Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение субъектов взаимодействия в условиях реализации педагогики доверия
ТЕМА
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
Сопровождение как особое направление поддержки субъектов взаимодействия в условиях
реализации педагогики доверия.
Методологические основания реализации сопровождения.
Социально-психологическая, педагогическая поддержка
развивающейся личности.
Этапы процесса проектирования сопровождения.
Слайд 3ВОПРОС 1
Сопровождение как особое направление поддержки субъектов взаимодействия в условиях
реализации педагогики доверия
Слайд 4СОПРОВОЖДЕНИЕ
концепция сопровождения как направления в оказании помощи получила новое развитие
в середине 90-х годов XX века;
в основе лежит отечественный и
зарубежный опыт работы психолого-медико-педагогических комиссий, специализированных учреждений в системе образования;
исходным положением для формирования теории и практики сопровождения стал системный подход, согласно которому сопровождение понимается как система, состоящая из конкретных элементов
Слайд 5СОПРОВОЖДЕНИЕ
метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений
в ситуациях жизненного выбора (Е.И.Казакова);
система профессиональной деятельности социального работника
(психолога, педагога, юриста и т.д.), направленная на создание социально-психологических условий для успешной социализации, развития личности в ситуациях взаимодействия;
комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач адаптации, социализации, развития, воспитания несовершеннолетних;
Слайд 6СОПРОВОЖДЕНИЕ
(психолого-медико-педагогическое) – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для
людей с разного рода трудностями в соответствии с их возрастными
индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и психического здоровья
Слайд 7ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
комплексность,
непрерывность,
научность, приоритет интересов личности,
реализация
целей через создание специальных условий.
Слайд 8СОПРОВОЖДЕНИЕ
технология, предназначенную для оказания помощи человеку на определенном этапе его
жизни, социализации, развития в решении возникающих у него проблем, или
в их преодолении
Слайд 9ВОПРОС 2
Методологические основания реализации сопровождения
Слайд 10психическое развитие человека базируется на качественном изменении социальной ситуации его
жизнедеятельности, то есть возникающие у человека психические новообразования являются следствием
интериоризации исходной формы его жизнедеятельности. Переживание целостной развивающейся ситуации отражается в отношениях с окружающим миром и значимыми для человека другими (идея Л.С.Выготского);
положение теоретической концепции В.Н.Мясищева о личности как продукте системы значимых отношений;
Слайд 11положение деятельностного подхода С.Н.Леонтьева к управлению ведущей деятельностью как фактором
позитивного влияния на процессы развития личности;
личностная концепция С.Л.Рубинштейна о
влиянии на становление и развитие личности форм психологических контактов между людьми;
идеи гуманистической психологии и педагогики (Р.Бернс, У.Глассер, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Френе и др.);
концепция педагогической поддержки (Т.В.Анохина, О.С.Газман,
Н.Б.Крылова, Е.Н.Степанов и др.).
Слайд 12ВОПРОС 3
Социально-психологическая, педагогическая поддержка развивающейся личности
Слайд 13ПОДДЕРЖКА
специфическая деятельностью специалиста, дополняющая его основную профессиональную деятельность по
взаимодействию с клиентом;
логика поддержки предполагает совместное проживание с клиентом
его проблемной ситуации;
процесс совместного с клиентом определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем);
подразумевает не радикальное вмешательство в жизнь клиента, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.
Слайд 14Условия поддержки
(по К.Роджерсу)
восприятие клиентом себя как человека, столкнувшегося с
проблемой (осознание клиентом трудности позволяет ему мобилизовать и направить свои
усилия на преодоление возникшей проблемы);
конгруэнтность специалиста (стремление оставаться самим собой во всех ситуациях взаимодействия и взаимоотношений с клиентом стимулирует желание клиента вступать в контакт с таким специалистом, снижает психологические защиты, повышает эффективность поддержки);
Слайд 15Условия поддержки
(по К.Роджерсу)
безусловно положительное отношение соц. работника к клиенту
(возможно только при наличии доверия к нему, его способностям и
возможностям личностного развития. По К.Роджерсу, основную характеристику данного условия составляют атмосфера заботы о человеке и оптимизм);
эмпатийное понимание клиента (построение доверительных отношений соц. работника и клиента способствует замене оценочных суждений специалиста эмпатийным пониманием);
ощущение клиентом конгруэнтности, принятия и эмпатии соц. работника
Слайд 16ПОДДЕРЖКА
должен работать прежде всего с естественной жизненной ситуацией клиента, его
инициативой, самоопределением;
ориентирована на постоянное культивирование в жизни клиента ситуации выбора;
может
реализовываться в рамках сопровождения, которое строится на гуманистических позициях и предполагает планирование «от клиента», но не столько от его интересов и предпочтений, сколько от его жизненных проблем.
Слайд 17Принципы взаимодействия в поддержке
согласие клиента на помощь и поддержку;
опора
на личные силы и потенциальные возможности клиента, вера в эти
возможности;
ориентация на способность клиента самостоятельно преодолевать препятствия; сотрудничество, содействие;
Слайд 18Принципы взаимодействия в поддержке
доброжелательность и безоценочность;
безопасность, защита прав, человеческого
достоинства;
реализация принципа «не навреди»;
рефлексивно-аналитический подход к процессу и
результату
Слайд 19Логика включения клиента в сопровождение
защита→помощь→поддержка→
сопровождение
Слайд 20Защита
широком смысле понимается процесс ограничения, ограждения, отстаивания жизненных интересов
клиента в случае физической и / или психической опасности при
условии, если клиент сам не может справиться или просит о помощи
Слайд 21Помощь
это процесс обеспечения становления юридической, психолого-педагогической, медицинской грамотности клиентов,
активное подключение их к процессу взаимодействия посредством демонстрации способов и
приемов разрешения социальных и иных проблем, коммуникативных ситуаций, профилактики конфликтов.
Слайд 22Поддержка
способ организации взаимодействия социального работника и клиента по выявлению,
анализу реальных или потенциальных проблем, совместному проектированию возможного выхода из
них
Слайд 23Сопровождение
специально организованный процесс взаимодействия социальных и иных служб с
клиентом, имеющий просветительскую, терапевтическую направленность, основанный на социальной, психологической, юридической,
педагогической и иной поддержке
Слайд 24ВОПРОС 4
Этапы процесса проектирования сопровождения
Слайд 25Этапы
Мотивационный;
Концептуальный;
Проектный;
Реализации проекта;
Рефлексивно-диагностический
Слайд 26Мотивационный
установление эмоционального контакта между участниками сопровождения (соц. работниками, психологом,
педагогами, юристами и др.),
совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества,
уточнение ожиданий
Слайд 27Концептуальный
раскрытие содержания предстоящей работы специалистов, определение их общей профессиональной
позиции относительно клиента,
распределение функций, формирование общей цели, задач, мотивов,
смыслов сотрудничества
Слайд 28Проектный
разработка проекта сопровождения на основе анализа ситуации, диагностики наличного
уровня развития и т.п.;
подготовка участников сопровождения с учетом специфики
конкретной ситуации (нп., родителей клиента, родственников и т.п.)
Слайд 29Реализации проекта
практическая реализация,
текущая диагностика, анализ и рефлексия процесса
реализации программы,
психологическая диагностика по определению причин и направления разрешения
проблем
Слайд 30Рефлексивно-диагностический
итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия,
внесение предложений по
проектированию сопровождения при переходе на следующую ступень разрешения проблемы (при
необходимости)
Слайд 31ЗАЧЕТ
1 вариант – по программе зачета (образовательный портал)
2 вариант –
выполнение практических заданий
3 вариант – аннотирование книги «Педагогика доверия:
теоретико-методический аспект» и собеседование по прочитанному