Слайд 1
Тема: Прядение – вид народного ремесла.
5 класс ИЗО
Слайд 2Прядение- вид народного ремесла.
В любом краеведческом музее или музее деревянного
зодчества ты обязательно увидишь изукрашенную прялку. Из предметов прежнего крестьянского
быта до нашего времени их сохранилось больше всего.
Слайд 3На картинках нередко встречаются изображения русских девушек, занятых работой за
прялками. В те далекие времена все предметы быта изготовлялись своими
руками. Женщины шили одежду для всей семьи, вкладывая в эту работу свою душу и силы. К такой работе обычно приступали осенью, когда урожай был собран, и завершали ее к весне. Наши предки трудились, не разгибая спины, отдавая этой работе по 14-15 часов в сутки.
Слайд 4Покровительницей прядения у древних славян была богиня Среча. СРЕЧА (Встреча) — богиня
судьбы. Она представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы.
Это ночная богиня — никто не видел, как она прядет — отсюда обычай гадать ночью. союзы. Противоположной была Несреча –седая старуха. Несреча тоже пряха, но прядёт слишком тонкую, обрывающуюся нить. На византийских мозаиках и миниатюрах IX в. Богородица изображалась с веретеном и пряжей; из Византии это изображение пришло на Русь. А прядение, наряду с колодцем и Священным Писанием, стало одним из трех легендарно-иконографических символов Благовещения.
Слайд 5Непосредственной покровительницей женской зимней работы, в первую очередь прядения была
Параскева Пятница, образ которой зачастую сливался с Богородицей. Обе они
представлялись защитницами женщин, распорядительницами браков, покровительницами дома и женских занятий. В древности существовала языческая богиня - Мокошь — женское божество древнерусского пантеона, которая, в народных представлениях, была женщиной с большой головой и длинными руками, прядущей в избе по ночам. По поверьям прялку не разрешалось оставлять кудель открытой, а «то Мокша опрядет». Параскева Пятница заимствовала занятие Мокоши, а затем и покровительство пряхам и прядению, поэтому ее называли Льняницею: «На Парасковию-Льняницу начинают мять и трепать лен». Прялки приносили Параскеве Пятнице жертвы — бросали в колодец кудель. Назывался такой обряд «мокрида», что соотносилось с именем Мокоши и имело общий корень со словами «мокрый», «мокнуть» или «mokus» — прядение.
Слайд 7 Пряхи.
Жила- была Дуня,
Дуня – тонкопряха,
Вали – вали, Дуня,
Дуня – тонкопряха!
Пряла наша Дуня
Ни толсто, ни тонко,
Ни толсто, ни тонко.
Потолще каната,
Потолще каната,
Потоньше оглобли.
Слайд 8Прялка – не только орудие женского труда, но и ритуально
–обрядный предмет. Во всех северных губерниях существовал такой порядок: просватался
парень к девушке, обязательно должен был ей раньше прялку собственной работы подарить. В каждой местности были свои излюбленные формы прялок и узоры. В вологодских и архангельских сёлах прялки делали резные и ярко раскрашенные. В Пермогорье и в селе Борок любили рисовать на светлом фоне цветы, красные ягоды, сказочную птицу Сирин и коней, запряжённых в сани. В деревнях вокруг Каргополя на прялках изображали пышные букеты, а в сёлах у реки Мезень прялки украшали по своему; по золотистому фону располагали орнаменты с рисунками бегущих оленей и коней. Северодвинская прялка имела резной силуэт. Ярославская прялка выполнялась с мелкой скобчатой резьбой , напоминающей гравировку.
Слайд 9Любая прялка состояла из веретена
(палочки), пряслицы
( это мог
быть круглый камешек с дырочкой посередине) и собственно прялки, к
которой перед началом работы прикрепляли прядильное волокно в виде кудели.
Слайд 11 Русские прялки разнообразны по своему размеру, форме,
украшениям. В некоторых уголках нашей страны прялки делали с тонкой
ножкой, которая напоминала весло, в Поволжье изготовляли многоярусные прялки, которые назывались башенками.
Слайд 12 Творческое задание.
Создай иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина «Сказка
о царе Салтане…», в которой говорится о трёх девицах, которые
сидят под окном и прядут пряжу.
Наметь основные детали и выполни рисунок в цвете.