Слайд 1 Публицистический стиль. Общая характеристика.
Слайд 2Публицистический стиль. Определение понятия.
Публицистический стиль — это стиль общественно-политической литературы,
периодической печати, ораторской речи и т. д., который определяется содержанием
текстов и основными целями воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т. п.
Слайд 3Публицистический стиль. Основные особенности.
Сфера употребления: общественные отношения: общественно-политические, культурные, спортивные.
Форма
реализации: газетные публикации, журналы, еженедельники, специальная литература; радио, телевидение, документальное
кино.
Слайд 4Публицистический стиль. Основные особенности.
Основные функции: воздействующая и информативная (функция сообщения)
Стилевые
черты: экспрессивность, выразительность, стандартизованность, клишированность речи, открытая оценочность высказывания, призывность,
простота, доступность, рекламность, документально-фактологическая точность, сдержанность, официальность.
Слайд 5Подстили публицистического стиля
Политико-агитационный (воззвания, приказы, прокламации);
Официальный политико-идеологический (партийные документы);
Собственно публицистический
(памфлеты, очерки и т.п.);
Газетно-публицистический
Слайд 6
СМИ (средства массовой информации):
функции,
особенности,
жанры текстов.
Слайд 7Функции СМИ
1)собственно информационная (сообщаются новости, актуальная
информация);
2)комментарийно-оценочная (новости истолковываются, им дается
оценка);
3)познавательно-просветительская (сообщается информация
культурного, научного плана);
4)функция воздействия (излагается информация, способная повлиять
на взгляды и поведение людей; например, рекламная акция,
предвыборная кампания);
5)развлекательная (задача журналиста — доставить адресату
чувство удовольствия).
Слайд 8
Различные СМИ обладают разными возможностями:
телевидение — это звучащее слово,
сопровождаемое движущимся изображением,
газета — это слово напечатанное, иллюстрируемое фотографиями
и рисунками.
Слайд 9СМИ. Общие черты
работа всех СМИ связана со словом: только слово
позволяет полноценно передать информацию;
все СМИ функционируют дистанционно: зрители, слушатели, читатели
не вступают в непосредственный контакт с журналистом, а читают газеты, слушают радио, смотрят телевизор — существует «передаточное» звено между автором и адресатом;
Слайд 10СМИ. Общие черты
адресат СМИ является массовым: это не один человек,
а определенные социальные группы (объединяющим началом которых служит возраст, профессия,
социальный статус, культурный уровень и т. д.);
автор СМИ часто выражает не свою личную, а коллективную точку зрения (газеты, телеканала и т. д.).
Слайд 11Жанры текстов СМИ
1)Информационные: сообщение, заметка, корреспонденция, отчет и др. (в
этих текстах излагается информация, различаются они объемом);
2) информационно-публицистические: репортаж, интервью,
журналистское расследование, обзор и др. (в них помимо объективной информации содержится субъективная (авторская) оценка);
Слайд 12Жанры текстов СМИ
3) Публицистические: комментарий, прогноз, рецензия,
версия и др. (в
этих жанрах оценка события является более важной,
чем описание самого события);
4)
художественно-публицистические: статья, очерк, фельетон, памфлет и др. (в этих текстах используются различные
приемы изобразительности, создания художественного текста);
Слайд 13Жанры текстов СМИ
5) рекламные жанры: объявление, рекламное интервью, статья
и др.;
6)
художественные жанры: рассказ, зарисовка и др.;
7) разговорные жанры: переписка с
читателями, прямая линия
и др.;
Слайд 14Жанры текстов СМИ
8) официально-деловые жанры: закон, официальное сообщение,
постановление и др.;
9)развлекательные
жанры (игра, гороскоп, кроссворд, анекдот
и др.).
Слайд 16Языковые средства (передачи информации)
Стандарт (речевой стандарт)- устойчивое в своём составе
и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает
негативного отношения, т.к. обладает чёткой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации.
Слайд 17Примеры речевых стандартов
Работники бюджетной сферы,
служба занятости,
международная гуманитарная помощь,
коммерческие структуры,
силовые ведомства,
ветви российской власти,
Слайд 18Примеры речевых стандартов
по данным из информационных источников,
служба быта (питания,
здоровья, отдыха и т.д.),
мирное сосуществование, понижение уровня жизни,
государственное
регулирование цен.
Слайд 19Примеры речевых стандартов
Частотно создание сочетаний по типовым моделям на основе
базовых слов:
Проблема (научная, хозяйственная, правовая),
Вопрос (балканский, сложный, бытовой),
Дух (времени, перемен),
Мир
(науки, бизнеса, детства).
Слайд 20Языковые средства (передачи информации)
Штамп – изначально образное, но в силу
своего постоянного употребления утратившее свою экспрессию выражение.
П.:
Чёрное золото
(нефть), зелёный часовой (лес), флагман индустрии, эстафета поколений, труженики полей, работники прилавка.
Слайд 21Языковые средства
На данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний
день, подчеркнул со всей остротой и т.д.
Штамп – это
«окаменелая фразеология», в которой неправомерно продолжают «усматривать стилистическое назначение воздействия» (Винокур Г.О. «Культура языка»)
Слайд 22Примеры текстов
Провозгласив построение в России рыночной экономики, реформаторы палец о
палец не ударили для приведения в действие рыночных механизмов, и
прежде всего в «кровеносной системе экономике» - банковском секторе.
Слайд 23Средства речевой выразительности
Очень часто в публицистических текстах задаются вопросы, на
которые сами же их авторы и отвечают. Таким образом они
вводят в письменный текст элементы диалога — одной из форм устной речи.
Слайд 241. Вопросы различных типов
Дубитация,
Объективация,
Риторический вопрос,
Коммуникация,
Парантеза,
Риторическое восклицание,
Умолчание
Слайд 25Средства речевой выразительности
Дубитация – это ряд вопросов к воображаемому собеседнику,
служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения.
Слайд 26Дубитация
«Все чаще в средствах массовой информации публикуются социологические данные о
популярности претендентов на высокую должность и прогнозы о вероятном победителе.
Но насколько надежны эти данные? Можно ли им доверять? Или это только средство формирования общественного мнения, своеобразный способ пропаганды желанного кандидата? Эти вопросы носят как политический, так и научный характер»
Слайд 27Объективация
Объективизация — это вопрос, на который автор отвечает сам.
П.:
«Какие
претензии предъявляются к переселенцам? Утверждают, что они опустошают пенсионную кассу
и поглощают основные средства, выделяемые на пособия по безработице»
Слайд 28Объективация
Объективизация — это языковое средство, служащее для высвечивания отдельных сторон
основного вопроса по мере развертывания текста.
Слайд 29Риторический вопрос
Риторический вопрос — это экспрессивное утверждение или
отрицание,
П.: «Станет
ли связываться со Сбербанком человек, чьи сбережения в нем погорели?»
- «Не станет
связываться.-».
«Новые граждане к трудным условиям приспосабливаются лучше: в России научились. Чем это плохо для Германии?»
Слайд 30Коммуникация
Коммуникация — это мнимая передача трудной проблемы на рассмотрение слушающему.
П.:
«Ведь сама схема безумно удобна и выгодна. Смотрите сами. Чтобы
получить кредит, надо будет накопить 30 процентов стоимости квартиры».
Слайд 31Коммуникация. Примеры
П.:
«В немецком городе Фрайбурге на 170 тысяч жителей
40 действующих храмов — и они еще плачутся на упадок
религиозности; а в Новгороде на 220 тысяч человек — всего два храма!.. Вот и считайте!..»
Слайд 32Парантеза
Парантеза — самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное
в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или
авторской оценки.
П.: «В США от сальмонеллы (это вам не куриная слепота!) ежегодно умирает 4000 человек и болеют около 5 миллионов».
Слайд 33Риторическое восклицание
Риторическое восклицание - показное выражение эмоций.
П.: «С каждой
разборкой подобного типа людям все виднее одно — как же
в таком окружении тяжело спикеру!»
Слайд 34Умолчание
Умолчание — указание в письменном тексте графическими средствами (многоточием) на
невысказанность части мысли:
П.: «Хотели как лучше, а получилось… как
всегда»
Слайд 352. Повторы
столкновение в одной фразе паронимов — парономазия.
П.: «Артур
— начинающий бизнесмен и, возможно, в жизни руководствуется не столько
классовыми соображениями, сколько кассовыми».
Слайд 36Повторы
повтор с отрицанием,
П.: «Выбор в отсутствии выбора»;
«И
жертвы их беззакония стали жертвами закона».
Слайд 37Повторы
полиптотон — повтор слова в разных падежных формах
П.:
«А какое
еще может быть настроение у лидера КПРФ, когда он выступает
во Дворце имени Ленина, находящемся на площади имени Ленина, где стоит памятник Ленину?».
Слайд 383. Аппликация
аппликация — вкрапление общеизвестных выражений (фразеологических оборотов, пословиц,
поговорок, газетных штампов, сложных терминов и т. п.), как правило,
в несколько измененном виде.
П.: «Требовали дать Горбачеву десять лет без права переписки с Маргарет Тэтчер»
Слайд 39Аппликация. Примеры
П.:
«Тут уж, как говорится, из «Интернационала» слова
не выкинешь»;
«Кому еще неясно, что в случае успеха на
выборах президента России Геннадию Зюганову придется работать в плотных слоях товарищеской атмосферы?».
Слайд 404. Структурно-графические выделения
сегментация,
парцелляция,
эпифраз.
Слайд 41Сегментация
Сегментация — это вынесение важного для автора компонента высказывания
в начало фразы и превращение его в самостоятельное назывное предложение,
а затем дублирование его местоимением в оставшейся части фразы.
П.: «Обмен купюр: неужели все напрасно?».
Слайд 42Парцелляция
Парцелляция — в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких
последних слов высказывания для привлечения к ним внимания читателя и
придания им нового звучания.
П.: «Процесс пошел. Вспять?».
Слайд 43Эпифраз
Эпифраз, или присоединение, — добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое
к уже законченному предложению.
П.: «Кто мог бы подумать, что вопрос
об этом поставят боннские политики, да еще социал-демократы?»
Слайд 445.Сравнения
П.: «В древние времена на Руси относились к бороде
так же фанатично, как большевики к партбилету»;
«Но она мало
похожа на систему в строгом смысле слова. Скорее — на некую суспензию, без жесткой внутренней связи элементов».
Слайд 456.Тропы
Троп — это любая языковая единица, имеющая смещенное значение, т.
е. второй план, просвечивающий за буквальным значением.
Взаимодействие и взаимообогащение
двух смыслов является источником выразительности.
Слайд 46Тропы
метафора,
каламбур,
персонификация (олицетворение),
аллегория,
метонимия,
антифразис (ирония, мейозис),
гипербола,
эпитет и т.д.
Слайд 47Метафора
метафора — перенос имени с одной реалии на другую
на основании замеченного между ними сходства.
П.:
Политика: «ритм колебаний политического
маятника»,
Слайд 48Метафора. Примеры
«предвыборная машина»,
«нейтронные ускорители реформ»,
«политическая арена»,
«политический фарс»,
«политический сценарий»,
«закулисные маневры».
Слайд 49Метафора. Примеры.
Дороги и связанные с ней средств передвижения: «президентская гонка»,
«обочина жизни»;
Растения: («ростки демократии», «корни национального конфликта»),
Войны: («план
торпедировался», «взрыв недовольства», «экономическая блокада»),
Слайд 50Метафора. Примеры
Экономика: «броненосец брежневской экономики» , «кляча российской экономики».
«медицинская
метафора»: «паралич (импотенция) власти», «метастазы насилия», «вирус необольшевизма» и др.
Слайд 51Метафора. Примеры.
«Итак, мы мягко говоря, доходим. Болячек накопилось столько,
что удивительно, как еще дышим. Тут вам и гиперинфляционный криз,
и энергетическая кома, и раковая опухоль коррупции, и эпидемия преступности. Не говоря уж о националистических психозах, недержании власти и истощении центральной нервной системы управления»
Слайд 52Каламбур
Каламбур, или игра слов, — остроумное высказывание, основанное на
одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений или
на совпадении звучания слов (словосочетаний) с разными значениями.
П.: «Коммунистам в Татарстане ничего не светит, даже полумесяц»
Слайд 53Персонификация
Персонификация - это перенесение на неживой предмет функций живого
лица.
П.:
«Город-герой встретил товарища Зюганова хлебом и солью и
девушками в национальном смоленском убранстве»
Слайд 54Аллегория
Аллегория — такой способ повествования, при которой буквальный смысл целостного
текста служит для того, чтобы указать на переносный смысл, передача
которого является подлинной целью повествования.
П.: «Ельцин бросал вызов судьбе. А она его вызов не принимала — такая капризная дама, уступала ему без боя. Может, не хотела связываться»
Слайд 55Метонимия
метонимия — перенос имени с одной реалии на другую по
логической смежности (соположенности во времени или пространстве, отношении причины и
следствия, означаемого и означающего)
П.: «Как сообщил в понедельник в Вашингтоне офис вице-президента Альберта Гора...»
Слайд 56Антифразис (ирония, мейозис)
антифразис — употребление слова или выражения, несущего в
себе оценку, противоположную той, которая явствует из контекста
Антифразис имеет
две разновидности: иронию (завышение оценки с целью ее понижения)
мейозис (занижение оценки с целью ее повышения).
Слайд 57Ирония. Мейозис. Примеры
П. (ирония):
«Короче, налицо некоторый повод для ликования крестьянства»
П. (мейозис): «Мы (Эквадор. — Авт.) чувствуем свою вину за
то, что банановая кожура очень часто появляется на московских улицах».
Слайд 587. Аллюзия
Аллюзия - прием текстообразования, заключающийся в соотнесении создаваемого
текста с каким-либо прецедентным фактом — литературным или историческим.
Слайд 59Аллюзии. Примеры
П.:
«Человек — это звучит горько»
«Возникла почти революционная
ситуация,
когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут
управлять
никак. Ни по-старому, ни по-новому»
Слайд 60Аллюзия. Примеры
Библеизмы (факты, имена, фразы из Ветхого и Нового
Завета):
П.:
«Служба воздушного движения грубо нарушила наставления
по производству полетов —
своего рода «Отче наш» авиаторов»
.
Слайд 61Аллюзия. Примеры
П.: «Звезда, под которой родился будущий член Политбюро, оказалась
пятиконечной, красной и счастливой. Он принадлежал к первому чисто советскому
поколению, с младых ногтей убежденному в том, что учение Маркса всесильно, потому что верно, а верно, потому что всесильно»
Слайд 628. Окказионализмы
Окказионализмы - новые наименования, отсутствующие в словаре.
П.: путчелюб,
кинороддом, гайдарономика, съезданутый, демократ-расстрига; Рублепад; Отрублились.
Слайд 639. Языковая игра
Языковая игра — это намеренное нарушение норм
речевого поведения, вызывающее смех.
Психологической основой языковой игры является эффект
обманутого ожидания: читатель (слушатель, зритель) ожидает, что в соответствии с нормами языка будет написано (произнесено) одно, а читает (слышит) совсем другое.
Слайд 64Языковая игра
П.:
ЗаДАЧКИ новой власти (название статьи о распределении земли
в Подмосковье);
УчастКТОвый? («Участковый, кто вы?»)
Слайд 65Языковая игра. Примеры
П.:
Время разбрасывать ядра (название статьи, посвященной российским
спортсменкам — метательницам ядра)
Ср.: библейское изречение «Время разбрасывать камни, время
собирать камни».
Слайд 66Языковая игра
П.:
Телефрения, как и было сказано (название статьи,
посвященной рекламе)
Ср.: «Шизофрения, как и было сказано» (М. Булгаков «Мастер
и Маргарита»)
Слайд 67Л.В. Щерба:
Язык публицистических произведений, «имеющий в виду широкие массы, не
должен схватываться на лету, должен бить в одну точку и
не размениваться на мелочи и оговорки»
Слайд 68
В районе Беговой и Новой Башиловки начались
давно ожидаемые работы
Как ни
странно, но утром в среду под путепроводом Ленинградского проспекта пробки
не наблюдалось. Ни в сторону Сущевского Вала, ни в сторону Краснопресненской набережной. Однако было заметно, что автомобилисты слегка притормаживают, пытаясь разглядеть: что же все-таки происходит за строительным ограждением? А за ограждением сноровисто работал кран, время от времени вспыхивали сине-белые вспышки электросварки.
Началось то, чего мы так долго ждали: работы по расширению тоннеля и сооружению поворотно-разворотных эстакад, которые через несколько месяцев должны в корне изменить ситуацию в одной из наиболее уязвимых точек Третьего транспортного кольца.