Слайд 1ТЕМА № 7
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
НИКОГДА НЕ БУДЕМ
ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ ИЗ
СТРАХА И НИКОГДА НЕ
БУДЕМ СТРАШИТЬСЯ
ПЕРЕГОВОРОВ
ДЖОН КЕННЕДИ
Слайд 3ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О:
- СУЩНОСТИ,
ВИДАХ,
ФУНКЦИЯХ И ОСНОВНОМ СОДЕРЖАНИИ
ПЕРЕГОВОРОВ;
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
МЕХАНИЗМАХ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА;
ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ И УСЛОВИЯХ УСПЕХА НА ПЕРЕГОВОРАХ;
ТЕХНОЛОГИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ;
МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕГОВОРОВ;
ТАКТИКЕ ПЕРЕГОВОРОВ
Слайд 4ЗАДАЧИ:
ОВЛАДЕНИЕ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫМ АППАРАТОМ ТЕМЫ ЛЕКЦИИ;
УЯСНЕНИЕ СУЩНОСТИ, ВИДОВ, ФУНКЦИЙ
И ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ;
РАССМОТРЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ;
ОВЛАДЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИМИ ПРИЕМАМИ, ПРИМЕНЯЕМЫМИ НА ПЕРЕГОВОРАХ;
РАЗБОР ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ;
ОСВОЕНИЕ ТАКТИКИ ПЕРЕГОВОРОВ;
ОВЛАДЕНИЕ ПРИНЦИПАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА НА ПЕРЕГОВОРАХ
Слайд 5МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ:
АУДИТОРНЫЙ ФОНД, ОБОРУДОВАННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 6СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ:
КУРБАТОВ В.И. КОНФЛИКТОЛОГИЯ. ИЗД. 3-Е. РОСТОВ Н/Д: ФЕНИКС, 2009
СВЕТЛОВ
В.А., СЕМЕНОВ В.А. КОНФЛИКТОЛОГИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. СПБ.: ПИТЕР, 2011
КИБАНОВ А.Я.,
ВОРОЖЕЙКИН И.Е., ЗАХАРОВ Д.К., КОНОВАЛОВ В.Г. КОНФЛИКТОЛОГИЯ: УЧЕБНИК / ПОД РЕД. А.Я. КИБАНОВА. – 2-Е ИЗД. М.: ИНФРА-М, 2012
Слайд 7ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
БЭКОН Ф. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Т. 2 ВТОРОЕ, ИСПР.
ДОП. ИЗД. М.: МЫСЛЬ. 1978. О ПЕРЕГОВОРАХ
ЗАКАБЛУЦКАЯ Е. ПЕРЕГОВОРЫ:
ЖЕСТКИЕ, МЯГКИЕ, КОНСТРУКТИВНЫЕ…КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА 2006. № 4
АРДЕНТОВ В. В ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ ВЫИГРЫВАЮТ ДВОЕ http://www.trainer.su/publications/business-talks.php
Слайд 8АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Усложняющаяся вокруг нас жизнь требует все большего количества грамотных
переговорщиков. Времена политики скорейшего обогащения, сиюминутных решений и надежд на
чудесное разрешение проблем по взмаху волшебной палочки, уходят. Этот факт постепенно осознается политиками, бизнесменами и рядовыми гражданами, которые часто и ведут эти самые переговоры.
Слайд 9ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Слайд 10ПЕРЕГОВОРЫ -
ПРОЦЕСС ОБМЕНА МНЕНИЯМИ, ИДЕЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИНЯТИЕ
РЕШЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ДЛЯ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН, ПРИНИМАЮЩЕЙ УЧАСТИЕ В ПЕРЕГОВОРАХ;
ПРОЦЕСС
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОППОНЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ СОГЛАСОВАННОГО И УСТРАИВАЮЩЕГО СТОРОНЫ РЕШЕНИЯ
Слайд 11ПРОИСХОДИТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТОРОН;
УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ:
- МАКСИМАЛЬНО
КОНТРОЛИРОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,
- САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТАНАВЛИВАТЬ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ
И ПРЕДЕЛЫ ОБСУЖДЕНИЯ,
- ВЛИЯТЬ НА ПРОЦЕСС ПЕРЕГОВОРОВ,
- ОПРЕДЕЛЯТЬ РАМКИ СОГЛАСИЯ;
ПЕРЕГОВОРЫ ПОЗВОЛЯЮТ УЧАСТНИКАМ КОНФЛИКТА ВЫРАБОТАТЬ СОГЛАШЕНИЕ, КОТОРОЕ УДОВЛЕТВОРИЛО БЫ КАЖДУЮ ИЗ СТОРОН И ПОЗВОЛИЛО БЫ ИЗБЕЖАТЬ ДЛИТЕЛЬНОГО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА, КОТОРОЕ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЗАКОНЧИТСЯ ПРОИГРЫШЕМ ОДНОЙ ИЗ СТОРОН;
ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕЕТ НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТНЫМ ДЕЛОМ ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ СТОРОН;
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА НА ПЕРЕГОВОРАХ ПОЗВОЛЯЕТ СОХРАНИТЬ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Слайд 12ВИДЫ ПЕРЕГОВОРОВ:
переговоры ведущиеся в рамках конфликтных отношений;
переговоры в условиях сотрудничества
Слайд 13ЦЕЛЬ ПЕРЕГОВОРОВ – ПРИНЯТИЕ СОВМЕСТНЫХ РЕШЕНИЙ
СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ – ЭТО
ЕДИНОЕ РЕШЕНИЕ, КОТОРОЕ СТОРОНЫ РАССМАТРИВАЮТ КАК НАИЛУЧШЕЕ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ
ЕСЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ МОЖНО РЕШИТЬ НА ОСНОВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИЛИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ – ПЕРЕГОВОРЫ НЕ НУЖНЫ!
Слайд 15ДВУСТОРОННИЕ ПЕРЕГОВОРЫ
МНОГОСТОРОННИЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Слайд 16ПРЯМЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ (ТОЛЬКО УЧАСТНИКИ)
НЕПРЯМЫЕ (ВМЕШАТЕЛЬСТВО ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ)
Слайд 17ПЕРЕГОВОРЫ О ПРОДЛЕНИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ СОГЛАШЕНИЙ, КОГДА СТОРОНАМ ТРЕБУЕТСЯ «ПЕРЕДЫШКА», ЧТОБЫ
ЗАТЕМ ПРИСТУПИТЬ К БОЛЕЕ КОНСТРУКТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ;
ПЕРЕГОВОРЫ О ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ, ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ
О ТОМ, ЧТО ОДНА ИЗ СТОРОН КОНФЛИКТА ТРЕБУЕТ ИЗМЕНЕНИЙ В СВОЮ ПОЛЬЗУ ЗА СЧЁТ ДРУГОЙ СТОРОНЫ;
ПЕРЕГОВОРЫ О СОЗДАНИИ НОВЫХ УСЛОВИЙ, (ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ НОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ);
ПЕРЕГОВОРЫ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА РЕШЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ВОПРОСОВ, НАПРИМЕР – УЯСНЕНИЕ ПОЗИЦИЙ, ОБЯЗАННОСТЕЙ И ДР.).
Слайд 18ПОИСК СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ;
ИНФОРМАЦИОННАЯ (ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ИНТЕРЕСАХ, ПОЗИЦИЯХ,
ПОДХОДАХ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЫ, А ТАКЖЕ ПРЕДОСТАВИТЬ ТАКОВУЮ
О СЕБЕ);
КОММУНИКАТИВНАЯ – СВЯЗАНА С НАЛАЖИВАНИЕМ И ПОДДЕРЖАНИЕМ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН;
РЕГУЛЯТИВНАЯ – РЕЧЬ ИДЁТ О РЕГУЛЯЦИИ И КОММУНИКАЦИЙ ДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА. ЭТА ФУНКЦИЯ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА СТОРОНЫ ДОСТИГЛИ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ДОГОВОРЁННОСТЕЙ И ПЕРЕГОВОРЫ ВЕДУТСЯ ПО ВОПРОСУ О ВЫПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ;
КОНТРОЛЯ (ПО ПОВОДУ ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЙ);
ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ИЛИ «МАСКИРОВОЧНАЯ»
ПРОПАГАНДЫ (ПОЗВОЛЯЕТ ОДНОЙ ИЗ СТОРОН ПОКАЗАТЬ СЕБЯ В ВЫГОДНОМ СВЕТЕ В ГЛАЗАХ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, ЦЕЛЬ ОПРАВДАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ПРЕДЪЯВИТЬ ПРЕТЕНЗИИ ОППОНЕНТАМ, ПРИВЛЕЧЬ НА СВОЮ СТОРОНУ СОЮЗНИКОВ);
ПРОВОЛОЧЕК (ОДНА ИЗ СТОРОН ИДЁТ НА ПЕРЕГОВОРЫ, ЧТОБЫ ВСЕЛИТЬ НАДЕЖДУ У ОППОНЕНТА НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, УСПОКОИТЬ ЕЁ).
Слайд 20СБОР ИНФОРМАЦИИ О СОДЕРЖАНИИ КОНФЛИКТА,
ОБ УЧАСТНИКАХ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,
АНАЛИЗИРУЮТСЯ
ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ…
Слайд 21ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВЗАИМНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ.
УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ПОЗИЦИИ, ОЦЕНИВАЮТ
СИТУАЦИЮ, ПРЕДЛАГАЮТ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ…
Слайд 22ОБСУЖДАЮТСЯ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,
УТОЧНЯЮТСЯ ПОЗИЦИИ И МОТИВЫ СУБЪЕКТОВ КОНФЛИКТА,
ПРОРАБАТЫВАЮТСЯ
КОМПРОМИССНЫЕ ВАРИАНТЫ, ПУТИ ДВИЖЕНИЯ К КОНСЕНСУСУ И ДР.
Слайд 23УТОЧНЯЮТСЯ ДЕТАЛИ ДОГОВОРА,
ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ,
РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ОБЯЗАННОСТИ,
УСТАНАВЛИВАЮТСЯ
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И Т.П.
Слайд 25МЕСТО, ДАТУ И ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ;
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ;
ВОПРОСЫ ОБСУЖДЕНИЯ;
АЛЬТЕРНАТИВЫ НА СЛУЧАЙ КОНТРПРЕДЛОЖЕНИЙ;
ОТВЕТСТВЕННОГО
ЗА ПОДГОТОВКУ СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ;
ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ВСТРЕЧУ И ПРОВОДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ДРУГОЙ
СТОРОНЫ;
ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ УГОЩЕНИЯ В ХОДЕ ПЕРЕГОВОРОВ;
ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРИЁМА ПОСЛЕ ПЕРЕГОВОРОВ.
Слайд 26ПЕРЕГОВОРЫ СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ В ОТДЕЛЬНОМ ПОМЕЩЕНИИ;
УЧАСТНИКИ ПЕРЕГОВОРОВ ОТ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТОРОНЫ
ДОЛЖНЫ ЗАНЯТЬ МЕСТО В КОМНАТЕ ПЕРЕГОВОРОВ ДО ПРИХОДА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГОЙ
СТОРОНЫ;
УХОД РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО, КОГДА РЕШЕНЫ ВСЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОСТАЛОСЬ СОГЛАСОВАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ, ПРИ ЭТОМ НАДО ПОЛУЧИТЬ СОГЛАСИЕ ВТОРОЙ СТОРОНЫ;
ПРИНИМАЮЩИЙ ДОЛЖЕН РАДУШНО ВСТРЕТИТЬ СВОИХ ГОСТЕЙ;
ПРИНИМАЮЩИЙ ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВИТЬ СВОИХ КОЛЛЕГ ПО ФАМИЛИЯМ И ЗАНИМАЕМЫМ ДОЛЖНОСТЯМ, ЗАТЕМ – ОППОНЕНТ (ОБМЕН ВИЗИТКАМИ);
РУКОВОДИТЕЛИ САДЯТСЯ РЯДОМ, ОСТАЛЬНЫЕ ПО СИМПАТИЯМ/СУБОРДИНАЦИИ, ПОСЛЕ РАССАЖИВАНИЯ ДОСТУП В КОМНАТУ ПРЕКРАЩЕН;
НАЧИНАЮТ ПЕРЕГОВОРЫ С ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ ПОВЕСТКИ ДНЯ;
ЗАКЛЮЧАЕТ ДЕЛОВУЮ ЧАСТЬ ПЕРЕГОВОРОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПАРТНЕРОВ В ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Слайд 27ПРИ ПОЗИТИВНОМ ХОДЕ ПЕРЕГОВОРОВ: РЕЗЮМИРУЮТСЯ, КРАТКО ПОВТОРЯЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ
ЗАТРАГИВАЛИСЬ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕГОВОРОВ И ТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ, ПО КОТОРЫМ
ДОСТИГНУТО СОГЛАСИЕ СТОРОН, ЭТО ПОЗВОЛИТ ПРЕДСТАВИТЬ СУТЬ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ БУДУЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ; ОБСУЖДАЕТСЯ ПЕРСПЕКТИВА НОВЫХ ВСТРЕЧ.
ПРИ НЕГАТИВНОМ ХОДЕ ПЕРЕГОВОРОВ НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТАКТ С ПАРТНЁРОМ. В ДАННОМ СЛУЧАЕ АКЦЕНТИРУЕТСЯ ВНИМАНИЕ НЕ НА ПРЕДМЕТЕ ПЕРЕГОВОРОВ, А НА ЛИЧНОСТНЫХ АСПЕКТАХ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОХРАНИТЬ ДЕЛОВЫЕ КОНТАКТЫ В БУДУЩЕМ. СЛЕДУЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ПО ТЕМ РАЗДЕЛАМ, ГДЕ НЕ БЫЛО ДОСТИГНУТО ПОЗИТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Слайд 28ЦЕЛЬ АНАЛИЗА:
СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ПЕРЕГОВОРОВ И ИХ РЕЗУЛЬТАТАМИ;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕР И ДЕЙСТВИЙ,
ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРЕГОВОРОВ;
ДЕЛОВЫЕ, ЛИЧНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ БУДУЩИХ
ПЕРЕГОВОРОВ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЯ ПРОВОДИВШИХСЯ.
Слайд 291. АНАЛИЗ СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ:
ПОМОГАЕТ ОЦЕНИТЬ ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЕРЕГОВОРОВ,
ОБМЕНЯТЬСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ,
ОПРЕДЕЛИТЬ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИТОГАМИ ПЕРЕГОВОРОВ;
2.
АНАЛИЗ НА УРОВНЕ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИЕЙ:
ОБСУЖДЕНИЕ ОТЧЁТА О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРЕГОВОРОВ И ВЫЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ОТКЛОНЕНИЯ ОТ РАНЕЕ УСТАНОВЛЕННЫХ ДИРЕКТИВ;
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ОБ УЖЕ ПРИНЯТЫХ МЕРАХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБОСНОВАННОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПЕРЕГОВОРОВ;
ПОЛУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПАРТНЁРЕ ПО ПЕРЕГОВОРАМ.
3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ. ЭТО КРИТИЧЕСКИЙ САМОАНАЛИЗ И ИЗВЛЕЧЕНИЯ УРОКОВ НА БУДУЩЕЕ.
Слайд 30МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ
Слайд 31УЧАСТНИКИ ПЕРЕГОВОРОВ — ПРОТИВНИКИ.
ЦЕЛЬ ПЕРЕГОВОРОВ — ПОБЕДА.
СРЕДСТВА — ЛЮБЫЕ, Т.Е.
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ “ЛЮБЫЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ”, В ЧАСТНОСТИ:
ТРЕБОВАНИЕ УСТУПОК
В КАЧЕСТВЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ: ВЫРАЖЕНИЕ НЕДОВЕРИЯ;
ЖЕСТКОЕ ОТСТАИВАНИЕ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ;
НЕПРИКРЫТЫЕ УГРОЗЫ;
СОКРЫТИЕ СВОИХ ИСТИННЫХ НАМЕРЕНИЙ: ТРЕБОВАНИЕ ОДНОСТОРОННИХ ВЫГОД В КАЧЕСТВЕ ПЛАТЫ ЗА СОГЛАШЕНИЕ;
ЯВНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ВЫИГРАТЬ СОСТЯЗАНИЕ ВОЛЬ;
ВСЕВОЗМОЖНОЕ ДАВЛЕНИЕ;
ПОИСК ЕДИНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ — ТОГО, КОТОРОЕ ВЫНУЖДЕНА БУДЕТ ПРИНЯТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ СТОРОНА.
Слайд 32УЧАСТНИКИ ПЕРЕГОВОРОВ — ДРУЗЬЯ.
ЦЕЛЬ ПЕРЕГОВОРОВ — СОГЛАШЕНИЕ.
СРЕДСТВА — ТЕ, КОТОРЫЕ
ОБЕСПЕЧИВАЮТ СОГЛАШЕНИЕ, В ЧАСТНОСТИ:
СОЗНАТЕЛЬНЫЕ УСТУПКИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЙ И ДОСТИЖЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ;
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ: ВЫРАБОТКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ;
РАСКРЫТИЕ СВОИХ НАМЕРЕНИЙ;
СПОСОБНОСТЬ ПОДДАВАТЬСЯ ДАВЛЕНИЮ;
ПОИСК ЕДИНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ — ТОГО, КОТОРОЕ ОХОТНО ПРИМЕТ ДРУГАЯ СТОРОНА; СТРЕМЛЕНИЕ ИЗБЕЖАТЬ СОСТЯЗАНИЯ ВОЛЬ.
Слайд 33ВЫБИРАЕМЫЙ МЕТОД ПЕРЕГОВОРОВ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ТРЕМ КРИТЕРИЯМ:
Слайд 34КАКОЕ СОГЛАШЕНИЕ СЧИТАЕТСЯ РАЗУМНЫМ?
Слайд 36ПАРТНЁРЫ ВМЕСТЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ.
ЦЕЛЬ – РАЗУМНЫЙ КОМПРОМИСС.
СРЕДСТВА ТАКОГО
МЕТОДА ПЕРЕГОВОРОВ:
БЫТЬ МЯГКИМ В ОТНОШЕНИИ С ЛЮДЬМИ И ТВЁРДЫМ ПРИ
РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ;
ПРОДОЛЖАТЬ ПЕРЕГОВОРЫ НЕЗАВИСИМО ОТ СТЕПЕНИ ДОВЕРИЯ К ВАМ;
КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ИНТЕРЕСАХ, А НЕ НА ПОЗИЦИЯХ;
АНАЛИЗИРОВАТЬ И ОБСУЖДАТЬ ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ВАРИАНТЫ;
РАЗРАБАТЫВАТЬ МНОГИЕ ВАРИАНТЫ, ОТКЛАДЫВАЯ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ;
НАСТАИВАТЬ НА ПРИМЕНЕНИИ ОБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ ИЛИ ИХ ВЫРАБОТКЕ
Слайд 37ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЁРОВ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ:
Слайд 38ИЗБЕГАЮЩИЙ ТИП ПОВЕДЕНИЯ
ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИСТУПАТЬ К ОБСУЖДЕНИЮ КОНФЛИКТНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
СТРЕМИТСЯ УЙТИ ОТ
ОБСУЖДАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ, ИЗМЕНИТЬ ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ. (МОТИВАМИ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ:
ЧУВСТВО ВИНЫ, ОТСУТСТВИЕ ПОНИМАНИЯ СУТИ ПРОБЛЕМЫ И ДР.)
ПРОЯВЛЯТЬ НАСТОЙЧИВОСТЬ, ДОБИВАТЬСЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
БЫТЬ АКТИВНЫМ, ОВЛАДЕТЬ ИНИЦИАТИВОЙ.
ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ПАРТНЁРА ПОКАЗОМ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Слайд 39УСТУПАЮЩИЙ ТИП ПОВЕДЕНИЯ
СОГЛАШАЕТСЯ НА ЛЮБЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И
НЕВЫГОДНОЕ ДЛЯ СЕБЯ. (МОТИВОМ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ: СТРЕМЛЕНИЕ ИЗБАВИТЬСЯ
ОТ ДИСКОМФОРТА, ВЫЗВАННОГО КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ, ЗАНИЖЕННАЯ ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА КОНФЛИКТА)
ВАЖНОЕ ВСЕСТОРОННЕ ОБСУДИТЬ ПРИНИМАЕМОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
ВЫЯСНИТЬ СТЕПЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ПАРТНЁРА В СОГЛАШЕНИИ И ПОКАЗАТЬ ЕГО ВЫГОДУ.
ЧЕТКО ОГОВОРИТЬ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ СОГЛАШЕНИЯ
Слайд 40ОТРИЦАЮЩИЙ ТИП ПОВЕДЕНИЯ
УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ПРОБЛЕМА НЕАКТУАЛЬНА, КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗРЕШИТСЯ САМА
СОБОЙ. НЕ ПРОЯВЛЯЕТ УСИЛИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ. (МОТИВАМИ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ
МОГУТ БЫТЬ: ОТСУТСТВИЕ ПОНИМАНИЯ СУТИ ПРОБЛЕМЫ, УХОД ОТ ДИСКОМФОРТА, СВЯЗАННОГО С КОНФЛИКТАМИ)
НЕОБХОДИМО ВСЯЧЕСКИ ПОКАЗЫВАТЬ НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМЫ, ЕЁ СЛОЖНОСТЬ И ОПАСНОСТЬ.
ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ В ОБСУЖДЕНИИ СПОРНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
СОЗДАВАТЬ БЛАГОПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
ПОКАЗЫВАТЬ ПУТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Слайд 41НАСТУПАЮЩИЙ ТИП ПОВЕДЕНИЯ
СТРЕМИТСЯ К УСПЕХУ, ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ В СВОЮ ПОЛЬЗУ.
ОТВЕРГАЕТ АРГУМЕНТЫ И ДОВОДЫ ОППОНЕНТА.
ПРОЯВЛЯЕТ НАПОР, АГРЕССИЮ (МОТИВАМИ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ
МОГУТ БЫТЬ: НЕОСОЗНАННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ПОБЕДЕ, ЗАВЫШЕННАЯ ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА КОНФЛИКТА, АМБИЦИИ)
НЕОБХОДИМО ПРОЯВЛЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ, ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ. ПОКАЗЫВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ДОСТАТОЧНО ТВЕРДОЙ И УБЕДИТЕЛЬНОЙ.
ДАВАТЬ ПОНЯТЬ, ЧТО ОДНОСТОРОННИХ УСТУПОК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ.
ПРЕДЛАГАТЬ СВОИ ВАРИАНТЫ КОМПРОМИССА, РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Слайд 42ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА
Слайд 43ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА:
Слайд 44СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО СТОРОНЫ НА ОСНОВЕ ПООЧЕРЕДНОГО
ВЫДВИЖЕНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ И ИНТЕРЕСОВ, ОБСУЖДЕНИЯ ИХ СОВМЕСТИМОСТИ
- ВЫРАБАТЫВАЮТ СОГЛАСОВАННУЮ ОБЩУЮ ЦЕЛЬ
Слайд 45СОГЛАСОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ИНТЕРЕСОВ ЭФФЕКТИВНО, ЕСЛИ ОБЕСПЕЧЕНЫ:
Слайд 46ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ, НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ, ПОЛУЧЕННЫЙ УЩЕРБ МОГУТ ПРОДУЦИРОВАТЬ ТОЛЬКО НЕДОВЕРИЕ И
ОЖИДАНИЕ ОПАСНОСТИ. НО ЕСЛИ СТОРОНЫ СОГЛАСИЛИСЬ НА ПЕРЕГОВОРЫ, ЗНАЧИТ ПРОТИВОБОРСТВО
ПРЕКРАЩЕНО, ПУСТЬ ВРЕМЕННО.
ОДНАКО СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ, ШАГИ НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ, ОСЛАБЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ИСПРАВЛЕНИЕ ИСКАЖЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ ВЗАИМНОГО ДОВЕРИЯ. МНОГИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ СЧИТАЮТ ДОВЕРИЕ КЛЮЧЕВЫМ В ПЕРЕГОВОРАХ. ЧЕМ УСТОЙЧИВЕЕ ДОВЕРИЕ МЕЖДУ СТОРОНАМИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ШАНСОВ ДЛЯ КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
Слайд 47В ХОДЕ ПЕРЕГОВОРОВ СТОРОНЫ СТРЕМЯТСЯ СОХРАНИТЬ ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ИЛИ ЖЕ СКЛАДЫВАЮЩИЙСЯ
БАЛАНС СИЛ И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ ДРУГОЙ СТОРОНЫ. ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ИМЕЕТ ВЛАСТЬ ОДНОЙ СТОРОНЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЛАСТИ ДРУГОЙ СТОРОНЫ B ТО, КАК КАЖДЫЙ УЧАСТНИК ОЦЕНИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ДРУГОГО. ИНОГДА ВЛАСТЬ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК РАНГ ОППОНЕНТА. ВЛАСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ НА ДРУГОГО.
Слайд 48В ПЕРЕГОВОРАХ ЧАСТО ВАЖНА НЕ ВЛАСТЬ, КОТОРОЙ УЧАСТНИК ОБЛАДАЕТ РЕАЛЬНО,
А ТО, КАК ОНА ОЦЕНИВАЕТСЯ ДРУГОЙ СТОРОНОЙ. ПОЭТОМУ НА ИСХОД
ПЕРЕГОВОРОВ МОЖЕТ ВЛИЯТЬ НЕ ФАКТИЧЕСКОЕ, А КАЖУЩЕЕСЯ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ.
В ПЕРЕГОВОРАХ КАЖДАЯ ИЗ СТОРОН СТАРАЕТСЯ МАКСИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ. ДИАПАЗОН ПРИВЛЕКАЕМЫХ СРЕДСТВ ДОСТАТОЧНО ШИРОК: ОТ УБЕЖДЕНИЯ ДО УГРОЗ И ШАНТАЖА. ОДНАКО БЛАГОДАРЯ СОХРАНЕНИЮ БАЛАНСА ВЛАСТИ И ИДУТ ПЕРЕГОВОРЫ. ЕСЛИ ЖЕ ОДНА ИЗ СТОРОН РЕЗКО УСИЛИТ СВОЮ ВЛАСТЬ, ТО ОППОНЕНТ ИЛИ БЕРЕТ ТАЙМ-АУТ, ИЛИ ПРЕКРАЩАЕТ ПЕРЕГОВОРЫ. ВОЗМОЖНО ТАКЖЕ ВОЗОБНОВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Слайд 49ПЕРЕГОВОРЫ ДОЛЖНЫ ПРОХОДИТЬ В ВЕЖЛИВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОМ ТОНЕ (ВСЕ НЕТАКТИЧНЫЕ И ГРУБЫЕ
МЕТОДЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСКЛЮЧЕНЫ, СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНАЯ МАНЕРА ПЕРЕГОВОРОВ НЕ СОПУТСТВУЕТ
УСПЕХУ)
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ (ПРИНИМАЮЩАЯ СТОРОНА - ИНИЦИАТОР ПЕРЕГОВОРОВ, ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИТЬ КОМФОРТНУЮ АТМОСФЕРУ, УДОБСТВА ПОЗВОЛЯТ СОБЕСЕДНИКУ РАССЛАБИТЬСЯ И БЫТЬ ГОТОВЫМ К ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ ПЕРЕГОВОРОВ)
ВЫСЛУШИВАНИЕ ПАРТНЕРА (ДАТЬ ВЫСКАЗАТЬСЯ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ, ВНИКАТЬ В ЧАСТНЫЙ СМЫСЛ, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ НА МЕЛОЧИ; НЕЛЬЗЯ ПОЗВОЛИТЬ СОБЕСЕДНИКУ ВЗЯТЬ МАНИПУЛЯЦИЮ БЕСЕДОЙ НА СЕБЯ – МОЖНО С НИМ СОГЛАШАТЬСЯ, НО ПО ОКОНЧАНИИ ЕГО МОНОЛОГА ВЫСКАЗАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ)
Слайд 50Аргументация – это способ убеждения кого-либо посредством значимых логических доводов
ЧТОБЫ АРГУМЕНТАЦИЯ БЫЛА УСПЕШНОЙ, НУЖНО ВОЙТИ В ПОЛОЖЕНИЕ ПАРТНЕРА, ПОНЯТЬ
ЕГО ЦЕЛИ И ПРЕДЛОЖИТЬ СВОИ РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, НЕСУТ В СЕБЕ ХОЗЯЙСКУЮ ВЫГОДУ
Слайд 52ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ НА ПЕРЕГОВОРАХ, УСЛОВИЯ УСПЕХА
Слайд 53А. Приёмы, относящиеся к переговорам позиционного торга (эти приёмы
демонстрируют отношения к оппоненту как к противнику);
Б. Приёмы ведения
конструктивных переговоров (эти приёмы ориентированы на партнёрский подход);
В. Приёмы, носящие двойственный характер (их применение зависит от того, в рамках какой стратегии они используются).
Слайд 541. «ЗАВЫШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ»
2. «РАССТАНОВКА ЛОЖНЫХ АКЦЕНТОВ В СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ»
3. «ВЫЖИДАНИЕ»
4. «САЛЯМИ»
5. «ПАЛОЧНЫЕ ДОВОДЫ»
6. «ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ОБМАН»
7. «ВЫДВИЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ВОЗРАСТАЮЩЕЙ»
8. «ВЫДВИЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ПОСЛЕДНЮЮ МИНУТУ»
9. «ДВОЙНОЕ ТОЛКОВАНИЕ»
10. «ОКАЗАНИЕ ДАВЛЕНИЯ НА ОППОНЕНТА»
Слайд 551. «ПОСТЕПЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ СЛОЖНОСТИ»
2. «РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ОТДЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ»
3. «ВЫНЕСЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПРОБЛЕМ ЗА СКОБКИ»
4. «ОДИН РЕЖЕТ, ДРУГОЙ
ВЫБИРАЕТ»
5. «ПОДЧЕРКИВАНИЕ ОБЩНОСТИ»
Слайд 561. «ОПЕРЕЖЕНИЕ ВОЗРАЖЕНИЙ»
2. «ЭКОНОМИЯ АРГУМЕНТОВ»
3. «ВОЗВРАЩЕНИЕ К ДИСКУССИИ»
4. «ПАКЕТИРОВАНИЕ»
5. «БЛОКОВАЯ ТАКТИКА»
6. «УХОД»
Слайд 57В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕГОВОРОВ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3 ЭТАПА:
Слайд 581) УХОД (СКРЫТИЕ ПОЗИЦИИ);
2) ЗАТЯЖКА (ПОСТЕПЕННОЕ РАСКРЫТИЕ ПОЗИЦИЙ
ЧЕРЕЗ СЕРИЮ УХОДОВ);
3) ВЫРАЖЕНИЕ СОГЛАСИЯ ИЛИ НЕСОГЛАСИЯ;
4) САЛЯМИ (НЕ КОИМ ОБРАЗОМ НЕ ОТНОСИТСЯ К
ОФИЦИАЛЬНОМУ СОКРЫТИЮ ПОЗИЦИИ; НАОБОРОТ);
5) ПАКЕТИРОВАНИЕ;
6) ВЫДВИЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ПОСЛЕДНЮЮ МИНУТУ;
7) ПОСТЕПЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ СЛОЖНОСТИ
ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ;
8) ТРУДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСЕГДА ДЕЛИТЬ НА
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ.
Слайд 591) ЗАВЫШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ;
2) РАССТАНОВКА ЛОЖНЫХ АКЦЕНТОВ СВОИХ ПОЗИЦИЙ;
3)
ОТМАЛЧИВАНИЕ
4) БЛЕФ;
5) ОТКРЫТИЕ ПОЗИЦИИ ПРИ ЕЁ УТОЧНЕНИИ;
6)
ОТКРЫТИЕ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ ПОЗИЦИИ ПАРТНЁРА.
Слайд 601) УКАЗАНИЕ НА СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПОЗИЦИИ ОППОНЕНТА;
2) УКАЗАНИЕ НА
ВОЗБУЖДЁННОЕ СОСТОЯНИЕ;
3) УКАЗАНИЕ НА БЕЗАППЕЛЯЦИОННОСТЬ ПОЗИЦИИ ОППОНЕНТА;
4) УКАЗАНИЕ
НА ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЙ (ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ);
5) УПРЕЖДАЮЩАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ (НАПРАВЛЕНА НА ОСЛАБЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ ОППОНЕНТА);
6) УГРОЗЫ И ДАВЛЕНИЕ НА ОППОНЕНТА;
7) ПОИСК ОБЩЕЙ ЗОНЫ РЕШЕНИЯ.
Слайд 611) ПРИНЯТИЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
2) ВЫРАЖЕНИЕ СОГЛАСИЯ С
ЧАСТЬЮ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
3) ОТКЛОНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОППОНЕНТА;
4) ВНЕСЕНИЕ
ЯВНО НЕПРИЕМЛЕМЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ;
5) ПОСТЕПЕННОЕ ВОЗРАСТАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ;
6) ДВОЙНОЕ ТОЛКОВАНИЕ.
Слайд 621) УЧЁТ ЛИЧНОСТНОГО ФАКТОРА (ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ,
СВОЙСТВА ОППОНЕНТОВ, ХАРАКТЕР, ТЕМПЕРАМЕНТ)
2)
ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАЕМОЙ ТАКТИКИ – ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ УСПЕХ ПЕРЕГОВОРОВ
3)
УЧЁТ РАЗЛИЧИЙ ПОЛОВ ПРИ ВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ – МУЖЧИНЫ ДЕМОНСТРИРУЮТ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СОБОЙ И ПРОЦЕССОМ ПЕРЕГОВОРОВ С ПАРТНЁРОМ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА
4) ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПЕРЕГОВОРЩИКОВ (ДИАДА – ЕСТЬ ОПАСНОСТЬ СМЕЩЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ В ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СТОРОНУ; ТРИАДА – БОЛЬШАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ)
5) УСИЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ОБЩЕНИЯ – ПОЗВОЛЯЕТ УМЕНЬШИТЬ ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ВЫБОР ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ
6) СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЖЁСТКОЙ ПОЗИЦИИ – ПОЗВОЛЯЕТ ПОНИЗИТЬ ТРЕБОВАНИЯ ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ВЫЗВАТЬ У НЕЁ ГОТОВНОСТЬ СОГЛАСИТЬСЯ НА МЕНЬШЕЕ
7) ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПРОТИВОСТОЯЩИХ СТОРОН
8) УЧЁТ ВРЕМЕНИ ПЕРЕГОВОРОВ – КАК ПРАВИЛО, ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО РАСПОЛАГАЕТ ВРЕМЕНЕМ
9) УМЕНИЕ ВОВРЕМЯ ЗАВЕРШАТЬ ПЕРЕГОВОРЫ – ЕСЛИ ПЕРЕГОВОРЫ ДЛЯТСЯ СЛИШКОМ ДОЛГО, А РЕШЕНИЕ НЕ НАХОДИТСЯ
Слайд 631. НАЙДИТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
2. ОБЕСПЕЧЬТЕ ЧЁТКУЮ КОММУНИКАЦИЮ
3.
ПОСТАРАЙТЕСЬ ВЫГЛЯДЕТЬ "НА ВСЕ СТО"
4. УВАЖАЙТЕ ПАРТНЁРА
5. СТАВЬТЕ
ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ
6. СОГЛАСОВЫВАЙТЕ ПАКЕТ УСЛОВИЙ
7. ИЩИТЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ДЛЯ ТОРГА
8. ГИБКО ПРИМЕНЯЙТЕ ОБЩИЕ ПОДХОДЫ
9. УПРАВЛЯЙТЕ ПРОЦЕССОМ И КОНТРОЛИРУЙТЕ ЕГО
10. БУДЬТЕ НАЧЕКУ
Слайд 641. ОЧЕРЕДНОСТЬ ПРИВОДИМЫХ АРГУМЕНТОВ ВЛИЯЕТ НА ИХ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ (НАИБОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЕН
ПОРЯДОК АРГУМЕНТОВ: СИЛЬНЫЕ - СРЕДНИЕ - ОДИН САМЫЙ СИЛЬНЫЙ)
2. ДЛЯ
ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПО ВАЖНОМУ ДЛЯ ВАС ВОПРОСУ – ПОСТАВЬТЕ ЕГО НА ТРЕТЬЕ МЕСТО, ПРЕДПОСЛАВ ЕМУ ДВА КОРОТКИХ, ПРОСТЫХ ДЛЯ СОБЕСЕДНИКА ВОПРОСА, НА КОТОРЫЕ ОН БЕЗ ЗАТРУДНЕНИЯ ОТВЕТИТ ВАМ «ДА»
3. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПО ВАЖНОМУ ДЛЯ ВАС ВОПРОСУ – ПОСТАВЬТЕ ЕГО НА ТРЕТЬЕ МЕСТО, ПРЕДПОСЛАВ ЕМУ ДВА КОРОТКИХ, ПРОСТЫХ ДЛЯ СОБЕСЕДНИКА ВОПРОСА, НА КОТОРЫЕ ОН БЕЗ ЗАТРУДНЕНИЯ ОТВЕТИТ ВАМ «ДА»
4. НЕ ПРИНИЖАЙТЕ СТАТУС
5. К АРГУМЕНТАМ ПРИЯТНОГО НАМ СОБЕСЕДНИКА МЫ ОТНОСИМСЯ СНИСХОДИТЕЛЬНО, А К АРГУМЕНТАМ НЕПРИЯТНОГО - С ПРЕДУБЕЖДЕНИЕМ
6. ЖЕЛАЯ ПЕРЕУБЕДИТЬ, НАЧИНАЙТЕ НЕ С РАЗДЕЛЯЮЩИХ ВАС МОМЕНТОВ, А С ТОГО, В ЧЕМ СОБЕСЕДНИК СОГЛАСИТСЯ С ВАМИ
7. ПРОЯВИТЕ ЭМПАТИЮ
8. ИЗБЕГАЙТЕ КОНФЛИКТОГЕНОВ
9. МИМИКА, ЖЕСТЫ И ПОЗЫ УБЕЖДАЮЩЕГО ДОЛЖНЫ ПОДКРЕПЛЯТЬ СЛОВА, БЫТЬ ДРУЖЕСТВЕННЫМИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗРИТЕЛЯМ
10. ПОКАЖИТЕ, ЧТО ПРЕДЛАГАЕМОЕ ВАМИ ОБЯЗАТЕЛЬНО УДОВЛЕТВОРИТ КАКУЮ-ТО ИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ СЛУШАТЕЛЯ
Слайд 65ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ
Слайд 66ВАША ПОЗА ДОЛЖНА БЫТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ НЕВОЗМУТИМОГО СПОКОЙСТВИЯ, НЕ СЛИШКОМ РАССЛАБЛЕННОЙ,
НО И НЕ СКОВАННОЙ
КОГДА ВЫ ГОВОРИТЕ, ВАША РЕЧЬ НЕ
ДОЛЖНА БЫТЬ ГРОМКОЙ И БЫСТРОЙ
- ПОВЫШАЕМ ГРОМКОСТЬ И ТОН ГОЛОСА = ВОЛНУЕМСЯ.
- УСКОРЯЕМ ТЕМП РЕЧИ = НЕ УВЕРЕНЫ В СЕБЕ.
- ПЕРЕБИВАЕМ ИЛИ ОТВЕЧАЕМ, НЕ ДОСЛУШАВ ВОПРОС ДО
КОНЦА, = РАЗДРАЖЕНЫ ИЛИ ОПРАВДЫВАЕМСЯ.
ПОЭТОМУ СТАРАЙТЕСЬ ГОВОРИТЬ ТИШЕ И МЕДЛЕННЕЕ,
ДЕЛАЯ ПАУЗЫ
ВАЖЕНУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. .ЛУЧШЕ ВСЕГО СМОТРЕТЬ СОБЕСЕДНИКУ НЕ В ГЛАЗА, А НА ПЕРЕНОСИЦУ ИЛИ ФОКУСИРОВАТЬ ВЗГЛЯД, РАССМАТРИВАЯ ЦВЕТ ГЛАЗ ИЛИ ДЛИНУ РЕСНИЦ
Слайд 67МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ
Слайд 68целенаправленное преобразование информации - заключатся в намеренном утаивании или искажении
информации
сокрытие воздействия – это достаточно сложный манипулятивный инструмент, направленный
на наиболее тщательное сокрытие намерений манипулятора
метод частичного освещения или избирательной подачи материала - в этом случае, информация подается настолько неполно, что на самом деле присутствует лишь видимость передачи информации, а она не передается вовсе
средства принуждения – внушение или убеждение являются теми психологическими средствами, которые различными путями убеждают собеседника принять строну манипулятора
Слайд 69ЭТО ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ОТВЛЕКАЮЩИЕ ОБМАННЫЕ ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ (НАПРИМЕР, ТЕХНИКА
«ЗАПУСКАНИЯ» СЛУХА), КОТОРЫЕ ПОБУЖДАЮТ СОБЕСЕДНИКА К ДЕЙСТВИЯМ И ВЫСКАЗЫВАНИЯМ, НАНОСЯЩИМ
УЩЕРБ ЕГО ИНТЕРЕСАМ И КОТОРЫХ ОН БЫ НЕ СОВЕРШИЛ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛ ВВЕДЕН В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ДРУГОЙ СТОРОНОЙ
Слайд 70ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО МАНИПУЛЯТОРА (МИМИКА, ТЕМБР РЕЧИ, ТОНАЛЬНОСТЬ, РАССТАНОВКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАКОМ
В ПРЕДЛОЖЕНИИ, ТЕМП РЕЧИ, ЖЕСТЫ – ВСЕ ЭТО В КОМПЛЕКСЕ
МОЖЕТ УВЕЛИЧИТЬ ИЛИ УМЕНЬШИТЬ СТЕПЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ СЛОВ ДЛЯ ОППОНЕНТА)
ЮМОР, ШУТКИ – ДЛЯ РАЗРЯДКИ ОБСТАНОВКИ И ОСЛАБЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ И ВНИМАНИЯ МАНИПУЛИРУЕМОГО
СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ – НАПРИМЕР, ЧАЙ, КОФЕ, ТАКЖЕ МОГУТ СЫГРАТЬ В ПОЛЬЗУ МАНИПУЛЯТОРА, ОСОБЕННО КОГДА ПЕРЕГОВОРЫ ПРОВОДЯТСЯ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ
Слайд 71ОБИЛИЕ ИНФОРМАЦИИ В НЕСИСТЕМАТИЗИРОВАННОМ ВИДЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЗАПОЛНИТЬ ЭФИР ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
ПОТОКАМИ НИКЧЕМНОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОТОРАЯ ОСЛОЖНЯЕТ ДЛЯ ПОЛУЧАТЕЛЯ ПОНИМАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ЕМУ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ИНФОРМАЦИЯ, ПОДАННАЯ МЕЛКИМИ ПОРЦИЯМИ, НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЭФФЕКТИВНО ЕЮ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ, СОЗДАЕТСЯ ДЕФИЦИТ ПОСТУПИВШИХ ЗНАНИЙ, ПРИВОДИТ К НЕУВЕРЕННОСТИ И СОМНЕНИЯМ
ПОДПОРОГОВАЯ ПОДАЧА ИНФОРМАЦИИ. НАПРИМЕР, СМЕНА МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕМЫ НА ФОНЕ КОТОРОЙ ВЕДЕТСЯ ПОДАЧА ИНФОРМАЦИИ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА НА ПОДАВАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ ХОЧЕТСЯ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ АУДИТОРИИ. НАЛИЧИЕ ПОМЕХИ, ДАВАЕМОЙ ПАРАЛЛЕЛЬНО С ПОСЛАНИЕМ, РАССЕИВАЕТ ВНИМАНИЕ И СНИЖАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ
ОДНОВРЕМЕННАЯ ПОДАЧА ПРОТИВОРЕЧАЩИХ ДРУГ ДРУГУ СООБЩЕНИЙ. ОППОНЕНТУ ПРИХОДИТСЯ ВЫБИРАТЬ НА КАКОЕ СООБЩЕНИЕ РЕАГИРОВАТЬ. КАКАЯ БЫ РЕАКЦИЯ НИ БЫЛА, МАНИПУЛЯТОР ВСЕГДА МОЖЕТ ВОЗРАЗИТЬ, ЧТО ИМЕЛОСЬ В ВИДУ ИНОЕ
Слайд 72МАНИПУЛЯЦИИ, ОСНОВАННЫЕ НА УНИЖЕНИИ ОППОНЕНТА:
Слайд 74МАНИПУЛЯЦИИ, ОСНОВАННЫЕ НА «ПРАВИЛАХ ПРИЛИЧИЯ И СПРАВЕДЛИВОСТИ»:
Слайд 76ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА
Слайд 77это индивид или группа, которые находятся вне конфликта между двумя
или большим числом сторон и пытаются им помочь в достижении
согласия
Слайд 78ТРЕТИЙ УЧАСТНИК В КОНФЛИКТЕ МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ В ДВУХ РОЛЯХ:
Слайд 80КТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ В КАЧЕСТВЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ, ОБЛАДАЮЩЕЙ НОРМАТИВНЫМ
СТАТУСОМ?
межгосударственные организации (ООН и др.);
отдельные государства;
государственные правовые институты (суд, прокуратура);
правительственные
или другие комиссии (создающиеся для урегулирования забастовок и т.д.);
представители правоохранительных органов;
руководители организации;
общественные организации (комиссии по разрешению конфликтов);
профессиональные медиаторы-конфликтологи
Слайд 81ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ, ДОБИВШИЕСЯ УСПЕХОВ В ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОЛИТИКИ, БЫВШИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ);
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ;
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ, ПЕДАГОГИ, СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ;
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ
ГРУПП;
СТАРШИЕ ПО ВОЗРАСТУ;
ДРУЗЬЯ, КОЛЛЕГИ, СОСЕДИ, ПРОСТО СВИДЕТЕЛИ КОНФЛИКТА
Слайд 82КОНФЛИКТ ЗАТЯНУЛСЯ;
СТОРОНЫ ОТСТАИВАЮТ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И НЕ МОГУТ НАЙТИ ТОЧКИ
СОПРИКОСНОВЕНИЯ;
ПО РАЗНОМУ ТРАКТУЮТ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ;
ОДНОЙ СТОРОНЕ НАНЕСЁН СЕРЬЁЗНЫЙ УЩЕРБ И
ОНА ТРЕБУЕТ ПРИМЕНЕНИЯ САНКЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОППОНЕНТУ;
СТОРОНАМ ВАЖНО СОХРАНИТЬ ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ, НО ВЗАИМОПРИЕМЛЕМОЕ РЕШЕНИЕ НАЙТИ НЕ МОГУТ;
СТОРОНЫ ПРИШЛИ К СОГЛАШЕНИЮ, НО ТРЕБУЕТСЯ ВНЕШНИЙ ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ
Слайд 83ПРОИСХОДИТ ОПАСНАЯ ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТНЫХ СОБЫТИЙ, СУЩЕСТВУЕТ УГРОЗА ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ;
К ОДНОЙ
СТОРОНЕ УЖЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ НАСИЛИЕ;
ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЕ ЛИЧНО НЕ ВЫГОДЕН КОНФЛИКТ;
КОНФЛИКТ ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА СРЕДУ, КОТОРАЯ КОНТРОЛИРУЕТСЯ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНОЙ;
СТОРОНЫ НЕ ПРИШЛИ К СОГЛАСИЮ, А У ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УДОВЛЕТВОРИТЬ ИНТЕРЕСЫ СТОРОН
Слайд 84 ПОСРЕДНИЧЕСТВО -
это прежде всего психологическая помощь людям в конфликтных
ситуациях, которая направлена на восстановление нарушенных отношений и их продолжение
на новой конструктивной основе
Слайд 85ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА
ПОСРЕДНИК НЕЙТРАЛЕН, ОН НЕ ВЫНОСИТ СОБСТВЕННЫХ ОЦЕНОК
И СУЖДЕНИЙ, НЕ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К СТОРОНАМ КОНФЛИКТА;
ПОСРЕДНИК РАБОТАЕТ С ПРОЦЕССОМ
И НЕ ВЛИЯЕТ НА ХАРАКТЕР ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ;
ПОСРЕДНИК СТИМУЛИРУЕТ ПЕРЕХОД УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ ОТ КОНФРОНТАЦИИ К ДОГОВОРЁННОСТЯМ;
ПОСРЕДНИК ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗАЩИЩЁННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ПЕРЕГОВОРОВ;
ПОСРЕДНИК НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОЦЕСС, НО НЕ ЗА ХАРАКТЕР ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ;
ПОСРЕДНИК СОБЛЮДАЕТ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ;
ПОСРЕДНИК ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПАРИТЕТ (РАВЕНСТВО СТОРОН)