Слайд 1РАННЕХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД
«Искусство катакомб»
Выполнила студентка 1 курса группы 31805
Вьюгина Н.
Проверила доцент, кандидат искусствоведения Колчева И.М
Слайд 2Раннехристианское искусство возникло в II –IV вв., когда христианство было
запрещенной религией Римской империи. Его начали изучать в эпоху Возрождения
в XVI в., когда обнаружили подземные христианские кладбища, служившие также местом сбора христианской общины (их стали условно называть катакомбами, потому что одно из найденных кладбищ находилось в местности Катакомб).
Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения – кубикулы. В росписях катакомб использовали античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была система иносказаний и символов. Птицы и животные, по христианским понятиям, населяли райские поля Элизиума. Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом, Персей – со св. Георгием. Это была роспись, похожая на тайнопись, понятная лишь посвященному.
Слайд 3Существовало три основных категории катакомбных помещений: кубикулы, крипты и капеллы.
Кубикулы
—помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений.
Выполняли функции
современных часовен.
Слайд 4Крипты —использовались не только для захоронений, но и служили для
управления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан
приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек
Крипта из катакомб святого Каллиста.Рим
Слайд 5Капеллы —храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся
во время общественных богослужений.
Из катакомб святого Каллиста.Рим
Слайд 6Катакомбные храмы использовались для захоронений в стенах и в алтарной
части.
В них могли одновременно молиться до 150 человек.
Капеллы
отличались от крипт величиной и внутренним устройством включая несколько помещений.
В капеллах были отдельные алтари и особое помещение для женщин.
Особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие употребление в храмостроительстве Византийского времени.
Слайд 7Деталь, присущая только катакомбным храмам — это так называемые люминарии.
Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие
на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.
Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.
Слайд 8Ветхозаветные сюжеты в раннехристианском искусстве:
Христос - добрый пастырь.
Первые люди
Фрески катакомб
Присциллы.Рим
Слайд 9Богоматерь Оранта. Катакомбы Винья Миссими.Рим
Слайд 10Новозаветные сюжеты:
Воскрешение Лазаря
Крещение Христа
Росписи в катакомбах
Присциллы. Рим.
Слайд 11Мозайка «Переход евреев через Красное море»
Катакомбы святого Каллисто.Рим
Слайд 12 Мозайка «Моисей и дочери фараона»
Катакомбы святого Каллисто.Рим
Слайд 13В катакомбный период преобладают знаково-символические изображания. Такие как: якорь —знак
или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании;
Слайд 14голубь —символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души;
Слайд 15павлин —символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям,
тело его не подвергается разложению;
феникс —мифическая неумирающая птица, ставшая в
катакомбных росписях символом воскресения;
Слайд 16рыба —глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» —
«ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос,
Божий Сын, Спаситель;
Слайд 17виноградная лоза и корзина с хлебом —символизируют Таинство Причащения.
Слайд 18 Вывод на основе исторической справки:
После Миланского эдикта (313
г.), даровавшего христианам свободу, Церковь стремительно развивалась вширь. В нее
хлынул поток язычников, которые, воцерковляясь, меняли только внешний свой статус, но, в сущности, оставались по-прежнему язычниками. Немало способствовал этому получивший распространение обычай крещения детей, а также кардинальное изменение отношений Церкви и государства. Теперь вхождение в Церковь не было связано с риском и жертвами, как во времена первых христиан.
Слайд 19Список литературы:
Всеобщая история искусств: том 2: в 6 т./ред. Б.В.Веймарн,
Б.Р.Виппер, А.А.Губер, М.В.Доброклонский, Ю.Д.Колпинский, В.Ф.Левинсон-Лессинг, А.А.Сидоров, А.Н.Тихомиров, А.Д.Чегодаев- М.Гос.изд. "Искусство"1960.-1222
с.