Слайд 1Раздел 3. Инструментальные средства проектирования предметной области
Тема 3.1. Принципы методологии
IDEF0
Слайд 2МОДЕЛИРОВАНИЕ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности для
того, чтобы быть конкурентноспособными.
Это требует разработки новых технологий и
приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.
Правильно выстроенные бизнес-процессы внутри компании способствуют росту рентабельности компании, повышению качества производимых товаров и услуг, снижению их себестоимости.
Для достижения этого необходимо выявить и исключить все необязательные и лишние виды активности, добиваясь наиболее эффективной организации действительно необходимых для целей бизнеса процессов.
Поэтому проведение моделирования бизнес-процессов, анализ их текущего состояния и дальнейшая оптимизация необходимы для развития любого предприятия.
Слайд 3МОДЕЛИРОВАНИЕ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Основные причины, побуждающие организацию оптимизировать бизнес-процессы:
необходимость снижения затрат или
длительности производственного цикла,
требования, предъявляемые потребителями и государством,
внедрение программ управления
качеством,
слияние компаний,
внутриорганизационные противоречия и др.
Слайд 4МОДЕЛИРОВАНИЕ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Бизнес-процесс — это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий или
задач, потребляющих ресурсы, направленных на создание определенного продукта или услуги
для потребителей.
Слайд 5Выделяют три вида бизнес-процессов:
управляющие бизнес-процессы — управляют функционированием системы. Примером
может служить корпоративное управление;
операционные бизнес-процессы — представляют базовый бизнес компании
и создают основной поток доходов. Примерами операционных бизнес-процессов являются снабжение, производство, маркетинг и продажи;
поддерживающие бизнес-процессы — обслуживают основной бизнес, например бухгалтерский учет, подбор персонала и др.
Слайд 6Чтобы понять, как функционирует организация, необходимо рассмотреть выполняемые ею бизнес-процессы.
Руководитель организации хорошо представляет работу организации в целом, но не
всегда может вникнуть, да этого и не требуется, в деятельность сотрудника самого нижнего звена.
Сотрудник же нижнего звена хорошо знает свою работу, но не всегда знает, как работают его коллеги, например в другом подразделении.
Поэтому для описания работы организации необходимо построить модель организации и ее бизнес-процессы.
Такая модель должна быть адекватна предметной области, следовательно, она должна содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.
Слайд 7Моделирование бизнес-процессов — это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности
организации, средство прогнозирования и минимизации рисков, возникающих на различных этапах
реорганизации организации.
Этот метод позволяет дать стоимостную оценку каждому отдельному процессу и всем бизнес-процессам организации в совокупности.
Системы управления бизнес-процессам пришли в Россию с Запада, где этот класс программ называется BPMS (Business Process Management System) или BPM-системы.
Слайд 8Моделирование бизнес-процессов позволяет проанализировать не только, как работает организация в
целом, как она взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками,
но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом производственном участке.
Моделирование бизнес-процессов позволяет оперативно находить варианты улучшения деятельности организации, а также предвидеть и минимизировать риски, которые возникают или могут возникнуть на различных этапах при реорганизации деятельности организации.
Моделирование бизнес-процессов организации открывает и другие возможности, например позволяет заранее дать оценку рассматриваемого процесса с разных точек зрения.
Слайд 9Для организации первоочередные требования предъявляются к ее функционированию, управлению, эффективности,
конечному результату деятельности и степени удовлетворенности клиентов.
Такой анализ бизнес-процессов
можно назвать аудитом бизнес-процессов.
Слайд 10Многообразие возможных точек зрения на принципы моделирования бизнес-процессов, с которым
сталкивается их проектировщик, существенно осложняет решение проектной задачи в заданные
сроки.
Существует ряд стандартов:
стандарт проектирования БП;
отраслевой стандарт БП;
ранее принятыми стандартами проектирования БП организации и установочными концепциями.
Слайд 11Известными примерами стандартов проектирования бизнес-процессов являются семейство стандартов IDEF (разработчики
— Госдепартамент и ВВС США), RUP (Rational Software), Catalysis (Computer
Associates).
Отраслевые стандарты разрабатываются государственными и международными организациями (рекомендации ISA, APICS, ISO, ТМForum и др.).
Стандарты организации обычно составляют подмножество стандартов первого и второго типов, дополненное процедурными правилами разработки и согласования моделей БП, принятых в организации.
Слайд 12Установочные концепции:
цели моделирования (реинжиниринг БП, автоматизация БП и внедрения информационных
систем, системные исследования БП и др.)
интерпретация стандартов как заказчиком проектных
работ, так и самим проектировщиком;
принципы формирования словаря проекта и соглашения об основных понятиях, неопределенных стандартами или нуждающихся в уточнении.
Слайд 13Основное преимущество в ориентировании организации на процесс состоит в том,
что появляется четкая картина всего происходящего в организации, со всеми
существующими проблемами и узкими местами, которые могли остаться незамеченными в типичной организации, которая внешне нормально функционирует.
Слайд 14Управление процессами помогает:
уменьшить временные задержки;
оптимизировать использование ресурсов;
уменьшить финансовые затраты;
увеличить эффективность
организации;
увеличить общее качество продукта или услуги;
повысить удовлетворенность клиентов и собственных
сотрудников.
Слайд 15Ориентация организации на процессы позволяет лучше понять конечные цели и
результаты ее деятельности, а также роль в этом сотрудников.
Процессы
и их результаты являются реальным связующим звеном с клиентами.
Процессы — это не только индивидуальные функции организации.
Моделирование и анализ процессов позволяют развить организацию, улучшить ее эффективность и качество работы.
Слайд 16Основная цель бизнес-моделирования — построение модели деятельности организации, на основе
которой можно провести соответствующий анализ, оценить интересующие характеристики, регламентировать часть
работ и провести необходимые изменения: оптимизацию деятельности, реинжиниринг, устранение узких мест и т.д.
Слайд 17Моделирование бизнес-процессов организации включает два этапа: структурное и детальное.
Структурное моделирование
бизнес-процессов организации может выполняться в нотации IDEF0 с использованием инструментария
ERwin (ранее BPwin) или на языке UML (Unified Modeling Language) с использованием инструментария Rational Rose.
Слайд 18На этапе структурного моделирования в модели должны быть отражены:
существующая организационная
структура;
документы и иные сущности, используемые при исполнении моделируемых бизнес-процессов и
необходимые для моделирования документооборота, с описаниями их основного смысла;
структура бизнес-процессов, отражающая их иерархию от более общих групп к частным бизнес-процессам;
диаграммы взаимодействия для конечных бизнес-процессов, отражающих последовательность создания и перемещения документов (данных, материалов, ресурсов и т.п.) между действующими лицами.
Слайд 19Детальное моделирование бизнес-процессов может выполняться на языке UML и должно
отражать требуемую детализацию и обеспечить однозначное представление о деятельности организации.
Модели
должны быть согласованы с ведущими специалистами организации, обладающими необходимыми знаниями.
В случае если после построения моделей согласование не было достигнуто, в модель должны быть внесены необходимые уточнения и коррективы.
Процесс итерации (согласование, внесение корректив и уточнений) должен повторяться до момента полного подтверждения, что модель понятна и однозначно представляет детали бизнес- процессов.
Слайд 20В настоящее время для описания, моделирования и анализа бизнес- процессов
используются несколько типов методологий.
К числу наиболее распространенных типов относятся
следующие методологии:
моделирование бизнес-процессов (Business Process Modeling)',
описание потоков работ (Work Flow Modeling);
описание потоков данных (Data Flow Modeling).
Слайд 21Наиболее широко используемой методологией описания (языком моделирования) бизнес-процессов является IDEF0,
предложенная Дугласом Россом (SoftTech, Inc.) и называвшаяся первоначально SADT {Structured
Analysis and Desifi Technique).
В начале 1970-х гг. вооруженные силы США применили подмножество SADT, касающееся моделирования процессов, для реализации проектов в рамках программы ICAM {Integrated Computer-Aided Manufacturing).
В 1981 году подмножество SADT было принято в качестве федерального стандарта США под наименованием IDEF.
Слайд 22Набор стандартов IDEF - новый метод, который должен был обеспечить
групповую работу над созданием модели с непосредственным участием всех аналитиков
и специалистов, занятых в рамках проекта.
В результате поиска соответствующих решений родилась методология функционального моделирования IDEF0.
С 1981 года стандарт IDEF0 претерпел несколько незначительных изменений в основном ограничивающего характера, и последняя его редакция была выпущена в декабре 1993 г. Национальным Институтом по Стандартам и Технологиям США (NIST).
Слайд 23IDEF0 (Function Modeling) — методология функционального моделирования и графическая нотация,
предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов.
Отличительной особенностью данной методологии
является ее акцент на соподчиненность объектов.
В IDEF0 рассматриваются логические отношения между работами, а не их временная последовательность (WorkFlow), т.е. система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций.
Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной — функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют.
Это позволяет более четко отслеживать логику и взаимодействие процессов, происходящих в организации.
Слайд 24Данная методология используется при описании бизнес-проектов и проектов, основанных на
моделировании как административных, так и организационных процессов.
Представление модели бизнес-
процесса включает отдельные блоки (модули) с входами, выходами, управлением и механизмом, которые могут детализироваться до необходимого уровня.
Для того чтобы быть правильно понятым, существуют словари описания активностей и стрелок.
Слайд 26Основные преимущества стандарта IDEF0:
полнота и выразительность описания бизнес-процесса (управление, информационные
и материальные потоки, обратные связи);
способность наглядно представлять широкий спектр деловых,
производственных и других процессов и операций предприятия на любом уровне детализации;
комплексность при декомпозиции (мигрирование и туннелирование стрелок);
точное и лаконичное описание моделируемых объектов;
агрегирование и детализация потоков данных и информации (разделение и слияние стрелок);
жесткие требования методологии, обеспечивающие получение моделей процессов стандартного вида;
возможность облегчить взаимодействие и взаимопонимание системных аналитиков, разработчиков и персонала изучаемого объекта (предприятия);
простота документирования процессов; соответствие подхода к описанию процессов в IDEF0 стандартам ISO 9000:2000.
Слайд 27Отсюда и общее назначение IDEF0 — это перестройка структуры функций,
которая позволит повысить производительность и эффективность системы.
В настоящее время развитие
методологии IDEF0 сопряжено с совершенствованием поддерживающих ее инструментов — программных продуктов для моделирования бизнес-процессов.
Слайд 28Базовые принципы и концепция методологии IDEF0
Моделируемая система зависит от точки
зрения на нее и имеет реальные границы с окружающим миром,
задаваемые такими характеристиками, как вход (то, что перерабатывается системой), выход (результат деятельности системы), управление (стратегии и процедуры, под управлением которых производится работа) и механизм (ресурсы, необходимые для проведения работы).
Находясь под управлением, система преобразует входы в выходы, используя механизмы.
Слайд 29Базовые принципы и концепция методологии IDEF0
Процесс моделирования какой-либо системы в
IDEF0 начинается с определения контекста — уровня описания системы в
целом.
В контекст входит определение субъекта моделирования, цель и точка зрения на модель.
Он также определяет область (Scope) моделирования и описывает систему как в целом, так и в требуемых деталях.
Слайд 30Базовые принципы и концепция методологии IDEF0
Контекст определяет границы области моделирования
как результат компромисса между двумя ситуациями:
область слишком велика, настолько, что
модель становится очень сложной и практически необозримой;
область слишком мала, настолько, что модель выглядит слишком тривиальной.
Формирование контекста модели (ее позиционирование) представляет наиболее важный шаг в технологии функционального моделирования.
Слайд 31Базовые принципы и концепция методологии IDEF0
Под субъектом понимается сама система,
при этом необходимо точно установить, что входит в систему, а
что лежит за ее пределами, т.е. следует определить, что будет в дальнейшем рассматриваться как компоненты системы, а что — как внешнее воздействие.
На определение субъекта системы будет существенно влиять позиция, с которой рассматривается система, и цель моделирования — вопросы, на которые построенная модель должна дать ответ.
Слайд 32Базовые принципы и концепция методологии IDEF0
Первоначально необходимо определить область {Scope)
моделирования.
Описание области как системы в целом, так и ее
компонентов является основой построения модели.
Несмотря на то что в процессе моделирования область может корректироваться, первоначально она должна быть определена, так как именно область определяет направление моделирования и процесс его окончания.
При формулировании области необходимо:
учитывать ее границы — что будет внутри модели, а что — вне ее
определить глубину уровня детализации модели, так как от этого зависит процесс завершения моделирования и построения самой модели.
При этом следует помнить об ограничениях времени — трудоемкость построения модели растет в геометрической прогрессии от глубины декомпозиции.
Слайд 33Цель моделирования (Purpose)
Модель не может быть построена без четко сформулированной
цели.
Цель — основание для разработки и развития модели, адекватной
данной конкретной ситуации
Цель:
определяет, почему процесс нуждается в моделировании и должен быть подвергнут моделированию;
устанавливает, на какие вопросы должна отвечать модель;
определяет, каким образом модель может быть использована, т.е. что должна показывать модель авторам (аналитикам) и «читателям».
Слайд 34Цель моделирования (Purpose)
Правильная и осмысленная формулировка цели позволяет разработчикам модели
сфокусировать усилия в нужном направлении.
Примерами формулирования цели могут быть
следующие утверждения: «Определить текущие проблемы деятельности предприятия по выпуску продукции», «Определить процедуры улучшения сбыта продукции», «Описать функциональные компоненты, необходимые для составления технического задания на разработку компьютерной системы документооборота предприятия» и т.д.
Слайд 35Точка зрения (Viewpoint)
При построении модели желательно учитывать мнение большинства
Модель должна
строиться с единой точки зрения и соответствовать цели моделирования.
Описания
работы предприятия с точки зрения генерального директора и главного инженера будут отличаться, поэтому во время моделирования важно оставаться на той, которая была выбрана первоначально.
В ряде случаев при выборе точки зрения на модель проводят документирование других точек зрения, в том числе и альтернативных, используя для этой цели диаграммы FEO (For Exposition Only).
Слайд 36Точка зрения (Viewpoint)
Точка зрения — взгляд отдельного индивидуума или группы,
разрабатывающей модель.
Она должна соответствовать цели моделирования и определять основное
направление развития модели и уровень необходимой детализации.
Модель IDEF0 предполагает наличие четко сформулированной цели единственного субъекта моделирования и одной точки зрения.
Слайд 37В основе нотации и методологии IDEF0 лежат три элемента: функциональный
блок, «интерфейсная дуга» и принцип функциональной декомпозиции блоков.
Слайд 38Основной концептуальный принцип методологии IDEF0 — представление любой изучаемой системы
в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, отображающих процессы, операции,
действия, происходящие в изучаемой системе.
В нотации IDEF0 все, что происходит в системе и ее элементах, принято называть функциями.
Каждой функции ставится в соответствие блок.
Слайд 39. Цепочка последовательных операций в процессе «оценка знаний студента»
Слайд 40Связи, посредством которых блок взаимодействует с другими блоками или с
внешней по отношению к моделируемой системе средой, представляются стрелками, входящими
в блок или выходящими из него.
Входящие стрелки показывают, какие условия должны быть одновременно выполнены, чтобы функция, описываемая блоком, осуществилась.
Слайд 41Синтаксис IDEF0
Графическая диаграмма — главный компонент модели, содержащий блоки, стрелки,
диаграммы, правила.
Блоки представляют функции, определяемые как деятельность, процесс, операция,
действие или преобразование.
Стрелки — данные или материальные объекты, связанные с функциями.
Диаграммы обеспечивают формат графического и словесного описания модели.
Диаграмма как единица описания системы располагается на отдельном листе.
Слайд 42Семантика IDEF0
Блоки представляют основные функции моделируемого объекта, которые могут быть
декомпозированы на составные части и представлены в виде более подробных
диаграмм.
Каждый функциональный блок IDEF0-модели сам по себе уникален, может быть единственным образом размещен в модели согласно своему номеру декомпозиции, имеет также уникальное наименование (имя).
Имя блока описывающее функцию, должно быть задано либо глаголом, либо глагольным оборотом, либо отглагольным существительным, например производить детали, наблюдать за выполнением.
Слайд 43Семантика IDEF0
По построению диаграмм в нотации IDEF0 существует «Соглашение» в
отношении размещения блоков на диаграмме:
располагать блоки следует по диагонали начиная
от левого верхнего угла диаграммы до правого нижнего с их нумерацией в том же порядке. Получившаяся «каскадная» структура идеальна для подчеркивания доминирования, минимизации поворотов и пересечений дуг, упрощения обратных связей;
номер каждого блока следует указывать в его нижнем правом углу, что позволит при необходимости его быстро находить не только на данной диаграмме, но и во всей модели.
Слайд 44В нотации IDEF0 допускается шесть типов связей между блоками в
пределах одной диаграммы:
доминирование;
управление;
выход — вход;
обратная связь по управлению;
обратная связь по
входу;
выход — механизм.
Слайд 45Доминирование
определяется
взаимным
расположением
блоков на
диаграмме по
диагонали от
левого верхнего
угла к правому
нижнему.
Такой порядок называется порядком
доминирования.
Блоки, расположенные на диаграмме выше и левее, влияют на блоки, распложенные ниже и правее, т.е. первые оказывают влияние на другие блоки (принцип функционального доминирования).
Поэтому в левом верхнем углу располагается самая важная функция или функция, выполняемая по времени первой.
Далее вправо вниз располагаются менее важные или выполняемые позже функции
Слайд 46Связь по управлению процессами при реализации принципа последовательного доминирования
Блок №
1 имеет наибольшее доминирование (проверка теоретических знаний студента), а блок
№ 2 имеет доминирование на следующие блоки после наибольшего, т.е. первого, и т.д.
Слайд 47Связь по управлению и связь по входу являются простейшими, так
как отражают прямые взаимодействия между осуществляемыми последовательно операциями.
Связь «по управлению»
возникает тогда, когда выход одного блока служит управляющим воздействием на блок с меньшим доминированием.
Объекты выхода вышестоящей функции не меняются в нижестоящей, т.е. имеет место учет параметров исполнения первой функции при выполнении последующей.
Например, проводя аудит состояния бизнес-процесса по совокупности тестов на исполнение регламентов, аудитор впоследствии корректирует норму выборки документов для оценки их качества и степени влияния на волатильность целевого результата, в то время как сама процедура проверки на соответствие принципиально не меняется.
Слайд 48Связь «выход — вход» возникает при соединении выхода одного блока
с входом другого блока с меньшим доминированием, т.е. при выражении
своего мнения относительно достоверности отражения в финансовой отчетности фактов хозяйственной деятельности аналитик руководствуется собранными на предыдущих этапах аудита (тестирование, инструментальный контроль и т.п.) доказательствами, которые ложатся в основу выражения мнения.
Слайд 49Связь по управлению процессами при реализации принципа связи «выход —
вход»
Слайд 50Обратная связь по входу и обратная связь по управлению являются
более сложными типами связей, поскольку они представляют итерацию (выход функции
влияет на будущее выполнение других функций с большим доминированием, что впоследствии скажется на исходной функции).
Слайд 51Обратная связь «по входу», когда выход блока становится входом другого
блока с большим доминированием.
Такая связь используется, например, для описания
циклов разработки частичных бюджетов структурных подразделений. Например, на основе бюджетных инициатив структурных подразделений формируется вариант мастер-бюджета компании, который впоследствии оценивается на соответствие целевым бюджетным ориентирам.
При наличии «разрыва» между проектом бюджета и целевыми ориентирами финансовая дирекция компании вносит коррективы в итоговые параметры частичных бюджетов, после чего они возвращаются в структурные подразделения на доработку.
Слайд 52Связь между процессами при реализации принципа обратной связи «по входу»
Слайд 53Обратная связь «по управлению» — когда выход одного блока создает
управляющее воздействие на блок с большим доминированием.
В этом случае
каждая последующая операция рассматривается как заказчик результатов предшествующей ей операции.
Такая связь часто свидетельствует об эффективности бизнес-процесса.
Слайд 54 Связь между процессами при реализации принципа связи «по управлению»
Слайд 55Связь «выход — механизм» отражает ситуацию, при которой выход одной
функции становится средством достижения цели для другой, т.е. выход одного
блока формирует условия и механизм другого.
Данная связь показывает, что одна функция подготавливает ресурсы, необходимые для выполнения другой функции.
Связи «выход — механизм» возникают при отображении в моделях процедур выполнения и распределения ресурсов, подготовки средств для выполнения функций системы (например, приобретение оборудования, финансирование, закупка материалов, требуемые инструменты, обученный персонал, штат для оказания услуг и др.).
Весьма эффективная форма связи, предполагающая рефлексию при корректировки сценария реализации каждой последующей функции с учетом условий — результатов предыдущей функции, что характерно для гибких управленческих систем.
Слайд 56Связь между процессами при реализации принципа связи «выход — механизм»
Слайд 57https://bstudy.net/604285/ekonomika/bazovye_printsipy_kontseptsiya_metodologii_idef0