Разделы презентаций


Раздел 2 Микроэкономика

Содержание

Часть 2 Реальные рынки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Раздел 2 Микроэкономика


тема 2.3. Рынок и конкуренция

Раздел 2 Микроэкономика

Слайд 2 Часть 2

Реальные рынки

План
«Фиаско» рынка и появление несовершенных рыночных структур
Модель «чистой монополии»
Олигопольные рынки: модели ценообразования
Рыночные решения фирм монополистических конкурентов
Монопсония:выбор цены и объема покупок


Часть 2           Реальные рынки

Слайд 3Литература
Курс экономической теории / под общ. Ред чепурина М.Н.,

Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2015, гл. 7
Нуреев Р.М. Основы

экономичесской теории (Микроэкономика) , М.: Норма, 2015, гл.7-8
Р.Пиндайк, Д.Рубинфельд Микроэкономика М.: Дело, 2010, гл.9-11
Макконнелл К.Р.. Брю С.Л. Экономикс, М.: Республика т.2, гл 26-28
Литература Курс экономической теории / под общ. Ред чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2015, гл.

Слайд 4Олигопольные рынки:модели ценообразования

Олигопольные рынки:модели ценообразования

Слайд 5 характерные черты олигополии

характерные черты олигополии

Слайд 6характерные черты олигополии

Информация: несимметричная, преимущества в обладании информацией- у

продавца

Неценовая конкуренция: присутствует, в ее основе – дифференциация продукта

характерные черты олигополии Информация: несимметричная, преимущества в обладании информацией- у продавцаНеценовая конкуренция: присутствует, в ее основе –

Слайд 7Дополнительные характеристики рынка
Взаимозависимость фирм: рыночное поведение каждой фирмы оказывает непосредственное

воздействие на конкурентов, и сама фирма испытывает на себе влияние

со стороны конкурентов ; Фирма знает своих РЕАЛЬНЫХ КОНКУРЕНТОВ
Изменение рыночного поведения фирмы: попытка предсказания ответной реакции конкурентов, выработка ответных мер, разработка долговременной стратегии –
фирма не знает своей кривой спроса в момент принятия
решений о ценах и объемах выпуска
Дополнительные характеристики рынкаВзаимозависимость фирм: рыночное поведение каждой фирмы оказывает непосредственное воздействие на конкурентов, и сама фирма испытывает

Слайд 8Дополнительные характеристики рынка
Не существует общей, единой модели ценообразования: результаты конкурентного

соперничества в большой мере зависят от допущений о реакции фирм

на действия друг друга ( ???: могут отличаться от предположений…)
Тип взаимной зависимости:
- некооперированная олигополия ( Все- против всех!!!)
- кооперированная олигополия ( Мы- в одной лодке!!!)
Дополнительные характеристики рынкаНе существует общей, единой модели ценообразования: результаты конкурентного соперничества в большой мере зависят от допущений

Слайд 9Дополнительные характеристики рынка
Характер продукта:
- Однородный - стандартный продукт
-

Дифференцированный – наличие близких субститутов

Детерминирует ИНТЕНСИВНОСТЬ конкуренции
Дополнительные характеристики рынкаХарактер продукта: - Однородный - стандартный продукт - Дифференцированный – наличие близких субститутов

Слайд 10Дополнительные характеристики рынка
Выбор управляемой переменной величины ( не кооперированная олигополия):
объем

выпуска – количественная олигополия -

( модели Курно, Чемберлина, Штакельберга);
- цена - ценовая олигополия ( модели Бертрана и Эджуорта)





Дополнительные характеристики рынкаВыбор управляемой переменной величины ( не кооперированная олигополия):объем выпуска – количественная олигополия -

Слайд 11Оценка немногочисленности и крупности

Индекс Харфиндаля – Хиршмана:




где:

S – доля конкретной фирмы в (%) в общем объеме в
выпуска отрасли
Оценка немногочисленности и крупности           Индекс Харфиндаля –

Слайд 12Дополнительные характеристики рынка
Оценка немногочисленности и крупности продавцов:

Параметры:

- ННI < 1000 - рынок не концентрированный (многочисленный)
- 1000 < HHI<1400 - умеренно концентрированный
- 1400 - HHI >1800 - высококонцентрированный ( немногочисленный)

Дополнительные характеристики рынкаОценка немногочисленности и крупности продавцов:

Слайд 13Дополнительные характеристики рынка
Классификация олигопольного рынка по концентрации
( совокупная

рыночная доля 4 ведущих предприятий У.Шепард, 1990)
А. плотная

( компактная ) олигополия - 60% рынка обслуживается 4 фирмами
NB! плотная олигополия более расположена к координации действий фирм-соперников
Б. неплотная ( просторная, аморфная) – 40% рынка у 4 фирм
NB! неплотной олигополии свойственна эффективная конкуренция

Дополнительные характеристики рынка Классификация олигопольного рынка по концентрации ( совокупная рыночная доля 4 ведущих предприятий

Слайд 14Дополнительные характеристики рынка

Дисперсия рыночных долей



Дополнительные характеристики рынка

Слайд 15Дополнительные характеристики рынка

Концентрация и результативность рынка:

( П/рQ )= (HHI/ Ed), где:
П – отраслевая прибыль; р – цена реализации; Q – отраслевой объем продаж ;
HHI – индекс Харфиндала-Хиршмана ; Ed – эластичность спроса
Вывод:
чем выше степень концентрации рынка ( чем больше значение индекса концентрации) , тем больше доля прибыли в отраслевом объеме продажи, тем больше искажающее воздействие фирм на рынок ( выше несовершенство рынка)

Дополнительные характеристики рынка           Концентрация и результативность рынка:

Слайд 16Дополнительные характеристики рынка
Взаимодействие с покупателями:

-олигополия первого вида – «жесткая» - отрасли с однородной продукцией

и малым числом больших предприятий (2-3)
-олигополия второго вида - «расплывчатая» - несколько крупных фирм ( 6-8), доставляющих на рынок дифференцированную продукцию и имеющих частичный контроль над ценами
Разная ценовая политика
в SR и в LR
Дополнительные характеристики рынкаВзаимодействие с покупателями:     -олигополия первого вида – «жесткая» - отрасли с

Слайд 17Олигопольные структуры :типичные отрасли













Олигопольные структуры :типичные отрасли

Слайд 18 Выводы
1. Олигопольные структуры имеют сложную внутреннюю структуру, влияющую на

конкурентное поведение агентов рынка
2. Объективные различия в организации работы

фирм формируют отличительные черты типа экономического поведения
3. НЕТ единой ценовой политики
4. Есть ОБЩАЯ ЦЕЛЬ: максимизация прибыли
Выводы1. Олигопольные структуры имеют сложную внутреннюю структуру, влияющую на конкурентное поведение агентов рынка 2. Объективные различия

Слайд 19Кооперированная олигополия: Мы- в одной лодке!

Согласование

ценовой политики

Модели ценообразования:
- сговор ( тайный, явный),
- ценовое лидерство,
- ломаная кривая спроса
Кооперированная олигополия: Мы- в одной лодке!

Слайд 20Модели ценообразования : сговор
Картель – группа фирм ,договаривающихся (

явно или тайно):
- об определенных принципах
установления цен


- о распределении и закреплении
долей рынка
Цель: максимизация прибыли для
всей отрасли





Модели ценообразования : сговор Картель – группа фирм ,договаривающихся ( явно или тайно):- об определенных принципах

Слайд 21 Картель, максимизирующий

прибыль
Участницы-фирмы:
Квазиконкурентные – сохраняют экономическую и хозяйственную самостоятельность;
Преследуют

общую цель - максимимзация прибыли при условии МС=MR=P
Имеют схожие ( вплоть до идентичных) условия производства (АТС,МС)
Не принимают в расчет реакцию конкурентов

Картель, максимизирующий прибыль Участницы-фирмы:  Квазиконкурентные – сохраняют экономическую

Слайд 22

Картель, максимизирующий прибыль

Картель, максимизирующий прибыль

Слайд 23

Картель, регулирующий доли рынка: квотирование
Картель, регулирующий
доли

рынка действует
подобно монополии с
несколькими заводами:
устанавливает КВОТУ
каждому предприятию
NB! У предприятий возникает интерес
скрытого нарушения квоты…
Картель, регулирующий доли рынка:   квотирование

Слайд 24

Модели ценообразования в кооперирующейся олигополии :

лидерство в ценах

Лидерство в ценах- скрытая координация ценового поведения
Условия :
- « расплывчатая» олигополия: есть ведущая фирма и сохраняющееся конкурентное окружение ;
- Один из продавцов негласно получает статус ценового лидера, признанного конкурентами за счет СВОИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ:
В производстве: ниже, чем у других трансакционные и трансформационные издержки; собственные ресурсы, манипулирование эффектом масштаба ….
- На рынке ( стратегия конкурентной борьбы): репутация фирмы, дифференциация товара; стратегия рыночной ниши, изготовление товаров по заказу,подгонка товаров под цели сегмента рынка…

Модели ценообразования в кооперирующейся

Слайд 25

Модели ценообразования в кооперирующейся

олигополии : лидерство в ценах

-Фирма ценовый лидер:
- Не заинтересована в том, чтобы избавиться от конкурентов
- Берет на себя дополнительные функции создания барьеров для вступления в отрасль: формирует ценовую политику в LR так, чтобы сохранить конкурентное окружение и не допустить «новичков»
- Цель: обеспечение прибыли для всех участников олигополии

Модели ценообразования в кооперирующейся

Слайд 26

Модели ценообразования в кооперирующейся

олигополии : лидерство в ценах

А. Ценовое лидерство в условиях закрытого входа в отрасль
- лидер – крупное предприятие с низкими издержками;
- число конкурентов – фиксированное;
- известны отраслевой спрос и размеры предложения конкурентного окружения
- фирмы – окружение : ценополучатели и стремятся к максимизации прибыли

Модели ценообразования в кооперирующейся

Слайд 27А. Ценовое лидерство в условиях закрытого входа в отрасль

А. Ценовое лидерство в условиях закрытого входа в отрасль

Слайд 28Б. Ценовое лидерство в условиях открытого входа в отрасль
Условия:



- Лидер – крупное предприятие с низкими затратами
- Число фирм

конкурентного окружения не определено
( вход – выход свободный)
- Фирмы- окружение – ценополучатели
Б. Ценовое лидерство в условиях открытого входа в отрасль Условия: - Лидер – крупное предприятие с низкими

Слайд 29 Б.Ценовое лидерство в условиях открытого входа в отрасль

Б.Ценовое лидерство в условиях открытого входа в отрасль

Слайд 30

В: Барометрическое ценовое лидерство
Фирма-лидер:

-берет

на себя риски
ценообразования
при необходимости
создает дополнительные
барьеры для вступления
в отрасль

В: Барометрическое ценовое лидерство

Слайд 31 Модели ценообразования в кооперирующейся олигополии : ломаная

кривая спроса
- «расплывчатая» олигополия
- соблюдается экономическая


и хозяйственная свобода принятия
решений по ценам фирмами-участни-
ками олигополии
- реакция конкурентного окружения
точно не известна
- ( D) имеет разную эластичность
Модели ценообразования в кооперирующейся   олигополии : ломаная кривая спроса - «расплывчатая» олигополия - соблюдается

Слайд 32Модели ценообразования: планирование прибыли
Условия:
- эмпирический метод : принятие

решений в ситуации неопределенности (неполная информация)
- фирмы крупные, с большим

оборотом и ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПЕРЕМЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК
- субъективная ( неявная ) оценка эластичности спроса как эластичного Е>1
Модели ценообразования: планирование прибыли Условия: - эмпирический метод : принятие решений в ситуации неопределенности (неполная информация)- фирмы

Слайд 33Модели ценообразования: планирование прибыли

Модели ценообразования: планирование прибыли

Слайд 34Некооперирующаяся олигополия: Все против всех!
Самостоятельное и

независимое принятие решений об

объемах выпуска и ценах

Модели ценообразования:
- ценовые войны
- количественная
- ценовая

Некооперирующаяся олигополия: Все против всех!    Самостоятельное и    независимое принятие  решений

Слайд 35Некооперирующаяся олигополия

Некооперирующаяся олигополия

Слайд 36Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: ценовые войны
«жесткая» олигополия
Фирмы

самостоятельно и
независимо друг от друга

принимают решения по ценам
Цель: вытеснение соперника с рынка
Действия: постепенное снижение цен
вплоть до ATC=min
Результат: возможна монополизация рынка
Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: ценовые войны «жесткая» олигополия Фирмы самостоятельно и  независимо друг от друга

Слайд 37Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно
«жесткая» олигополия: 2

фирмы
(дуополия)
Однородный товар
Решения принимаются
независимо друг от

друга
Точной информации о реше-
ниях конкурента – нет
Выпуск конкурента предполагается Антуан Огюстьен Курно
постоянным
Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно «жесткая» олигополия: 2 фирмы (дуополия)Однородный товарРешения принимаются   независимо

Слайд 38Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно

Действия фирм: дележ


рынка – активная фирма
увеличивает объемы


выпуска, пассивная – сокращает
Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно Действия фирм: дележ  рынка – активная фирма  увеличивает

Слайд 39 Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно
Кривые реакции фирм


на действия друг друга,
пересекаясь, формируют

рыночное равновесие:
деление рынка между
фирмами по объемам
доставки товаров
Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно   Кривые реакции фирм   на

Слайд 40Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно

Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно

Слайд 41Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно

Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно

Слайд 42Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно

Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно

Слайд 43Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно

Модели ценообразования в некооперирующейся олигополии: модель Курно

Слайд 44Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Слайд 45Выбрать правильный ответ
Особенностью олигополии как несовершенной рыночной структуры выступает:
Наличие власти

над ценой
Существование барьеров при вступлении в отрасль
Несимметричность информации
Присутствие неценовой конкуренции
Взаимная

зависимость фирм как следствие немногочисленности
Выбрать правильный ответОсобенностью олигополии как несовершенной рыночной структуры выступает:Наличие власти над ценойСуществование барьеров при вступлении в отрасльНесимметричность

Слайд 46Выбрать номер правильного ответа

При выборе размера цены олигополия руководствуется правилом:
1.Гиффена


2. Робинсона
3. Лернера
4. Харфиндаля-Хиршмана


Выбрать номер правильного ответа        При выборе размера цены олигополия

Слайд 47Выбрать правильный ответ

Рыночная власть олигопольных образований

реализуется в выборе
Цены продаваемых благ
Объемов выпуска
Вида и характера взаимной зависимости
Вариантов рыночной стратегии в длинном периоде
Цены и объема реализации благ

Выбрать правильный ответ           Рыночная власть олигопольных образований

Слайд 48Выбрать правильный ответ

Выбрать правильный ответ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика