Слайд 1 Пятишаговая модель консультативного интервью
А. Айви
Слайд 4Установление отношений. Структурирование.
В рамках реального процесса консультирование необходимо пройти ряд
процедур:
Знакомство
Создание доверия между
консультантом и клиентом
Слайд 5
Территория-это пространство, которое включает в себя собственно физическое место
и его географические взаимосвязи.
Правила расположение в пространстве консультанта и клиента:
Необходимо
определить комфортное расстояние между психологом и клиентом
Важно единое вертикальное решение пространственного расположения
Топографическое пространственное расположение
Слайд 6
2. Определение целей и задачей консультирования.
3. Общие правила и
ритуалы.
Ритуалы – это привычные комплексы действий, создающие ощущение надежности
и
стабильности.
Аспектом ритуализма является маркирование различных, чаще не принимаемых чувств, ситуаций или переживаний ритуальными действиями или фразами.
Слайд 7НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПОДСТРОЙКИ
Через наблюдение невербальным поведением клиента консультант получает до 60%
всей информации о клиенте.
Группы невербальных средств:
Оптико-кинетические;
Ай-контакт;
Организация времени и пространства
общения;
Паралингвистические и экстралингвистические средства.
Слайд 8ВЕРБАЛЬНЫЕ ПОДСТРОЙКИ
Три аспекта:
Разговор на языке клиента;
Учет ведущей модальности;
Вербальные поддерживающие действия.
Три
основных модальности речи:
Аудиальная;
Визуальная;
Кинестетическая.
Слайд 9РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И ПРЕДИКАТЫ, СООТВЕТСВУЮЩИЕ ИМ (по Д. Гриндеру)
Слайд 10ВЕРБАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА.
Вербальная поддержка является способом стимулирования клиента к активному взаимодействию
с консультантом.
Суть вербального поведения консультанта составляют способы его реагирования
в процессе консультации:
Одобрение;
Использование пара-речевых элементов;
Успокаивание.
Слайд 11Три подхода классификации коммуникативных барьеров:
Коммуникативные барьеры как психологические препятствия различного
происхождения. Автор Б.Ф. Поршнев выделяет три формы: избегание, авторитет и
непонимание.
Причина возникновение – специфика подачи информации. Автор М.Р. Битянова выделяет фонетические, семантические, стилистические и логические барьеры.
Третий подход подразделяет барьеры на социальные и психологические.
Слайд 12сбор информации
Необходимо выявить:
общие сведения о клиенте;
анамнез проблемы;
что произошло в
последнее время;
цель изменений;
цель на данной стадии — оказание помощи клиенту
в изложении сути возникшей у него ситуации.
Слайд 13Р. Кочюнас выделил ряд правил:
Необходимо учитывать, что вопросы «кто?» или
«что?» ориентированы на факты человеческой жизни.
Вопрос «как?» ориентируется на поведение
или внутренний мир клиента.
Вопрос «почему?» чаще всего провоцирует защитные реакции клиента и вызывает сопротивление.
стараться задавать вопросы по очереди и избегать одновременного задавания вопросов.
Не стоит задавать один и тот же вопрос в разных формулировках.
Необходимо задавать вопрос таким образом, чтобы он не опосредовал ответ клиента.
Слайд 14Ю.Е. Алешина
аспекты,
способствующие
организации
эффективного
процесса консультант - клиентского
взаимодействия.
1.внимательное и эмпатическое слушание;
2. Полезной для психолога считается следующая информация:
история возникновения проблемы, отношения клиента со всеми действующими в его рассказе людьми;
3. Структурирование беседы;
4. Осмысление того, что говорит клиент.
Слайд 15выделения проблемы
«Как Вы думаете, в чем причина?»
Формулирование гипотезы происходит
на основании того, что рассказывает о себе и своих проблемах
клиент.
консультант должен сформировать однозначное представление о том, что происходит в жизни клиента.
дополнительное обследование у других специалистов (логопед, психоневролог) или диагностическое исследование.
Слайд 16выделение позитивных возможностей клиента
В первую очередь, это возможности решения
проблемы, личностные ресурсы для сознания и изменений.
Слайд 17Определение желаемого результата
Цель консультирования должна быть сформулирована в ясных терминах
и описана в позитивном ключе.
Это значит, что необходимо ответить на
вопрос «Чего я хочу?». Описание цели в негативных терминах («Я не хочу чтобы... ») недопустимо.
В рамках консультирования выделяются несколько категорий желаемого результата: четко выделенный результат, описанный в конкретных, наглядных терминах и образах; результат, смутно представляемый клиенту; отрицательный результат; невозможный результат и т.д
Слайд 18Типы запросов клиента
Запрос- словесное формулирование клиентом трудностей, в разрешении которых
он просит помощи.
Может быть выражен явно или неявно
В.Ю. Меновщиков,
рассматривая запросы клиентов, выделяет конструктивные и неконструктивные запросы
Другой тип неконструктивного запроса - манипулятивный запрос. Суть его в том, что клиент как проблему выдвигает поведение других лиц и его запрос связан с их изменениями.
Слайд 19Конструктивные запросы:
Т.В. Шалаева, проводя анализ специфики запроса в психологическом консультировании,
выделяет следующие виды конструктивных запросов:
Запрос об информации.
Запрос о помощи
в самопознании
Запрос о помощи в саморазвитии
Запрос о трансформации
Запрос о снятии симптома
Слайд 20Выработка альтернативных решений
Под решением в психологии понимают процесс формирования мыслительных
операций, снижающих исходную неопределенность проблемы. Выделяются три стадии процесса решения:
стадия поиска, стадия принятия решения и стадия реализаций решения.
Слайд 21 1. Стадия поиска решения
выделение первоначальных альтернативных гипотез. Таких гипотез
должно быть несколько, в любом случае больше трех;
зависит от ориентации
клиента (ориентирован на проблему или игровая ориентация).
Слайд 222. Стадия принятия решения.
- оценка выдвинутых альтернативных решений;
-
на этой стадии психолог зачастую прибегает к технике «Конфронтация»- определённое
«столкновение» клиента с неадекватностью собственного поведения, самим собой или своими проблемами.
Г. Хэмбли выделяет 2 уровня конфронтации:
конфронтация с внутренней реальностью;
конфронтация с внешней реальностью;
В.Ю. Меновщиков выделяет различные конфронтационные стратегии в ситуации поиска решения в зависимости от ориентации клиента:
-Деловая ориентация
- Рентная ориентация
- Игровая ориентация
Слайд 233. Стадия реализации решения.
мотивирование клиента на деятельность;
работа с чувством вины;
процесс
выхода консультанта из контакта с клиентом.