Слайд 1Раздел 1. Основы ТП ИнС
Тема 2. Предприятие
как объект автоматизации
Вопросы:
Предприятие как объект автоматизации
Организационная структура предприятия
Функциональная структура предприятия
Информационная
структура предприятия
Классификация интеллектуальных задач для создания ЭС
Модель задачи прогнозирования деятельности предприятия
Приложения
Классификация задач предприятия
Классификация документов
ТПИС 2
Слайд 2Производство …
Повторение – Компоненты ТП ЭС
Технология производства ЭС
Объект автоматизации
Экспертная система
Средства,
методы,…
Ограничения (стандарты, ресурсы,…)
Ограничения
Средства труда
Предмет труда
Результаты труда
Слайд 3Посторение – Компоненты ТП ИнС (ЭС)
Технология производства ЭС
Объект автоматизации
ИнС (ЭС)
Средства
(инструменты, оборудование, технологии, методы, и т.д.)
Ограничения (стандарты, ресурсы,…)
Предприятие …
Ограничения
Средства труда
Предмет
труда
Результаты труда
1.ТП БД
3. ТП программ
4. Технология производства СВТ,…
Дисциплина ТПИС
Комплектующие изделия
Услуги
Готовые элементы
2. ТП БЗ
Слайд 4Вопрос: 1. Предприятие как объект автоматизации (ОА)
Предприятие – это основной
объект для создания ЭС.
Цель деятельности ОА – это выпуск определенной
продукции и/или оказание определенных услуг.
Основные характеристики предприятия как ОА:
Отраслевая принадлежность (материальное и нематериальное производство);
Тип и характер производства (единичное, мелкосерийное, массовое и т.д.);
Технологические процессы производства продукции и услуг;
Производственные ресурсы.
В рамках ТПИС будем рассматривать только те аспекты предприятия, которые имеют отношение к созданию ЭС.
Обобщенная структура предприятия изображена на рис.1.1.
Основные компоненты ОА, которые служат основой для автоматизации:
1. Организационная структура предприятия (линейно-функциональная, дивизиональная, матричная и другие)- это структурное представление компонент предприятия (подразделения) и персонала в виде схемы.
2. Функциональные задачи предприятия, подразделений и отдельных сотрудников, которые определяют деятельность предприятия, его подразделений и сотрудников.
Примерный перечень задач по каждой из групп приведен в приложении 1.
Функциональные задачи составляют основу для автоматизации предприятия.
3. Информационная система предприятия (ИСП) – это совокупность ручных и автоматизированных ИТ применяемых персоналом в процессе функционирования ОА. В состав ИСП входят также наследуемые СОД, применяемые на предприятии.
Слайд 5Предприятие
Продукция
Услуги
Данные
Материалы и т.д.
Средства (инструменты, оборудование, технологии, методы и т.д.
Стандарты, директивы,
документы, ресурсы и др. ограничивающие условия
1.Организационная структура
2.Функциональная структура (функции)
3.Информационная система
4.Основные
средства и др. компоненты
Рисунок 1.1 – Обобщенная структура предприятия
1.Вся структура
2.Фрагмент …
3.Подразделение,…
4.Рабочее место,…
1.Вся деятельность
2.Фрагмент деятельности
3.Функции подразделения,…
4.Комплек задач
5.Рабочее место,…
1. Документы
2. Архив документов
3. Документооборот
Здания
Оборудование
Программы
Базы данных
Другие
Слайд 6Вопрос: 2.Организационная структура предприятия
Организационная структура – это структурная организация ОА.
Она
определяется в уставе предприятия и представляется в виде схемы..
Составными
элементами структуры являются подразделения ОА (отдел, служба, цех и т.д.) между которыми существуют определенные связи.
Отдельное подразделение ОА может иметь свою структурную организацию.
Количество уровней детализации структуры зависит как от сложности самого ОА.
В качестве элемента структуры на нижнем уровне иерархии может быть определено отдельное рабочее место или отдельный работник.
Состав сотрудников и перечень подразделений определяется документом Штатное расписание ОА.
Деятельность (функции) отдельного подразделения и его взаимодействие (связи) с другими подраз-делениями ОА определяются в документах «Положение о подразделении…»
Права и функциональные обязанности отдельных сотрудников определяется в должностных обязанностях (документ).
Пример организационной структуры: БрГТУ (см. рис.1.3) – назначение – оказание образовательных услуг.
Пример подразделения: ФЭИС, кафедра ИИТ.
Слайд 7Рисунок 2.1 – Классификация заинтересованных лиц
Классификация заинтересованных лиц
1.По подразде-
лениям
2.По должностям
3.По задачам
Пользователи
1.Собственники
2.Руководители
3.Эксперты
Эксплуатационный персонал
Руководители
Персонал по
сопровождению
1.По ПО
2.По БД
3.По ТО
4. Руководители
1.По
ПО
2.По БД
3.По ТО
4. Руководители
Слайд 8Рисунок 2.2 - Пример фрагмента организационной структуры ОА
Отдел кадров
Учебно-методический отдел
Руководство
БрГТУ
Другие отделы
Слайд 9Информационная структура предприятия (ИСП) – это совокупность документов (справочных, опе5ративных,отчетных)
архивов и правил и норм организации и ведения документов и
документооборота на предприятии.
Обобщенная структура ИСП приведена на рис.2.1.
В состав ИСП входят также наследуемые СОД, применяемые на предприятии.
В состав ИСП входит информационное обеспечение.
Информационное обеспечение (ИО) ОА представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации циркулирующей на предприятии. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации (УСД), специально организованные для автоматизированного обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.
ИО состоит из внемашинного (бумажного) и внутримашинного (электронного) обеспечения.
Внемашинное ИО – это бумажный документооборот.
Вопрос: 3. Структура ИС предприятия
Слайд 10Входные электронные документы
Информационное обеспечение
(электронный документооборот)
Текущая БД
БД
Файлы
Архивная БД
Архив БД
Архив
файлов
СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И
ВЕДЕНИЯ БД и файлов
Бумажный документооборот (ДО)
СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ БУМАЖНОГО
ДО
Текущие документы
Архивные документы
Выходные бумажные документы
Входные бумажные документы
Выходные электронные документы
Рисунок 3.1 – Общая ИС предприятия
Слайд 11Рисунок 3.2.Основные компоненты информационной
структуры предприятия
Модель жизненного цикла документа
Текущее
состояние
Архивное
состояние
Списанный
документ
Создание и
использование
документа
в
производстве
Нахождение
документа в
архиве подразделения
или предприятия
Уничтожение
документа
Основные компоненты информационной структуры
Слайд 12Справочники
Рисунок 3.3 – Примеры классификации документов
Документ – это инфор. сообщение
в бумажной, звуковой или электронной форме, оформленной по определенным правилам,
заверенное в установленном порядке и имеющем юридическую силу
Документы
Условно-постоянные
Оперативные и учетные
1.Справочник
2.Тарифы
3.Планы
4.Договора
5.Орг.расп.докум.:
Уставы
Положения
Протоколы
Приказы
Постановления и др.
1.Приходно-расходные
2.О выполн. плана
3.Пооперационный учет
4.Платежные поручения
5.Другие.
Представляют структуру и характеристики объекта и его деятельности
Другие классификации:
По отношению к объекту управления: входящие (первичные), сводные, промежуточные, архивные
По содержанию хоз.операций: материальные, денежные, расчетные
По сфере деятельн.: плановые, учетные, статистические, банковские, финансовые, бухгалт. и др.
По назначению: распорядительные, исполнительные, комбинированные.
Итоговые
Фиксируют протекание процессов деятельности объекта и его компонентов
Отчетные
документы
Оперативные
документы
Слайд 13Справочники
Справочник 1
Справочник 2
Справочник i
Оперативный
документ 1
Оперативный
документ n
Отчетный
документ 2
Отчетный
документ 3
Отчетный
документ m
Отчетный
документ 1
Рисунок
3.4 – Пример взаимосвязи между типами документов
Оперативные
документы
Отчетные
документы
Слайд 14Особенности документов
Документ
Тип документа (текущий, архивный)
(справочный, оперативный, отчетный)
2.
Взаимосвязи с другими документами
3. Структура документа
4. Объем документа
Рисунок 3.5 -
Особенности процесса решения задач
Слайд 15В общем случае все функции (задачи) предприятия можно разделить на
следующие группы:
1. Стратегический анализ и управление. Это высший уровень управления,
обеспечивает централизацию управления всего предприятия, ориентирован на высшее звено управления.
2. Управление персоналом
3. Логистика — управление материальными потоками (заготовка материалов и комплектующих изделий), управление производством, управление сбытом готовой продукции. Все компоненты логистики тесно интегрированы с финансовой бухгалтерией и функционируют на единой информационной базе
4. Управление производством
5. Бухгалтерский учет информационно связан с управленческим учетом затрат в производстве, финансовым менеджментом, складским учетом. Бухгалтерский учет хозяйственных операций в финансовой бухгалтерии осуществляется на основе бухгалтерских проводок, формируемых на основании первичных учетных документов. Создание документов и их отражения в бухгалтерском учете разделены во времени и пространстве
Более подробно перечень задач приведен в приложении 1.
Функции предприятия определены в уставе предприятия.
Функции предприятия распределяются по компонентам организационной структуры предприятия и определяются в документах Положение о подразделении…
Функции отдельных работников определены в Должностных обязанностях.
Вопрос: 4.Функциональная структура предприятия
Слайд 16Рисунок 4.1 – Пример классификации задач предприятия
1. Классификация
задач предприятия
1.
Стратегич.
анализ и
управление
2. Управление
персоналом
3 Управление
запасами
(логистика)
4. Управление
производством
5. Бухгалт.
Учет
1.Финанс.планирование
2.Анализ фин-хоз деят.
3.Маркетинг
4.Упр.
проектами
5.Упр. документоб.
1.Созд. НСИ
2.Форм. штатного расп.
3.Планир и учет
4.Набор персонала
5.Отчеты, приказы
6.Учет раб. времени
1.Упр. продажами
2.Упр. матер. потоками
1.Ведение гл.книги
2.Учет денежн. средств
3.Учет осн. средств
4.Учет ТМЦ
5.Учет зарплаты
6.Учет расч. дебит/кредит
7.Другие
1.Технолог. подг. пр-ва
2.Техн.-экон. планир.
3.Учет затрат на пр-во
4.Операт. управл.
Предприятие
Слайд 17Функциональные
задачи
предприятия
Типовые функции
системы
обработки данных
Рисунок 4.2 – Типовой
набор функций СОД
Слайд 18Типовая модель задачи
Задача
Выходной
документ
Входной
документ
Входной
документ
Выходной
документ
Декомпозиция
на типовые задачи
Сложная задача (несколько выходных документов)
Рисунок 4.3
– Общая модель задачи предприятия
Слайд 19Особенности функциональных задач
Задача
Интенсивность решения
Ограничения на время решения
Распределенный характер процесса решения
(участники, подразделения)
Рисунок 4.4 - Особенности процесса решения задач
Слайд 20Интеллектуальная задача
Это неформализованная задача, которая обладает
одной или несколькими из
следующих характеристик:
Задача не может быть задана в числовой форме,
т.е. они задаются в качественном виде или в
терминах теории нечетких множеств;
2.Цели не могут быть выражены в терминах точно
определенной целевой функции;
3.Алгоритмического решения задачи неизвестно,
хотя возможно и существует; Алгоритмическое
решение существует, но его нельзя использовать
из-за ограниченности ресурсов (время, память).
Вопрос 5. Классификация интеллектуальных
задач (ИнЗ) для реализации в ЭС
Слайд 21Синтеза
Анализа
Комбинированные
Расширения
Доопределения
Преобразования
Интерпретация
Диагностика
Слежение (мониторинг)
Прогнозирование
Планирование
Проектирование
Отладка и ремонт
Обучение
Управление
Классификация интеллектуальных
задач для
реализации в ЭС
Рисунок 5.1 – Классификация интеллектуальных задач
Слайд 22Все системы, основанные на знаниях, можно подразделить на системы, решающие
задачи АНАЛИЗА, и системы, решающие задачи СИНТЕЗА. Основное отличие задач
анализа от задач синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально и строится из решений компонент и подпроблем.
В общем случае все перечисленные типы задач можно разделить на:
Задачи анализа – интерпретация, диагностика.
Задачи синтеза – проектирование, планирование.
Комбинированные задачи – обучение, мониторинг, управление.
Задачи расширения это задачи, в процессе решения которых осуществляется только увеличение информации о ПрО, не приводящее ни к изменению ранее выведенных данных, ни к выбору другого состояния ПрО. Типичной задачей этого класса является задача классификации.
Задачи доопределения это задачи с неполной или неточной информацией о реальной ПрО, цель решения которых - выбор из множества альтернативных текущих состояний ПрО того, которое адекватно исходным данным. В случае неточных данных альтернативные текущие состояния возникают как результат ненадежности данных и правил, что приводит к многообразию различных доступных выводов из одних и тех же исходных данных. В случае неполных данных альтернативные состояния являются результатом доопределения ПрО, т.е. результатом предположений о возможных значениях недостающих данных.
Задачи преобразования это задачи, которые осуществляют изменения исходной или выведенной ранее информации о ПрО, являющейся следствием изменений либо реального мира, либо его модели.
Большинство существующих ЭС решают задачи расширения, в которых нет ни изменений ПрО, ни активных агентов, преобразующих ПрО. Подобное ограничение непремлемо при работе с динамическими ПрО.
Слайд 23Задачи, для которых используются ЭС можно разделить на следующие типы
задач:
Интерпретация – процесс определения смысла данных (построение описаний по наблюдаемым
данным)
Диагностика – процесс обнаружения неисправностей (в технике и в живых организмах)
Слежение (мониторинг) – непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе параметров за допустимые пределы)
Прогнозирование – предсказание будущих событий на базе моделей прошлого и настоящего (вывод вероятных следствий из заданных ситуаций)
Планирование – конструирование плана, т.е. программы действий
Проектирование – построение спецификаций на создание объекта с заранее заданными свойствами
Отладка, ремонт – выработка рекомендаций по устранению неисправностей
Обучение – диагностика, интерпретация, планирование, проектирование
Управление – интерпретация, прогноз, планирование, моделирование, оптимизация выработанных решений, мониторинг
Слайд 24ЗАДАЧИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ
определяет смысл данных. Результаты должны быть согласованы
и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных. Данные, на основе
анализа которых системы этого типа позволяют делать заключения, часто неполные или неточные, поэтому, от специалиста требуется умение работать с неполной информацией, определять точные данные, несмотря на кажущиеся противоречия, определять неполную и неточную информацию делать необходимые допущения и указывать случаи, когда полученная информация опровергает очевидные факты. К таким системам можно отнести: DENDRAL - идентификации химических структур на основе спектрального анализа; PROSPECTOR - обнаружения полезных ископаемых и другие.
ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ
выполняют процессы соотнесения объекта к некоторому классу и обнаружения неисправностей в некоторой системе. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. Основой для анализа служат таблицы, с помощью которых устанавливается коррекция с эталонным поведением и в результате устанавливается диагноз. Трудности при работе с системами этого типа могут быть обусловлены случайным сходством разных по характеру симптомов, нерегулярностью их возникновения. К системам данного типа относятся: MYCIN - медицинская диагностика; MECHO, SACON - анализ ошибок в программном обеспечении.
ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА
ориентированы на непрерывную интерпретацию данных в реальном масштабе времени и сигнализацию о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. К таким системам относятся системы слежения за работой искусственного дыхания, реакторов, наблюдение за соблюдением графиков воздушного сообщения, финансовыми операциями и другие. Главная задача этих систем - выдача сигналов тревоги в тех случаях, когда необходимо вмешательство человека. Работа этих систем основана на двух альтернативных принципах отслеживаний в запланированных операциях: либо нарушение некоторых условий препятствует выполнению плановых действий, либо плановые действия нарушают какие-то краевые условия.
Слайд 25ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
готовят спецификации на создание "объектов" с заранее заданными свойствами.
Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов - чертеж, пояснительная
записка и другие. К таким системам относятся: SACON - проектирование и конструирование несущих конструкций; R1/XCON - расчета конструкций ЭВМ; ARE - автоматического программирования и другие. Необходимо иметь в виду, что все выдаваемые решения носят предварительный характер, поскольку последствия принимаемых проектных решений могут быть выявлены только на более поздних этапах.
ЗАДАЧИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций. В прогнозирующей системе обычно используется параметрическая динамическая модель, в которой значения параметров "подгоняются" под данную ситуацию.
ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ
находят планы действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности. Прогнозные системы должны предсказывать будущее, основываясь на событиях прошлого и настоящего, т.е. выводить вероятные следствия из заданных ситуаций. Для этой цели используются динамические параметрические модели. К системам данного типа можно отнести: PLANT - оценка урожая; TECH - анализ военных действий и прогнозирование их развития.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом "ученике" и его характерных ошибках, затем в работе они способны диагностировать слабости и познания обучаемых и находить соответствующие средства для их ликвидации.
Слайд 26Задачи решаемые ЭС можно характеризовать следующими аспектами:
числом и сложностью правил,
используемых в задаче;
связностью правил;
пространством поиска;
количеством активных агентов, изменяющих ПрО;
классом решаемых
задач.
По степени сложности выделяются простые и сложные правила.
К СЛОЖНЫМ относятся правила, текст записи которых на естественном языке занимает > 1/3 страницы. Правила, текст которых занимает <= 1/3 страницы, относятся к ПРОСТЫМ.
По степени связности правил задачи делят на связные и малосвязные. К связным относятся задачи (подзадачи), которые не удается разбить на независимые задачи. Малосвязные задачи удается разбить на некоторое количество независимых подзадач. Степень сложности задачи можно определить не просто общим количеством правил данной задачи, а количеством правил в ее наиболее свзанной независимой подзадаче.
Пространство поиска может быть определено по крайней мере тремя подаспектами:
Размер пространства поиска дает обобщенную характеристику сложности задачи. Выделяют малые (до 10! состояний) и большие (свыше 10! состояний) пространства поиска.
Глубина пространства поиска характеризуется средним числом последовательно применяемых правил, преобразующих исходные данные в конечный результат.
Ширина пространства поиска - среднее число правил, пригодных к выполнению в текущем состоянии.
Количество активных агентов существенно влияет на выбор метода решения. Выделяют следующие значения данного аспекта: ни одного агента, один агент, несколько агентов.
Класс решаемых задач характеризует методы, используемые ЭС для решения задачи.
Слайд 27Вопрос 6. Модель задачи прогнозирование
деятельности предприятия
Слайд 28Рисунок 6.1 - Модель задачи прогнозирования
БД
Внешней среды
БД
Предприятия
Задача
прогнозирования
деятельности
предприятия
1. Алгоритм
формирования данных о функционировании внешней среды предприятия
2. Алгоритм формирования данных
о функционировании
предприятия
Входные
переменные
Целевая
переменная
Внешняя среда
Предприятие
Методы инженерии знаний (представление, манипулирование, пополнение, вывод, … знаний)
3. Алгоритм прогнозирования
деятельности предприятия
Классические методы сбора, обработки, хранения, … данных
Слайд 291. Стратегический анализ и управление. Это высший уровень управления, обеспечивает
централизацию управления всего предприятия, ориентирован на высшее звено управления. Основные
комплексы задач:
финансовый менеджмент, в том числе финансовое планирование и бюджетирование, составление финансового плана, определение статей затрат и поступлений денежных средств; анализ финансового плана и другие;
анализ финансовой и хозяйственной деятельности, создание аналитической информации для принятия стратегических и тактических решений, анализ динамики и структуры технико-экономических показателей, подготовка внешней финансовой отчетности и другие;
маркетинг — анализ рынка товаров, информация о конкурентах, клиентах; моделирование ценовой политики фирмы, организация рекламы, анализ эффективности каналов товародвижения и форм реализации товаров и услуг и другие;
управление проектами — календарные планы-графики работ, оценка потребности в ресурсах для выполнения плана; учет и анализ хода выполнения планов по исполнителям и структурным подразделениям; контроль сроков выполнения планов и другие;
управление документооборотом — система управления документами и организации документооборота ИС, контроль исполнительской дисциплины, управление деловыми процессами, групповая работа с электронными документами и другие.
2. Управление персоналом включает комплексы задач:
организационный менеджмент в части моделирования организационной структуры управления и штатного расписания, определение функциональных (должностных) обязанностей подразделений и отдельных исполнителей;
создание нормативно-справочной информации для управления предприятием, персоналом (классификаторы и справочная информация по кадрам, графики работ);
планирование затрат по персоналу, расчет потребности в трудовых ресурсах, расчет фонда оплаты труда, схемы тарифов и должностных окладов, премий, льгот, штрафных санкций;
набор персонала, в том числе ведение вакансий, профессиональное тестирование, рекрутинг и отбор кандидатов;
ведение базы данных кадрового состава, формирование приказов, статистический анализ и учет движения кадров и другие;
табельный учет рабочего времени, учет основной и дополнительной заработной платы, расчет налогов по заработной плате, формирование выходных расчетно-платежных документов и форм статистической отчетности, формирование бухгалтерских проводок для учета зарплаты.
Приложение 1. Классификация задач предприятия.
Слайд 303. Логистика — управление материальными потоками (заготовка материалов и комплектующих
изделий), управление производством, управление сбытом готовой продукции. Все компоненты логистики
тесно интегрированы с финансовой бухгалтерией и функционируют на единой информационной базе. Основные комплексы задач логистики:
управление продажами (сбыт) гот.продукции через оптовую, мелко-оптовую и розничную торговлю;
управление материальными потоками, включая материально-техническое обеспечение производственной деятельности предприятия и управление запасами;
4. Управление производством включает комплексы задач:
техническая подготовка производства, в том числе конструкторская и технологическая подготовка производства, создание нормативно-справочной базы (номенклатура изделий, конструкторский состав изделий, справочники технологического оборудования и оснастки, пооперационно - трудовые нормативы);
технико-экономическое планирование, обеспечивает ведение нормативно-справочной базы для формирования портфеля заказов, номенклатурного плана производства» сбалансированного по ресурсам; производственной программы структурных подразделений, расчет плановой себестоимости продукции и нормативных затрат;
учет затрат на производство (контроллинг), обеспечивает управление прямыми и косвенными затратами в производстве, учет выпуска готовой продукции, учет незавершенного производства, расчет фактических затрат на выпуск готовой продукции, формирование сметы сводных затрат на производство по видам продукции, местам возникновения затрат, по периодам учета и т. п.
оперативное управление производством. Комплекс заданий обеспечивает планирование и учет запуска-выпуска продукции в соответствии с производственной программой, диспетчеризацию материальных потоков для производственного процесса, оперативный учет выпуска готовой продукции и незавершенного производства.
5. Бухгалтерский учет информационно связан с управленческим учетом затрат в производстве, финансовым менеджментом, складским учетом. Бухгалтерский учет хозяйственных операций в финансовой бухгалтерии осуществляется на основе бухгалтерских проводок, формируемых на основании первичных учетных документов. Создание документов и их отражения в бухгалтерском учете разделены во времени и пространстве. Основные участки бухгалтерского учета:
ведение главной книги (интегрированного учетного регистра бухгалтерских проводок), вспомогательных учетных регистров;
учет денежных средств (касса, расчетный и валютные счета, расчеты с подотчетными лицами);
бухгалтерский учет основных средств; товарно-материальных ценностей (материалы, товары, готовая продукция); учет зарплаты; учет расчетов с дебиторами и кредиторами (поставщиками и получателями); консолидация финансовой бухгалтерии на уровне бизнес - единиц предприятия
Слайд 31Внемашинное ИО
Внемашинная информационная база
Средства организации и ведения внемашинной информационной базы
Рисунок
П.2.1 – Состав внемашинного ИО предприятия
Документы нормативно-справочной и другой условно-постоянной
информации
Документы оперативной,
учетной информации
Справочники и номенклатурные ценники
Календарно-плановые и другие экономические нормативы
Договора и планы
Организационно-распорядительные документы
Приходно-расходные документы
Данные о выполнении планов, послеоперационного учета
Платежные поручения
Извещения об изменениях
Системы классификации и кодирования информации:
Общегосударственные, отраслевые системы классификации и кодировки информации
Системы классификации и кодировки информации предприятия
Унифицированные системы документов (УСД)
Инструктивные и методические материалы по ведению документов
Приложение 2. Классификация документов
Слайд 32Документы нормативно-справочной и условно-постоянной информации.
Справочники содержат перечень объектов определенного
вида (подразделений, оборудования, должностей, профессий, заказчиков и т. п.). В
справочнике имеется таблица, в каждой строке которой указан код, наименование объекта и другие его характеристики.
В номенклатуро-ценниках, по форме таких же, как справочники, представлена вся номенклатура объектов (на предприятии, в цехе, на складе и т. п.) с указанием единицы измерения и цены за единицу.
Производственные нормативы содержатся в конструкторско-технологических документах. Например, норма расхода материала содержится в маршрутной карте, где отражается технологический процесс изготовления деталей.
Календарно-плановые нормативы содержат цеховые нормы задела (в днях) на детали или изделия.
Договора поставщика с заказчиком содержат планы поставок, объемы партий поставок
Плановые документы содержат количественные плановые показатели (выпуска деталей, готовых изделий и т. п.).
Организационно-распорядительные документы включают положения, устав, акты, протоколы, постановления, приказы и др.
Документы оперативной и учетной информации.
Документы учетной информации. Приходно-расходные документы содержат учетные данные по отгрузке или отпуску товаров и материалов, а также поступление изделий (на склад, в цех и т. д.). Это — накладные, приходно-расходные ордера, карточки складского учета, ведомости инвентаризации и другие документы.
Данные о выполнении плановых показателей отражаются в план - графиках, отчетах, статистических сводках. Система показателей определяется уровнем планирования. Показатели выполнения плана на уровне подразделения (участка) служат только для отчета, но и для целей регулирования и управления.
Платежные поручения отражают факт оплаты поставленной продукции заказчиком.
Извещения об изменении нормативно-справочной информации предназначены для корректировки информационной базы, поддержания ее в актуальном состоянии. Например, они содержат изменения по номенклатуре деталей, товаров, изменения в названиях, кодах, изменения цен, тарифов, норм и других показателей.
Основными носителями информации в АСОИ являются входные и выходные документы.
Входная документация содержит первичную, не обработанную информацию, отражающую состояние объект управления; заполняется вручную либо при помощи технических средств.
Выходная документация включает сводно - группировочные данные, полученные в результате автоматизации обработки и изготовляется, главным образом, на печатающих устройствах машины.
Система классификации и кодирования технико-экономической информации (СКиК) является средством классификации и кодирования множества однотипных объектов. На основе СКиК разрабатываются кодовые обозначения объектов. В системе классификации систематизируются используемые термины и обозначения.
.Организация и ведение ИО (документооборота) в конкретном объекте автоматизации (ОА – предприятие, подразделение) определяется инструктивными и методическими материалами по ведению документов:
- устав предприятия;
- положения о подразделениях и штатное расписание;
- должностные инструкции;
- положение о ведении документов;
- номенклатура дел предприятия, подразделений и другие.