Слайд 1Раздел III.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА
Слайд 2Тема лекции:
Спорт как социальный институт, его структура и функции
Слайд 3?
Основные вопросы лекции:
Особенности институционального анализа спорта. Системная и структурная организация
спорта.
Фитнес как современная тенденция в мировом спортивно-оздоровительном движении.
Спорт и СМИ:
взаимовлияние и тенденции развития в ХХI в.
Функционирование физической культуры и спорта в современном социуме.
Влияние национального менталитета на функционирование спорта.
Слайд 4?
Основные понятия:
социальная система
социальный институт
институционализация
институциональные взаимосвязи
социальная стратификация
социальный статус
социальная общность
социальная организация
социальные функции
дисфункции
менталитет
амбивалентность
Слайд 5Вопрос 1.
Особенности институционального анализа спорта. Системная и структурная организация спорта
Слайд 6Анализ спорта
Культурологический подход:
Спорт как часть культуры, специфический вид культуры
Институциональный подход:
Спорт
как часть социума, самостоятельный социальный институт
Акцент: ценностная составляющая спорта,
компонент личностной и общечеловеческой культуры
Акцент: внешняя и внутренняя структура спорта, функционирование, институциональные взаимосвязи в социальной системе
Слайд 7
Социальные институты – это ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и
контролируются действия людей в жизненно важных сферах
Слайд 8Институциональные черты спорта
выполнение четко определенных социальных функций
наличие развитой инфраструктуры и
материальной базы
активная подготовка профессиональных кадров
Слайд 9Основные этапы институционализации спорта
возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных
действий
формирование общих целей
появление социальных норм и правил, возникающих в ходе
стихийного социального взаимодействия
Слайд 10Основные этапы институционализации спорта
появление процедур, связанных с осознанием новых норм
и правил
институционализация норм, правил и процедур, т.е. их принятие членами
общества
практическое применение, установление системы санкций для поддержания норм и правил
создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института
Слайд 11Важнейшие условия, обеспечивающие деятельность института спорта
Наличие специфических (формализованных и неформализованных)
социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках этого
института
Непротиворечивость ценностей этого института ценностям государства, в котором он находится
Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний институтами и осуществление социального контроля
Слайд 12Структурная и системная организация спорта
Спорт как система -
совокупность элементов социальной
реальности, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости
Социальная структура спорта - это
устойчивая связь элементов в социальной системе, где элементами являются люди, объединения, общности, группы, слои
Слайд 13Внутренняя структура спорта
Массовый спорт
Большой спорт
спорт высших достижений (результатов)
коммерческий (профессиональный)
детско-юношеский (начальный,
базовый)
профессионально-прикладной
оздоровительно-рекреативный
кондиционный
адаптивный
Слайд 14
Основным критерием для классификации разновидностей спорта выступает ЦЕЛЬ функционирования и
основная ПОТРЕБНОСТЬ, удовлетворяемая каждой из них как особым социальным институтом
Слайд 15Особенности:
отличается от физической культуры спортивной направленностью регулярных занятий и
тренировок
направлен на решение социально-экономических проблем
участие государства в регулировании и обеспечении
деятельности
Массовый спорт (народный, ординарный, «спорт для всех»)
Цель – создание общедоступной и демократической системы повышения физической активности наряду с достижением высоких результатов
Потребности - совершенствование физических качеств, укрепление здоровья и продление творческого долголетия
Слайд 16Особенности:
укрепление здоровья детей и молодежи
является важным фактором социализации подрастающего
поколения
подготовка спортивного резерва страны
Детско-юношеский (начальный или базовый) спорт
Цель –
массовое приобщение молодежи к физкультурно-спортивной деятельности
Потребности - приобретение базовой физической подготовки и достижение спортивных результатов массового уровня в отдельном виде спорта
Слайд 17Особенности:
военно-спортивная подготовка (военное, милицейское многоборье)
формирование отдельных навыков (пожарно-прикладной
спорт, различные виды единоборств)
Профессионально-прикладной спорт
Цель – подготовка к
определенной (в основном – экстремальной) профессиональной деятельности
Потребности - формирование специфических двигательных навыков и развитие приоритетно значимых физических качеств
Слайд 18Особенности:
различные виды активного отдыха (байдарки, дайвинг, путешествия)
Оздоровительно-рекреативный спорт
Цель –
организация здорового отдыха для восстановления и оздоровления организма
Потребности - сохранения
оптимального уровня работоспособности
Слайд 19Особенности:
подготовку к участию и участие в массовых и официальных
соревнованиях для трудовых коллективов и ветеранов спорта
Кондиционный спорт
Цель –
поддержание необходимого уровня работоспособности, повышение физической подготовленности
Потребности - долговременное сохранение специфической дееспособности
Слайд 20Особенности:
является разновидностью адаптивной физической культуры
ориентирован на соревнование, на достижение
максимальных результатов
Адаптивный спорт (спорт инвалидов)
Цель – реализация
способностей человека
и сравнение их со
способностями других
людей, имеющих
аналогичные проблемы
в развитии
Потребности - налаживание и укрепление социальных связей инвалидов, наполнение их жизни новым смыслом и эмоциями
Слайд 21Основные направления адаптивного спорта
параолимпийское
для лиц с физическими отклонениями
сурдоолимпийское
для лиц с
нарушением слуха (глухих)
специальное олимпийское
для лиц с умственными отклонениями
Слайд 22Особенности:
достижения в большом спорте основаны на целенаправленной, многолетний тренировочной
работе с предельными физическими и психическими нагрузками
Спорт высших достижений
Цель –
развитие и
выявление высших
физических и
духовных резервов
человека в процессе
открытой спортивной
конкуренции
Потребности –
удовлетворение интереса к определенному виду спорта
достижение высоких спортивных результатов
общественное признание
Слайд 23Особенности:
Прибыль получают не только от организации спортивных зрелищ, но
и от около спортивного бизнеса (тотализаторы, реклама и т.д.)
Коммерческий (профессиональный)
спорт
Цель – продажа спортивного зрелища и извлечении прибыли
Потребности –
материальное благополучие
зрелищность спортивных результатов
общественное признание
Слайд 24Внешняя структура спорта
Право
Культура
Политика
Экономика
Образование
Метасистема
спорта
Армия
СМИ
Здравоохранение
Религия
Слайд 25Вопрос 2.
Фитнес как современная тенденция в мировом спортивно-оздоровительном движении
Слайд 26?
Фитнес – (от англ. «fitness» обозначает «пригодность, форму»)
Спортивно-оздоровительное движение, направленное
на пропаганду здорового и подвижного образа жизни
Слайд 27Общая характеристика фитнес-движения
Основан на двигательной активности
Оказывает комплексное воздействие на организм
за счет разнообразных программ
Рассчитан на различные возрастные группы населения, поэтому
может рассматриваться как массовой физкультурно-спортивное движение
Помимо физических нагрузок включает в себя и соблюдение правил сбалансированного питания, использование дополнительных оздоровительных процедур (массаж, сауна и пр.)
Позволяет соответствовать стандартам красоты
Слайд 28Основные социальные потребности, удовлетворяемые фитнесом (социальные функции)
Укрепление здоровья
Борьба с гиподинамией
Соответствие
понятию красоты и модным тенденциям
Общение
Причастность к определенному социальному кругу
Социальная мобильность
Популяризация
здорового образа жизни
Слайд 29Экономические функции фитнеса
Пополнение бюджета за счет стремительного развития бизнеса в
сфере услуг
Развитие рынка смежных товаров, например, спортивного оборудования, инвентаря, одежды
для спорта и активного отдыха и т.д.
Улучшение качества рабочей силы
Слайд 30Вопрос 3.
Спорт и СМИ: взаимовлияние и тенденции развития
в ХХI
в.
Слайд 31Социально-значимые функции СМИ
Просветительская
Мировоззренческая
Идеологическая
Пропагандистская
Агитационная
Образовательная
Воспитательная
Рекреационная
Слайд 32Взаимовлияние спорта и СМИ
Влияние СМИ на спорт
Освещение спортивных событий
Пропаганда ЗОЖ,
активного отдыха
Просветительская работа среди населения
Трансляция ценностей ФКС
Воспитание и образование молодежи
Влияние
спорта на СМИ
Привлечение широкой аудитории
Продажа рекламного времени во время трансляции спортивных соревнований
Способствует выполнению СМИ социально значимых функций
Слайд 33Проблемы взаимодействия спорта и СМИ
Не достаточно раскрывается роль ФКС в
решении социально-экономических задач
Мало аналитических передач и документальных фильмов о ФКС
Мало
образовательных передач, спортивных уроков на общедоступных каналах
Не достаточно внимания уделяется нравственным и эстетическим проблемам спорта
Слайд 34Вопрос 4.
Функционирование физической культуры и спорта в современном социуме
Слайд 35?
ФУНКЦИЯ в социологии — это роль, которую выполняет определенный социальный
институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства,
семьи, спорта и т. д. в обществе)
ДИСФУНКЦИИ — это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы
Слайд 36Спорт как часть социокультурной системы выполняет универсальные функции
воспитательная (воздействие на
формирование личности занимающихся)
образовательная (обучение двигательным умениям и навыкам)
нормативная (в
ходе занятий человек получает уроки правовой этики) преобразовательная (развитие физических и психических возможностей)
оздоровительная функция (оздоровление организма посредством ФКС)
коммуникативная функция состоит в (развитие навыков общения с окружающими людьми)
Слайд 37Спорт как социальный институт выполняет специфические функции
Социоэмоциональная (как противовес по
отношению рутине в повседневной жизни)
Социально-интегративная (объединение и сплочение людей из
разных социальных слоев)
Социализирующая (усвоение социального опыта через сферу ФКС)
Эвристически-достиженческая (результат основан на системе знаний)
Культурно-интегративная (интеграция национальных культур)
Экономическая (окупаемость средств, вкладываемых в спорт)
Эстетическая (гармония физических и духовных качеств человека)
Слайд 38Дисфункциональные проявления в спорте
Девиантные формы поведения, причиняющие вред здоровью спортсмена
(изнурительные тренировки, выступление на соревнованиях с травмой и т.д.)
Нарушение принципов
Фейр Плэй (применение допинга, система договорных побед)
Асоциальные формы поведения по отношению к сопернику, товарищу по команде
Агрессия и насилие со стороны болельщиков
Формирование культа силы и «накаченных мышц»
Слайд 39Социокультурные проявлениях спорта, связанные с его функционированием
Спорт как конфликт это
не только управляемая форма конфликта, но и в целом благодатная
почва для возникновения конфликтных ситуаций
Конфликт ценностей в спорте заключается в противоречии между культурными ценностями, провозглашаемыми олимпийской философией и ценностями технократического общества, связанными с постоянным обновлением результата
Конфликт «спорт – технология» применение все более совершенных средств достижения успеха
Слайд 40Вопрос 5.
Влияние национального менталитета на функционирование спорта
Слайд 41?
Менталитет –
это традиционное сознание и система мировоззрения, определяющее приоритеты,
диктующее нормы и правила поведения в определённых обстоятельствах
Слайд 42Национальная самобытность
Сфера общественного сознания
Ментальные комплексы
Стереотипы
Мировоззрение
Обычаи и традиции
Модель поведения
Потребности
Мотивы
Нормы и
правила поведения
Сферы социальной жизни
Обыденные социальные практики
Искусство
Политика
Экономика
Культура
Религия
Слайд 43Влияние менталитета на спорт
Национальная культурное, и историческое наследие
Ментальные комплексы
Типы
и формы социальных взаимодействий в сфере ФКС
Национальные модели спорта
Слайд 44Сравнение национальных моделей спорта
Американская модель
Стремление к максимальным доходам
Состав лиги обновляется
за счет покупки-продажи клуба
Перераспределение финансовых и людских ресурсов от сильных
команд к слабым
Высокая финансовая стабильность клубов
Европейская модель
Обеспечение условий для спортивного соперничества
Состав лиги обновляется за счет выбывания слабых команд
Преимущество клубов основано на финансовых возможностях приобретать сильнейших спортсменов
Формирование суперклубов
Слайд 45?
Выводы:
Национальные модели спорта сформировались как общая культурная традиция ведения
бизнеса, что оказывает решающее влияние на спортивный менеджмент в большом
спорте
Национальный менталитет культивирует определенное отношение к тому или иному виду спорта, который и получает приоритетное развитие и определяет специфику социокультурной динамики спорта в целом
Слайд 46?
Вопросы для подготовки к семинару:
Спорт как социальный институт.
Спорт высших достижений:
результативность или зрелищность.
Массовый спорт и его структура и роль в
современном обществе.
Фитнес-движение: его основные факторы и функции.
Институциональные взаимосвязи спорта.
Спорт и СМИ: современное состояние и перспективы взаимодействия.
Универсальные и специфические функции спорта.
Характеристика дисфункциональных проявлений в спорте.
Национальный менталитет и функционирование спорта.