Разделы презентаций


РАЗДЕЛ 4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 1

Содержание

ТЕМА 9. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ, СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РАЗДЕЛ 4.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

РАЗДЕЛ 4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Слайд 2
ТЕМА 9.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ,
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕМА 9. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ, СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Слайд 3Страна
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ
Российская Федерация – сложная социально-духовная система,

генерирующая, сохраняющая и развивающая ключевые позитивные социально-экологические процессы на пространстве

России, континента и всей планеты.
Выживание и развитие России – важнейший фактор безопасности и процветания всего мира.
Для успешного выживания и развития Россия должна обладать комплексом защитных свойств, высокий уровень которых определяется наличием эффективной системы обеспечения ее безопасности.

Содержание понятия «страна» как объекта безопасности (защиты)

Основным объектом безопасности России (системы «страна») является ее народ - исторически сложившаяся общность родов и этносов, продолжительно проживающих в определенных физико-географических условиях, имеющих общий язык, историю и устойчивые культурно-бытовые отношения.

Применение понятий «национальная безопасность» или «государственная безопасность»
некорректно к социальной системе типа «страна»,
более правильно использовать понятие «безопасность России».

Другими важнейшими объектами безопасности России являются:
внутренняя сфера (деятельность, управление и обеспечение);
пограничная и внешняя сферы жизнедеятельности;
социальные системы и объекты;
среда обитания (территория, природа, ресурсы) и окружающая среда

Народ
(население, граждане)

Сферы жизнедеятельности

Сферы обеспечения жизнедеятельности

Социальные институты
и объекты

Среда обитания

Окружающая среда

Система обеспечения безопасности

Источники и носители опасности

Россия

Пограничное
пространство

Внутреннее
пространство

Внешнее пространство

СтранаРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫРоссийская Федерация – сложная социально-духовная система, генерирующая, сохраняющая и развивающая ключевые позитивные социально-экологические

Слайд 4
- природные и экологические опасные явления и события;
- болезни

и эпидемии;
- секты и нетрадиционные конфессии;
- деструктивные субкультуры;
- лженаучные

организации (рекламные агентства, экстрасенсы, целители)
- непрофессиональные специалисты;
- террористические, экстремистские и сепаратистские организации;
- теневые (тайные) организации;
- протестные акции экономического и политического характера (забастовки, демонстрации);
- преступники и преступные организации;
- деструктивные альтернативные СМИ;
- структуры теневой экономики;
- некачественные товары и медикаменты;
криминальные бизнес-сообщества (наркобизнес, контрабанда, торговля оружием, работорговля);
транспорт и другие объекты техносферы;
разведывательные и другие специальные структуры иностранных государств;
коррумпированные чиновники

- сложные климатогеографические условия и высокий уровень загрязнения окружающей среды;
- социальная незащищенность;
- вредные условия деятельности;
- низкий уровень духовности и культуры;
- низкий уровень развития науки и технологий;
- несовершенные системы образования, медицинского и социального обеспечения;
- отсутствие справедливой идеологии;
- отсутствие системы стратегического планирования;
- низкое качество государственного управления;
- недоверие к государственной власти;
- несовершенное законодательство;
- необъективные СМИ;
- неразвитая экономика и высокий уровень налогов;
- безработица и низкая зарплата;
расслоение между бедными и богатыми;
- неразвитые системы транспорта, связи и коммунального обеспечения;
низкий уровень международного авторитета;
коррупция;
социальная напряженность

Состояние объектов защиты
- малая продолжительность жизни людей;
- деградация основных сфер жизнедеятельности РФ;
- разрушение сфер обеспечения жизнедеятельности РФ;
низкая продолжительность и нестабильность существования основных социальных систем и объектов (семьи, предприятий, частных, общественных и государственных организаций, жилых зданий, критически важных объектов и т.п.);
загрязнение среды обитания;
ненадежность межгосударственных союзов и договоренностей…

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Неэффективная система обеспечения безопасности

Состояние безопасности России
Состояние основных сфер жизнедеятельности страны характеризуется наличием множества кризисных явлений, деградацией или неустойчивостью развития. Продолжительность жизни граждан России – 65-68 лет (на 15-17 лет меньше, чем в развитых странах). По принятому в мире показателю качества жизни граждан – индексу развития человеческого потенциала – Россия занимает 60-70 места.

Общий уровень безопасности России – низкий
и не имеет тенденции к повышению.

Носители опасности

Источники опасности

- природные и экологические опасные явления и события;- болезни и эпидемии;- секты и нетрадиционные конфессии; -

Слайд 5Объекты защиты
население;
экономика;
государственная власть …
ОЦЕНКА УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ (НА

ПРИМЕРЕ НАРКОУГРОЗЫ)
Деструктивные
структуры

производители наркотиков (наркокартели);
теневые структуры

и организованные преступные группы, распространяющие наркотики;
- теневые медицинские структуры, связанные с лечением наркоманов.

Опасные объекты
и процессы

наркотики;
прекурсоры и сырье, необходимое для производства наркотиков;
незаконный оборот наркотиков.

Причины
разочарования, стрессы, неудовлетворенность жизнью;
желание искусственно вызвать положительные ощущения путем использования «заместителей» или стимуляторов выработки эндорфинов;
- сильные болевые ощущения;
соблазнительные предложения от наркоманов.

Условия
наличие в нервной системе человека механизмов выработки эндорфинов – «гормонов радости» (естественных наркотиков);
- возможность разрушения механизмов выработки эндорфинов при их искусственном стимулировании или замещении;
естественное стремление человека испытывать приятные и избегать неприятные ощущения;
высокий уровень психофизиологической напряженности жизни людей.

Факторы
- мягкость законодательства к употреблению наркотиков;
- свободная розничная торговля «слабыми» наркотиками: алкоголем, табачными изделиями, тонизирующими напитками и т.п.;
- привлекательность и распространенность субкультуры наркоманов.

Защитные свойства страны
в условиях действия наркоугрозы:

жизнеспособность;
жизнестойкость;
жизнеорганизованность.

Негативные последствия
социальные (снижение средней продолжительности и качества жизни);
экономические (потери ВВП);
политические (повышение уровня социальной напряженности и снижение доверия к власти);
информационные (снижение уровня образования);
культурно-духовные (снижение нравственности населения);
- финансовые (потери бюджета).

Нарушители и преступники
- наркоманы и наркокурьеры;
- производители и распространители наркотиков (торговцы).

Объекты защиты население; экономика; государственная власть …ОЦЕНКА УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НАРКОУГРОЗЫ) Деструктивные структуры производители наркотиков (наркокартели);

Слайд 6Масштаб наркоугрозы

- количество наркоманов – более 5 млн. чел (от

3 до 5% населения);
- ежегодно от злоупотребления наркотиками умирает более

30 тыс. чел.;
зарегистрировано около 100 тыс. ВИЧ - инфицированных по причине заражения от внутривенного употребления наркотических средств;
- большинство наркоманов (до 80 %) не имеют постоянной работы и нигде не обучаются;
- доход наркобизнеса - минимум 250-300 млрд. руб. в год;
- более 50 % наркотиков зарубежного производства;
- регистрируется ежегодно более 200 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
(на примере противодействия незаконному обороту наркотических средств)

Масштаб наркоугрозы- количество наркоманов – более 5 млн. чел (от 3 до 5% населения);- ежегодно от злоупотребления

Слайд 7СОСТОЯНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Состояние обеспечения безопасности России
Уровень обеспечения безопасности

России – низкий и не имеет тенденции к повышению.
Результативность

деятельности существующей системы обеспечения безопасности РФ должна быть увеличена в десятки раз. Достижение такой результативности может быть осуществлена только путем радикальной трансформации существующей системы обеспечения безопасности РФ.

Низкий уровень безопасности РФ оказывает негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны, приводит к нерациональному расходованию природных ресурсов, снижению международного престижа России, ослаблению обороноспособности государства, снижению качества жизни российских граждан, уменьшению численности населения страны, ослаблению духовно-нравственных основ общества и потенциала государства.

Причины низкого уровня безопасности:
- отсутствие согласованной позиции ведомств, ответственных за обеспечение безопасности РФ, слабая координация их деятельности;
- несовершенство законодательной базы в сфере обеспечения безопасности РФ, нечеткость постановки целей развития и обеспечения безопасности;
- использование в практической деятельности устаревших подходов к обеспечению безопасности РФ;
- высокий уровень коррупции в органах государственной власти, участвующих в обеспечении безопасности РФ;
- неэффективное использование бюджетных средств, направляемых на обеспечение безопасности;
- отсутствие эффективного механизма защиты страны от опасности.

Необходимы новые концептуальные основы для создания современной
эффективной системы обеспечения безопасности России.

Масштабность и системность современных угроз безопасности РФ значительно превышают масштабность и системность противодействия им (количественная оценка 10-50:1).

СОСТОЯНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Состояние обеспечения безопасности РоссииУровень обеспечения безопасности России – низкий и не имеет тенденции

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

РФ

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Масштабность
и системность противодействия угрозам безопасности РФ

Масштабность
и системность
действующих угроз безопасности РФ

ОСНОВНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Требуется повышение результативности деятельности
по обеспечению безопасности РФ в десятки раз

ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ В СОЗДАНИИ
НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Низкая эффективность функционирования существующей
системы национальной безопасности РФ

Несоответствие

Научно-методологическая
проблема

Требуется развитие научных
и методологических основ
построения
и функционирования системы обеспечения безопасности РФ

Требуется разработка концепции, стратегии, планов создания и функционирования новой системы обеспечения безопасности РФ,
а также переработка всей нормативной правой базы в сфере обеспечения безопасности РФ

Организационная
проблема

ОСНОВНЫЕ

Слайд 9
ТЕМА 10.
ОСНОВЫ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

ТЕМА 10. ОСНОВЫ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Слайд 10ПРИЧИНЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Надсистемная позиция
Критерии эффективности функционирования системы:
максимальный

эффект (целевая эффективность);
минимальный расход ресурсов (экономическая эффективность).

Внутрисистемная позиция
Критерии эффективности

функционирования системы:
относительный эффект функционирования (по отношению к другим подобным системам);
относительный уровень совершенства ее устройства.

Основные причины трансформации системы:
низкая целевая эффективность функционирования;
низкая экономическая эффективность функционирования;
низкий относительный эффект функционирования;
низкий относительный уровень совершенства.
Устранение первых двух причин, как правило, осуществляется путем радикальной трансформации системы, а других – путем совершенствования или усиления отдельных характеристик системы.

С надсистемной позиции основными критериями целевой эффективности системы обеспечения безопасности РФ могут быть:
минимум вероятности нанесения РФ неприемлемого ущерба;
максимальное время существования РФ;
минимум наносимого РФ ущерба;
максимум предотвращенного ущерба РФ.

Для оценки по первым двум критериям требуются сложные математические модели (в настоящее время отсутствуют).
Оценка по двум последним критериям может проводиться по простым моделям, но требует сбора большого объема статистических данных от различных ведомств (в настоящее время также затруднителен).

ПРИЧИНЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИНадсистемная позицияКритерии эффективности функционирования системы: максимальный эффект (целевая эффективность);минимальный расход ресурсов (экономическая эффективность).

Слайд 11Руководитель государства
Совет по национальной безопасности
Организация выполнения стратегии
Министерства и ведомства
Аналитические структуры
Мозговые

центры
Выбор лучшего варианта стратегии
Формирование предложений
Формирование вариантов стратегии
Общество
Партии
СМИ
Формирование предложений
Устойчивые национальные элитные

группы
(отражающие различные спектры интересов страны)

Подготовка кадровой элиты

Сохранение целевых и ценностных ориентиров

Западная модель

Восточная модель

Модели выработки стратегии развития и обеспечения безопасности страны

Система выработки стратегии развития и обеспечения безопасности СССР

Руководитель государстваСовет по национальной безопасностиОрганизация выполнения стратегииМинистерства и ведомстваАналитические структурыМозговые центрыВыбор лучшего варианта стратегииФормирование предложенийФормирование вариантов стратегииОбществоПартииСМИФормирование

Слайд 12Существующая система обеспечения безопасности РФ
(система борьбы с опасностью)



ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ
Новая система обеспечения безопасности РФ
(система предупреждения и

противодействия опасности)


Правительство РФ

1. Оргвыводы
2. Уточнение требований в рамках установленных государством принципов: «преступник должен сидеть в тюрьме»; «граница на замке»; «мы сильнее всех в мире»; «дадим отпор любому агрессору».
3. Выделение требуемых ресурсов для надежной защиты государства от всех врагов

Президент и Правительство РФ

1. Уточнение требований в рамках научно обоснованных принципов:- «лучше предупредить опасность, чем с ней бороться»; «страна открыта для позитива и закрыта для негатива»; «активная защищенность страны».
2. Выделение минимально необходимых ресурсов для обеспечения заданного уровня безопасности
3. Эффективная организация обеспечения безопасности

Оценка величины и причин возникновения опасности и ущерба РФ
(предотвращенного и нанесенного)

Количество и последствия негативных воздействий

Существующая система
сформирована в СССР (тоталитарном государстве «закрытого» типа) и трансформирована в постсоветское время путем разделения на части (практически разрушена)

Организация выработки реакции на угрозы:
- органы управления: ситуационные центры, штабы, дежурные службы;
- исполнительные органы: силовые, специальные и правоохранительные;
- органы обеспечения

Негативные воздействия

Носители опасности

Остаточные
воздействия

Борьба

Остаточные воздействия

Негативные воздействия

Носители опасности

Борьба

Профилактика

Новая система
формируется в РФ (демократичном государстве «открытого» типа) в условиях резкого обострения внутренних и внешних противоречий

Организация обеспечения безопасности:
- органы целеполагания: научные и аналитические центры;
органы управления: ситуационные центры, штабы, дежурные службы;
исполнительные органы: несиловые, силовые, специальные и правоохранительные;
органы всестороннего обеспечения

Требования

Ресурсы

Требования

Ресурсы

Защита

Профилактика


Источники опасности


Источники опасности

Сохранение

Существующая система обеспечения безопасности РФ(система борьбы с опасностью)   ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫНовая система обеспечения безопасности

Слайд 13 Общий алгоритм обеспечения безопасности РФ – циклически повторяющийся

процесс выработки и реализации защитных управляющих воздействий, состоящий из 4-х

этапов:
- сбор и систематизация необходимой информации;
- анализ информации, построение модели ситуации и оценка ее опасности;
- выработка защитных управляющих воздействий, их согласование по времени, месту и потребным ресурсам;
- реализация защитных управляющих воздействий в системе государственного управления.

Основы организации обеспечения безопасности СТРАНЫ

Основная цель обеспечения безопасности РФ – достижение и поддержание максимально возможного уровня безопасности страны при заданном объеме выделяемых ресурсов.

Основные направления обеспечения безопасности РФ:
- сохранение от опасности (охрана и защита объекта безопасности, повышение выживаемости системы, ее способности к восстановлению после состоявшихся воздействий носителей опасности);
- борьба с опасностью (пресечение деятельности или нейтрализация носителей опасности, а также разрушение системы их обеспечения);
- профилактика опасности (выявление и устранение причин, условий и факторов, способствующих появлению и развитию носителей опасности социального, природного и техногенного характера).

Основная задача обеспечения безопасности РФ:
- в прямой постановке – минимизировать возможность (вероятность) прекращения существования Российской Федерации в течение заданного интервала времени;
- в обратной постановке – максимизировать время существования Российской Федерации в заданных условиях.

Основными принципами обеспечения безопасности РФ являются :
- приоритетность безопасности народа – приоритетным объектом обеспечения безопасности России является ее многонациональный народ;
- сбалансированность – деятельность в сфере обеспечения безопасности России предусматривает гармоничное развитие всех сфер жизнедеятельности России и содействие экономическому, культурному и духовному процветанию страны;
- историчность – обеспечение безопасности России должно учитывать историю страны, причем глубина ретроспективного анализа должна в несколько раз превышать глубину планирования (прогнозирования) развития страны;
- непрерывность – оценка уровня безопасности России, выработка и реализация соответствующих мер по ее повышению осуществляется непрерывно (через заданные для каждого уровня управления интервалы времени);
- интеллектуальность – из множества возможных вариантов управления в сфере обеспечения безопасности и развития России выбирается тот, который соответствует минимальной опасности для страны;
- сочетание объективного и субъективного подходов – решения по управлению в сфере обеспечения безопасности вырабатываются и принимаются на основе объективных оценок и расчетов, а целеполагание и разработка замысла осуществляются на основе субъективного видения;
- реализуемость – формирование замысла, плана и управления обеспечением безопасности Российской Федерации осуществляется с учетом реальных возможностей страны и наличия необходимых временных, материальных, финансовых, кадровых и других резервов;
- привлекательность – позитивное и понятное представление целей, замыслов и планов обеспечения безопасности и развития страны для большинства населения, сопредельных государств и всего мира.

Общий алгоритм обеспечения безопасности РФ – циклически повторяющийся процесс выработки и реализации защитных управляющих воздействий,

Слайд 14Профилактика опасности
Содействие развитию РФ
и устранению источников опасности в ней
Содействие

развитию сфер жизнедеятельности РФ и устранению источников опасности в них
Содействие

развитию субъектов РФ и устранению
источников опасности в них

Содействие развитию социальных институтов и объектов РФ и устранению источников опасности в них

РФ

Внешняя,
пограничная
и внутренняя
сферы РФ

Внешнее, пограничное
и внутреннее
пространство РФ

Объект,
зона

Области функционирования системы

Основные направления деятельности по обеспечению безопасности РФ

Борьба с опасностью
(носителями и источниками опасности)

Борьба с враждебными государствами и союзами, чрезвычайными ситуациями федерального масштаба

Борьба с враждебными, преступными и теневыми структурами, чрезвычайными ситуациями межрегионального масштаба

Борьба с враждебными, преступными и теневыми организациями, чрезвычайными ситуациями регионального масштаба

Борьба с врагами, преступниками, нарушителями и чрезвычайными ситуациями местного (объектового) масштаба

Сохранение от опасности

Обустройство, охрана
и защита функционирования РФ, среды обитания и контроль окружающей среды

Обустройство, охрана
и защита функционирования сфер жизнедеятельности РФ

Обустройство, охрана
и защита функционирования субъектов РФ

Обустройство, охрана
и защита функционирования социальных институтов
и объектов РФ

Обеспечение собственной безопасности,
функционирования и развития

МАТРИЦА ОБЩИХ ЗАДАЧ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Всестороннее обеспечение деятельности

Профилактика опасностиСодействие развитию РФ и устранению источников опасности в нейСодействие развитию сфер жизнедеятельности РФ и устранению источников

Слайд 15Основные субъекты обеспечения безопасности
Направления и задачи обеспечения безопасности
органы обеспечения безопасности

и их задачи
Профилактика опасности
Содействие развитию РФ и устранению

ее источников опасности

Устранение негативных условий

Устранение причин появления опасности

Устранение негативных факторов

Борьба с опасностью

Борьба с субъектами опасности РФ и чрезвычайными ситуациями

Разрушение обеспечения (локализация)

Ликвидация (нейтрализация)

Пресечение деятельности (распространения)

Сохранение от опасности

Обустройство, охрана и защита РФ

Снижение тяжести последствий

Повышение выживаемости

Противодействие негативным воздействиям

Органы целеполагания и общего управления деятельностью по обеспечению внешней безопасности РФ

Органы целеполагания и общего управления деятельностью по обеспечению пограничной безопасности РФ

Органы целеполагания и общего управления деятельностью по обеспечению внутренней безопасности РФ

Органы управления министерств (по сферам жизнедеятельности), ведомств (по видам безопасности),
субъектов федерации (по территориальным образованиям РФ) и местного самоуправления (по муниципальным образованиям РФ)

Исполнительные
органы государственной власти

Научные органы

Общественные, информационные и аналитические органы

Специальные и силовые органы

Оперативные органы и органы оперативного реагирования

Органы надзора и контроля

Охранные и защитные органы

Органы обустройства

Восстановительные, реабилитационные и ремонтные органы

Органы координации и общего управления профилактической деятельностью

Органы координации и общего управления противодействием носителям опасности РФ

Органы координации и общего управления деятельностью по сохранению объектов защиты РФ

Органы стратегического целеполагания и управления деятельностью по обеспечению безопасности РФ

Основные субъекты обеспечения безопасностиНаправления и задачи обеспечения безопасностиорганы обеспечения безопасности и их задачи Профилактика опасности Содействие развитию

Слайд 162014
УРОВНИ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ
СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
С

помощью шкалы уровня безопасности РФ определяется режим функционирования системы обеспечения

безопасности РФ

2004

2005

2013

2011

2006

2009

2007

2010

2008

2012

Пороговое значение показателя

Низкий

Пониженный

Уровень безопасности РФ

Прогнозная оценка

Высокий

Критический

Антикризисный

Усиленный

Чрезвычайный

Высокий
уровень безопасности

Пониженный
уровень
безопасности

Критический
уровень
безопасности

Низкий
уровень
безопасности

Повышение
опасности

Повседневный

2014УРОВНИ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ С помощью шкалы уровня безопасности РФ определяется режим

Слайд 17ТЕМА 11.
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПЕРСПЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕМА 11. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Слайд 18Оперативный (региональный) уровень
Тактический (территориальный) уровень
Базовый (местный) уровень
Стратегический (федеральный) уровень
Президент РФ
Администрация

Президента РФ
(вырабатывает Стратегию обеспечения безопасности РФ)
Подсистемы обеспечения безопасности РФ и

ответственные ведомства

Правительство РФ
(обеспечивает реализацию Стратегии обеспечения безопасности РФ )

Совет Безопасности РФ (вырабатывает предложения по решению текущих проблем)

Министерства и ведомства, участвующие в обеспечении безопасности РФ

Внешней безопасности
(Минобороны России)

Внутренней безопасности
(МВД России)

Пограничной безопасности
(ПС ФСБ России)

Законодательная
власть

Судебная власть

Государственный контроль и надзор

СТРУКТУРА ПЕРСПЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Оперативный (региональный) уровеньТактический (территориальный) уровеньБазовый (местный) уровеньСтратегический (федеральный) уровеньПрезидент РФАдминистрация Президента РФ(вырабатывает Стратегию обеспечения безопасности РФ)Подсистемы обеспечения

Слайд 19ПРИМЕР СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ
СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Совет Безопасности

РФ
Аппарат
Отделы (департаменты):
- внешней безопасности
внутренней безопасности;
пограничной безопасности
Центр мониторинга

безопасности, ситуационного анализа
и координации

Заместитель Руководителя
Администрации Президента
Российской Федерации по безопасности

НИИ проблем безопасности Российской Федерации

Президент РФ

Администрация Президента РФ

Правительство РФ

Комиссии по направлениям:
- внешней безопасности;
внутренней безопасности;
пограничной безопасности

Управление стратегического анализа и планирования в сфере безопасности РФ

Отделы:
- внешней безопасности
внутренней безопасности;
пограничной безопасности

Научный совет (секции):
- по видам безопасности;
- по типам угроз

Экспертный совет по вопросам безопасности РФ

Комитеты по строительству и развитию подсистем обеспечения безопасности РФ

Полномочный представитель Президента РФ в Правительстве РФ по безопасности

Секретарь Совета Безопасности РФ

Подсистемы обеспечения безопасности РФ и ответственные ведомства

Внешней безопасности
(Минобороны России)

Внутренней безопасности
(МВД России)

Пограничной безопасности
(ПС ФСБ России)

ПРИМЕР СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯСИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Совет Безопасности РФАппарат Отделы (департаменты):- внешней безопасности внутренней безопасности;

Слайд 20Организация Обеспечения БЕЗОПАСНОСТИ на различных уровнях
Состояние
Обстановка
Ситуация
Сценарий
Стратегия
совокупность возможных вариантов изменения текущей

обстановки на интервале времени перехода системы из текущего в целевое

состояние

совокупность событий, характеризующих состояние наблюдаемых систем и процессов их взаимодействия

совокупность значений параметров (величин), характеризующих свойства наблюдаемых систем и процессов их взаимодействия

вариант (общий план) реализации миссии (предназначения) системы, основанный на рассмотрении различных сценариев ее развития

вариант решения задачи управления, основанный на рассмотрении совокупности вариантов изменения текущей ситуации

Параметр – t0С

t>370С - болен

Срочная помощь

Схема лечения

Изменение образа жизни

совокупность возможных вариантов изменения текущей обстановки на интервале времени перехода системы из текущего в целевое состояние

совокупность событий, характеризующих состояние наблюдаемых систем и процессов их взаимодействия

совокупность значений параметров (величин), характеризующих свойства наблюдаемых систем и процессов их взаимодействия

вариант (общий план) реализации миссии (предназначения) системы, основанный на рассмотрении различных сценариев ее развития

Организация Обеспечения БЕЗОПАСНОСТИ на различных уровняхСостояниеОбстановкаСитуацияСценарийСтратегиясовокупность возможных вариантов изменения текущей обстановки на интервале времени перехода системы из

Слайд 21Стратегический уровень (РФ)

Оперативный уровень (сферы жизнедеятельности РФ)
Тактический уровень (пространство РФ)
СХЕМА

МНОГОУРОВНЕВОГО ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
Системы
сбора и первичной обработки информации
Система аналитических центров

(управление по угрозам – проблемно-целевой ЗМ)

Система
ситуационных центров (логистическое управление -ситуационный
ЗМ)

Система стратегических центров (управление по опасности – проблемно-задачный ЗМ)

Система дежурных
служб
(управление по рискам - событийный ЗМ)

Ситуация

Обстановка

Обстановка

Сценарий

Стратегия

Базовый уровень (объекты, зоны РФ)

События

Принятие стратег.
плана

События

Ситуация

Сценарий

События

Обстановка

Ситуация

Принятие варианта управления

Реализация
управления

События

Обстановка

Принятие решения

Реализация решения (обстановки)

Информационные, контрольные, сигнализационный и охранные средства, комплексы и системы подразделений учреждений и организаций

СМИ, Интернет, информационные, специальные и оперативные системы учреждений и организаций

Информационные системы ведомств и корпораций (мероприятия, планы и статистика)

Информационные системы государств и их объединений, а также ТНК (мероприятия, планы и статистика)

Принятие замысла
операции

Реализация
замысла операции

Основные субъекты управления





Среда обитания и окружающая среда

Реализация стратег. плана

Источники информации о состоянии систем и их взаимодействиях

РФ как целостность
(страна, объект управления и защиты)

Президент
РФ

Правительство РФ

Процесс управления обеспечением безопасности организуется на основе сквозных функциональных информационно-аналитических технологий, позволяющих реализовать в системе управления все виды защитных механизмов (ЗМ)

Исполнительные органы всех уровней

Стратегический уровень (РФ)Оперативный уровень (сферы жизнедеятельности РФ)Тактический уровень (пространство РФ)СХЕМА МНОГОУРОВНЕВОГО ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯСистемы сбора и первичной обработки

Слайд 22 ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Слайд 23Меры








Частные негативные последствия
Использование преступных доходов от наркобизнеса для финансирования иной

преступной деятельности
Разводы
Утрата наркоманами репродуктивной функции
Снижение числа лиц, получающих образование
Снижение численности

трудоспособного населения

Преступная (антисоциальная) деятельность наркоманов

Дополнительные расходы государства и общества

Вовлечение части населения в незаконный оборот наркотиков и наркобизнес

Выход из под контроля государства значительных финансовых ресурсов

Гибель людей

Технология ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ стратегического уровня СОБ РФ
(на примере противодействия наркомании, наркобизнесу и незаконному обороту наркотиков)

Наркомания, наркобизнес, незаконный оборот наркотиков

Болезни людей

Снижение численности военнообязанных

Российская Федерация

Снижение жизнеспособности








Снижение жизнестойкости








Снижение численности населения

Снижение продолжительности жизни граждан

Сокращение ВВП

Сокращение трудовых ресурсов страны

Снижение обороноспособности страны

Снижение уровня готовности к чрезвычайным ситуациям

Снижение иммунитета у населения

Снижение жизнеорганизованности








Снижение уровня образования населения

Снижение уровня доверия к власти

Увеличение количества ЧС из-за человеческого фактора

Снижение уровня безопасности Российской Федерации

На стратегическом уровне СОБ РФ осуществляется:
- оценка опасности для РФ наркомании, наркобизнеса и незаконного оборота наркотиков;
разработка стратегии противодействия наркоугрозе;
выработка основных государственных мер по противодействию наркоугрозе;
- организация, реализация и контроль за выполнение государственных мер по противодействию наркоугрозе

Наркомания, наркобизнес, незаконный оборот наркотиков = наркоугроза

Разработка стратегии противодействия наркоугрозе

Политические

Правовые

Информационные

Специальные

Медицинские

Экономические

Правоохранительные

Спортивные

Субъекты противодействия наркоугрозе – министерства, ведомства, международные и общественные организации

МерыЧастные негативные последствияИспользование преступных доходов от наркобизнеса для финансирования иной преступной деятельностиРазводыУтрата наркоманами репродуктивной функцииСнижение числа лиц,

Слайд 24Технология ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ оперативного уровня СОБ РФ
(на примере противодействия незаконному

обороту наркотиков)
Незаконный оборот наркотических средств
2. Незаконное распространение
1. Незаконное

производство

3. Незаконное потребление

Разработка новых НС

Легальный оборот наркотических средств


























Серийное получение

Изготовление форм

Переработка

Хранение

Перевозка

Пересылка

Приобретение

Ввоз на территорию России

Вывоз с территории России

Культивирование растений

1. Законное производство

2. Законное распространение

3. Законное потребление

Австралия поставляет около 50% легально производимого в мире опия, необходимого для производства морфина и барбитуратов.

Кадр из фильма «Морфий»

На оперативном уровне СОБ РФ осуществляется:
- мониторинг наркоситуции (в части незаконного оборота наркотиков) в РФ;
долгосрочное прогнозирование (на 10-15 лет) развития наркоситуации в РФ;
разработка долгосрочного сценария противодействия незаконному обороту наркотиков на территории РФ;
- разработка долгосрочных планов (операций) по пресечению незаконного оборота наркотиков на территории РФ;
- выработка и реализация мер содействия сопредельным странам в противодействии незаконному обороту наркотиков.

Российско-казахстанский участок государственной границы

Негативный трансграничный поток опиатов из Афганистана

Совокупность негативных трансграничных потоков формирует сеть потоков

Сценарий противодействия незаконному обороту наркотиков (на примере обустройства южных границ РФ)

Исходное состояние

1 этап. Обустройство Российско-казахстанского участка

2 этап. Обустройство Кавказского
участка

Незаконный и законный обороты наркотиков
(этапы, содержание, связь)

Технология ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ оперативного уровня СОБ РФ (на примере противодействия незаконному обороту наркотиков) Незаконный оборот наркотических средств 2.

Слайд 25Оценка мощности наркопотоков
Формирование БД фактов противозаконной деятельности, связанной с

распространением наркотиков
Системы хранения данных
Технология ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ тактического уровня СОБ РФ
(на

примере выявления и пресечения наркоканалов)

На тактическом уровне СОБ РФ осуществляется:
- выявление и пресечение маршрутов транспортировки наркотиков (наркоканалов);
выявление и пресечение деятельности юридических и физических лиц, организующих и поддерживающих наркоканалы;
разработка среднесрочных планов по выявлению и пресечению наркоканалов;
- выработка и реализация мер содействия сопредельным странам в выявлении и пресечении трансграничных каналов наркотиков

Основу технологии выявления наркоканалов составляют:
- аналитический (логистический) метод;
- оперативный (фактографический) метод.

Оперативный (фактографический) метод выявления наркоканалов

Аналитический (логистический) метод выявления наркоканалов

Реальная обстановка

Системы сбора данных о различных аспектах обстановки

БД
международных
структур

БД
негосударственных
структур

БД
государственных
ведомств

Извлечение данных, связанных с распространением наркотиков

Преступления

События

Адреса

Средства связи

Финансы

Нарушения

Сигналы

Транспорт

Маршруты

Люди

Организации

Формирование системы признаков противозаконной деятельности

Анализ системы хранения данных на предмет поиска групп признаков незаконного распространения наркотиков

Нарушение

Группа признаков

Преступления

Группа признаков

Выдвижение гипотез о наличии и маршрутах наркоканалов

Проведение оперативных мероприятий по проверке наличия каналов и их перекрытию

Составление критического перечня наркопотоков

Построение логистической транспортной модели в пространстве каждого наркопотока

Расчет вероятных (экономически выгодных) маршрутов наркопотока

Аналитические исследования по уточнению расчетов

Оценка мощности наркопотоков Формирование БД фактов противозаконной деятельности, связанной с распространением наркотиковСистемы хранения данныхТехнология ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ тактического уровня

Слайд 26Технология ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ базового уровня СОБ РФ
(на примере выявления и

пресечения нарушений государственной границы)
На базовом уровне СОБ РФ осуществляется:
-

выявление и пресечение нарушений государственной границы;
выявление контрабанды наркотиков в пунктах пропуска;
разработка краткосрочных планов по выявлению и пресечению контрабанды наркотиков;
- выработка и реализация мер содействия сопредельным странам в выявлении и пресечении контрабанды наркотиков

От 70 до 90 % грузов перевозится в контейнерах, но физически из которых можно проверить не более 2%

Интенсивность трансграничных процессов в период с 1985 по 2007 годы

Виды пунктов пропуска

морские;

речные;

воздушные;

автомобильные;

железнодорожные;

пешеходные

В настоящее время обстановка на пунктах пропуска южных участков государственной границы является самой сложной

На пунктах пропуска западных участков государственной границы скапливаются многокилометровые очереди

Технология управления по рискам

Досмотр

Истребование дополнительных документов и сведений

Груз,
физическое лицо, транспортное средство

Проведение экспертизы

Обнаружение признаков (индикаторов риска) возможных правонарушений в установленных областях риска

Документы на право пресечения государственной границы

Проверка документов и сведений

Наблюдение, осмотр, получение пояснений

Применение мер по минимизации риска

Выявление правонарушения и возбуждение административного или уголовного дела

Другие виды контроля

Технология ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ базового уровня СОБ РФ (на примере выявления и пресечения нарушений государственной границы) На базовом уровне

Слайд 27ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
Существующие основные документы в

сфере обеспечения безопасности РФ
- Концепция национальной безопасности РФ (1997 г.),

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (2009 г.), Военная доктрина РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Доктрина экономической безопасности …;
- Законы РФ: «О безопасности», «О военном положении», «О чрезвычайном положении», «О федеральной службе безопасности», «Об обороне», «О государственной охране», «О противодействии терроризму», «О Государственной границе Российской Федерации» …

В целом существующие концептуальные и правовые документы
в сфере обеспечения безопасности РФ имеют фрагментарный характер,
слабо связаны друг с другом, разработаны на основе устаревших научных представлений
и непригодны для организации эффективной системы обеспечения безопасности РФ.

Типы основных необходимых документов

задания целей развития и условий существования страны;
знаний о природе опасности, методах ее оценки, механизмах обеспечения безопасности сложных социальных систем

Описания сценариев долгосрочного развития страны;
стратегических целей обеспечения безопасности РФ

Т Р Е Б У Ю Т

научных представлений об организации многосубъектной деятельности по обеспечению безопасности РФ (т.е. о системе обеспечения безопасности РФ)

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФСуществующие основные документы в сфере обеспечения безопасности РФ- Концепция национальной безопасности

Слайд 28ПРЕАМБУЛА
Концепция как система взглядов на обеспечение безопасности РФ, область

ее применения, сроки ее реализации и действия.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Необходимость разработки Концепции. Цель разработки и сущность нового подхода к обеспечению безопасности РФ. Безопасность – интегральное свойство, характеризующее способность РФ к выживанию и развития в изменяющихся условиях. Основные понятия и определения.

СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виды безопасности. Состояние внутренней, внешней, пограничной и общей безопасности РФ, тенденции ее изменения. Необходимость обеспечения безопасности РФ на качественно новом уровне.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ
Российская Федерация как сложная социальная система. Основные объекты защиты РФ: население, сферы жизнедеятельности, сферы обеспечения жизнедеятельности, социальные объекты и институты, среда обитания и внешняя среда. Связь безопасности с выживанием и развитием РФ. Варианты развития РФ. Требуемый уровень безопасности РФ для реализации заданного варианта развития РФ.

ИСТОЧНИКИ И НОСИТЕЛИ ОПАСНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Источники и носители опасности для РФ, их виды и краткая характеристика.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель обеспечения безопасности РФ. Общий замысел обеспечения безопасности Российской Федерации. Активное обеспечение безопасности РФ как процесс. Выявление источников и носителей опасности и их воздействий на РФ. Качественная и количественная оценки уровня безопасности РФ. Базовая модель обеспечения безопасности РФ.
Принципы обеспечения безопасности РФ. Критерии и показатели безопасности РФ. Направления обеспечения безопасности РФ.

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Необходимость преобразования существующей системы национальной безопасности в систему обеспечения безопасности РФ. Определение, задачи, функции, состав, структура, основы построения и функционирования системы обеспечения безопасности РФ. Уровни управления, режимы работы, основные элементы, реализуемые защитные механизмы и технологии решения задач. Правовое, научное, информационное и ресурсное обеспечение системы.

ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Этапы реализации Концепции. Механизмы реализации Концепции.

ПРИМЕР СТРУКТУРЫ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

ПРЕАМБУЛА Концепция как система взглядов на обеспечение безопасности РФ, область ее применения, сроки ее реализации и действия.

Слайд 29ПРИМЕР СТРУКТУРЫ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
План строительства и развития системы

обеспечения безопасности РФ, включая подсистемы:
- общего (стратегического) управления;
- внешней

безопасности;
- внутренней безопасности;
- пограничной безопасности;
- всестороннего обеспечения.

План деятельности по обеспечению безопасности РФ:
- сохранение объектов защиты;
- борьба с носителями опасности;
- профилактика (противодействие источникам опасности).

Этапы стратегического управления:
1) анализ (состояния социальной системы);
2) целеполагание (определение стратегических целей);
3) прогноз (вариантов изменения состояния системы и условий на пути к стратегическим целям при различных стратегиях действий);
4) выбор (наилучшей стратегии действий);
5) планирование (разработка стратегических планов: деятельности и развития);
6) реализация (стратегических планов);
7) оценка (хода реализации планов)
8 ) коррекция (поиск затруднений и проблем).

Стратегическое планирование – процесс выработки стратегии и разработки стратегических планов.
Стратегическое управление – процесс управления стратегическим планированием, реализацией стратегии, оценки ее выполнения и корректировки.

Структура стратегии
1. Общие положения.
2. Концептуальная и правовая основа.
3. Состояние безопасности РФ и прогноз его изменения.
4. Стратегический замысел: цели, задачи, принципы обеспечения безопасности на стратегическую перспективу; этапы реализации Стратегии; основные показатели (характеристики) и их значения по этапам реализации Стратегии.
5. Стратегические планы:

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ

ПРОГНОЗ

ВЫБОР

ПЛАН

АНАЛИЗ

ОЦЕНКА

КОРРЕКЦИЯ

ПРИМЕР СТРУКТУРЫ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФПлан строительства и развития системы обеспечения безопасности РФ, включая подсистемы:- общего (стратегического)

Слайд 30 ПРИМЕР СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О БЕЗОПАСНОСТИ РФ»
Преамбула.
1. Общие

положения.
2. Основы обеспечения безопасности РФ.
3. Система обеспечения безопасности РФ.

- состав, структура и функции СОБ РФ;
- полномочия субъектов СОБ РФ;
- полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении безопасности РФ;
- участие предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, общественных объединений и граждан в обеспечении безопасности РФ;
- координация деятельности по обеспечению безопасности, управление применением сил и средств системы обеспечения безопасности;
- правовая и социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в обеспечении безопасности РФ
4. Деятельность по обеспечению безопасности РФ.
5. Государственное управлении в кризисных и чрезвычайных ситуациях.
6. Контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности РФ.
7. Заключительные положения

Определяет принципы, правовые и организационные основы обеспечения безопасности РФ

Федеральные законы:

«О внешней безопасности РФ»

«О пограничной безопасности РФ»

«О внутренней безопасности РФ»

ПРИМЕР СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О БЕЗОПАСНОСТИ РФ» Преамбула.1. Общие положения.2. Основы обеспечения безопасности РФ.3. Система обеспечения

Слайд 31Вопросы для обсуждения:
1. Российская Федерация как объект защиты.
2. Состояние

безопасности России.
3. Оценка угроз безопасности и эффективности системы обеспечения безопасности

(на примере наркоугрозы).
4. Состояние и основные проблемы обеспечения безопасности страны.
5. Необходимость формирования новой системы обеспечения безопасности страны и ее принципиальные отличия.
6. Основы организации обеспечения безопасности страны: цель, принципы, направления, общий алгоритм.
7. Задачи системы обеспечения безопасности страны, органы обеспечения безопасности и их задачи.
8. Уровни безопасности и режимы работы системы обеспечения безопасности.
9. Структура перспективной системы обеспечения безопасности и организация основных процессов ее функционирования на различных уровнях управления.
10. Типы основных документов в сфере обеспечения безопасности страны и примеры их структуры.

СЕМИНАР ПО ТЕМАМ 9-11

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Цель: углубление и закрепление знаний по темам 9-11

Вопросы для обсуждения: 1. Российская Федерация как объект защиты.2. Состояние безопасности России.3. Оценка угроз безопасности и эффективности

Слайд 32КУРС
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(Безопасность социальных систем)
ОКОНЧЕН

КУРС «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»(Безопасность социальных систем)ОКОНЧЕН

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика