Слайд 1«Растим любознайку»: детские вопросы и как на них отвечать».
Слайд 2Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное.
Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что
сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познавать что то новое,часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют взрослым беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Слайд 3«Любознательность» и «любопытство» ,одинаковы ли по значению эти слова? Что
же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любопытство
- мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…» Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
Слайд 4Хочется предложить стихотворение, которое сможет кому-нибудь помочь, при общении с
собственным ребенком.
Стихотворение поэта В.Иванова
«Почему?»
Сын пришел к отцу с вопросом.
-Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
-Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
-Папа!
Сын вернулся вскоре…
Слайд 5-А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь,
киты?
Почему с ушами заяц?
-Пап, а что такое грань?
После,
некогда, отстань!
Снова сын пришел к папаше…
Где луна бывает днем?
-Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
А в ответ сверкнула вспышка:
-У меня свои дела!
И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Слайд 6Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет
лица.
Вопрошал родитель сына:
-Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других , посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
В самом деле, почему?
Слайд 7Памятки для родителей «Как отвечать на детские вопросы».
-Внимательно относитесь к
детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
-Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка
-Ответы давайте доступные пониманию ребенка. Он должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
-Проводите в семье различные конкурсы.
-Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
-Проводите прогулки на природу.
-Мастерите с детьми поделки из природного материала.
-Поощряйте экспериментирование детей.
-Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
-В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
-Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
-Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».
-Читайте детям природоведческую литературу.
Слайд 8Любите своего ребенка!
Предлагается анкета, которая поможет родителям задуматься над тем,
достаточно ли времени они уделяют своим детям, отвечая на детское
«Почему?»
Слайд 9 «Познавательные интересы».
1.Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого
содержания?
2.Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
3.Рассказывает ли взрослым и сверстникам
о своих интересах?
4.К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?
5.Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?
6.Что делается в семье для развития интересов ребенка?
7.Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?
8.Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы? Не приходится ли ребенку, после вашего ответа на его вопрос, обращаться к другому члену семьи?
Слайд 10Игра упражнение «РАЗМЫШЛЯЛКА».
«Шляпа вопросов».
Смысл игры. На листочках написаны вопросы для
размышления сложить их в шапку, и родители по очереди вытягивают
и зачитывают вопрос, кому – что достанется (можно работать парами).
Вопросы:
Как в вашей семье относятся к вопросам детей?
Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка?
О чем спрашивает ваш ребенок?
Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах?
К кому из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и почему?
Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?
Ответы на какие вопросы не вызывают затруднений?
Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?
Слайд 11 Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным
ответам.
Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям,
наблюдениям.
Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?».
Не всегда ребенок выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.
Слайд 12 А теперь давайте рассмотрим требования, которые предъявляются к ответам взрослых
на детские вопросы.
Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка,
дедушка
по – разному относятся к его вопросам. Чащи он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда вытекает требование, уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.
Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа.
При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт.
Слайд 13 В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется,
что он об о всем слышал, все усвоил, а на
деле просто много запомнил, но не понял. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка сообщения, сведение, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».