Слайд 1Психолого-педагогические особенности организации
образовательной деятельности педагога в условиях ФГОС ДО
Доктор
пед.наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования МГОГИ
Майер А.А.
Слайд 2Основные вопросы
1. Управление реализацией ФГОС ДО
2. Технология разработки
ОП ДО
3. Сопровождение реализации ОП ДО
Слайд 3План
1. Концептуальные основы введения ФГОС дошкольного образования: нормативно-правовое обеспечение деятельности
дошкольных образовательных организаций
1.1. Федеральный закон «Об образовании в РФ»
о статусе дошкольного образования в системе непрерывного образования Российской Федерации
1.2. Обеспечение качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Слайд 4План
2. Технология разработки ООП ДО
Подходы
Направления
Содержание
Алгоритм
3. Сопровождение реализации ОП ДО
- Планирование
деятельности
- Интеграция специалистов
- Взаимодействие с семьей
Слайд 5Федеральный закон
«Об образовании в РФ»
о статусе дошкольного образования
в системе непрерывного образования Российской Федерации
Комментарии:
Вифлеемский Анатолий Борисович,
Доктор экономических
наук
Действительный член
Академии педагогических и социальных наук
Слайд 6«…может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального
общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста
шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (ст. 67, ФЗ 273)»…в отдельных случаях по заявлению родителей и согласованию с учредителем раньше или позже возможно начало получения начального общего образования
«от двух месяцев до прекращения образовательных отношений ..» (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ
от 30 августа 2013 г. N 1014))
—– "Дорожная карта" для дошкольного образования.
Дошкольное образование — новый уровень общего образования
Слайд 7Уровни образования
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой
совокупностью требований
Уровни общего образования:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее
образование.
Уровни профессионального образования:
среднее профессиональное образование;
высшее образование - бакалавриат;
высшее образование - специалитет, магистратура;
высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка).
Дополнительное образование
дополнительное образование детей и взрослых
дополнительное профессиональное образование
Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования, в том числе для дошкольного (ст. 5, ч.3)
Начальное профессиональное образование
подготовка квалифицированных рабочих
подготовка специалистов среднего звена
Слайд 91. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие
образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей
компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
Локальные нормативные акты (ст. 30)
4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией
Слайд 10Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2012 г. N 2620-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ
КАРТА")
"Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности
образования и науки"
2. Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить до 1 октября 2013 г. организацию мониторинга реализации плана.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минобрнауки России разработать и утвердить до 1 мая 2013 г. региональные планы мероприятий ("дорожные карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
Слайд 11Дошкольное образование
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей
в дошкольные образовательные организации, включает в себя:
предоставление субсидий субъектам Российской
Федерации на софинансирование реализации региональных программ (проектов) развития дошкольного образования;
создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения;
создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования.
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
разработку и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
разработку и внедрение системы оценки качества дошкольного образования.
«Дорожная карта»
Слайд 12Дошкольное образование
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с
Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях
на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р) включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
«Дорожная карта»
Слайд 13Дошкольное образование
«Дорожная карта»
Слайд 14План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования по следующим направлениям:
1. создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение
реализации ФГОС ДО;
2. создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
3. создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
4. создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
5. создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО
Слайд 15Технология проектирования на основе требований ФГОС. – М. : Академкнига,
2014.
Слайд 16Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации
(в схемах и таблицах). М. : Пед.общество России, 2014. –
96 с.
Слайд 17Интеграция основных компонентов дошкольного образования: Практикум. – М. : Сфера,
2013. – 128 с.
Слайд 18Конструирование рабочей программы педагога дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М. :
Педагогическое общество России, 2014. – 144 с.
Слайд 19Вопрос
Что изменилось в содержании и структуре образовательной деятельности педагога
дошкольного образования в связи с разработкой и внедрением ФГОС ДО?
Слайд 20«пароль»
Детский сад (тип, вид)
Образовательный (педагогический, учебно-воспитательный) процесс
Воспитатель как профессия
Слайд 21Образовательная деятельность воспитателя с обучающимися в группе (общеразвивающей направленности) по
реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в
дошкольной образовательной организации
«отзыв»
Слайд 22Управление внедрением ФГОС ДО : психолого-педагогические особенности образовательной деятельности
Слайд 23История концептуализации (качества) и стандартизации дошкольного образования
Концепция дошкольного воспитания
(1989 год)
Слайд 24История концептуализации и стандартизации дошкольного образования
«Временные (примерные)
требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в
дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования РФ от 22.08.1996 г., № 448)
Слайд 25(Приложение 2 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа
1996г. №448).
Они включали критерии
А. оценки содержания и методов
воспитательно - образовательной работы с детьми каждого года жизни по следующим направлениям:
развитие, физическое развитие и здоровье,
взаимодействие сотрудников с детьми,
развитие игровой деятельности,
развитие ребенка в изобразительной деятельности,
развитие ребенка в музыкальной деятельности,
развитие ребенка в театрализованной деятельности,
развитие конструктивной деятельности,
речевое развитие ребенка,
развитие элементарных математических представлений,
развитие элементарных естественнонаучных представлений,
развитие экологической культуры детей,
развитие представлений о человеке в истории.
Слайд 26Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 309 «О федеральных компонентах
образовательных стандартов дошкольного образования»
Конкурс по разработке стандартов дошкольного образования
Слайд 27 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от
23.11.2009 г. № 655)
вступили в силу 16.03.2010
Слайд 28 Приказ №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» Министра
образования РФ от 17 октября 2013 года (регистрация в Минюсте
14 ноября 2013 года)
Вступил в силу 1 января 2014 года
Проверки на соответствие ОП ДО с 1 января 2016 г.
Слайд 29Вопрос
Какие принципиальные изменения предполагает ФГОС ДО к образовательной деятельности
а)
цели, задачи
б) содержание
в) технологии
г) результат
Слайд 30Обеспечение качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Слайд 31Экспертная карта (продукт стандарта качества)
Слайд 32Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу I пункта 1.3. подпункта
2
В Стандарте учитываются:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией
и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации (данная норма фиксирует приоритет индивидуальных возможностей и интересов ребенка перед содержанием Программы на том или ином этапе ее освоения в группе детей )
Слайд 33Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу II пункта 2.2.
Структурные подразделения
в одной Организации (далее – Группы) могут реализовывать разные Программы
(В соответствии с данным пунктом Стандарта, а также с пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014), группы различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной), являющиеся структурными подразделениями дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) и ведущие образовательную деятельность, могут реализовывать разные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования).
Слайд 34Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу II пункта 2.5.
Программа
разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом
и с учётом Примерных программ.
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продлённого дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации
При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.
(в Законе термин «с учетом» означает право и предоставленную Организации возможность ознакомиться с существующими примерными программами, оценить их пригодность для своей образовательной деятельности и принять решение об использовании или неиспользовании данных примерных программ при разработке программы (программ) ДОО).
Слайд 35Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу II пункта 2.7. (первый
абзац)
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка (Указанная норма означает, что содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития).
Слайд 36Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу II пункта 2.9. (второй
абзац)
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во
всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
(Данная статья ФГОС ДО подчеркивает взаимодополняющий характер детского развития в пяти образовательных областях).
Слайд 37Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу II пункта 2.10.
Объём обязательной
части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. (Соотношение частей образовательной программы носит рекомендательный характер и призвано примерно оценить пропорцию между обязательной частью программы и частью, формируемой участниками образовательных отношений).
Слайд 38Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу III пункта 3.1.
Требования
к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим
и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды
(В данном пункте употребляются два сходных термина, которые, тем не менее, относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда».)
Слайд 39Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу III пункта 3.2.3.
При реализации
Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Слайд 40Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу III пункта 3.2.4.
Наполняемость Группы
определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.
(1)
наполняемость группы:
для детей в возрасте от двух месяцев до полутора лет – не более 10 человек,
для детей в возрасте от полутора до трёх лет – не более 16 человек,
для детей в возрасте от трёх лет и старше – не более 24 человек;
2) количество детей в разновозрастной группе:
при наличии в группе более двух детей в возрасте до полутора лет – не более 12 человек,
при наличии в группе детей любых трёх возрастов с полутора до 7 лет – не более 18 человек;
Предельная наполняемость Группы (включающей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами).
Слайд 41Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу III пункта 3.2.6. подпункта
1
В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального
развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования (часть 2 статьи 99 Закона) Необходимые средства должны быть доведены до Организации (государственной, муниципальной или частной) в составе норматива затрат, либо заложены в смету казенного учреждения.
Слайд 42Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу III пункта 3.3.5. Организация
самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы
(в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
(Организация самостоятельно утверждает перечень необходимых средств обучения, которые будут использоваться при реализации Программы. При этом средства обучения должны полностью соответствовать требованиям пункта 3.3.4. Стандарта).
Слайд 43Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу III пункта 3.4.1. Реализация
Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации
Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.
Слайд 44Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу III пункта 3.6. Требования
к финансовым условиям определяют закрепление на уровне Стандарта обязательств субъекта
Российской Федерации по обеспечению выполнения кадровых требований и требований к предметно-развивающей среде, и обязательства муниципалитета по финансовому обеспечению организации реализации Программы в учреждениях. При этом подробное распределение региональных и местных обязательств разъясняется письмом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. №08-1408.
Слайд 45Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу IV пункта 4.3.
Целевые ориентиры
не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (Данная статья Стандарта в соответствии с положениями Закона не допускает использование целевых ориентиров дошкольного образования для непосредственной оценки реальных достижений детей).
Слайд 46Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу IV пункта 4.5.
В пункте
содержится запрет на использование целевых ориентиров для решения ряда управленческих
задач. Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в Организации осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов.
Слайд 47Комментарии к ФГОС ДО
Комментарии к разделу IV пункта 4.7.
Целевые
ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
(Под школьной готовностью подразумевается мотивационная и психологическая готовность – т.е. стремление и желание ребенка учиться, которые сопровождаются рядом других предпосылок учебной деятельности).
Слайд 48Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Участие в разработке
основной ОП в в соответствии с ФГОС
Участие в создании
безопасной и психологически комфортной образовательной среды
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми (трудности, ОВЗ)
Слайд 49Развитие профессионально значимых компетенций
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Создание позитивного
психологического климата в группе
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем
и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания возможностей для развития свободной игры детей
Организация конструктивного взаимодействия детей
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Слайд 50Необходимые умения
Организовывать виды деятельности
Применять методы физического, познавательного и личностного
развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной
программой организации
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями…использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для … работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Слайд 51Необходимые знания
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с
детьми раннего и дошкольного возраста
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и
личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Слайд 53Подумай и реши
1. Как засунуть жирафа в холодильник?
Слайд 542. Как засунуть в холодильник слона?
Подумай и реши
Слайд 553. Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все…..кроме одного.
Что это за зверь?
Слайд 564. Вам нужно пересечь широкую реку, которая кишит крокодилами. Как
вы это сделаете?
Слайд 57Как засунуть жирафа в холодильник?
Вопрос 1: Как засунуть жирафа в
холодильник?
Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник.
Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения для простых задач.
Вопрос 2: Как засунуть в холодильник слона?
Неправильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник.
Правильный ответ: Открыть холодильник, вынуть оттуда жирафа, засунуть туда слона, закрыть холодильник.
Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий.
Вопрос 3: Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь?
Правильный ответ: Это слон. Он же в холодильнике, помните?
Этот вопрос проверяет вашу память.
ОК. Даже если вам не удалось правильно ответить на предыдущие три вопроса, у вас все же остался шанс показать, на что вы способны.
Вопрос 4: Вам нужно пересечь широкую реку, которая кишит крокодилами. Как вы это сделаете?
Правильный ответ: Вплавь. Ведь крокодилы-то все на собрании у льва.
Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.
Слайд 58Вызовы образовательной деятельности
(деформации педагога)
Вербализм
Дидактизм
Педантизм
Недостаток эмоциональной регуляции
Недостаток рефлексии
Чрезмерно развитая фантазия
Синкретизм
и эклектизм мышления
Слайд 59Основа образовательной деятельности : образовательная программа дошкольного образования
Слайд 61Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 N 594
"Об утверждении Порядка разработки
примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра
примерных основных образовательных программ"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 N 33335, опубликовано 19.10.2014, вступил в силу: 30 августа 2014 г.)
Слайд 62Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и
направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не
установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Слайд 63Примерные программы
рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный
учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
иных компонентов),
определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
Слайд 64и/или?
Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования
и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе
общего образования
Слайд 66Особенности проектирования образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Слайд 67Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
2. К компетенции образовательного
учреждения относятся:
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов
7)
разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Слайд 68Статья 55. Права работников образовательных учреждений
4. Педагогические работники имеют право
на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной
программой, утвержденной образовательным учреждением.
Выбор учебников и учебных пособий осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.
Слайд 71Цели и средства развития
Мотивационно-стимулирующая
Аналитико-диагностическая
Планово-прогностическая
Организационно-исполнительная
Контрольно-оценочная
Регулятивно-коррекционная
Слайд 72МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР ПРИКАЗ от 20 сентября 1988 г.
N 41
О ДОКУМЕНТАЦИИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Установить следующую педагогическую документацию
детских дошкольных учреждений:
для воспитателей и музыкальных руководителей - план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению.
Кроме того, для воспитателей - ежедневное ведение табеля посещаемости детей
Слайд 73Для старшего воспитателя - план работы с воспитателями на месяц
или неделю.
При этом планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие
воспитатели ведут в произвольной форме.
Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам
Слайд 74
При разработке ООП используются следующие документы:
ФГОС
- Примерная ОП
ДО (сайт ФИРО)
- Программа развития образовательного учреждения, Устав, Порядок организации
и осуществления…..
- СанПиН
- региональные (муниципальные) программы развития системы образования
Слайд 75Стратегия внедрения ФГОС/
организации образовательной деятельности
Целеполагание (цель)
Целедостижение (содержание и технологии)
Целеизмерение (целевые
ориентиры, педагогическая диагностика)
Проблема:
отсутствие цели
вариативность средств
неопределенность результата
Слайд 76Тактика
Ставим цель
Реализуем задачи
…измеряем условия (обеспечения реализации требований ФГОС)
Слайд 77Стратегия разработки ОП
в соответствии (требование) с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и с учетом (пожелание?) соответствующих примерных образовательных программ
дошкольного образования («Об образовании в Российской Федерации», «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»)
Слайд 78Должны быть (что есть)
Положение о реализации ФГОСа дошкольного образования (Письмо
Минобрнауки России от 10.01.2014 N 08-10
мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования )
Методические рекомендации по реализации ФГОСа дошкольного образования (Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования; Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзора) № 01-52-22/05-382 от 07.02.2014; Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249 )
Примерные общеобразовательные программы дошкольного образования
Слайд 85Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной организации
Слайд 86Подходы к построению ОП
Целеполагание: аксиологический, акмеологический, антропологический, гуманистический, личностно-ориентированный
Целедостижение: личностно-деятельностный,
интерактивный, коммуникативный, культурологический
Целеизмерение: компетентностный, гуманитарный
Слайд 87Содержательный
1. Модульный принцип организации направлений развития
Слайд 882. Система образовательной деятельности (педагога, педагога и детей, детей)
Слайд 89III. Организационный (соотношение и содержание частей программы, планирование работы
Слайд 90Структура образовательной деятельности
задания:
1. определите правильную последовательность элементов столбца
2. найдите
парные соответствия (дл каждого элемента столбца в соседних)
3. определите процентную
выраженность каждого элемента (от 0 до 100%)
Слайд 91Структура образовательной деятельности
Слайд 93ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
и
ОБЩЕНИЕ
Содержание образовательной деятельности
Слайд 96Конструирование и презентация ОП
I. Целевой (1. Цель, 2. Задачи, 3.
Подходы, 4. Планируемые результаты)
II. Содержательный (1. Модульный принцип организации направлений
развития, 2. Система образовательной деятельности (педагога, педагога и детей, детей), 3. Взаимодействие с семьями)
III. Организационный (соотношение и содержание частей программы, планирование работы
Слайд 97Задание
Проектирование рабочей программы
Слайд 100рабочая программа педагога состоит буквально из шести страниц
Первая страница –
титульный лист или обложка, на которой отражена следующая информация: название
программы, наименование учреждения, сведения о разработчиках, утверждении и реализации рабочей программы.
Вторая страница – это пояснительная записка - где педагог поясняет назначение и адресат программы, мотивы и истоки ее создания, основания разработки и направления реализации.
Третья страница рабочей программы – цель и задачи образовательной деятельности, направления и содержание работы с детьми, родителями, педагогами.
Слайд 101Четвертая страница рабочей программы – технологии организации образовательной деятельности в
соответствии с содержанием дошкольного образования, спецификой группы дошкольной образовательной организации
и особенностями деятельности педагога.
Пятая страница содержит информацию о планируемых результатах освоения программы, способах их оценки и коррекции возможных отклонений. Основной акцент должен быть сделан на образовательных достижениях ребенка и профессиональной успешности педагога как взаимосвязанных показателей эффективности реализации рабочей программы.
Шестая страница может содержать методические рекомендации для детей, родителей и педагогов по организации образовательной деятельности по освоению образовательной программы дошкольного образования в конкретной группе, в деятельности конкретного педагога и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей. Следует отразить и направленность рабочей программы на помощь и консультативную поддержку семьи, воспитывающей ребенка. Это могут быть рекомендации по организации самостоятельной деятельности ребенка дома и по организации совместной деятельности ребенка и родителей в процессе освоения образовательной программы.
Слайд 102В приложениях к рабочей программе педагог может отразить особенности планирования
образовательной деятельности, методические материалы по организации взаимодействия с другими специалистами
в ДОО, конспекты мероприятий, наглядно демонстрирующие ход и промежуточные результаты реализации рабочей программы.
Слайд 1053. Подходы к построению ОП
Целеполагание: аксиологический, акмеологический, антропологический, гуманистический, личностно-ориентированный
Целедостижение:
личностно-деятельностный, интерактивный, коммуникативный, культурологический
Целеизмерение: компетентностный, гуманитарный
Слайд 1064. Планируемые результаты
Модель личности и деятельности выпускника (с опорой на
целевые ориентиры)
Слайд 1075. Взаимодействие с семьями
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Слайд 115План интеграции образовательной деятельности (по организации: времени и месту проведения)
Слайд 116Этапы и содержание
работы с семьей
в контексте ФГОС ДО
и ОП ДО
Слайд 117узнавание
выявление затруднений и постановка проблем
Слайд 118Ознакомление
Распределение обязанностей (детский сад «должен» в силу договора;
родители «обязаны» в силу статуса)
Слайд 119Закрепление Проект «почта»
«Почта родительского гнева»
«Почта родительского недоверия»
«Почта анонимных обращений родителей»
«Адресная
почта (вопросы родителей к конкретным специалистам)»
«Почта родительского счастья» «Благодарности родителей»
«Родители
недоумевают, почему....», «Почта родительских идей (предложений, пожеланий» и т.д.
Слайд 123применение
Предоставление родителям возможности участия в жизни ребенка в ДОО
Слайд 124применение
Предоставление родителям возможности участия в жизни ребенка в ДОО