Слайд 1Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
Слайд 2При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат
более объективную оценку их состояния:
создание в ходе обследования комфортности, установление
эмоционального контакта;
предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
игровой характер заданий;
учет уровня развития познавательной деятельности.
Слайд 3Психологическое обследование
начинается с беседы с ребенком, которая направлена на
установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний
и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.
При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования.
Слайд 4Важной задачей обследования детей 4-5-го года жизни является изучение уровня
развития их ориентировочно-познавательной деятельности.
Именно ориентировочно-познавательное действие становится основной структурной
единицей познания.
Слайд 5В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориентировочно-познавательных действий:
хаотические действия;
перебор вариантов;
целенаправленные
пробы;
практическое примеривание;
зрительная ориентировка.
Слайд 6Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4-5 лет решают
практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте
у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).
Слайд 7При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать следующие психологические
новообразования: сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности.
Важное
значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях — методом зрительной ориентировки.
Слайд 8Главная цель обследования детей 7-го года жизни — целенаправленное изучение
их психологической готовности к школьному обучению.
Понятие «психологическая готовность к школе»
включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность (т. е. умение ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новыми взрослыми).
Слайд 9Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:
принятие задания;
понимание условий задания;
способы
выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
обучаемость
в процессе обследования;
отношение к результату деятельности.
Слайд 10При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные
задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие
выявить уровень сформированности знаний и умений.
Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как проблемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.
Слайд 11Для обследования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе используются
различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.
Основными
показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат: владение правилами поведения, умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности.
Важным условием психологической готовности к школе является также владение некоторыми элементарными учебными навыками — звуковым анализом слова, чтением, вычислительными навыками. Важна также готовность руки к письму, определенный объем знаний и представлений об окружающем мире.
Слайд 12Обязательным компонентом психолого-педагогического изучения ребенка дошкольного возраста является обследование состояния
речи.
Логопедическое обследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами и включает
в себя изучение основных компонентов, составляющих речевую систему.
Слайд 13Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая
деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев.
Для детей дошкольного возраста игра — ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А.Н. Леонтьева:
внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, например учения;
в ней перестраиваются частные психические процессы;
от нее зависят основные изменения личности в данный период.
Слайд 14Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие
изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности.