Слайд 1
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития»
педагог-психолог ГКОУ
СО «СКОШИ №18»
Г.К. Труфанова
Слайд 2
Задержка психического развития ( ЗПР) — нарушение нормального темпа психического
развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера)
отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Слайд 3Для обучающихся с ЗПР характерны следующие черты:
ограниченность представлений об окружающем;
низкая
работоспособность в результате повышенной истощаемости;
преобладание игровых интересов;
обедненный словарный запас;
незрелость
эмоций и волевых качеств личности;
слабая сформированность навыков интеллектуальной деятельности.
.
Слайд 4Особенности восприятия:
Замедленность восприятия и переработки информации.
Низкий уровень аналитического
восприятия.
Снижение активности восприятия.
Выраженное нарушение более сложных форм восприятия,
требующие участия нескольких анализаторов - зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Слайд 5Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
Снижение объема памяти и скорости
запоминания.
Снижение произвольной памяти.
Нарушение механической памяти. Преобладание наглядной памяти над словесной,
Слайд 6Особенности внимания:
Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании,
на какой-либо деятельности.
Низкий уровень устойчивости внимания, большое количество отвлечений
дети не могут длительно заниматься одной деятельностью;
Нарушение произвольного внимания.
Слайд 7Особенности мыслительной деятельности:
Несформированность познавательной мотивации
своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам.
Отсутствие ориентировочного этапа при
решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, «с ходу».
Недостаточная критичность к результатам своей деятельности.
Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы
Слайд 8Специфические особенности
мыслительных операций:
Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может
выделить главное, выделяют незначительные признаки);
Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым,
несущественным признакам);
Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
Слайд 9Готовность к обучению в школе (познавательный компонент; в %)
1
«А» класс
Слайд 101 «Б» класс
Готовность к обучению в школе (познавательный компонент; в
Слайд 11Готовность к обучению в школе (познавательный компонент; в %)
1
«В» класс
Слайд 12Готовность к обучению в школе (познавательный компонент; в %)
1
«Г» класс
Слайд 13Особенности развития эмоциональной сферы
обучающихся:
Эмоционально - волевая незрелость;
Недостаточная сформированность волевых качеств;
Недостаточная критичность к своей личности;
тревожность;
Нарушения самооценки.
Импульсивность;
Повышенная эмоциональная утомляемость
Вялость, пассивность, возбуждение, расторможенность
Стремление к уединению
Слайд 14
Дошкольники Первоклассники
Беспечность,
беззаботность,
погруженность в
игру,
наивность
Соблюдение режима дня,
подчинение нормам и
правилам школьной
жизни
Слайд 15Адаптация к школе
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и
эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Слайд 16ФОРМА РАБОТЫ
с педагогом – психологом
- ГРУППОВАЯ
Наполняемость
групп
– 6 обучающихся.
Частота занятий
– 2 р. в
неделю.
Слайд 17Содержание занятий:
Сентябрь – декабрь – программа
по повышению уровня адаптационных возможностей, развитию ЭВС.
Занятия с элементами
Сказкотерапии
Пальчикового театра
Арт-терапии
Слайд 18Показатели адаптации
обучающихся (в%)
1 «А» класс
сентябрь
ноябрь
Слайд 19Показатели адаптации
обучающихся (в%)
1 «Б» класс
сентябрь
ноябрь
Слайд 20Показатели адаптации
обучающихся (в%)
1 «В» класс
сентябрь
ноябрь
Слайд 21Показатели адаптации
обучающихся (в%)
1 «Г» класс
сентябрь
ноябрь
Слайд 22Содержание занятий
Январь – май
Программа по развитию психических процессов:
восприятия;
Внимания;
Памяти;
Мышления.
Слайд 24Работа в СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ проводится по следующим направлениям:
профилактическая работа - предупреждение неблагоприятных
психологических состояний у детей;
Релаксация – снятие психоэмоционального напряжения у детей.
развитие
эмоциональной сферы, снятие тревожности, чувства страха;
психомоторная коррекция: развитие мелкой моторики, тактильная тренировка рук и стоп