Слайд 1
Работа с текстами на уроках истории
«…Кто когда-нибудь приобретал настоящее знание
истории и географии иначе, как из чтения…»
Джон Стюарт Милль. Речь
об университетском воспитании
«История – это роман о фактах»
Гельвеций
Долгодворова Е.Ю. учитель истории и обществознания Гимназия "Универс" № 1
«Многознание уму не научает»
Греческий афоризм (Гераклит, Демокрит)
Слайд 2
3 варианта разворачивания темы:
Работа с историческими источниками: схемы анализа, инструменты
и памятки работы с текстами в разных знаковых системах
Способ организации
учебного материала на уроках истории – ДМК (документально-методические комплексы)
Работа с текстовыми задачами
Слайд 3История как наука и как учебный предмет
Историческое знание
- знание гуманитарное
История понимается как совокупность различных взглядов (интерпретаций) на
события, зафиксированных в текстах (в широком семиотическом смысле)
Тексты становятся историческими источниками после их преобразования определенными мыслительными операциями
В историческом познании понимание направлено на то, чтобы восстанавливать истинный смысл ситуаций или фактов (событий), явлений на основе интерпретации исторических источников
Слайд 4Три уровня исторического познания
Слайд 5Медушевская О.М. «Источниковедение: теория, история, метод»
Что сделать, чтобы гуманитарий умел
профессионально отвечать на несомненную потребность в освоении опыта прошлого?
Прежде
всего, его надо научить трем важным вещам.
Во-первых, пониманию того, что существуют великие и рядовые, известные и малоизвестные произведения, зафиксировавшие человеческий опыт. Надо знать, какие произведения были созданы в той или иной культуре и как их найти.
Далее, необходимо уметь исследовать произведения прошлого — применять методы, позволяющие получить надежную, новую информацию по интересующему вопросу. (Этот метод изучения произведения называется источниковедческим анализом.)
Наконец, надо уметь оценить произведение как источник, содержащий важную гуманитарную информацию. (Эта оценка произведения с точки зрения ценности его информационного богатства называется источниковедческим синтезом).
Слайд 6Совет Европы (Страсбург, 1996)
Главная цель процесса обучения истории заключается в
поощрении у учащихся умений:
1. Развивать понимание и осмысление прошлого
2. Собирать
и анализировать материалы, почерпнутые из различных источников исторической информации, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая их в конкретном историческом контексте (храня в памяти ключевые моменты и наиболее характерные черты изучаемых исторических периодов, обществ или событий)
3. Оценивать различные версии и мнения о прошедших исторических событиях
4. Различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы
5. Анализировать полученную информацию
6. Формулировать независимые и взвешенные суждения и делать взвешенные и обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств и изучения широкого спектра точек зрения, отдавать себе отчет в том, что эти заключения могут быть подвергнуты переоценке в свете новых фактов и толкований
Слайд 7
ФГОС история
предметные результаты
1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями
о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней
в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений
2) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном мире
3) развитие умений искать, анализировать сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней
Слайд 8История как учебный предмет
Выделение событий из исторических источников
«Перевод» информации, содержащейся
в исторических источниках на «язык» собственного понимания
Слайд 9На уроках истории
ПРОШЛОЕ
Средство для реконструкции
ТЕКСТ
УЧЕНИК
Слайд 10На уроках истории
Составляет авторскую версию события в виде связного и
непротиворечивого описания
Ученик извлекает из текстов информацию
Реконструирует событие
Слайд 11Основные формы работы с текстами (Троицкий Ю.Л.)
комментированное и аналитическое чтение
составление
смысловых и тезисных планов
перекодировка текста
источниковедческий и историографический анализ
составление познавательных
и творческих заданий разного уровня
проведение исторических параллелей
составление историографических метафор
«Россию 150 лет водят в китайских башмачках германской работы». Герцен А.И. «Былое и думы»
Слайд 12Приемы работы с учебными и научными текстами, посредством которых можно
формировать и по которым можно судить о наличии и уровне
понимания
включение объекта в разнообразные связи и отношения с другими предметами;
узнавание объекта, предмета, описанного в разных кодах;
выделение главной, существенной информации, релевантной исходной цели сообщения;
составление планов, конспектов, тезисов, представляющих собой смысловую группировку содержания текста в определенной последовательности; систематизация, классификация, группировка объектов;
вариативность видения одного и того же объекта;
составление схем, графиков, диаграмм, зарисовок как способы перевода содержания текста в образные представления
сопоставление, сравнение полученной информации с уже известной;
представление объекта в разных кодах;
формулировка вопросов по содержанию текста;
перекомпоновка материалов и включение его в новый контекст;
письменное (реферат) или устное (пересказ) собственное изложение прочитанного, самостоятельное приведение примеров;
критическая оценка (отношение) прочитанного и обоснование собственной точки зрения;
решение нестандартных задач и решение задач нестандартными способами;
перенос знания в новые ситуации
Якунин В.А., Педагогическая психология, СПб, «Изд-во Михайлова В.А.»,
«Полиус», 1998 г., с. 318-319
Слайд 13Работа с текстами (ФГОС)
Тексты в разных знаковых системах
Поиск информации и
понимание прочитанного:
Понимать целостный смысл
Находить в тексте информацию
Решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи, требующие полного и критического понимания текста
Преобразование и интерпретация информации:
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации
Сравнивать
Интерпретировать
Обнаруживать доводы и делать выводы
Оценка информации:
Связывать информацию обнаруженную в тексте со знаниями из других источников
Оценивать
Объяснять
Слайд 14
Проверяемые виды деятельности в заданиях по грамотности чтения
PIZA
общая
ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (20%
заданий);
выявление информации(20% заданий);
интерпретация текста (30% заданий);
рефлексия на содержание текста (15% заданий);
рефлексия на форму текста (15% заданий);
Слайд 15Текстовые задачи:
уровни деятельности учащихся
Уровень 1 - общее понимание текста
и ориентацию в тексте:
Определение основной идеи текста
Поиск и выявление в
тексте информации
Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте
Исторические умения
Задания 1 уровня по истории связаны с умениями извлечения из исторических источников информации в явном и скрытом виде, явной и разрозненной информации, понимание общей идеи текста, соотнесение информации из разных текстов
Виды деятельности школьников
Опознавание объекта и воспроизведения знаний о нем
Восстановление содержания предложенных текстов
Извлечение конкретной (явной) информации из текстов
Воспроизведение фактических знаний
Выявление и формулирование главной мысли текста, основной идеи, высказывания
Слайд 16Текстовые задачи:
уровни деятельности учащихся
2 уровень - глубокое и детальное
понимание содержания и формы текста
Формулировать выводы на основе сравнительного анализа
и обобщения информации, представленной в тексте
Анализировать и интерпретировать информацию, представленные в тексте, формулировать оценочные суждения
Это тип заданий, в которых проверяются сложные умения, необходимые для проведения источниковедческого и историографического анализа (культурные формы работы историка).
Школьник, выполняя задания 2 уровня, должен показать такие умения:
Анализ текстов источников и их интерпретация.
Соотнесение и применение информации.
Классификация (исторических явлений и процессов)
Выявление причинно-следственных связей на материале исторических источников
Выявление критериев периодизации
Понимание событий в связи с их исторической эпохой
Классификация исторических явлений, соотнесение исторических понятий и процессов
Для историков интерпретация текста связана с точным пониманием того, кто написал этот текст (социальная принадлежность автора, его идеологические, политические религиозные воззрения), с какой целью текст написан, кому адресован
Также важно при интерпретации (толковании) определить значение исторических событий, явлений, процессов, вписать их в исторический контекст, понять какие смыслы вкладываются в определенные понятия, явления, процессы.
Слайд 17Текстовые задачи:
уровни деятельности учащихся
Уровень 3 - Использование информации из
текста для различных целей.
Для решения различного рода задач без привлечения
или с привлечением дополнительных знаний.
3 уровень — это умение оценивать и объяснять.
Задания 3 уровня по истории связаны с умением переносить сформированные схемы анализа и интерпретации исторических источников на новую учебную ситуацию.
Школьник, выполняя задания 3 уровня, должен был показать такие умения:
Выявление общего и частного, а также различий в процессах и явлениях.
Реконструкция содержания исторических явлений событий с использованием дополнительной информации.
Решение проблемных заданий при введении (поиске) дополнительной информации.
Формулирование собственной позиции (утверждения)
Умение обосновывать собственную позицию с помощью фактов. Выстраивать собственную систему аргументации
Для историков третий уровень связан, прежде всего, с собственным осмыслением исторических событий, явлений, процессов, с пониманием значения текстов (исторических источников) в описании и реконструкции исторических событий.
Слайд 18В текстовых задачах на ГЧ навыки и умения грамотного чтения
разделены на 3 уровня сложности (соответственно и задания):
Уровень 1 –
ученик умеет находить в текстах явную информацию, воспроизводить ее без искажений и выполнять простое обобщение найденной информации, определяет основную идею текста.
Уровень 2 – ученик умеет интерпретировать найденную информацию на основе сопоставления и обобщения, выявлять авторскую точку зрения.
Уровень 3 – ученик может применить полученную в результате чтения информацию для объяснения новой ситуации, ученик использует информацию для различных целей.
Слайд 19Позиционная задача
Реконструкция контекста (ситуации)
Слайд 20Позиционные задачи
Задача предполагает
определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на
которые он опирается;
определение собственной позиции, ее аргументацию.
Текст содержит
материал для реконструкции позиции автора. Возможны случаи, когда позиция сознательно завуалирована («зашумлена»)
Одним из важных умений, требующихся для решения подобных задач, является умение отделять фактологическую составляющую текста от интерпретационной
Слайд 21Текстовые задачи на уроках истории
Построены на основе текстов (оригинальных и
учебных)
К ним составлены задания 1,2,3 уровней
Требуют экспертной оценки
Направлены на формирования
умений, составляющей культуру исторического мышления
Проверяют умения, которые определяют особенности исторического познания
Учитель, анализируя ответы учащихся, отслеживает свою деятельность и изменяет практику
Учитель, анализируя ответы, отслеживает индивидуальную траекторию учащихся
Чему необходимо учить школьников на уроках истории?
Как можно изменить свою повседневную практику, чтобы у школьников формировались определенные умения?