протекающей кислородной недостаточности.

В периоде новорожденности поражение органа зрения может вызвать:
изменение придатков глаз;
изменения глазного яблока;
изменения проводящих путей и корковых отделов зрительного анализатора.

Асфиксия новорожденных имеет место у 5% родившихся детей. Она включает комплекс биохимических, гемодинамических и клинических проявлений, развивающихся

Слайд 7 Желтухи новорождённых подразделяют на физиологические и патологические. Первые носят преходящий

характер и бесследно исчезают в периоде новорождённости. Патологические желтухи новорожденных

связаны с избыточным разрушением красных клеток крови, нарушением превращения пигмента эритроцитов в конечный продукт - билирубин. При патологических желтухах могут поражаться зрительные пути, а также ядра глазодвигательных нервов, что приводит к снижению остроты зрения или косоглазию.

Желтухи новорождённых подразделяют на физиологические и патологические. Первые носят преходящий характер и бесследно исчезают в периоде новорождённости.

Слайд 8 Недоношенность - это тот неблагоприятный фон, на котором тяжелее протекает

асфиксия, родовая травма, внутриутробные инфекции. Дети, родившиеся недоношенными - потенциальные

пациенты офтальмолога в связи с высокой частотой у них врождённой близорукости и косоглазия.


Недоношенность - это тот неблагоприятный фон, на котором тяжелее протекает асфиксия, родовая травма, внутриутробные инфекции. Дети, родившиеся

Слайд 9 Внутриутробные инфекции - это инфекционные заболевания и процессы, которые вызываются

возбудителями, проникшими в плод от инфицированной матери до наступления родов

или при прохождении ребёнка через родовые пути.
Токсоплазмоз
Сифилис
Краснуха
ВИЧ-инфекция
Цитомегаловирусная инфекция(ЦМВИ)
Герпес

Врождённые причины заболевания глаз у детей имеют очень тяжёлые последствия и, сочетаясь, как правило, с поражением проводящих путей и центров зрительной системы, нередко приводят к значительным зрительным нарушениям.

Внутриутробные инфекции - это инфекционные заболевания и процессы, которые вызываются возбудителями, проникшими в плод от инфицированной матери

Слайд 10 Приобретённые нарушения зрения обычно бывают следствием заболевания органов зрения -

сетчатки, роговицы и ЦНС, а также осложнений от инфекционных болезней,

травм мозга или глаз.

Нарушения зрения могут носить прогрессирующий и непрогрессирующий характер. При прогрессирующих нарушениях происходит постепенное ухудшение зрительных функций. Непрогрессирующие нарушения отмечаются при некоторых врождённых пороках.
Приобретённые нарушения зрения обычно бывают следствием заболевания органов зрения - сетчатки, роговицы и ЦНС, а также осложнений

Слайд 11 Время проявления нарушения зрительной функции имеет очень важное значение для

психического и физического развития ребёнка. Чем раньше наступила слепота, тем

более заметны вторичные отклонения и своеобразие психофизического развития.

Время проявления нарушения зрительной функции имеет очень важное значение для психического и физического развития ребёнка. Чем раньше

Слайд 12Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушениями зрения
Система ранней помощи.
В

настоящее время функционирует развёрнутая система образовательных учреждений для детей с

нарушениями зрения. В зависимости от возраста, характера и степени выраженности зрительной патологии эти дети могут посещать разные учреждения, в которых им обеспечиваются условия для всестороннего развития и оказывается необходимая медицинская и психолого-педагогическая помощь.

Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушениями зрения	Система ранней помощи.	В настоящее время функционирует развёрнутая система образовательных учреждений

Слайд 13 Система ранней помощи предусматривает целый ряд мероприятий:
Своевременное выявление слепого или

слабовидящего ребёнка;
Проведение комплексного медико-психолого-педагогического обследования;
Организация патронажа и консультирование семей на

базе центров, а так же включение детей по достижению ими полутора - двух лет в консультативные группы и группы кратковременного пребывания;
Регулярное проведение комплексных обследований детей с целью уточнения направлений коррекционно-педагогической помощи и выявления динамики развития ребёнка.

Система ранней помощи предусматривает целый ряд мероприятий:Своевременное выявление слепого или слабовидящего ребёнка;Проведение комплексного медико-психолого-педагогического обследования;Организация патронажа и

Слайд 14 Особое место в комплексе диагностических методов принадлежит электрофизиологическому методу регистрации

зрительных вызванных потенциалов с помощью компьютерной техники. Он дает объективную

информацию о морфофункциональном состоянии зрительной системы ребёнка, которую нельзя получить с помощью других клинических тестов.

Особое место в комплексе диагностических методов принадлежит электрофизиологическому методу регистрации зрительных вызванных потенциалов с помощью компьютерной техники.

Слайд 15 Система дошкольного обучения.
Для детей с нарушениями зрения имеются дифференцированные дошкольные

учреждения и дошкольные группы при детских садах и школах-интернатах. Эти

учреждения создаются для слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией. Существует и интегрированная система дошкольных учреждений смешанного типа, куда поступают дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и слепых детей. В эти учреждения принимаются дети от 2 до 7 лет.
Система дошкольного обучения.	Для детей с нарушениями зрения имеются дифференцированные дошкольные учреждения и дошкольные группы при детских садах

Слайд 16 Дошкольные специальные учреждения входят в систему образования совместно с отделами

здравоохранения:
детские сады, ясли-сады и дошкольные группы при школах интернатах для

слепых детей;
детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;
детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;
учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа);
группы для слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией при общеобразовательном ДОУ (детский сад комбинированного вида);
дошкольные детские дома для детей с нарушением зрения;
смешанные группы (группы интегрированного обучения);
группы кратковременного пребывания;
консультативные группы.

Дошкольные специальные учреждения входят в систему образования совместно с отделами здравоохранения:детские сады, ясли-сады и дошкольные группы при

Слайд 17 Обучение и воспитание дошкольников обеспечивается благодаря взаимодействию специалистов, работающих в

дошкольных учреждениях. Согласно типовому положению в обеспечении охраны здоровья детей

и осуществлении коррекционно-педагогического процесса участвуют несколько служб:
медицинская (врач-офтальмолог, медицинская сестра, педиатр, медсестра - ортоптистка);
психологическая (специальный психолог или педагог-психолог);
педагогическая (тифлопедагог, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед (если имеются речевые нарушения), специалист по ЛФК).

Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования ПМПК, которые принимают решения о зачислении в учреждение и выводе из него.

Обучение и воспитание дошкольников обеспечивается благодаря взаимодействию специалистов, работающих в дошкольных учреждениях. Согласно типовому положению в обеспечении

Слайд 18 Обучение направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у

них недостатков развития, обусловленных тяжестью и характером зрительной патологии.

Обучение

в дошкольных учреждениях строится на основе общедидактических принципов обучения и с учётом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия, познавательной деятельности и компенсаторных возможностей.

Обучение направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков развития, обусловленных тяжестью и характером

Слайд 19 Наряду с общими направлениями обучения и воспитания в детских садах

реализуются специфические направления:
Лечебно восстановительная работа, способствующая охране зрительных функций у

частичнозрящих и слабовидящих и восстановлению их до нормы у детей с амблиопией и косоглазием.
Создание благоприятных условий для развития детей с нарушением зрения.
Коррекция втричных отклонений психофизического развития.
Формирование компенсаторных процессов за счёт использования и развития сохранных анализаторов детей с нарушением зрения, повышения активности самого ребёнка.

Наряду с общими направлениями обучения и воспитания в детских садах реализуются специфические направления:Лечебно восстановительная работа, способствующая охране

Слайд 20 Система школьного обучения.
Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

в России имеется сеть специальных (коррекционных) школ. Кроме того, при

некоторых массовых школах имеются классы охраны зрения.

Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в таких школах имеют ряд специфических принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.

Система школьного обучения.	Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в России имеется сеть специальных (коррекционных) школ.

Слайд 21 Обеспечение нормализации развития детей с окружающей их средой происходит в

результате выполнения школами следующих функций: учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей, санитарно-гигиенической, лечебно-востановительной, социально-адаптационной

и профориентационной. Это обеспечивает полноценное развитие детей с нарушением зрения, их эффективную социализацию и интеграцию в обществе.



Обеспечение нормализации развития детей с окружающей их средой происходит в результате выполнения школами следующих функций: учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей,

Слайд 22 В процессе обучения и воспитания обеспечивается нормализация психического развития слепых

и слабовидящих детей за счёт формирования у них компенсаторных процессов,

активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладения ими.

Работа школ строится в зависимости от общих закономерностей и специфических особенностей их развития, имеющихся у учащихся потенциальных возможностей.

В процессе обучения и воспитания обеспечивается нормализация психического развития слепых и слабовидящих детей за счёт формирования у

Слайд 23 Школы для слепых и слабовидящих детей (школы 3 и 4

видов) состоят из трёх ступеней:
Начальная школа;
Основная школа или неполная

средняя;
Средняя полная школа;

Обучение общеобразовательным предметам осуществляется по программам массовой школы с учётом специфики их развития и увеличением сроков обучения. Применяются специальные формы и методы работы, дидактические средства наглядности, тифлотехнические устройства, современные компьютерные технологии.
Для незрячих учащихся используют специальные учебники и пособия по системе Брайля. В школах для слабовидящих - учебники с укрупнённым шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

Школы для слепых и слабовидящих детей (школы 3 и 4 видов) состоят из трёх ступеней: Начальная школа;Основная

Слайд 24Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
Профилактика зрительных нарушений у детей

должна начинаться до рождения и даже до их зачатия. Могут

быть определены два основных направления такой работы: предупреждение их возникновения за счёт снижения перинатальной патологии (первичная профилактика) и предупреждение осложнений уже сформировавшейся патологии глаз (вторичная профилактика).
Первичная профилактика должна включать пять основных этапов:
превентивный - до зачатия;
антенатальный - в утробе матери;
интранатальный - в процессе родов;
неонатальный - в ранние сроки после рождения;
постнатальный - на протяжении всей жизни.

Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения	Профилактика зрительных нарушений у детей должна начинаться до рождения и даже до

Слайд 25 Одним из направлений деятельности школ является организация лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и

восстановительной работы, которая осуществляется врачами (окулистом, педиатром, психоневрологом) и средним

медперсоналом не только в школе, но и семье. Вся лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения учащихся.
Одним из направлений деятельности школ является организация лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и восстановительной работы, которая осуществляется врачами (окулистом, педиатром,

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика