Слайд 19 августа 1824 года Пушкин прибыл в Псковскую губернию, в
имение своей матери - Михайловское
Слайд 2Настроение поэта было ужасное. Неудачные любовные связи в Одессе, попытки
побега за границу, преследования графа Воронцова - все это резко
ударило по психике поэта. И без того неустойчивая и возбудимая, она находилась на грани взрыва. Тем более, что за поступками и поведением поэта взялся наблюдать его отец, Сергей Львович, с которым у Пушкина были напряженные отношения. Главная основа семейного раздора Пушкина с отцом коренилась в полной их отчужденности. П.. А. Осипова, отлично знавшая семью Пушкиных, верно заметила: «Причина вечных между ними несогласий есть страшная мысль, которая, не знаю от чего, вселилась с обеих сторон в их умах. Сергей Львович думает, и его ничем нельзя разуверить, что сын его не любит, а Александр уверен, что отец к нему равнодушен и будто бы не имеет попечения об его благосостоянии».
Семейная склока завершилась полным разрывом отношений отца и сына, и надолго. В сущности, у Пушкина никакого сближения с отцом и не произошло. Так продолжалось до поздней осени 1824 года, когда семейство Пушкиных уехало в Петербург, оставив Александра одного в Михайловском. Поэт остался один; его раздраженные нервы немного успокоились.
Слайд 3Друзья стараются успокоить его. "На все, что с тобою случилось
и что ты сам на себя навлек, у меня один
ответ: поэзия, - писал В.А. Жуковский из Петербурга. - Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство."
Василий Андреевич Жуковский
Портрет К.П. Брюллова
Слайд 4Тригорское
«Вот уже 4 месяца, как нахожусь я в глухой деревне
- скучно, да нечего делать; здесь нет ни моря, ни
неба полудня, ни итальянской оперы. Но зато нет - ни саранчи, ни милордов Воронцовых. Уединение мое совершенно - праздность торжественна. Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством и то вижу его довольно редко - целый день верхом - вечером слушаю сказки моей няни...»
Слайд 5За исключением сына хозяйки, Алексея Николаевича Вульфа остальное население состояло
из барышень и молодых дам. Настоящее женское царство, так любимое
поэтом. Владелица поместья, двукратная вдова Прасковья Александровна Осипова, урожденная Вындомская, по первому мужу Вульф; ее дочери от первого брака — Анна Николаевна и Евпраксия Николаевна; ее падчерица —Александра Ивановна Осипова, ее племянницы — Анна Ивановна Вульф и Анна Петровна Керн — таков был состав этого женского «монастыря», если не считать обеих младших дочерей П А. Осиповой, бывших еще совсем маленькими девочками. Барышни то уезжали, то приезжали, но постоянно слышался щебет их провинциальной возни.
Слайд 6Евпраксия Николаевна
Вульф
Прасковья
Александровна
Осипова
Анна Ивановна
Вульф
Слайд 7Керн приехала в Тригорское в средине июня, совершенно неожиданно для
Пушкина. Она была в полном расцвете блистательной красоты своей и
казалась всем выбившейся на свободу, рвущейся к любви женщиной. Прекрасные глаза ее смотрели с "терзающим" и сладострастным выражением, она кружила голову и Пушкину, и Алексею Вульфу, и помещику Рокотову. Поэт целиком был захвачен любовью к ней. Это была та легкая, игристо-веселая любовь; она налетела, как вихрь - сложная, с самыми противоположными переживаниями.
Слайд 8Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее "благородными
курганами" и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею
- "все волновало нежный ум" Пушкина, способствовало постижению души русского народа.
Именно в Михайловском углубились и оформились исторические интересы Пушкина. От художественного изображения русского общества в царствование Петра I в романе "Арап Петра Великого" Пушкин в конце жизни обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф: смерть прервала его работу над "Историей Петра Великого". В этом труде Пушкин также упоминает своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала.
Слайд 9"Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырем
как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей,
черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. На почве расширенного духовного опыта поэта и углубленных исторических познаний родился весь несравненный по красоте духовный и бытовой колорит драмы "Борис Годунов", которую сам автор считал наиболее зрелым плодом его гения (хотя ему было в то время только 25 лет), и особенно "смиренный и величавый" образ Пимена, которого не могут затмить другие действующие лица драмы."