Слайд 1Раннее Христианство
Парадигмы восприятия.
Слайд 2 Παραδειγμα η:
1)образец, модель
2)пример
3)наглядное подтверждение, доказательство
4)поучительный пример, урок;
5)подобие, изображение
Слайд 3Парадигмы восприятия христианства:
- языческие
- иудейские
- христианские
Слайд 4Языческие
Тацит
Рublius Cornelius Tacitus или Gaius Cornelius Tacitus; середина 50-х — ок.
120 года) автор трёх небольших сочинений («Агри́кола», «Германия», «Диалог об
ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»).
Слайд 5Тацит
Annales; Ab excessu divi Augusti
Книга 15: Но ни средствами человеческими,
ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно
было пресечь бесчестящую его [Нерона] молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, всё же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона.»
Слайд 6Tacitus Annales XV
Sed non ope humana, non largitionibus principis aut
deum placamentis decedebat infamia, quin iussum incendium crederetur. ergo abolendo
rumori Nero subdidit reos et quaesitissimis poenis adfecit, quos per flagitia invisos vulgus Chrestianos appellabat. auctor nominis eius Christus Tibero imperitante per procuratorem Pontium Pilatum supplicio adfectus erat; repressaque in praesens exitiablilis superstitio rursum erumpebat, non modo per Iudaeam, originem eius mali, sed per urbem etiam, quo cuncta undique atrocia aut pudenda confluunt celebranturque. igitur primum correpti qui fatebantur, deinde indicio eorum multitudo ingens haud proinde in crimine incendii quam odio humani generis convicti sunt. et pereuntibus addita ludibria, ut ferarum tergis contecti laniatu canum interirent aut crucibus adfixi [aut flammandi atque], ubi defecisset dies, in usu[m] nocturni luminis urerentur. hortos suos ei spectaculo Nero obtulerat, et circense ludicrum edebat, habitu aurigae permixtus plebi vel curriculo insistens. unde quamquam adversus sontes et novissima exempla meritos miseratio oriebatur, tamquam non utilitate publica, sed in saevitiam unius absumerentur.
Слайд 7«Современный исследователь «Анналов» писал об этом так: «Все ресурсы своего
могучего повествовательного стиля Тацит мобилизует не для того, чтобы просто
поведать читателю об исторических событиях, а чтобы выразить, в чем, по его убеждению, состоит их сущность. В его истолковании смысл событий между 14 и 69 гг. может быть кратко обозначен как торжество зла в результате подавления свободы».
Кнабе Г.С.: Корнелий Тацит. (Время. Жизнь. Книги)
«Важную роль в этой погодной повести о больших и малых делах в Риме и империи играют всякого рода отступления. Посвященные то местной мифологии, то географии и истории отдельного города или народа, то просто необычным явлениям природы, они, с одной стороны, придают рассказу занимательность, вводя в него любопытные подробности, чудеса и диковины, а с другой - создают ощущение единого еще в своем разнообразии мира, где все связано и все всем друг в друге любопытно»
Слайд 8«Если это интерполяция, то интерполяция в высшей степени искусная»
С.И. Ковалев
«Основные вопросы происхождения христианства» М.Л. 1964
Слайд 9Тертуллиан: «Справьтесь с вашими летописями . Вы увидите что Нерон
первый обнажил меч против христиан».
Слайд 10Гай Светоний Транквилл
«Жизнь Двенадцати цезарей»
«Были подвергнуты казни христиане, люди
нового и зловредного суеверия»(XVI)
Слайд 11Плиний Младший Письма к императору Траяну
Гай Плиний Цецилий Секунд; лат. Gaius
Plinius Caecilius Secundus) (приблизительно 61—113) — древнеримский политический деятель и писатель, адвокат.
Между 97и 109 годами
Плиний опубликовал 9 книг своих писем.
Слайд 1296
Плиний императору Траяну.
Для меня привычно, владыка, обращаться к тебе со
всеми сомнениями. Кто лучше может направить меня в нерешительности или
наставить в неведении?
Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому я не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать. Не мало я и колебался, есть ли тут какое различие по возрасту, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых: прощать ли раскаявшихся или же человеку, который был христианином, отречение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем.
Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные.
Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.
Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа.
Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами , что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия.
Поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, ее можно остановить и помочь делу. Достоверно установлено, что храмы, почти покинутые, опять начали посещать; обычные службы, давно прекращенные, восстановлены, и всюду продается мясо жертвенных животных, на которое до сих пор едва-едва находился покупатель. Из этого легко заключить, какую толпу людей можно исправить, если позволить им раскаяться.
Слайд 1396
C. PLINIUS TRAIANO IMPERATORI
1 Sollemne est mihi, domine, omnia de quibus
dubito ad te referre. Quis enim potest melius vel cunctationem
meam regere vel ignorantiam instruere? Cognitionibus de Christianis interfui numquam: ideo nescio quid et quatenus aut puniri soleat aut quaeri. 2 Nec mediocriter haesitavi, sitne aliquod discrimen aetatum, an quamlibet teneri nihil a robustioribus differant; detur paenitentiae venia, an ei, qui omnino Christianus fuit, desisse non prosit; nomen ipsum, si flagitiis careat, an flagitia cohaerentia nomini puniantur. Interim, iis qui ad me tamquam Christiani deferebantur, hunc sum secutus modum. 3 Interrogavi ipsos an essent Christiani. Confitentes iterum ac tertio interrogavi supplicium minatus; perseverantes duci iussi. Neque enim dubitabam, qualecumque esset quod faterentur, pertinaciam certe et inflexibilem obstinationem debere puniri. 4 Fuerunt alii similis amentiae, quos, quia cives Romani erant, adnotavi in urbem remittendos.
Mox ipso tractatu, ut fieri solet, diffundente se crimine plures species inciderunt. 5Propositus est libellus sine auctore multorum nomina continens. Qui negabant esse se Christianos aut fuisse, cum praeeunte me deos appellarent et imagini tuae, quam propter hoc iusseram cum simulacris numinum afferri, ture ac vino supplicarent, praeterea male dicerent Christo, quorum nihil cogi posse dicuntur qui sunt re vera Christiani, dimittendos putavi. 6 Alii ab indice nominati esse se Christianos dixerunt et mox negaverunt; fuisse quidem sed desisse, quidam ante triennium, quidam ante plures annos, non nemo etiam ante viginti. quoque omnes et imaginem tuam deorumque simulacra venerati sunt et Christo male dixerunt. 7 Affirmabant autem hanc fuisse summam vel culpae suae vel erroris, quod essent soliti stato die ante lucem convenire, carmenque Christo quasi deo dicere secum invicem seque sacramento non in scelus aliquod obstringere, sed ne furta ne latrocinia ne adulteria committerent, ne fidem fallerent, ne depositum appellati abnegarent. Quibus peractis morem sibi discedendi fuisse rursusque coeundi ad capiendum cibum, promiscuum tamen et innoxium; quod ipsum facere desisse post edictum meum, quo secundum mandata tua hetaerias esse vetueram. 8 Quo magis necessarium credidi ex duabus ancillis, quae ministrae dicebantur, quid esset veri, et per tormenta quaerere. Nihil aliud inveni quam superstitionem pravam et immodicam.
9 Ideo dilata cognitione ad consulendum te decucurri. Visa est enim mihi res digna consultatione, maxime propter periclitantium numerum. Multi enim omnis aetatis, omnis ordinis, utriusque sexus etiam vocantur in periculum et vocabuntur. Neque civitates tantum, sed vicos etiam atque agros superstitionis istius contagio pervagata est; quae videtur sisti et corrigi posse. 10 Certe satis constat prope iam desolata templa coepisse celebrari, et sacra sollemnia diu intermissa repeti passimque venire victimarum, cuius adhuc rarissimus emptor inveniebatur. Ex quo facile est opinari, quae turba hominum emendari possit, si sit paenitentiae locus.
Слайд 14Замечание Тертуллиана:
≪Во время своего управления провинцией Плиний Секунд иных из
христиан осудил на казнь, иных лишил занимаемых ими должностей, но,
напуганный великим множеством их, запросил Траяна, бывшего тогда императором, что ему делать с остальными, указывая, что, помимо их упорства и нежелания
Приносить жертвы, он не узнал о собственных их таинствах (sacramenta) ничего иного, как только то, что они собирались перед рассветом с пением гимнов Христу как богу и для клятвенного обещания исполнять правила жизни: не совершать убийств, обмана, измены и каких-либо других преступлений. Тогда Траян ответил ему в своем рескрипте, что разыскивать такого рода людей не следует, но тех, кто представлены на суд, следует наказывать≫ (Apol,, 2),
Слайд 15Иудейские
Иосиф Флавий
- «Иудейские войны»
- «Иудейские древности»
Более пространно рассказывается о нем
в XVIII книге "Иудейских древностей". В дошедшей до нас рукописи
на греческом языке сказано: "В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще его можно назвать человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем".
Слайд 16«И это всё, что мы узнаём об Иисусе из нехристианских
источников, относящихся к первому столетию нашего летоисчисления.»
Карл Каутский «О происхождении
Христианства»
Слайд 17 Христианские
1)Новозаветные канонические
а)Апокалипсис
б)Евангелия(Матфея, Марка, Луки , Иоанна)
в)Деяния и апостольские послания
г)21
апостольское послание
2)Новозаветные апокрифические
- Пастырь Ерма
- Дидахе
- Апокрифические Евангелия
Слайд 18Папий Иерапольский
(ок. 70 — 155 (165))
«Изложение изречений Господних» ( Κυριακῶν λογίων ἐξηγήσις)
По свидетельству Папия
Иерапольского, Матфей записал по-еврейски (имеется в виду арамейский язык) поучения
Иисуса, а другие, как могли, перевели их на греческий.
Слайд 19Διδαχη (Дидахе)
Διδαχη κυριου δια των δωδεκα αποστολων τοις εθνεσιν
(Наука Господа
через двенадцати апостолов народам)
Слайд 20Проблема датировки
1)Конец первого века
2)начало второго века
3)конец второго начало третьего века.
Слайд 21Почти все ученные склоняются согласны с тем что Дидахе –
одно и первых произведений раннехристианской письменности
Аргументы:
1) параллельные тексты с другими
раннехристианскими авторами(послание апостола Варнавы, Пастырь Ерма…). То есть был один источник - предание
2)путешествующие проповедники
3)эсхатологичность
4 простая структура церкви
Слайд 22Структура Дидахе
Глава 1. Учение о двух путях
Глава 2. Заповеди
Глава 3. Наставление премудрого
Глава 4. Отношение к братьям
Глава
5. Путь смерти
Глава 6. Следование пути жизни
Глава 7. Крещение
Глава 8. Богослужение
Глава 9. Причастие
Глава 10. Действие благодати
Глава 11. Учители
Глава 12. Христианское странноприимство
Глава 13. Вознаграждение пророков и учителей
Глава 14. Собрание в день Господень
Глава 15. Поместные служители
Глава 16. Ожидание пришествия Господня
Слайд 23Глава 16
Ожидание пришествия Господня
1. Бодрствуйте ради своей жизни:
ваши светильники да не будут угашены, и ваши бёдра да
не будут непрепоясаны, но будьте готовы: потому что вы не знаете часа, в который наш Господь придёт.
2. Часто же собирайтесь вместе в поисках того, что приличествует вашим душам: потому что не принесёт вам пользы всё время вашей веры, если вы не достигнете совершенства в последнее время.
3. Ведь в последние дни умножатся лжепророки и губители и овцы превратятся в волков, а любовь обратится в ненависть.
4. Потому что, когда возрастёт беззаконие, люди будут ненавидеть друг друга и преследовать, и предавать, и тогда подобно Сыну Божьему явится обманщик мира, и он будет творить знамения и чудеса, и земля будет предана в его руки, и он сотворит такие преступления, каких никогда от века не было.
5. Тогда человечество пойдёт в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а оставшиеся в своей вере будут спасены Самим, ставшим Проклятием.
6. И тогда явятся знамения истины: сперва на небе знамение Его открытия, затем знамение звука трубы, а третье знамение – воскресение мёртвых;
7. но не всех, а как сказано: «Придёт Господь и с Ним все святые.»
8. Тогда мир увидит Господа, идущего по облакам небесным..
Слайд 241)Упразднение Ветхозаветного закона
2)Эсхатологичность
3)Анти иудейский характер. Отрицаются иудейские обычаи. Критикуется обычай
поклонения в Исключительно в Храме
Глава 16
«Наконец, я скажу вам и
о храме, как они бедные, в обольщении своем, надеялись не на Бога, Создателя своего, но на здание, так как бы оно действительно было домом Божиим. Ибо они, почти как язычники, покланялись Ему во храме. »
Послание апостола Варнавы
Слайд 25Пастырь Герма
КНИГА ПЕРВАЯ. ВИДЕНИЯ
Видение первое
Обличение Гермы за его собственные слабости
и за небрежность
в исправлении детей его
Видение второе.
Призвание Гермы к проповеди
о покаянии детям его и всем верующим
Видение третье
Строение башни, изображающей церковь
Видение четвертое
О будущем гонении на христиан
КНИГА ВТОРАЯ. ЗАПОВЕДИ
Пролог
Заповедь первая.
О вере в единого Бога
Заповедь вторая
О том, что должно избегать злословия и творить милостыню в простоте
Заповедь третья
О том, что должно избегать лжи
Заповедь четвертая
О целомудрии и разводе
Заповедь пятая
О печали и терпении
Заповедь шестая
О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них
Заповедь седьмая
О том, что должно бояться Бога, а дьявола бояться не должно
Заповедь восьмая
О воздержании от зла и о совершении добра
Заповедь девятая
Должно просить у Бога постоянно и без сомнения
Заповедь одиннадцатая
О том, что истинные и ложные пророки познаются на деле
Заповедь двенадцатая
Об удалении от худых пожеланий и о том, что заповеди Божий возможно исполнить верующим
КНИГА ТРЕТЬЯ. ПОДОБИЯ
Подобие первое
Мы, не имея в этом мире постоянного города, должны искать будущего
Подобие второе
Как виноградное дерево поддерживается вязом, так богатому помогает молитва бедного
Подобие третье
Как зимой нельзя отличить деревьев полных жизни от засохших,
так и в настоящем веке нельзя отделить праведных от нечестивых
Подобие четвертое
Как летом свежие деревья отличаются от засохших плодами и
зелеными листьями, так и в будущем веке праведные от нечестивых различаются блаженством
Подобие пятое
Об истинном посте и о чистоте тела
Подобие шестое
О двояком роде людей сластолюбивых и о наказаниях их
Подобие седьмое
О том, что кающиеся должны приносить плоды, достойные покаяния
Подобие восьмое
Много есть родов избранных и кающихся во грехах,
но по мере покаяния все будут иметь награду в добрых делах своих
Подобие девятое
Строение Церкви Божией, воинствующей и торжествующей
Подобие десятое
О покаянии и милостыне
Слайд 26Апокрифы
5а. Письмо Пилата императору Клавдию (Евангелие от Никодима, 27)
(1) И
потом послал Пилат составленные записи в город Рим, императору Клавдию,
говоря: «Понтий Пилат приветствует Клавдия, [царя своего]. То, что недавно случилось, то я лично исследовал. Иудеи через ненависть свою себя и потомков своих жестоким осуждением покарали. Они имели завет от отцов своих, что пошлет им Бог с небес Святого Своего, Который по достоинству Царем их наречется. И было завещано, что через Деву явится Он на земле. Когда я был направлен правителем в Иудею, увидели евреи, как Он слепых делал зрячими, прокаженных чистыми, врачевал расслабленных, изгонял из людей бесов, мертвых воскрешал, приказывал ветрам, ходил по морским волнам, не замочив ног, и многие другие [знамения и чудеса] творил. И когда многие из народа иудейского уверовали, что Он — Сын Божий, то первосвященники, книжники и фарисеи иудейские из зависти к Нему[36] схватили Его и предали мне. И, клевеща на Него, наперебой говорили мне, что Он маг и против их Закона поступает.
(2) Я же, поверив словам их, что так оно и есть, велел Его бичевать и передал на суд их. Они же распяли Его, а по смерти похоронили и стражу приставили [к гробу]. Мои воины сторожили гробницу Его и запечатали гробницу, но на третий день [Он] воскрес из гроба. Однако, иудеи настолько озлобились на Него, что дали воинам моим денег, говоря: скажите, что ученики Его похитили ночью Его тело. Воины же мои, приняв деньги, не могли скрыть правду о том, что совершилось, но свидетельствовали о воскресении Его из гроба и о том, что взяли деньги у иудеев.
(3) Потому доношу об этом царю, чтобы не распространилась какая-либо ложь и чтобы ты не подумал, что следует верить выдумкам иудеев. Сообщил я величеству твоему все, что произошло с Иисусом в претории моем».
Слайд 27Археологические: из истории массы
Слайд 32Ф.Энгельс о раннем Христианстве: «В нем нет ни догматики ни
этики позднейшего Христианства; но зато есть ощущение того что ведется
борьба против всего мира и что эта борьба увенчаестся победой»
Слайд 34Языческие
Сочинения Антихристианских греко –римских писателей(Лукиан, Цельс, Порфирий)
1)Апулей(род ок 124 г)
«Апологии» , «Метаморфозы»
2)М. Корнилий Фронтон консул 143 на него ссылается
Муниций Феликс в Октавии
3)Лукиан «О Кончине Перегрина » Энгельс его называл «Вольтером классической древности»
4)Цельс Правдивое слово или Истиное слово
Слайд 35Апулей «Метаморфозы» 9:14
«Мельнику этому, который приобрел меня в свою собственность,
человеку хорошему и чрезвычайно скромному, досталась на долю жена прескверная,
гораздо хуже всех остальных женщин, до такой степени нарушавшая законы брачного ложа и семейного очага, что, клянусь Геркулесом, даже я втихомолку о хозяине не раз вздыхал. Не было такого порока, с которым не зналась бы эта негоднейшая женщина, но все гнусности в нее стекались, словно в смердящую выгребную яму: злая, шальная, с мужиками шляется, пьяная валяется, упорная, непокорная, в гнусных хищениях жадная, в позорном мотовстве щедрая, ненавистница верности, враг скромности. Презирая и попирая священные законы небожителей, исполняя вместо этого пустые и нелепые обряды какой-то ложной и святотатственной религии и утверждая, что чтит единого бога , всех людей и несчастного мужа своего вводила она в обман, сама с утра предаваясь пьянству и постоянным блудом оскверняя свое тело.»
Слайд 36Лукиан из Самосаты
«О кончине Перегрина»
(греч. Λουκιανὸς ὁ Σαμοσατεύς, лат. Lucianus Samosatensis; около 120—180 гг.
н. э.)
1)Лукиан критикует смерть от огня и смеётся над множеством эллинов,
которые восхищаются такой смертью
2)Описывает как все возносят поступок Протея(Перегрин) «Он (некий киник – В.В.)утверждает, что с Протеем нельзя сравнивать не только Диогена синопского или его учителя Антисфена, но даже Сократа. Самого Зевса он вызвал на состязание! Под конец все же ему заблагорассудилось признать Зевса равным Протею, и речь свою он закончил приблизительно так: "Жизнь,— говорил он,— видела два величайших произведения: Зевса Олимпийского и Протея; создали их художники: Зевса — Фидий, а Протея — Природа. Но это произведение искусства теперь удалится, вознесенное огнем от людей к богам, и оставит нас осиротелыми»»
3)Появляются критики Протея, среди философов, один из которых рассказывает историю жизни Перегрина:
4)Лукиан повествует о том как Перегрин пользовался христианами: «Хороший источник для покрытия путевых издержек он имел в лице христиан, под охраной которых ни в чем не ощущал недостатка.»
Слайд 379. Это удивительное творение природы, воплощение Поликлетова канона, не успело
еще возмужать, как было поймано в Армении на прелюбодеянии. За
это Протей получил весьма изрядное количество ударов, но в конце концов избег опасности, спрыгнув с крыши с редькой в заднице. Затем он развратил какого-то цветущего юношу, но за три тысячи драхм откупился от родителей мальчика, которые были люди бедные, и поэтому не был доставлен к правителю Азии.
10. Но это и прочее в том же роде я думаю оставить в стороне: ведь тогда Протей был еще бесформенной глиной, а не совершенным произведением искусства. А вот что он сделал со своим отцом — об этом стоит послушать; хотя, впрочем, все вы слышали и знаете, что он задушил старика, не в силах перенести, что тому исполнилось более шестидесяти лет. Когда же об этом все стали громко говорить, Протей осудил себя на добровольное изгнание и бродил по разным местам.
11. Тогда-то он и познакомился с удивительным учением христиан, встречаясь в Палестине с их жрецами и книжниками. И что же вышло? В скором времени он всех их обратил в младенцев, сам сделавшись и пророком, и главой общины, и руководителем собраний - словом, один был всем. Что касается книг, то он толковал, объяснял их, а многие и сам сочинил. Христиане почитали его как бога, подчинялись установленным им законам и избрали своим покровителем: христиане ведь еще и теперь почитают того великого человека, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь эти новые таинства.
12. Тогда Протей был схвачен за свою принадлежность к ним и посажен в тюрьму, но даже и это придало ему немало весу в дальнейшей жизни для шарлатанства и погони за славой, которой он жаждал. Лишь только Протей попал в заключение, как христиане, считая случившееся несчастием, пустили в ход все средства, чтобы его оттуда вырвать. Когда же это оказалось невозможным, они старались с величайшей внимательностью ухаживать за Протеем. Уже с самого утра можно было видеть у тюрьмы каких-то старух, вдов, детей-сирот. Главари же христиан даже ночи проводили с Протеем в тюрьме, подкупив стражу. Потом туда стали приносить обеды из разнообразных блюд и вести священные беседы. Милейший Перегрин — тогда он еще носил это имя — назывался у них новым Сократом.
Слайд 38Иудейские
Талмуд:
О Христе и христианах
О христианской секте минов.
«Санhедрин. 67а
«Cвидетели, которые
подслушивали снаружи, приводят его на суд и побивают камнями. Так
поступили с бен-Стадой в Луде, и повесили его накануне Пэсаха. Бен-Стада есть бен-Пандира. Сказал р. Хисда: Стада — муж, Пандира — любовник”. (Но ведь) муж — Паппос бен-Й’hуда? (Следовательно), Стада — его мать. Его мать — Мирйам, ухаживающая за женщинами. Потому говорят в Пумбедите: “Она изменила мужу своему”.
»
Слайд 39Шаббат. 104б
Запечатляющий на теле своем. Учили (по этому поводу): сказал рабби
Элиэзер законникам: “Ведь бен-Стада вывез колдовство из Египта в царапинах
на теле своем”. Сказали ему: “(Бен-Стада) слабоумен был, а приводить аргумент к слабоумию нельзя”.
Слайд 40 Христианские
1)Апологии(Иустина Философа, Татиана)
2)Произведения Церковных писателей(Игнатия Антиохийского, Иринея, Ипполита, Климента
Александрийского)
3)Гностичские произведения
Слайд 41Послания Святого Игнатия Антиохийского
Слайд 42Послание к смирнянам
Глава II. Христос истинно пострадал во плоти
Глава III.
Христос и по воскресении был во плоти
Слайд 43Глава IV. Берегитесь еретиков
Если бы Христос не пострадал истинно, то
и я не страдал бы. Убеждаю вас в этом, возлюбленные,
зная, что вы сами так же думаете. Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них, не раскаются они как-нибудь. Это, конечно, не легко для них, но Иисус Христос, истинная жизнь наша, силен в этом. Если же Господь наш совершил это призрачно, то и я ношу узы только призрачно. И для чего же я сам себя предал на смерть, в огнь, на меч, на растерзание зверям? Нет, кто подле меча подле Бога, кто посреди зверей посреди Бога; только бы что было во имя Иисуса Христа. Чтобы участвовать в Его страданиях, я терплю все это, о Он укрепляет меня, потому что соделался человеком совершенным.
Слайд 44Поликарп Смирнский(ум. 156г.)
«Послание к Филипийцам»
Слайд 45Иустин Философ Мученик
Ιουστίνος ὁ Φιλόσοφος;( ок. 100—165 г.) — раннехристианский мученик и
апологет. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии положил начало
богословскому истолкованию истории.
Слайд 46Татиан Сириец (60-80 –е годы)
Принял Христианство,
«Речь к Эллинам» около
170 года
Проникнута ненавистью к язычникам.
«Диатессерон» «Тο δια τέσσαρον εύαγγέλιον» -
компиляция Евангелий
Слайд 47Афинагор Афинский (греч. Αθηναγόρας ο Αθηναίος ок. 133 года, Афины — ок. 190 года, Афины) —
«Посольство в Защиту Христиан»(»(Πρεσβεία περί χριστιανών), 70-е годы)
«О воскресении Мертвых»
Слайд 48Феофил Антиохийский
«К Автолику» 80- е годы
- впервые встречается термин Троица
Слайд 49Церковные Писатели
1)Ириней Лионский «Обличение и опровержение лжеименного знания» или «против
ересей»
2)Ипполит «Опровержение всех ересей»(ум 236)
3)Климент Александрийский – основатель Александрийской школы
Богословия «Увещание» «Педагог» - руководство для ведения благочестивой жизни
Слайд 50Причины противостояния с язычниками:
1)Общественные (нравственные)
2)Религиозно – государственные(Христианство не национальная религия,
- тайный культ).
3)Политические причины(Меценат к Августу по Диону Кассию «сам
почитай богов непременно по отеческим законами и других принуждай почитать таким же образом. Тех же кто вводит что –ни будь чужое, преследуй и наказывай не только за то что презирают древних богов и всё другое, но и за то что они, вводя новые божества, соблазняют к принятию новых законов; отсюда происходят потом заговоры и тайные союзы»)
Слайд 52Языческие
1)Акты мучеников – официальные судебные протоколы
2)Дион Кассий (ок 155- 30
е годы III века) написал римскую историю в 80 книгах.
В 14 главе 67 книги говорится что в 95 году Домициан казнил своего двоюродного брата, консула Флавия Климента, а его жену и тоже свою родственницу Флавию Домициллу отправил в Изнание на о. Пандатерию «обвинив обоих в безбожии, за что были осуждены и многие другие, впавшие в иудейские обычаи. Одни из них были казнены, у других было отобрано имущество. »
Слайд 53Христианские
1)Апологии
2)Акты мучеников
3)Стихотворения Коммодиана «Нравоучительные стихотворения» очень сильны апокалиптические и эсхатологические
моменты, проникнутые острой классовой ненавистью к богатым и знатным, чем
он резко отличается от других Христианских писателей ΙΙΙ века.
Слайд 54Акты св мучениковъ Тараха, Прова и Андроника:«Если же ты почтешь
государей и принесешь жертву отцамъ людей — богамъ, то удостоишься милостей.
Андроникъ отвечалъ: справедливо вы называете вашихъ боговъ своими отцами; имея отцомъ своимъ сатану, вы его дети и стали діаволами; вы творите дела его (сатаны).
Слайд 55Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (Quintus Septimius Florens Tertuilianus), (около 160,
Карфаген, — после 220, там же), христианский богослов и писатель.
Слайд 56Тертуллиан
. Ученики Христовы, которым предстоит мученичество! В то время
как наша мать и владычица Церковь, а также отдельные братья-христиане
помогают вам в темнице поддерживать свое бренное тело, примите и от меня скромный дар для подкрепления вашего духа. Бессмысленно кормить тело, когда голодает душа, и если немощная плоть нуждается в помощи, то тем более в ней нуждается еще более слабый дух. Едва ли я вправе поучать вас, но даже опытным гладиаторам иной раз помогают не только учителя и наставники, но и выкрики зрителей и болельщиков.
Слайд 57Тертуллиан Апология (37)
Мы существуем со вчерашнего дня, и наполнили
собою все ваши места: города, острова, крепости, муниципии, места собраний,
самые лагери, трибы, декурии, дворец, сенат, форум. Одни только храмы ваши мы оставили вам. К какой открытой войне мы не были бы способны, на какую войну мы не были бы готовы, хотя бы и уступали вам в силе, – мы, которые так охотно дозволяем умерщвлять себя, если бы нашим учением не повелевалось нам скорее быть самим умерщвленными, чем умерщвлять других? Мы могли бы сразиться с вами и без оружия, и без бунта, отделясь от вас, как недовольные вами. Ибо если бы мы, составляя такое огромное число людей, удалились от вас на какой-либо отдаленный угол земли; то, конечно, потеря столь многих, каких бы то ни было, граждан не только была бы позором для вашего господства, но вместе с тем и наказанием.
Слайд 58Ориген (около 185, Александрия, — 253 или 254, Тир), христианский
теолог, философ и учёный, представитель ранней патристики.