Разделы презентаций


Рабочие программы дисциплин

Содержание

Источники информацииПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. –

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Разработка рабочих программ дисциплин, учебной и производственной практик
Т.П. Соловьева

доцент, зам. директора БИ
solovyevat@bio.tsu.ru

Разработка рабочих программ дисциплин, учебной и производственной практик Т.П. Соловьева доцент, зам. директора БИsolovyevat@bio.tsu.ru

Слайд 2Источники информации
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических

объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. – 84 с.

ФГОС ВПО по направлению подготовки http://www.vovr.ru/fgos.html
Источники информацииПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Методические рекомендации для руководителей

Слайд 3Нормативно-правовая база
ФГОС по направлению;
инструктивного письма Минобразования России от 19.05.2000 №

14-52-357/ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения

на основе государственных образовательных стандартов»;
приказа Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
приказа Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзора) от 30 сентября 2005 г. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»;
инструктивного письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак;
а также:
учебного плана направления;
примерной рабочей программы дисциплины, рекомендованной УМО (при ее наличии).

Нормативно-правовая базаФГОС по направлению;инструктивного письма Минобразования России от 19.05.2000 № 14-52-357/ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ

Слайд 4Письмо Рособрнадзора от 17 апреля 2006 г. № 02-55-77 ин/ак

регулирует структуру УМКд:
Рабочая программа, составленная в соответствии с ГОС ВПО.
Контрольные

задания и методические указания по их выполнению.
Изданные учебники, учебные пособия, методические указания:
- дипломному и курсовому проекту (работе);
- всем видам практик;
- лабораторным работам;
- семинарским занятиям;
- деловым играм;
Перечень тем курсовых работ.
Список тем рефератов.
Вопросы и тесты для промежуточного контроля знаний.
Вопросы и тесты к итоговому зачету или экзамену.
Билеты по дисциплине
Положения и программы практик и их методическое обеспечение.
др.

Письмо Рособрнадзора от 17 апреля 2006 г. № 02-55-77 ин/ак регулирует структуру УМКд:Рабочая программа, составленная в соответствии

Слайд 5ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ДИСЦИПЛИНЫ (УМКд)

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ДИСЦИПЛИНЫ (УМКд)

Слайд 6ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ДИСЦИПЛИНЫ (УМКд) (продолжение)

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ДИСЦИПЛИНЫ (УМКд) (продолжение)

Слайд 7Рабочая программа учебной дисциплины
базовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру

дисциплины, составляя основу УМК дисциплины.
основной рабочий документ преподавателя, определяющий

содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины, формы (виды) контроля знаний студента по дисциплине (текущий, итоговый).
нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению; логика изучения с указанием последовательности тем, вопросов и нормирования времени на их изучение.
Рабочая программа учебной дисциплиныбазовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру дисциплины, составляя основу УМК дисциплины. основной рабочий

Слайд 8Рабочая программа учебной дисциплины
Разрабатывается в соответствии с обязательным минимумом содержания

дисциплины, отраженным в ГОС, для каждого направления (специальности) с указанием

соответствующей ступени (уровня) подготовки. Для дисциплин ГСЭ и МЕН при равной трудоемкости допускается разработка одной учебной программы для нескольких направлений (специальностей).

Наличие утвержденной рабочей программы учебной дисциплины является обязательным условием, допускающим чтение курса по данной дисциплине.

Рабочая программа учебной дисциплиныРазрабатывается в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины, отраженным в ГОС, для каждого направления

Слайд 9Рабочая программа учебной дисциплины содержит
цели и задачи изучения,
требования к уровню

освоения содержания,
объём и виды учебной работы,
содержание, учебно-методическое и информационное

обеспечение,
методические рекомендации по организации изучения учебного модуля дисциплины.

Рабочая программа учебной дисциплины содержитцели и задачи изучения,требования к уровню освоения содержания, объём и виды учебной работы,содержание,

Слайд 10Структура рабочей программы:
Выписка из ГОС ВПО (раздел является обязательным только

для дисциплин федерального компонента):
1. Цели и задачи учебной дисциплины.
2. Место

дисциплины в структуре ООП бакалавриата (магистратуры).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
4. Структура и содержание дисциплины.
5. Образовательные технологии.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Структура рабочей программы:Выписка из ГОС ВПО (раздел является обязательным только для дисциплин федерального компонента):1. Цели и задачи

Слайд 11Структура рабочей программы:
1. Цели и задачи учебной дисциплины-
указываются

цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО

Структура рабочей программы:  1. Цели и задачи учебной дисциплины- указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими

Слайд 12Структура рабочей программы:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (магистратуры).
Указывается

цикл ООП, к которому относится данная дисциплина.
Указывается требования к

«входным» знаниям, умениям и готовности обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин.
Указываются те теоретическиедисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее.


Структура рабочей программы:2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (магистратуры).Указывается цикл ООП, к которому относится данная дисциплина.

Слайд 13Структура рабочей программы:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В

результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:……………..
Уметь: ……..
Владеть: ……………….

Структура рабочей программы:3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.В результате освоения дисциплины обучающийся должен:Знать:……………..Уметь: ……..Владеть: ……………….

Слайд 14Структура рабочей программы: 4. Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины

составляет ____ зачетных единиц, ____ часов

Структура рабочей программы: 4. Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет ____ зачетных единиц, ____ часов

Слайд 15Структура рабочей программы:
5. Образовательные технологии.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО

3 поколения)

Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов

учебной работы.
Традиционные (лекции не более 40% от аудиторных, практические, семинарские, лабораторные…)
Активные и интерактивные формы (не менее 20% аудиторных занятий) (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги).


Структура рабочей программы:5. Образовательные технологии.В соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения) Указываются образовательные технологии, используемые при

Слайд 16Структура рабочей программы:
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной

аттестации по итогам освоения дисциплины.

Приводятся контрольные вопросы и задания для

проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным дисциплинам.
Структура рабочей программы:6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.	Приводятся контрольные вопросы

Слайд 17Структура рабочей программы:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература______________
б)

дополнительная литература________
(издания основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех

циклов, изданные за последние 10 лет (для гуманитарного, социального и экономических циклов – за последние 5 лет);
отечественные и зарубежные журналы из перечня, содержащегося в ФГОС направления.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы_____

Структура рабочей программы:7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.а) основная литература______________б) дополнительная литература________(издания основной учебной литературы по дисциплинам

Слайд 18Структура рабочей программы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Пример: «Для материально-технического обеспечения дисциплины

Магниторазведка используется: лаборатория магниторазведки кафедры Геофизики, компьютерный класс отделения геофизики,

полевая магниторазведочная аппаратура, специализированная аудитория с ПК и компьютерным проектором и оверхетом, библиотека Геологического факультета МГУ».

Структура рабочей программы:8. Материально-техническое обеспечение дисциплиныПример: «Для материально-технического обеспечения дисциплины Магниторазведка используется: лаборатория магниторазведки кафедры Геофизики, компьютерный

Слайд 19В рабочей программе указывается номер протокола заседания кафедры и дата

его проведения
Содержание рабочих программ учебных дисциплин подлежит обязательному согласованию с

выпускающей кафедрой, ответственной за основную образовательную программу, в которую входит учебная дисциплина.
Унифицированные рабочие программы для группы специальностей нескольких факультетов допускается согласовывать с деканами этих факультетов.
Утверждает рабочую программу декан факультета, в составе которого находится кафедра-составитель.
Срок действия утвержденной рабочей программы определяется сроком действия ГОС ВПО по направлению (специальности) и соответствующих учебных планов, предусматривающих преподавание данной дисциплины.
Ответственность за актуализацию, своевременное составление и утверждение рабочей программы несут заведующие кафедрами-составителями.

В рабочей программе указывается номер протокола заседания кафедры и дата его проведенияСодержание рабочих программ учебных дисциплин подлежит

Слайд 20Учебные и производственные практики

Учебные и производственные практики

Слайд 21Практика
вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Практика

является обязательным разделом ООП
Предусматриваются:
для бакалавров: учебная, производственная;
для магистров: производственная,

научно-исследовательская, научно-производственная (п. 7.2 ФГОС)
Цель практик – развитие профессиональных, научных способностей студента.

Практикавид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практика является обязательным разделом ООППредусматриваются: для бакалавров: учебная,

Слайд 22Практика
Аттестация по итогам практики проводится на основании письменного отчета, оформленного

в соответствии с установленными требованиями, и отзыва руководителя.

По результатам аттестации

выставляется дифференцированная оценка

ПрактикаАттестация по итогам практики проводится на основании письменного отчета, оформленного в соответствии с установленными требованиями, и отзыва

Слайд 23Требования к организации НИР обучающихся
НИР является обязательным разделом ООП

Цель –

направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с

ФГОС ВПО (п. 7.2)

Требования к организации НИР обучающихсяНИР является обязательным разделом ООПЦель – направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций

Слайд 24Структура рабочей программы практик
1. Цели задачи учебной (производственной) практики.
2. Задачи

учебной (производственной) практики.
3. Место учебной (производственной) практики в структуре ООП

бакалавриата (магистратуры).
4. Формы проведения учебной (производственной) практики.
5. Место и время проведения учебной (производственной) практики.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.
7. Структура и содержание практики.
Структура рабочей программы практик 1. Цели задачи учебной (производственной) практики.2. Задачи учебной (производственной) практики.3. Место учебной (производственной)

Слайд 25Структура рабочей программы практик (окончание)
8. Образовательные технологии.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение

самостоятельной работы студентов на учебной практике.
10. Формы промежуточной аттестации.
11. Учебно-методическое

и информационное обеспечение практики.
12. Материально-техническое обеспечение практики

Структура рабочей программы практик (окончание) 8. Образовательные технологии.9. Учебно-методическое и информационное обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной

Слайд 26Структура рабочей программы практик
Цели учебной (производственной) практики.
Указываются цели практики, направленные

на закрепление и углубление теоретической подготовки студентов и приобретение ими

практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.

Пример: «Целями первой Геофизической учебной практики являются закрепление теоретических знаний и практическое знакомство с потенциальными геофизическими методами разведочной геофизики (магниторазведка и гравиразведка), демонстрацией их возможностей при решении геологических задач, приобретение студентами практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности».
Структура рабочей программы практик Цели учебной (производственной) практики.	Указываются цели практики, направленные на закрепление и углубление теоретической подготовки

Слайд 27Структура рабочей программы практик
2. Задачи учебной (производственной) практики.
Указываются конкретные задачи,

соотнесенные с видами и задачами профессиональной деятельности.

Пример: «Задачами первой

Геофизической учебной практики являются знакомство с магниторазведочной и гравиразведочной полевой аппаратурой, овладение приемами работы с ней в полевых условиях, освоение методик наблюдений за основными параметрами магнитного и гравитационного полей Земли и приемов первичной обработки и интерпретации геофизических аномалий при решении конкретных геологических задач по структурной геологии района практики».
Структура рабочей программы практик 2. Задачи учебной (производственной) практики.	Указываются конкретные задачи, соотнесенные с видами и задачами профессиональной

Слайд 28Структура рабочей программы практик
3. Место учебной (производственной) практики в структуре

ООП бакалавриата (магистратуры).
Указываются циклы ООП, предметы, курсы, дисциплины, учебные практики,

на освоении которых базируется данная практика, дается описание логической взаимосвязи данной практики с другими частями ООП.
Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовности обучающегося, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП и необходимым при освоении данной практики.
Указываются те теоретические дисциплины, и практики, для которых прохождение данной практики необходимо как предшествующее.

Структура рабочей программы практик3. Место учебной (производственной) практики в структуре ООП бакалавриата (магистратуры).	Указываются циклы ООП, предметы, курсы,

Слайд 29Структура рабочей программы практик
4. Формы проведения учебной (производственной) практики.
Указываются формы

проведения практики. Например, полевая, лабораторная, заводская, архивная и т.д

Пример:

«…учебная практика представляет собой проведение полевой ученой геофизической съемки с использованием современных геофизических приборов (магнитометров и гравиметров) для решения конкретных геологических задач…».
Структура рабочей программы практик4. Формы проведения учебной (производственной) практики.	Указываются формы проведения практики. Например, полевая, лабораторная, заводская, архивная

Слайд 30Структура рабочей программы практик
5. Место и время проведения учебной (производственной)

практики.

Указываются место проведения практики, объект, организация и т.д. Указывается время

проведения практики

Пример: «Первая Геофизическая учебная практика организуется на Крымской учебной базе им. А.А. Богданова Геологического факультета МГУ имени М.И.Ломоносова под г. Бахчисарай Симферопольского района Крыма. Время проведения: после окончания аудиторных занятий в 4-м семестре и прохождения студентами-геофизиками учебной практики по структурной гео-логии на этом же полигоне (июль)».


Структура рабочей программы практик5. Место и время проведения учебной (производственной) практики.		Указываются место проведения практики, объект, организация и

Слайд 31Структура рабочей программы практик
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения

практики.

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие

практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:…….

Пример: «Обучающийся приобретает знания методов организации полевых магнитных и гравиметрических съемок при решении различных геологических задач…
умения и навыки определения ошибок измерений, умения в области первичной обработки полевого материала;
владение приемами геофизической и геологической интерпретации ано-малий магнитного и гравитационного полей.
Учебная практика выполняется в тесном учебном и социальном общении обучающихся между собой и с преподавателями, что обеспечивает формирование их общекультурных (общенауных), социально-личностных (СЛК) и инструментальных (ИК) и профессиональных (общепрофессиональных (Оп) и профессионально-специализированных (ПСК) компетенций».

Структура рабочей программы практик6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.		В результате прохождения данной учебной практики обучающийся

Слайд 32Структура рабочей программы практик 7. Структура и содержание практики. к видам учебной

работы на учебной практике могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж

по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и др.. Общая трудоемкость учебной практики составляет _____ зачетных единиц, _______ часов.




Структура рабочей программы практик 7. Структура и содержание практики. к видам учебной работы на учебной практике могут

Слайд 33Структура рабочей программы практик
8. Образовательные технологии.

Пример: «Во время проведения первой

Геофизической учебной практики используются следующие технологии: лекции, индивидуальное обучение приемам

работы и настройки магнитной и гравитационной аппаратуры, правилам организации методики полевых геофизических наблюдений, обучения методикам обработки и интерпретации аномальных потенциальных полей Земли при решении конкретных геологических задач. Предусматривается проведение самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя на всех этапах полевых магнитных и гравиметрических наблюдений и обработки получаемых данных. Осуществляется обучение правилам написания отчета по практике».
Структура рабочей программы практик8. Образовательные технологии.Пример: «Во время проведения первой Геофизической учебной практики используются следующие технологии: лекции,

Слайд 34Структура рабочей программы практик
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение самостоятельной работы

студентов на учебной практике.
Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения

текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно

Структура рабочей программы практик9. Учебно-методическое и информационное обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике.	Приводятся контрольные вопросы и

Слайд 35Структура рабочей программы практик
10. Формы промежуточной аттестации.
Указываются формы отчетности по

итогам практики (составление и защита отчета, собеседование, дифференцированный зачет и

др. формы аттестации. Указывается время проведения аттестации.

Пример: «После окончания учебной практики по каждому геофизическому методу (магниторазведка и гравиразведка) организуется защита отчета по соответствующему методу, где учитывается работа каждого студента бригады (4 – 6 человек) во время полевых и камеральных работ, оценка отчета бригады и индивидуальные оценки по контрольным вопросам во время защиты отчета. В результате студент получает персональные оценки по каждому разделу практики, по которым выставляется (по пятибалльной системе) окончательная суммарная оценка по первой Геофизической учебной практике».
Структура рабочей программы практик10. Формы промежуточной аттестации.	Указываются формы отчетности по итогам практики (составление и защита отчета, собеседование,

Слайд 36Структура рабочей программы практик
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики.

а) основная

литература______________
б) дополнительная литература________
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы_____

Структура рабочей программы практик11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики.а) основная литература______________б) дополнительная литература________в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы_____

Слайд 37Структура рабочей программы практик
12. Материально-техническое обеспечение практики
Указывается необходимое для проведения

учебной практики материально-техническое обеспечение. Например: «…полигоны, лаборатории, специально оборудованные кабинеты,

измерительные и вычислительные комплексы, транспортные средства, бытовые помещения, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных и научно-производственных работ…»
Структура рабочей программы практик12. Материально-техническое обеспечение практики	Указывается необходимое для проведения учебной практики материально-техническое обеспечение. Например: «…полигоны, лаборатории,

Слайд 38
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с

учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки
Автор________
Рецензент

__________
Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета ________ факультета ВУЗа от ___________ года, протокол № ________.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и

Слайд 39 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика