Слайд 1 Раздел: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»
Тема: «Ситуационный и
когнитивистский подходы к исследованию конфликтов»
Лекция №5
«Основы конфликтологии»
Доцент
кафедры психологии МГУ имени
М.В. Ломоносова В.Н. Ковалев
kovalev_vn@mail.ru
Слайд 2 ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:
Изучение ситуационного и когнитивистского подходов к
исследованию конфликтов
Слайд 3 П Л А Н
1. Ситуационные подходы:
конфликт
как реакция
на внешнюю ситуацию.
2. Когнитивистские подходы:
конфликт как когнитивный
феномен.
Слайд 4 ЛИТЕРАТУРА:
1. Анцупов
А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология. - М., 2001
2. Гришина Н.В. Психология конфликта.
- СПб.: Питер, 2000.
3. Ишмуратов А.Т. Конфликтология. –К., 1997.
4. Левин К. Разрешение социальных кон-фликтов. - М., 2003.
5. Мерлин В.С. Психологические конфликты /
В кн: Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь, 1970, С. 53 – 91.
Слайд 5Бихевиористская традиция исследования конфликтов /конфликт превращается в явление ситуационной
природы/
Бихевиористы, сместили акцент с внутренних детерминант возникновения конфликтов, на внешние
(средовые).
Главным содержанием психологических исследо-ваний бихевиористы считали поведение человека в разных его формах.
Основная методологическая схема бихевиоризма в исследовании конфликтов:
«ситуация - конфликтное поведение».
Источники происхождения конфликтного поведения и взаимодействия можно обнаружить при помощи анализа фактов ситуации.
Слайд 6 Бихевиористы о конфликтах
Социально-психологические конфликты в
рамках концепции фрустрационной детерминации агрессии понимаются как особая форма агрес-сивного
ответа (прямо или косвенно проявляемого, сдерживаемого или подавляемого, направленного на причину агрессии или смещенного на другой объект) на фрустриру-ющую ситуацию.
Представление о фрустрации как о препятствии в достижении желаемого расширяется вплоть до того, что фрустрирующей начинает считаться ситуация, когда индивид становится свидетелем агрессии, направленной на кого-то другого.
Слайд 7Бихевиористы о конфликтах
Конфликтность поведения - следствие научения неадекватному или
отклоняющемуся поведению, которое получив подкрепление становится частью поведенческого репертуара личности.
Чтобы понять поведение человека, надо обратиться к факторам, провоцирующим проявление той или иной модели конфликтного реагирования на внешнюю ситуацию и к факторам, повлиявшим на усвоение и закрепление этой модели поведения.
Стратегии поведения людей в конфликтах надо рассматривать как результат научения тем или иным моделям взаимодействия.
Слайд 8Первые ученые, сформировавшие ситуационную традицию изучения конфликтов: Джон Доллард, Леонард
Дуб, Нил Миллер, Альберт Бандура и др. специалисты Йельского университета
(30-50-е гг) - создатели концепции фрустрационной детерминации агрессии.
Альберт Бандура (1925 - 1988) социальный (когнитивный бихевиорист)
Сформулировал принцип викарного научения – научение на чужом опыте и подражание ему.
Открыл социальные причины детской агрессивности – как выученной формы поведения (прежде всего в семье).
Научение через моделирование: Люди формируют когнитив-ный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели. Далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Подкрепление не является обязательным для научения.
Слайд 9 Альберт Бандура
Косвенное подкрепление - когда наблюдатели ведут себя таким
же образом, как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то
время как при косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом.
Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу
Слайд 10 Конфликтный или конструктивный стиль поведения ребенок обретает в результате социального
научения.
В игровой деятельности у ребенка можно сформировать навыки конструктивного поведения
в конфликтных ситуациях.
Джордж Херберт
Мид
(1863-1931)
Основные идеи:
1. Важнейшим фактором формирования личности ребенка является его социальное окружение, его взаимодействие с окружающими.
2. Личность ребенка понимается как набор различных ролей, которые он проигрывает при взаимодействии с людьми.
3. Механизмом формирования роли является игра, т.к. только в ней ребенок впервые сталки-вается с необходимостью соблюдения правил и может примерить на себя различные роли.
4. Выбор и проигрывание ребенком определенной роли обусловлен ожиданием взрослого
и прошлым опытом ребенка.
Слайд 11Джон Доллард (John Dollard, 1900—1980) и Нил Элгар Миллер (Neal
Miller, 1909 - )
Показали, что агрессия имеет социальную природу.
Объясняя агрессию, используют психоаналитическое понимание природы потребностей. Организм стремится к удовольствию, не получает его => фрустрация => накапливает агрессивные импульсы.
Агрессия взрослых – результат детских фрустраций
и плохого воспитания.
Слайд 12Джулиан Бернард Роттер (1916)
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ
Подчеркивает роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Полагает, что люди – активные участники событий, влияющих на их жизнь.
«Основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях. Эти типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в посредничестве с другими людьми».
В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Полагает, что нужно тщательно проана-лизировать взаимодействие четырех переменных.
Переменные: 1) Потенциал поведения - вероятность данного поведения, встречающегося в какой-то ситуации в связи с какими-то подкреплениями.
2) Ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения.
3) Ценность подкрепления - степень, с которой мы, при равной вероятности получения, предпочитаем одно подкрепление другому.
4) Психологическая ситуация с точки зрения индивидуума (Социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель).
Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления
Слайд 13Леонард Берковиц (1926)
Попытался систематизировать многочис-ленные исследования по человеческой агрессивности.
Установил насильственное
воздействие масс-медиа на сознание человека.
Исследование агрессивности базировал на принципах
«неоассоцианизма», объясняющих отношения между факто-рами окружающей среды, негативными аффектами и проявлениями агрессив-ности.
Утверждал, что агрессивные действия могут быть спровоцированы факторами окружающей среды, например, простым физическим присутствием оружия
(не только социальной, но и предметной среды, социально опосредованной).
Слайд 14 ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
НАУЧЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
«В пользу социального
научения говорит и то, что действительное различие между неагрессивными и агрессивными детьми заключается не в том, что последние в ситуации межличностного конфликта отдают предпочтение агрессивным методам его разрешения, а в том, что агрессивные дети, в отличие от неагрессивных, лишены альтернативы, т.к. в их поведенческом репертуаре отсутствуют «сценарии» конструктивного
решения конфликтной ситуации»
А.А. Реан, 1997).
Слайд 15 В СССР бихевиоризм считался буржуазным извращением психологии.
Активно критиковал этот подход А. Н. Леонтьев: «бихевиоризм отрицает роль
и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека».
К бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920—1930-е гг. «объективная психология» П. П. Блонского и «рефлексология»
В. М. Бехтерева.
Плюсы бихевиоризма:
объективность,
использование научных методов,
в предмет исследования вошло поведение,
эффективные методики терапии нарушенного
поведения.
Минусы бихевиоризма:
*устарелая методология,
*механический детерминизм,
*нет разницы между человеком и животным.
Слайд 16 Мертон Дойч (1920), Музафер Шериф (Сериф) Басоглу (1906 -1988)
Непосредственное исследование конфликтов как реакции на особенности внешней среды
связано с экспериментальными работами Дойча в изучении интерперсональных конфликтов и Шерифа в области межгрупповых.
Им психология обязана введением конфликта в ранг эксперимен-тально изучаемой психологической проблематики.
Слайд 17Конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию (теория кооперации и
конкуренции Мертона Дойча )
Варьированием внешних условий можно менять поведение социальной
группы.
Конкуренция или кооперация, конфликт или сотрудничество во внутригрупповых и межгрупповых отношениях связаны:
1.С типом взаимозависимости между целями людей, вовлеченных в данную ситуацию:
А) способствующая взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним человеком позитивно связаны с вероятностью или степенью ее достижения другими;
Б) противоположная взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним негативно коррелируют с вероятностью или степенью достижения цели другими.
2. С типом действий этих людей:
а) эффективные действия, которые улучшают шансы действующего лица на достижение цели;
б) ухудшающие действия, имеющие противоположные результаты.
Слайд 18Закон социальных отношений Мертона Дойча
кооперация вызывает и вызывается:
готовностью оказывать помощь, открытостью в коммуникации, доверительными и дружественными аттитюдами,
чувствительностью к общим интересам;
конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы или хитрости; попытками увеличить различия в силе; ограниченной коммуникацией; минимизацией осознания сходства в ценностях; акцентах на противоположности интересов;
враждебными установками.
Исследования Шерифа безусловно ценно.
Но оно
имеет некоторые недостатки:
Оценивалось лишь поведение субъектов в конфликте, не рассмотривалось содержание человеческих переживаний, мотивов, представление о происходящем, т.е. то, что составляет существо человеческих конфликтов. Неверно сводить все разнообразие и богатства психической и социальной жизни человека к определенному набору поведенческих реакций.
Исследования проводились в лабораторных условиях, а перенос осуществлялся на реальную социальную жизнь.
(Н.В.Гришина, 2000).
Слайд 20ЗНАЧЕНИЕ вклада в конфликтологию сторонников ситуативного подхода
Стараниями М.
Дойча и других исследователей конфликт перестал восприниматься как исключи-тельно интрапсихически
генерируемый феномен.
Ситуационный подход в исследовании кон-фликтов был реализован в бихевиористской традиции, сделавшей акцент на внешних детер-минантах их возникновения.
Предметом ситуационных подходов в исследова-нии конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры.
Конфликт - форма реакции на
внешнюю ситуацию. Наиболее
частая реакция - агрессия.
Слайд 21 Когнитивистские подходы: конфликт как когнитивный феномен
Когнитивисты показали:
Взаимодействия субъектов в социальной ситуации объясняются
с точки зрения субъек-тивного отражения (восприятия, осознания, рефлексии, оценки и т.д.) взаимодействующим субъектом.
Конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения параметров ситуации. Она является ключевым фактором объяснения феноменологии конфликта.
Конфликт - это не свойство ситуации, а выводы, делаемые на ее основе.
Слайд 22 Курт Цадек Левин (1890 -1947 )
-
первооснователь когнитивизма
«Поведение субъекта определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно» наблюдателями, а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него»
Ввел принципиально иное, чем у бихеви-ористов, понимание среды, окружающей индивида. «Описание ситуации должно быть скорее «субъективным», нежели «объективным», т.е. ситуация должна описываться с позиции индивида, пове-дение которого исследуется, а не с пози-ции наблюдателя.
Тем самым Левин преодолел опозицию «внутреннее - внешнее» в интерпретации источников поведения в конфликте.
Психоанализ рассматривал интрапсихи-ческие, «внутренние факторы» как главные в регуляции поведения;
Бихевиорзм отдавал приоритет ситуатив-ным, «внешним»;
Курт Левин фактически
объединил их, придав
«внешним» факторам
«внутренний», субъективный
характер.
Слайд 23 Гештальт не является простой суммой частей,
а представляет собой целостную структуру.
Опираясь на положения гештальт-психологии,
Курт Левин предпринял попытку использования целостного подхода в исследовании детерми-нации конфликтного поведения личности.
Слайд 24Определение конфликта
Конфликт «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида
действуют противоположно направленные одновременно взаимодейст-вующие силы примерно равной величины»
Левин Курт
Теория поля, 1935.
Слайд 25 Курт Левин о законах
конфликта
Случаи, когда индивид находится между двумя позитивными
или негативными валентностями (или же один и тот же объект одновременно наделен как позитивной, так и негативной валентностью), описывают основные виды внутриличностного конфликта.
Межличностные конфликты - это «конфликты между собственными и вынуждающими силами», т.е как противоречия между собственными потребностями человека и внешней вынуждающей силой.
Законы конфликта едины для всех его разновидностей. Однако случай конфликта между собственными и внешними вынуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этой внешней власти.
Идеи Курта Левина о природе конфликтов стали непосредственным источником теорий когнитивного соответствия, в т.ч. Теории структурного баланса Ф.Хайдера.
Слайд 26 ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ПОЛЯ
Курт Левин
Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).
Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют и такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу.
Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности (как энергетические заряды), вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.
«Поле» — это структура, в которой совершается поведение. Она охватывает в нераздельности мотиваци-онные устремления (намерения) индивида и, существую-щие вне индивида, объекты его устремлений».
Слайд 27Курт Левин различал два рода потребностей: биологические и социальные (квазипотребности)
Потребности в структуре личности находятся в связи друг
с другом, в определенной иерархии. При этом квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем.
Возможность коммуникации ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему раз-решать конфликты и находить выход из сложных ситуа-ций. Эта гибкость достигается благодаря системе заме-щающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей.
Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.
Слайд 28Из «Теории поля» Курта Левина
Не только сложившаяся ситуация,
но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека,
могут определять его деятельность.
Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непо-средственное влияние поля окружающих его предметов, "встать над полем".
Такое поведение является волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения.
Слайд 29 Теория структурного баланса
Ф. Хайдера
Теория равновесия Ф. Хайдера — когнитивная теория межличностных отношений, основанная на допущении, что несбалансированные, противоречивые когнитивные системы автоматически стремятся к достижению большей уравновешенности.
* Теория Ф.Хайдера посвящена
анализу согласованности между
системой установок индивида и
его знаниями об установках и
поведении окружающих.
Конфликт возникает тогда, когда
установление баланса невозможно в
силу того, что «определенное
отношение единства, предписывае-
мое условиями баланса, для одного
человека исключается вследствие
существования отношения единства
со стороны другого человека».
Слайд 30Сущность социально-психологи-ческого конфликта по Ф. Хайдеру
Социально-психологический конфликт-это определенное рассогласование между
системой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведении
других, между системами представлений разных людей.
Слайд 31 Балансные и небалансные состояния:
схема Р-О-Х (Ф. Хайдер)
Обозначения:
L — позитивное отношение;
nL — негативное отношение.
Слайд 32 В схеме Теодора Ньюкома (1903 -1984), дается
уже не просто (как у Ф.Хайдера) диагностика состояния когнитивной структуры
воспринимающего субъекта, но и описывается некоторая «работа», которую нужно проделать для восстановления когнитивного равновесия.
Схема А-Б-Х (Т. Ньюком). К теории коммуникативных актов
Слайд 33Теория конгруэнтности
Ч. Осгуда и П. Танненбаума
Теория Ч. Осгуда и П. Танненбаума делает
два предположения, которые позволяют прогнозировать исходы дисбалансных состояний:
1. Дисбаланс в когнитивной структуре Р (или А — у Ньюкома) зависит не только от общего знака отношения Р к О (А к Б) и О к Х (Б к X), но и от интенсивности этих отношений. Так, отношение может быть положительным, но различной степени (можно что-то или кого-то «сильно любить», просто «любить» и т.п.). Различная интенсивность отношения может также привести к несоответствию (неконгруэнтности).
2. Восстановление баланса может быть достигнуто не только за счет изменения знака отношения Р к одному из членов триады, но путем изменения и знака, и интенсивности, причем одновременно к обоим членам триады.
Слайд 34Осгуд (Osgood) Чарльз Эджмертон
(1916-1991) - американский психолог.
Занимался проблемами социальной психологии, психолингвистики.
Развивал теорию смысла, в которой смысл понимался как свернутое вос-произведение реального поведения в отношении определенных предметов.
На основе этой теории разработал метод семантического дифференциала.
Слайд 35
Теория когнитивного
диссонанса Леона Фестингера
Теория Фестингера имеет дело с когнитивной структурой одного индивида.«Конфликт»
происходит в когнитивной структуре одного человека, когда у него возникает несоответствие (диссонанс) между двумя элементами (когнициями или знаниями). Это могут быть знания о себе: (что делает, чувствует, хочет или желает, чем он является и т.п.) Другие элементы — это знания о мире, в котором он живет: что и где происходит, что к чему ведет, что доставляет удовлетворение, а что причиняет боль, на что можно не обращать внимания, а что важно и т.д.
Есть три пути «избавления» от диссонанса (или уменьшения его):
а) изменить поведение;
б) изменить знание - когницию), т.е. убедить себя в чем-то позитивном;
в) осторожно относиться ко всякой новой информации, произвести ее «селекцию» — воспринимать лишь конструктив.
Слайд 37Пять областей, в которых уменьшение диссонанса играет важную роль:
1.
Конфликт после принятия решения, когда человек, приняв решение, стремится всячески
привести доводы в пользу принятой альтернативы, т.е. в значительной мере снижает объективность, свойственную при оценке альтернатив до принятия решения.
2. Вынужденное согласие, когда у человека возникает диссонанс не потому, что его принудили принять какое-то решение, а он сам добровольно позволил вовлечь себя в решение, вызывающее диссонанс. Для уменьшения диссонанса он начинает повышать ценность совершенного действия и «оправдывать» себя.
3. Специфический отбор информации — стремление не столько избежать негативной информации (которая увеличивает диссонанс), сколько подбирать позитивную информацию, диссонанс уменьшающую.
4. Несогласие с убеждениями социальной группы, когда ее неправота очевидна, признание чего могло бы привести к уменьшению диссонанса. Но зачастую, благодаря взаимодействию между членами группы, такое несогласие не возникает, а, напротив, вместе с группой человек находит новые и новые «подтверждения» ее правоты.
5. Неожиданные результаты действий и их последствия, когда мера усилий человека уменьшить диссонанс зависит от того, как соотносятся затраченные им усилия и неуспешность результата: диссонанс сильнее в том случае, когда результат какого-то решения противоречит представлению человека о себе. Чтобы уменьшить диссонанс в этом случае, человек склонен изменять даже самооценку.
Слайд 38 Возможные источники
возникновения диссонанса:
из логической непоследовательности,
т.е. когда человек просто допускает одновременное
существование
двух противоречивых суждений;
из несоответствия когнитивных элементов нормам (культурным образцам);
из несоответствия когнитивного элемента более широкой системе представлений;
из несоответствия прошлому опыту.
Слайд 39Конфликт как когнитивная система :
У. Клар,
Д.Бар-Тал, А.Круглянский (1988)
Рассматривают межгрупповой конфликт непосредственно как когнитивную схему,
т.е. как специфическое содержа-ние знания.
Под когнитивной схемой ими понимается семантическая сеть взаимосвязанных значений (того, что подразумева-ется), проистекающих от особого центрального убеждения.
В случае конфликтной схемы этим специфическим центральным убеждением является несовместимость целей различных сторон.
Конфликт - это не свойство ситуации, а выводы, делаемые на ее основе.
Однажды сформированная схема начинает в значительной степени управлять кодированием, организацией и поиском информации. Если ситуация определяется как конфлик-тная, для ее характеристики будут выбираться признаки, поддерживающие эту схему.
Слайд 41 Когнитивный и мотивационный факторы в конфликте (Arie В.
Kruglanski)
Так как конфликт связан с определенной интерпретацей ситуации,
содержание представлений у субъектов о том, что считать конфликтом, может различаться.
Структуры знания формируются под влиянием двух факторов: когнитивного и мотивационного.
Когнитивный фактор имеет два аспекта:
1) наличие идей в личностном концептуальном репертуаре;
2) их доступность в данный момент.
Мотивационный фактор определяется как:
1) потребность в когнитивной структуре (стремление иметь ясное и четкое представление о данной проблеме или «не хочу ничего знать»);
2) опасение невалидности;
3) потребность в окончательных выводах, принятие которых зависит от того, в какой степени они соответствуют индиви-дуальным желаниям и устремлениям.
Слайд 42В.Н. Мясищев разрабатывал концепцию отношений личности. Считал, что ядро личности
составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому
себе.
Мясищев
Владимир
Николаевич
(1892–1973)
Для отечественных психологов (В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин), рассматривавших конфликт с позиций психотерапевтического подхода, характерно принятие субъективной оценки человеком сложившейся ситуации, его субъек-тивного переживания в качестве обязатель-ного компонента наличия конфликта.
Характер и глубина переживаний зависит от особенностей личности.
В.Н. Мясищев считал, что человек в конфликте выступает как сознательный субъект, выделя-ющий себя из окружающего, сознательно относящийся к различным сторонам действи-тельности и активно воздействующим на неё в соответствии со своими потребностями и вытекающими из них целями.
Слайд 43 В.С. Мерлин обязательным условием возникновения конфликта рассматривает субъективную
неразрешимость ситуации, которая является результатом соответствующей оценки, интерпретации её человеком.
Мерлин
Вольф
Соломонович
1898 -1982
Отечественные ученые являются сторонниками когнитивистского подхода.
Восприятие и интерпретация внешней ситу-ации, собственных чувств и переживаний как конфликта рассматриваются как обязательное условие существования конфликта.
Сама по себе внешняя ситуация не может автоматически вести к развитию конфликта.
Когнитивная составляющая является обязательным условием возникновения конфликта.
Слайд 44 КОММЕНТАРИЙ
Теории когнитивного соответствия, дали
много для проработки проблем социального познания, его структуры, содержания, но
не смогли вплотную приблизиться к ответу на вопрос о связи когнитивной активности и поведения, деятельности человека.
Эти теории могут быть второй составляющей социально-психологических знаний, давшей импульс дальнейшим исследованиям социального познания.
Когнитивистская ориентация в целом задала ипроблема-тику дальнейших исследований в социальной психологии, связанную с акцентом на проблемы социальной перцепции, коммуникации аттитюдов, принятия решений и т.п. Она стимулировала развитие третьей составляющей, получив-шей название - исследования атрибутивных процессов. Вклад этой области в общую теорию социального познания так велик, что должен быть рассмотрен особо.
Слайд 45 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какова основная методологическая схема бихевиористов в исследовании конфликтов?
Результатом
чего являются стратегии поведения личности в конфликте с позиций бихевиоризма?
В
чем сущность принципа викарного научения?
Кто из ученых является основоположниками ситуационной традиции изучения конфликтов?
Каковы минусы бихевиоризма в изложении концепции конфликта?
В чем основные достоинства когнитивистской концепции конфликта?
Какие потребности К. Левин называл квазипотребностями?
Какие пути избавления от когнитивного диссонанса называет Л.Фестингер ?
Слайд 46Спасибо за внимание !!!
kovalev_vn@mail.ru