Слайд 1Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности сотрудников организаций социального обслуживания
Чернышова Елена
Александровна –
главный специалист отдела методического сопровождения
Управления координации деятельности подведомственных
учреждений Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Слайд 2Профессиональная деятельность
Профессиональная деятельность определяется как профессия, то есть как род
трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических
навыков, приобретенных в результате специальной подготовки.
Слайд 3Структурные компоненты профессиональной деятельности
Уровень квалификации (уровень знаний, умений
и навыков,
необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности),
Мотивация личности (ее профессиональная
направленность),
Эмоциональные и коммуникативные навыки,
Уровень развития психических процессов,
Специальные профессиональные способности и условия работы
Слайд 4Особенности профессиональной деятельности специалистов учреждений социального обслуживания
содержание определяется нормативно-правовыми актами
в области социальной политики государства, социальной защиты граждан
регламентируется в профессиональных
стандартах специалистов
реализуется как совокупность социальных услуг,
и в форме социального сопровождения
Слайд 6СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Социально-психологическое консультирование
(в том числе семейное консультирование)
- Выявление
психологических проблем, стоящих перед получателем социальных услуг (внутрисемейные, детско-родительские, межличностные,
супружеские, иные отношения);
- Разъяснение получателю социальных услуг сути проблем и определение возможных путей их решения;
- Определение объема и видов предполагаемой помощи в условиях организации социального обслуживания;
Слайд 7СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Социально-психологическое консультирование
(в том числе семейное консультирование)
оказание социально-психологической
помощи получателю социальных услуг в раскрытии и мобилизации внутренних ресурсов,
решении и профилактике социально-психологических проблем;
содействие в оказании иной психологической помощи, не входящей в компетенцию организации социального обслуживания
Слайд 8СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Социально-психологический патронаж
-Обеспечение своевременного выявления психологического дискомфорта, личностного (внутриличностного),
межличностного конфликта и других ситуаций;
-Систематическое наблюдение за психологическим состоянием
здоровья получателя социальных услуг;
-Оказание психологической помощи
(при необходимости);
Слайд 9СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Социально-психологический патронаж
-Взаимодействие с получателем услуг в целях коррекции
поведения;
-Проведение доверительных бесед;
-Нахождение альтернативных путей выхода
из конфликтных
ситуаций;
-Привлечение профильных специалистов
(при необходимости)
Слайд 10СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Проведение социально-психологических тренингов
-методическая разработка программы тренинга;
-проведение цикла
тренинга;
-снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психических напряжений;
-выработка умений и
навыков, социальной адаптации к создавшимся условиям проживания;
-отработка новых приемов и способов поведения;
Слайд 11СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Проведение социально-психологических тренингов
-аналитический отчет по итогам тренинга;
-проведение
групповых (индивидуальных) психологических тренингов, аутотренинг (не более 10 человек);
-проведение
групповых форм работы, направленных на преодоление негативных последствий заболевания ВИЧ-инфекцией для повышения социально-психологического самочувствия, устранение тревоги
и страха за будущее и нервно-психической напряженности ВИЧ-инфицированного и членов его семьи
Слайд 12СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ
Консультирование по вопросам самообслуживания /
и социально-бытовой адаптации
-выявление проблем;
-консультирование получателя социальных услуг по созданию социально-бытовых условий жизнедеятельности; -определение
объема и видов предполагаемой помощи в условиях организации социального обслуживания;
-содействие в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам;
-консультирование по вопросам социального обслуживания об оказываемых организацией социального обслуживания услугах, в том числе предоставляемых на платной основе
Слайд 13СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Консультирование по социально-медицинским вопросам
-выявление социально-медицинских проблем, стоящих перед
получателем социальных услуг;
-разработка для получателя социальных услуг рекомендаций по
решению стоящих перед ним социально-медицинских проблем;
привлечение (в случае необходимости) психолога (при его наличии) к консультациям по социально-медицинским проблемам получателя социальных услуг;
-консультирование по вопросам гигиены питания и жилища, избавления от избыточного веса, вредных привычек, консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции
Слайд 14СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Консультирование получателя социальных услуг и(или) ближайшего окружения получателя
социальных услуг
по вопросам социальной реабилитации
-выявление проблем получателя социальных услуг
путем собеседования с ним, с его окружением, с педагогами образовательного учреждения и т.д.;
-консультирование по вопросам требуемого направления социальной реабилитации;
ДЛЯ несовершеннолетнего ребенка:
-разработка рекомендаций и консультирование ближайших родственников по изменению окружения (физического, сенсорного) в целях создания доступной и безопасной среды для ребенка;
Слайд 15СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим
планом (сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, социально-бытовая ориентация, изодеятельность, арт-терапия, игровая
деятельность, музыкальные занятия, спортивные, досуговые, экскурсионные мероприятия), в том числе групповых
проведение в соответствии с интересами, способностями и возможностями получателя социальных услуг занятий (сенсорное развитие, арт-терапия,), в том числе групповых
Слайд 16СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Консультирование по вопросам усыновления (удочерения)
-консультирование граждан, желающих принять
на воспитание ребенка;
-консультирование по социально-правовым вопросам семей, принявших детей
на воспитание;
-обсуждение программы социально-психологической реабилитации ребенка с воспитателем семейно-воспитательной группы;
-профессиональная диагностика кандидатов в воспитатели семейно-воспитательных групп;
-подбор ребенка в семейно-воспитательную группу;
Слайд 17СОСТАВ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Консультирование по вопросам усыновления (удочерения)
-консультирование граждан, желающих принять
на воспитание ребенка;
-консультирование по социально-правовым вопросам семей, принявших детей
на воспитание;
-обсуждение программы социально-психологической реабилитации ребенка с воспитателем семейно-воспитательной группы;
-профессиональная диагностика кандидатов в воспитатели семейно-воспитательных групп;
-подбор ребенка в семейно-воспитательную группу;
Слайд 18Педагогические основы профессиональной деятельности работников организаций социального обслуживания
Слайд 19Социализация - процесс «вхождения» в общество, приобретения определенного социального опыта
(в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок). Это становление социального
в личности, формирование сознания, мировоззрения человека, овладение им культурой, присущей данному обществу, социальной общности, группе, усвоение социальных ролей, навыков общения, самопроявления в среде жизнедеятельности, накопление опыта социального поведения
Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности путем педагогических воздействий в соответствии
с определенными социально-педагогическими целями. Воспитание выступает относительно контролируемой социализацией.
Социальная диагностика – комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучение причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Слайд 20Социальная адаптация – система методов и приёмов, имеющих целью оказание
социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к
новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям.
Социальная интеграция — принятие индивидом стандартов группы таким образом, что он становится и чувствует себя её частью. В дефектологии - успешная социализация индивида, преодолевшего негативные последствия ситуации, связанной
с его дефектом.
Социально-педагогическая поддержка – это комплекс социально педагогических мер, направленных на создание
и поддержание достойных условий жизни семье, детям
для удовлетворения их жизненных потребностей и оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Слайд 21Социальная помощь – это система гуманитарных услуг: правоохранительных, образовательных, реабилитационных,
консультационных, благотворительных, которые оказываются социально незащищённым людям в целях улучшения
их социального положения.
Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно- восстановительных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения негативного характера и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении
Коррекция - система психолого педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития людей
с ограниченными возможностями.
Слайд 22Компенсация - замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное
его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить
пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.
Реабилитация – это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.
Слайд 23Социально-педагогическая реабилитация – процесс, направленный на восстановление способности человека к
жизнедеятельности в социальной среде.
Абилитация - комплекс услуг, мер, направленных
на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития.
Социальная реабилитация - это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности.
Слайд 24Престиж
Инновации
Эффективный контракт
Современные
технологии
Модель современного специалиста сферы социальной защиты
населения
Слайд 25РИПСО
ПУК ДСО
ИППСУ
ИПРА
Реальная модель современного специалиста сферы социальной защиты населения