Слайд 1Путевые заметки
Урок развития речи
в 9 классе
Автор: Хлопушина Наталья Владимировна
учитель русского
языка и литературы
МОБУ « Терелесовская СОШ»
Вышневолоцкого района Тверской
области
Слайд 2Цели урока:
повторить и углубить знания о публицистическом стиле речи;
познакомиться
с новым жанром публицистической речи – путевыми заметками (структурой, языковыми
особенностями жанра);
отработать умения и навыки опознавания жанра путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания;
отработать умения и навыки сжатия текста с учетом его типологического строения;
формировать умения писать сочинения в жанре путевых заметок.
Слайд 3План урока
Повторение теоретического материала по теме «Публицистический стиль речи»;
Публицистическая разминка;
Путевые
заметки (знакомство с жанром);
Закрепление новой темы (работа с текстом упражнения
№189, просмотр видеоролика «Восьмое чудо света»);
Итоги урока. Рефлексия;
Домашнее задание.
Слайд 4Публицистический стиль (повторение)
Назовите известные вам стили речи.
От чего зависит использование
того или иного стиля?
Укажите речевую ситуацию для публицистического стиля.
Какие стилевые
черты присущи публицистическому стилю?
Назовите известные вам жанры публицистики.
Слайд 5Публицистическая разминка.
1. О событии рассказано как о процессе.
(Репортаж.)
2. Главную
роль в тексте этого жанра играют не факты, а впечатления
и ассоциации.
(Эссе.)
3. В центре внимания – выдающаяся личность.
(Портретный очерк.)
Слайд 6Публицистическая разминка.
4. Краткое сообщение в печати.
(Заметка в газету.)
5. Предназначенная для
печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо
лицом.
(Интервью.)
6. Тексты этого жанра подобны фотографиям, которые мы делаем во время путешествия.
(Путевые заметки.)
Слайд 7План работы над жанром:
Знакомство с целевой установкой, предметным содержанием, особенностями
строения и языковыми средствами, типичными для жанра;
усвоение этих сведений в
процессе анализа готовых текстов;
обучение активному использованию их в своей живой речи.
Слайд 8Путевые заметки (новая тема)
Ответить на вопросы:
Разновидностью чего являются путевые заметки?
Что
такое путевые заметки, о чем в них рассказывается?
Путевые заметки субъективны
или объективны?
С чем можно сравнить путевые заметки и каково их назначение?
Какой тип речи является ведущим?
Какие еще типы речи используются в путевых заметках?
Слайд 10Закрепление новой темы (работа с текстом упражнения №189).
Слайд 25Анализ текста
1. К какому стилю и жанру относится текст?
2. Назовите
тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим
основную мысль высказывания.
3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие?
4. Составьте план текста.
5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?
Слайд 26Анализ текста
6. Какова текстовая функция каждого фрагмента?
7. Какой тип
речи, может быть, явно не выраженный, объединяет все фрагменты в
единый текст?
8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на 1- 2 примерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.
Слайд 27Анализ текста
9. Выясните, как связываются абзацы друг с другом: с
помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов,
обозначающих пространство (где? куда?). Другими словами, выясните, как развертывается текст: во временной или в пространственной перспективе.
10. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы в тексте? Назовите их, определите их роль.
Слайд 28Задание по тексту упражнения
№ 189.
Подготовьте устный сжатый рассказ, включив в него только информацию
повествовательного характера (где побывали путешественники и что они там делали).
Слайд 29Задание по тексту упражнения
№ 189.
Сопоставьте
получившийся сокращенный вариант путевых заметок с полным текстом и расскажите
о функции рассуждений, описательных и оценочных фрагментов в этом жанре. Достигает ли высказывание цели, если оно выполнено только посредством повествования?
Слайд 30 Итоги урока. Рефлексия.
Ответить на вопросы.
Интересно ли вам было
на уроке?
Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей
урока?
Что вами усвоено хорошо?
Какие вопросы вызвали затруднения?
Над чем надо еще поработать?
Слайд 31Домашнее задание.
№1.Упражнение №190.
Продолжите текст упражнения 189.
Попытайтесь сделать то, что автор путевых заметок считает невозможным, -
рассказать о Кижах по фотографиям.
Рассмотрите цветные вклейки в учебнике или используйте иллюстрации из интернета и расскажите о деревянном зодчестве России: опишите соборы, жилой дом, мельницу, непритязательную природу нашего заповедного Севера. Приветствуется создание презентации.
Слайд 32Домашнее задание. *
№2.Упражнение № 191.
Может быть,
и вы куда-то ездили этим летом или в каникулы? Если
у вас сохранились фотографии, рассмотрите их; припомните, что вас особенно поразило или заинтересовало в поездке, что нового вы узнали, что вы, возможно, впервые увидели.
Напишите сочинение в жанре путевых заметок.
Приветствуется создание презентации с использованием своих фотографий.
Слайд 34Информационное обеспечение:
Использованная литература:
Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. –
12-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2010.
Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова / сост. О.А.Финтисова.- Волгоград: Учитель, 2010.
Слайд 35Информационное обеспечение:
источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ
лицей №21 г. Иваново
Сайт: http://pedsovet.su/
Глобус: http://www.mgau.ru/images/image_article/section_489_1196.png
Чернильница: http://www.xrest.ru/images/collection/00707/871/original.jpg
Книга: http://peuma.unblog.fr/files/2009/02/libro.jpg
Видеоклип «Кижи – восьмое чудо света» Егорова Е.Е.
http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/35-1-0-239
http://viki.rdf.ru/item/417/
Слайд 36Информационное обеспечение:
Иллюстрации:
Слайд 10 - http://rivertourist.ru/viewtopic
Слайд 11 - http://www.groupneman.ru/practice/
Слайд 12 -
http://forum.glavred.info/viewtopic.php f 1 t 15472
Слайд 13 - http://subscribe.ru/group/pozitiv
http://forum.tv100.ru/index.php
Слайд 14 - http://pathfinder.ucoz.ru/photo
http://frc.spb.ru/forum/viewtopic.php
Слайд 15 - http://photographers.com.ua/pictures/
Слайд 16 - http://www.photosight.ru/users
http://reko-mira.ucoz.ru/index/0-8
Слайд 17 - http://river-forum.ru/showthread.php/883-Виды- Архангельска-и-Соловецкого- монастыря./page3?s=20bb6539d12d7e6e6d2828b177ea8bfc
Слайд 18 - http://www.nk-time.com/1367-ry
Слайд 37Информационное обеспечение:
Иллюстрации:
Слайд 19 - http://russkij-sever.livejournal.com/1251983.html
http://forum.nashtransport.ru/index.php?autocom=gallery&req=user&user=2996&op=view_album&album=1251&sort_key=idate&order_key=DESC&prune_key=*&st=75
Слайд 20 - http://www.spb777.com/index/obshhestvo/0-148
http://www.photosight.ru/photos/3828205/
Слайд 21
- http://palomniki.su/piligrimages/2012/06/34706.htm
http://www.livejournal.com/editors
Слайд 22 - http://smi29.ru/blogs/latest-145.html
http://www.vodyanoy.net/showph
Слайд 23 - http://www.infoflot.com/news/
http://kizhi.karelia.ru/gallery/udalov/906.html
Слайд 24 - http://kizhi.karelia.ru/gallery/udalov/913.html
http://www.sxnarod.com/hronika-dnya-v-sssr2_280-t.html