Слайд 1Работа с поэтическим произведением
Виктор Коваль
«Тот который»
Слайд 2Впечатления
1. В стихотворении очень много местоимений, особенно местоимения Я
2. Оно ритмичное, хотя в первых строчках этой рифмы нет,
а в 13 строке - перебивка ритма
3. Есть непонятные фразы, которые мешают понять смысл:
«шутя на «хэ» живу неплохо», «беги меня собака злая»
4. Лирический герой странен и непонятен: с одной стороны, обычный человек ( «ношу носки из хлопка и прочий трикотаж», любит пироги - «любые знает пироги», кашляет, когда простужен), с другой - необычный, странный ( «я тот, который был водой», угрожает собаке - «беги меня собака злая», он «всегда везде и всюду здесь»)
5.Он находится в конфликте с окружающим его миром, его не понимают («все дураки меня не любят», «все дураки»), в него могут кидать камни ( « я тот, в кого булыжник бросят»).
6. В стихотворении выделяются строчки, написанные большими буквами: .
Я ТОТ КТО ЕСТЬ, Я ТОТ КТО ЕСТЬ! ВСЕ ДУРАКИ,ВСЕ ДУРАКИ!
Я ТОТ КОТОРЫЙ,ТОТ КОТОРЫЙ! - все 2 раза - ТВОЙ!
Наверное, эти слова важны для автора.
.7. Восклицательные знаки стоят именно после этих слов. Они показывают чувства ЛГ ( отчаяния или восторга)
8. Нет точки в конце стихотворения
9. Веселое, смешное стихотворение ( «все дураки», «я тот, который крикнет: ТВОЙ!» когда его о часе спросят»
10. В последних 5 строках сильная позиция, они читаются по особенному.
Слайд 3Ритмический рисунок: наблюдения
Слайд 4ВЫВОД по ритмическому рисунку
ЛГ, с одной стороны, обычный человек,такой как
все.А с другой - необыкновенная личность,он отличается от других.ЛГ требует,
чтобы его воспринимали таким, какой он есть. Как личность. Ему интересно все, но окружающие его не понимают, он находится в конфликте с этим враждебным миром,но он не смиряется с ним, а активно борется.
Слайд 5Фокус работы — лирический герой
Слайд 6Фокус работы — лирический герой
Слайд 7Вывод
Используя ритмический рисунок и работу с частями речи, лексичкеским значением,
мы пришли к следующим выводам:
1. Это стихотворение не веселое
и не смешное, а очень глубокое.
2. ЛГ, с одной стороны, обычный человек,такой как все, а с другой - необыкновенная личность,он отличается от других.Ему интересно все, каждая минута ему важна (« всегда везде и всюду здесь»), но окружающие его не понимают, не любят ( «все дураки меня не любят»). ЛГ находится в конфликте с этим враждебным миром,но он не смиряется с ним, а активно противостоит ему. Он утверждает свое право быть таким, каков он есть. ( 7,14 строки). Это воин («военный»- 1 строка, перекличка с Блоком « На поле Куликовом» - 17 строка), он не отказывается от своих идеалов ( перекличка со стихотворением Лермонтова «Пророк» в 16 строке), готов принять смерть, когда придет этот час ( Блок «...Теперь твой час настал: Молись»...)
Слайд 8Диалог поэтов: А.С.Пушкин «Воспоминание» и В. Коваль «Тот который»
Слайд 9Владислав Ходасевич
«Перед зеркалом»
Слайд 10Наши впечатления
Это стихотворение легко читается
Не грустное – не веселое –
первое впеч., а потом – трагическое
ЛГ рассуждает, какой он
Непонятные слова:
желторотые
поэты
Вергилий
пантера
Слайд 11Лирический герой
Среднего возраста
Герой загнан в Париж на чердак
Одинок
ЛГ предстаёт
в этом стихотворении в двух временах в прошлом и настоящем
Слайд 14
Мы увидели, что сначала герой перед зеркалом задаёт себе вопросы.
Стихотворение начинается с местоимения Я (х3). Первое предложение читается размеренно:
ЛГ вглядывается в отражение в зеркале.
Большинство местоимений – 1-3 строфы – там герой задаёт важные лично для него вопросы.
Он смотрит со стороны и даже стремится отдалиться (вон тот, тот, я – дикое слово).
Мы заметили, что в вопросах (1 -3 строфа) есть частицы неужели, разве (х3). Они вносят в вопрос недоумение, то есть удивление и непонимание.
Слайд 15
ЛГ отвечает на вопросы( 4 – 5 строфы)
Впрочем - так
и всегда на средине рокового земного пути - то, что
происходит – обычно, так всегда и бывает, это подчёркивает и слово «Впрочем»
В этом стихотворении много существительных. Большинство – конкретные (Мама, мальчик, Останкино, чердак, Виргилий). И воспоминания, и настоящее – очень конкретны
Слайд 16Пушкин и Ходасевич
Есть воспоминания, но у Ходасевича герой вспоминает и
его воспоминания конкретны. У Пушкина «воспоминание» «предо мной», и это
вся жизнь - «длинный свиток» .
Герой Ходасевича, с одной стороны, похож на многих той потерянностью, которую переживает на середине «рокового земного пути».
С другой стороны, как и герой Пушкина, он особенный, т.к. способен критически осмыслить жизнь