Слайд 1Психомоторное развитие детей
Авторы:
Волкова Василиса Валерьевна студентка 3 курса ИОЗ
4 группы,
Колодина Диана Викторовна студентка 3 курса ИОЗ 4 группы
Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет
имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации
(Сеченовский Университет)
Институт общественного здоровья им. Ф.Ф.Эрисмана
Кафедра Детских болезней КИДЗ
Слайд 2Факторы, влияющие на психомоторное развитие ребёнка
Наследственность
Экологическая обстановка
Профессиональные вредности
Вредные привычки
и различные заболевания родителей
Течение беременности и роды у матери
Вскармливание, режим
дня ребёнка
Заболевания ребёнка
Культура воспитания и уход
Слайд 3Критерии психомоторного развития
Слайд 4Моторика (движение)
- целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.
Для здорового новорожденного ребенка
характерны:
- физиологический мышечный гипертонус и на этом фоне сгибательная
поза;
- движения хаотичные, атетозоподобные (дрожащие);
- тремор и гипертонус уходят после 1 мес жизни.
Слайд 5В дальнейшем развиваются:
1. координированные движения мышц глаз – на 2-3
нед – возможность фиксации взгляда на предмете;
2. поворот головы
за игрушкой (т.к. происходит развитие шейных мышц);
3. мануальная деятельность рук развивается на 4 мес жизни (приближает к глазам и рассматривает руки и пр.);
4. на 4-5 мес - координация мышц спины (переворачивание со спины на живот, на 5-6 мес- с живота на спину);
5. к концу 1 года - координированное целенаправленное движение всех мышц.
Слайд 6Статика
- фиксация и удержание определенных частей туловища в необходимом положении.
1. Первый признак статики - удерживание головы -2-3 мес, в
3 мес- хорошо держит голову;
2. сидит- к 6-7 мес; на 7 мес- ползание;
3. ребенок стоит - в 9-10 мес;
4. ходит - к концу 1- го года.
Слайд 7Условно-рефлекторная деятельность
- адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды
и собственные потребности.
Главный рефлекс у новорожденного - пищевая доминанта;
к концу 1 мес ребенок рассматривает лицо матери; на 2 мес- улыбается, на 3 мес - радостное движение руками при виде матери.
Признаки динамичны во времени.
- оральное внимание: если ребенку в 4-5 мес показать игрушку, он широко открывает рот; в 8 мес – ребенок должен потянуться за игрушкой; наличие орального внимания в 1 год свидетельствует о задержке ПМР;
- комплекс оживления: радость при виде родителей, незнакомых людей – в 4-5 мес; в 8-9 мес ребенок должен радоваться родителям + негативное отношение к посторонним.
Слайд 8К признакам УРД относятся слуховое и зрительное сосредоточение.
1) для
оценки слуха: ударить руками на расстоянии 30-40 см сбоку от
ребенка → должен моргнуть;
2) для оценки зрения: провести ярким предметом на высоте 30 см над глазами с одной стороны на другую→ должен следить;
3) до конца 1-го года возникает сенсорная речь ( понимание отдельных слов);
- речь появляется на 4-6 нед – аукание; первые звуки – гуление (а,гу, э-э);
- в 6 мес – отдельные слоги (ба-ба, ма-ма), ребенок не понимает смысла (лепет);
- к 1-му году – в запасе 8-12 слов + понимание их смысла (дай, мама);
- в 3 года – 300 слов, краткие предложения.
Слайд 9 ВНД - признак созревания умственной способности и интеллекта
человека. Окончательный вывод о состоянии ВНД возможно сделать в 5-6
лет.
Слайд 10Динамика психомоторного развития
Различают 4 этапа (уровня) формирования психики ребенка.
Первый этап — соматовегетативный (моторный) – первые 2 года ребенка;
характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.
Второй этап — психомоторный (сенсорный), продолжается от 3 до 6 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
Третий этап — формирование стабильного эмоционального фона, длится от 7 до 10 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер. 30
Четвертый этап — аффективно - идеаторный (11—12 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.
Слайд 11Уровни и методы
оценки ПМР
Для оценки ПМР выделяют 2 уровня
- психический и моторный.
В психическом развитии учитывается подуровень развития
речи (моторная и сенсорная речь) и подуровень социальной адаптации (показатели сенсорного и эмоционального развития, игровой деятельности и пр.).
В моторном развитии выделяют подуровень общей моторной деятельности и подуровень ручной умелости.
Слайд 12
ПМР учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни
в следующие возрастные интервалы: - до 1 года - 1
раз в месяц; - до 3 лет - 1 раз в 3 месяца; - с 3 до 6 лет - 1 раз в 6 месяцев.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие ПМР возрасту или задержка, опережение. Уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение ПМР. Степень ПМР позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку ПМР проводят эмпирическим методом, табличным, центильным.
Слайд 13Правила определения психомоторного развития:
Слайд 14Детальная оценка ПМР ребенка у специалистов (невролог, психиатр) необходима, если:
к 2 мес – не улыбается;
к 3 мес -
не реагирует на присутствие матери;
к 6 мес- не поворачивает голову в сторону движущегося предмета;
к 8 мес – не различает «чужих» и «близких»;
к 9 мес- не проявляет интереса при попытке играть с ним в прятки;
к 1 году – не ищет спрятанный предмет;
к 1,5 годам - не интересуется причинно- следственными играми;
к 2 годам - не разделяет объекты на категории (кукла, машина – игрушки; груша, яблоко- еда);
к 3 годам - не знает своего полного имени;
к 4 годам - не может определить какая из двух линий короче;
к 4,5 годам – не умеет последовательно считать до пяти;
к 5 годам – не знает названия основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый);
к 5,5 годам – не знает даты своего рождения, домашнего адреса, телефона.
Слайд 15Методы, применяемые для обследования детей
Общеклиническое исследование
Неврологическое исследование
Лабораторно-инструментальные исследования ( ЭЭГ, эмг, кт, мрт, исследование ликвора, нейросонография
( УЗИ мозга через большой родничок), реоэнцефалография и доплерография кровеносных сосудов головного мозга