Слайд 1Работа над проектами
в начальной школе
Горячев Александр Владимирович
gor2@procenter.net.ru
Слайд 2Что мы знаем о проектах?
(типовые представления)
Проекты очень хороши для
развития школьников, в том числе для освоения общих учебных умений
Работа
над проектами довольна сложна и в действительности доступна не всем школьникам
Организация учителем работы школьников над проектами поощряется
Слайд 3Как сделать работу над проектами массовой и доступной?
Доступной ученикам с
разными способностями
Доступной учителю (массовая работа над проектами требует иной организации
по сравнению с индивидуальной)
Слайд 4Что такое «проект»?
Научная дисциплина «Управление проектами»
Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных
мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода
времени и в рамках выделенного бюджета».
Проект - уникальная деятельность, предполагающая координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений.
Слайд 5Что такое «проект»?
Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов
деятельности:
направленность на достижение конкретных целей;
координированное выполнение взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность
во времени
с определенным началом и концом;
в определенной степени неповторимость и уникальность
Слайд 7Цели проектной деятельности
1. Успешность, альтернативная учебной
Успех — это состояние человека,
качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная
оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.
Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.
Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения.
Слайд 8Цели проектной деятельности
2. Общеучебные организационные умения
Определение способов контроля и оценки
деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли
это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Слайд 9Цели проектной деятельности
3. Общеучебные умения поиска сведений
Овладение первоначальными умениями передачи,
поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации
в словарях, каталоге библиотеки.
Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
Слайд 10Цели проектной деятельности
4. Творческие общеучебные умения
Умение решать творческие задачи на
уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность
при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Слайд 11Цели проектной деятельности
5. Применение полученных знаний
Практическая работа над проектами предполагает
постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так
и знаний, полученных на уроках в классе.
Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
Слайд 12Цели проектной деятельности
6. Привлечение родителей
Привлечение родителей необходимо для установления
взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между
семьей и школой.
Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Слайд 13Цели проектной деятельности
проекты
успех
организация действий,
общение
родители
применение знаний
поиск сведений
творчество
Слайд 14Особенности организации проектной деятельности
I. Двухкомпонентная организация проектной деятельности
Работа над
темой и работа над проектами.
Компонент 1. Узнаём. Дети собирают
сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Делаем. Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.
Слайд 15Особенности организации проектной деятельности
II. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.
Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы
над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.
Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.
Слайд 19Этапы проектной деятельности
Выбор общей темы
Осуществляется учителем
Основания для выбора темы:
персональное
отношение учителя к теме,
широта темы – число возможных направлений сбора
сведений по теме,
возможность сбора сведений по теме не только из книг, но из экскурсий в музеи, на природу или на работу к кому-то из родителей
Результат – выбранная тема
Слайд 20Этапы проектной деятельности
Примеры тем
Вода
Время
Профессии
Первобытный мир
Сказочные герои
Изобретения
Дом
Школа
Книги
Космос
Слайд 21Этапы проектной деятельности
Выбор своей индивидуальной темы
Начинается со знакомства и рекламы
темы (уже выбранной учителем)
Выполняется в школе на одном из уроков
или во время классного часа
Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус
Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра
Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
Слайд 34Этапы проектной деятельности
Пример индивидуальных тем в рамках общей темы
«Куклы»
Слайд 35Этапы проектной деятельности
Пример индивидуальных тем в рамках общей темы
«Море»
Слайд 36Этапы проектной деятельности
Пример индивидуальных тем в рамках общей темы
«Школа»
Слайд 37Этапы проектной деятельности
Сбор сведений (поиск информации)
Проводится в основном дома (возможно,
в школе во внеурочное время)
Проводится при активном участии родителей
По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.)
По времени занимает 1-2 недели
Результат: найденные сведения
Слайд 39Этапы проектной деятельности
Завершение работы над темой
Из найденных сведений каждый ребёнок
выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения
на лист единого формата (А4)
Практически, этот лист делают сами родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений
Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы
Результат: собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями
Слайд 48Этапы проектной деятельности
Выбор проектов
Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки,
мероприятия, исследования)
Выполняется в школе на одном из уроков или во
время классного часа
Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтра
Если проект групповой, то определяются группы участников
Результат: выбранные детьми проекты
Слайд 52Этапы проектной деятельности
Пример проектов по теме «Как жили наши предки»
Традиционный
альбом всего класса по изученной теме.
Мероприятия
Мини-конференция
Постановка
про жизнь в XVIII веке
Показ мод XVIII-XIX веков
Соревнования по городкам, лапте
Историческая реконструкция боя на макете местности
Праздник народной кухни
Игрушки, в которые играли дети
Предметы быта или их макеты (прялка, стиральная доска, устройство для глажения белья, и т.д.
Макет крестьянской избы, мельницы, усадьбы помещика
Модели транспорта тех лет (телеги, сани, кареты)
Макеты оружия или обмундирования воинов разных видов войск
Модели одежды того времени
Блюда по старинным рецептам
Поделки
Книга по своей теме
Старинные открытки, открытки на современные темы в старинном стиле
Газета о классе языком и в стиле XVIII века
Выставка рисунков из жизни предков
Информационные проекты
Слайд 55Этапы проектной деятельности
Примеры проектов по теме «Куклы»
Слайд 56Этапы проектной деятельности
Пример проектов по теме «Море»
Традиционный альбом всего класса
по изученной теме.
Мероприятия
Реконструкция морского сражения
Показ мод
«Морские мотивы»
Кулинарный праздник «Море на столе»
Виртуальная экскурсия «Художники-маринисты»
Мастер-класс «Морские узлы»
Макеты кораблей разных эпох
Действующие модели кораблей: парусник, корабль с гребным винтов, реактивный паровой корабль и т.д.
Мозаики, коллажи «Морское дно»
Проект лайнера или яхты повышенной комфортности
Поделки
Словарь морских терминов
Брошюра или плакат «Морские азбуки» (азбука морзе, флажковая азбука, семафорная азбука)
Сборник кулинарных рецептов «Традиции Средиземноморья»
Информационные проекты
Добывание соли из морской воды
Выращивание кристаллов
Исследования
Экологическая проблема: как удалить разлитое машинное масло с поверхности воды?
Решения проблем
Слайд 57Этапы проектной деятельности
Пример проектов по теме «Школа»
Традиционный альбом всего класса
по изученной теме.
Мероприятия
Урок в первом или втором классе
Инсценировки коротких рассказов о школе
Викторина «Наша школа»
Показ моделей возможной школьной формы
Учебные пособия
Выставка рисунков «Школа будущего»
План школы будущего
Эскизы школьной формы от школы каменного века до школы будущего
Коллекция кукольной одежды «Школьная форма»
Поделки
Страницы своего учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)
Рекламный проспект своей школы «Приходите к нам учиться»
Видеофильм «Моя школа»
Рассказ о переносе во времени современного школьника в школу прошлого или наоборот
Информационные проекты
Сколько времени уходит на выполнение домашнего задания?
Что такое «хорошая школа»?
Исследования
Как улучшить свою память
Как наладить отношения с одноклассниками
Как начать лучше учиться
Как найти книгу в школьной библиотеке
Решения проблем
Слайд 58Этапы проектной деятельности
Реализация проектов
Проводится в основном дома (возможно, в школе
во внеурочное время)
Проводится при активном участии родителей
По времени занимает
2-3 недели
Результат: выполненные проекты
Слайд 62Этапы проектной деятельности
Представление результатов
Проводится при активном участии родителей в школе
во внеурочное время
Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются)
исследовательские проекты
Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются
Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса
Слайд 66Общая тема
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Коллективный информационный проект
Проект 1
(изделие)
Проект 2
(мероприятие)
Проект
4
(решение проблемы)
Проект 3
(исследование)
Представление проектов
Схема
Слайд 67Особый вид – учебные проекты
* ОУУ – общие учебные умения
Слайд 68Учебные проекты
Цель ученика – самостоятельно изучить тему,
в том числе:
Найти сведения
по теме и проанализировать их (информационно-аналитическая работа).
Решить проблему, связанную с
темой.
Для решения проблемы провести необходимые исследования.
Продемонстрировать умение применять полученные знания, завершив работу выполнением проекта (изделия или мероприятия) на основе знаний по изучаемой теме.
Слайд 69Учебные проекты
Особенности терминологии
При изучении какой либо темы название этой темы
(или его более красивый аналог) становится названием учебного проекта. Например,
«Животные
Африки»,
«Анатомия мышления» (об основах логики),
«Уж сколько раз твердили миру» (о баснях Крылова)
Завершающие учебный проект проекты (изделия и мероприятия) называются «итоговым продуктом проекта» или «формой продукта проектной деятельности». Например:
«Главы из учебника будущего "Биология и экология" 2500 года издания»
Слайд 70Разница в подходах
Учебные проекты – более сложная комплексная форма работы,
включающая в себя работу над проектами как итоговым продуктом учебного
проекта. К учебным проектам предъявляются более высокие требования. С учебными проектами сразу могут справиться далеко не все ученики.
В предлагаемой нами организации работы над проектами
каждый ученик проводит сбор сведений по своей теме,
каждый ученик выбирает проект (или проекты) себе по силам. Не можешь провести исследование – сделай что-либо руками.
Слайд 71Как собрать учебный проект
Общая тема
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Коллективный информационный
проект
Проект 1
(изделие)
Проект 2
(мероприятие)
Проект 4
(решение проблемы)
Проект 3
(исследование)
Представление проектов
инфор
авлен
Слайд 72Как собрать учебный проект
Общая тема «Школа»
Темы
Школа в средние века
Традиции нашей
школы
Способы обучения
…
Проекты
Показ моделей возможной школьной формы
Страницы своего учебника
Решение проблемы «Как
улучшить память»
…
Решение проблемы
«Как улучшить память»
Исследование
«Сравнение способов улучшения памяти»
Сбор информации о том, как работает память, как её можно развивать
Обзор информации
Продукт
Публикация
Презентация
Комплект пособий
Видеофильм
Учебный проект
«Тайны памяти»