Слайд 1Раздел
«Обучение грамоте
и развитие речи»
Слайд 2Место раздела
«Обучение грамоте»
в курсе методики русского языка
Технология ПДО
Каллиграфия
Методика классного чтения и Рр
Методика внеклассного чтения и Рр
Методика грамматики,
орфографии и Рр
Методика обучения грамоте и Рр
Методика совершенствования речевой деятельности
Слайд 3Проблемная ситуация
Равнозначны ли понятия:
грамота
грамотность
грамматика
Слайд 4Что такое обучение грамоте?
Обучение грамоте (далее ОГ) -
это обучение первоначальному чтению и письму. I ступень, основа единого
курса родного языка. А это значит, что ученика нужно не только научить читать и писать, но и помочь ему открыть для себя знания о языке, развить интерес к этому трудному учебному предмету
«Грамота как знание есть необходимое начало всякого правильного образования»
(К.Д. Ушинский)
Слайд 5Научные основы ОГ
Лингвистические
Психологические
Педагогические
Слайд 6Лингвистические основы
Фонетика + графика русского языка в их
взаимосвязи
Русское письмо называется звуко-буквенным (точнее, фонемно-буквенным), т.е. каждому
звуку на письме соответствует буква
Значит, школьник должен уметь озвучивать букву, а звук обозначать буквой, т.е. он должен уметь делать звуко-буквенный анализ слов
Слайд 7Сколько звуков в русском языке?
[а бб' вв' гг' …
]
Проверяем!
[а бб' вв' гг' дд' ж зз' и йʹ кк'
лл' мм' нн' о пп' рр' сс' тт' у фф' хх' ц ч' шш' ы э] = 42
33 = 42
Слайд 8Отличие звука и буквы
Панов М.В.:
«Письмо – одежда устной речи. Оно
передаёт на письме устную речь. Звук произносят и слышат, букву
видят и читают. Прочесть букву – значит произнести звук, который она обозначает.
Букву и звук путать нельзя. А часто путают; притом всегда страдает звук: его называют буквой (сказывается преклонение перед письменной речью). Смешение звука и буквы встречается в стихах даже очень уважаемых авторов: И буквы он глотает, и целые слова (С.Михалков)
Буква – это знак, фигурная линия, рисунок. Недаром многие художники прославились как мастера рисованного шрифта. Рисунок произнести нельзя»
Слайд 10Характеристика гласных звуков
6 звуков: [а о у ы и э]
10
букв для этих звуков
а о у ы э
я ё ю и е
Буквы е ё ю я могут обозначать на письме один гласный звук: мясо, лента, Лёва, Люда
И могут 2 звука
(е= йэ, ё= йо, ю= йу, я= йа):
В начале слова: ярмарка
После Ь и Ъ: вьюга
После гласных звуков: поём
Слайд 11Благоприятные позиции
гласных звуков
Положение под ударением для звуков [О,А,Э], причем
Э – после мягкого согласного звука: осы, аист, мебель
Положение вне
слияния: окунь, арка, Игорь, улей
Формула слияния СГ: МИ, ЛУ, ША, ТЫ
3) Для звуков [И У] позиция может быть ударная и безударная, но обязательно вне слияния: устал, искал
4) Для звука [ы] позиция вне слияния в русском языке быть не может: шары, столы, хотя может быть ударной и безударной: косы
Слайд 12
Характеристика согласных звуков
42-6 = 36
Имеют пары по твёрдости-мягкости
[б в г
д з к л м н п р с
т ф х]
[б 'в' г' д 'з' к' л'м' н' п' р' с' т' ф' х‘] - 15 пар
Не имеют пары по мягкости: [ж ш ц].
Не имеют пары по твердости: [ч ш' й].
Слайд 13Обозначение мягкости на письме
В русской графике мягкость согласных
звуков на письме обозначается двумя способами:
Ь : путь, письмо, борьба,
сирень, пальто
Буквами е ю и ё я (слоговой принцип русской графики): Вера, Люба, Рита, Стёпа, Настя
Слайд 14Глухость-звонкость
бб' гг' дд' вв' ж зз' - звонкие парные согласные
пп'
кк' тт' фф' ш сс' - глухие парные согласные –
11 пар
Непарные звонкие согласные звуки: [лл' мм' нн' рр' й]- 9 звуков
Непарные глухие согласные звуки: [хх' ч ш' ц] – 5 звуков
Слайд 15Благоприятные позиции
для согласных звуков
Перед буквами: а о у и
Для
сонорных звуков - положение вне слияния (в начале слова, в
середине, в конце): рвать, сом, пол, мрак, лбы, сон
Для звонких – положение вне слияния перед звонким или перед сонорным: [гвос'ть] [з'эбръ]
Для глухих согласных звуков - положение вне слияния и желательно абсолютный конец слова: ко|т, шар|ф, камы|ш, зву|к, но|с
Слайд 16Слоговой принцип русской графики
Прочитайте: М
Получилось?
Почему не получилось?
А так: МА, МЯ?
Получилось?
Почему
получилось?
Запомните: отдельно взятая буква (графема) согласного звука не может быть
прочитана, т.к. она читается с учётом последующих букв
Слайд 17Методическая задача
Чем отличаются слова НОС и НЁС; МАЛ и МЯЛ?
Вот
почему в современной методике ОГ принят принцип слогового (позиционного) чтения
С
самого начала обучения учитель ориентирует школьников на отрытый слог (СГ) как единицу чтения
Слайд 18Слоги бывают разные
В период обучения грамоте дети встречаются
с 19 структурными типами слогов:
у-лица - Г
ва-ренье - СГ
зай-ка - СГС
строй-ка - СССГС
Слайд 19Как происходит чтение?
Рубленое чтение:
Мяч = мя+ч
Кот = ко+т
Слог + причитывание
буквы, обозначающей звук вне слияния
Орфографическое и орфоэпическое чтение: его,
мудрого, конечно, яркого
Слайд 20Домашнее задание
Готовимся к зачёту по разделу «Методика грамматики, орфографии и
развития речи»
Заполняем таблицу:
Пособия по обучению грамоте в 1 классе НШ