Разделы презентаций


Раздел Обучение грамоте и развитие речи

Содержание

Место раздела «Обучение грамоте» в курсе методики русского языка Технология ПДОКаллиграфия Методика классного чтения и РрМетодика внеклассного чтения и РрМетодика грамматики, орфографии и РрМетодика обучения грамоте и РрМетодика совершенствования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Раздел «Обучение грамоте и развитие речи»

Раздел «Обучение грамоте  и развитие речи»

Слайд 2Место раздела «Обучение грамоте» в курсе методики русского языка
Технология ПДО
Каллиграфия


Методика классного чтения и Рр
Методика внеклассного чтения и Рр
Методика грамматики,

орфографии и Рр
Методика обучения грамоте и Рр
Методика совершенствования речевой деятельности
Место раздела  «Обучение грамоте»  в курсе методики русского языка Технология ПДОКаллиграфия Методика классного чтения и

Слайд 3Проблемная ситуация
Равнозначны ли понятия:
грамота
грамотность
грамматика

Проблемная ситуацияРавнозначны ли понятия:грамотаграмотностьграмматика

Слайд 4Что такое обучение грамоте?
Обучение грамоте (далее ОГ) -

это обучение первоначальному чтению и письму. I ступень, основа единого

курса родного языка. А это значит, что ученика нужно не только научить читать и писать, но и помочь ему открыть для себя знания о языке, развить интерес к этому трудному учебному предмету
«Грамота как знание есть необходимое начало всякого правильного образования»
(К.Д. Ушинский)

Что такое обучение грамоте?  Обучение грамоте (далее ОГ) - это обучение первоначальному чтению и письму. I

Слайд 5Научные основы ОГ
Лингвистические
Психологические
Педагогические

Научные основы ОГЛингвистическиеПсихологическиеПедагогические

Слайд 6Лингвистические основы
Фонетика + графика русского языка в их

взаимосвязи
Русское письмо называется звуко-буквенным (точнее, фонемно-буквенным), т.е. каждому

звуку на письме соответствует буква
Значит, школьник должен уметь озвучивать букву, а звук обозначать буквой, т.е. он должен уметь делать звуко-буквенный анализ слов
Лингвистические основы  Фонетика + графика русского языка в их взаимосвязи  Русское письмо называется звуко-буквенным (точнее,

Слайд 7Сколько звуков в русском языке?
[а бб' вв' гг' …

]
Проверяем!
[а бб' вв' гг' дд' ж зз' и йʹ кк'

лл' мм' нн' о пп' рр' сс' тт' у фф' хх' ц ч' шш' ы э] = 42
33 = 42

Сколько звуков в русском языке?[а  бб' вв' гг' … ]Проверяем![а бб' вв' гг' дд' ж зз'

Слайд 8Отличие звука и буквы
Панов М.В.:
«Письмо – одежда устной речи. Оно

передаёт на письме устную речь. Звук произносят и слышат, букву

видят и читают. Прочесть букву – значит произнести звук, который она обозначает.
Букву и звук путать нельзя. А часто путают; притом всегда страдает звук: его называют буквой (сказывается преклонение перед письменной речью). Смешение звука и буквы встречается в стихах даже очень уважаемых авторов: И буквы он глотает, и целые слова (С.Михалков)
Буква – это знак, фигурная линия, рисунок. Недаром многие художники прославились как мастера рисованного шрифта. Рисунок произнести нельзя»

Отличие звука и буквыПанов М.В.:«Письмо – одежда устной речи. Оно передаёт на письме устную речь. Звук произносят

Слайд 9Сравнительная таблица

Сравнительная таблица

Слайд 10Характеристика гласных звуков
6 звуков: [а о у ы и э]
10

букв для этих звуков

а о у ы э
я ё ю и е
Буквы е ё ю я могут обозначать на письме один гласный звук: мясо, лента, Лёва, Люда
И могут 2 звука
(е= йэ, ё= йо, ю= йу, я= йа):
В начале слова: ярмарка
После Ь и Ъ: вьюга
После гласных звуков: поём

Характеристика гласных звуков6 звуков: [а о у ы и э]10 букв для этих звуков

Слайд 11Благоприятные позиции гласных звуков
Положение под ударением для звуков [О,А,Э], причем

Э – после мягкого согласного звука: осы, аист, мебель
Положение вне

слияния: окунь, арка, Игорь, улей
Формула слияния СГ: МИ, ЛУ, ША, ТЫ
3) Для звуков [И У] позиция может быть ударная и безударная, но обязательно вне слияния: устал, искал
4) Для звука [ы] позиция вне слияния в русском языке быть не может: шары, столы, хотя может быть ударной и безударной: косы
 

Благоприятные позиции  гласных звуковПоложение под ударением для звуков [О,А,Э], причем Э – после мягкого согласного звука:

Слайд 12 Характеристика согласных звуков
42-6 = 36
Имеют пары по твёрдости-мягкости
[б в г

д з к л м н п р с

т ф х]
[б 'в' г' д 'з' к' л'м' н' п' р' с' т' ф' х‘] - 15 пар
Не имеют пары по мягкости: [ж ш ц].
Не имеют пары по твердости: [ч ш' й].
Характеристика согласных звуков 42-6 = 36Имеют пары по твёрдости-мягкости[б в г д з к л м

Слайд 13Обозначение мягкости на письме
В русской графике мягкость согласных

звуков на письме обозначается двумя способами:
Ь : путь, письмо, борьба,

сирень, пальто
Буквами е ю и ё я (слоговой принцип русской графики): Вера, Люба, Рита, Стёпа, Настя

Обозначение мягкости на письме  В русской графике мягкость согласных звуков на письме обозначается двумя способами:Ь :

Слайд 14Глухость-звонкость
бб' гг' дд' вв' ж зз' - звонкие парные согласные
пп'

кк' тт' фф' ш сс' - глухие парные согласные –

11 пар
Непарные звонкие согласные звуки: [лл' мм' нн' рр' й]- 9 звуков
Непарные глухие согласные звуки: [хх' ч ш' ц] – 5 звуков

Глухость-звонкостьбб' гг' дд' вв' ж зз' - звонкие парные согласныепп' кк' тт' фф' ш сс' - глухие

Слайд 15Благоприятные позиции для согласных звуков
Перед буквами: а о у и
Для

сонорных звуков - положение вне слияния (в начале слова, в

середине, в конце): рвать, сом, пол, мрак, лбы, сон
Для звонких – положение вне слияния перед звонким или перед сонорным: [гвос'ть] [з'эбръ]
Для глухих согласных звуков - положение вне слияния и желательно абсолютный конец слова: ‌‌‌ко|‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌т, шар|ф, камы|ш, зву|к, но|с

Благоприятные позиции  для согласных звуковПеред буквами: а о у иДля сонорных звуков - положение вне слияния

Слайд 16Слоговой принцип русской графики
Прочитайте: М
Получилось?
Почему не получилось?
А так: МА, МЯ?
Получилось?
Почему

получилось?
Запомните: отдельно взятая буква (графема) согласного звука не может быть

прочитана, т.к. она читается с учётом последующих букв
Слоговой принцип русской графикиПрочитайте: МПолучилось?Почему не получилось?А так: МА, МЯ?Получилось?Почему получилось?Запомните: отдельно взятая буква (графема) согласного звука

Слайд 17Методическая задача

Чем отличаются слова НОС и НЁС; МАЛ и МЯЛ?

Вот

почему в современной методике ОГ принят принцип слогового (позиционного) чтения
С

самого начала обучения учитель ориентирует школьников на отрытый слог (СГ) как единицу чтения
Методическая задачаЧем отличаются слова НОС и НЁС; МАЛ и МЯЛ?Вот почему в современной методике ОГ принят принцип

Слайд 18Слоги бывают разные

В период обучения грамоте дети встречаются

с 19 структурными типами слогов:
у-лица - Г
ва-ренье - СГ


зай-ка - СГС
строй-ка - СССГС
Слоги бывают разные  В период обучения грамоте дети встречаются с 19 структурными типами слогов: у-лица -

Слайд 19Как происходит чтение?
Рубленое чтение:
Мяч = мя+ч
Кот = ко+т
Слог + причитывание

буквы, обозначающей звук вне слияния
Орфографическое и орфоэпическое чтение: его,

мудрого, конечно, яркого
Как происходит чтение?Рубленое чтение:Мяч = мя+ч	Кот = ко+т	Слог + причитывание буквы, обозначающей звук вне слияния Орфографическое и

Слайд 20Домашнее задание
Готовимся к зачёту по разделу «Методика грамматики, орфографии и

развития речи»
Заполняем таблицу:
Пособия по обучению грамоте в 1 классе НШ


Домашнее заданиеГотовимся к зачёту по разделу «Методика грамматики, орфографии и развития речи»Заполняем таблицу:Пособия по обучению грамоте в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика