Слайд 1
Лекция 1
основы Триботехники
Слайд 21. Цель, задачи и содержание дисциплины.
2. Трение.
3. Изнашивание .
План
лекции
Слайд 3Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины –
освоение будущими инженерами трибологических
основ повышения ресурса машин в различных условиях эксплуатации
Задачи дисциплины –
изучить основные закономерности процессов трения и изнашивания, свойства и особенности применения смазочных и триботехнических материалов, способы повышения износостойкости деталей машин, современные нанотехнологические подходы к решению задач триботехники
Слайд 4содержание дисциплины
1. Трибология: общая характеристика
2. Трение
3. Изнашивание
4. Смазочные материалы
5.
Антифрикционные материалы
6. Фрикционные материалы
7. Повышение износостойкости деталей машин
8. Трибонанотехнологии
Слайд 5Основные понятия
трибология
Трибология (греч. «трибос» – трение и «логос» – наука)
– наука о трении и связанных с ним процессах изнашивания
и смазки.
Разделы трибологии:
трибофизика,
трибохимия,
триботехника
Слайд 6Трибофизика
Трибофизика – раздел трибологии, который изучает физические процессы, происходящие при
трении
Физические процессы при трении:
механические
тепловые
диффузионные
электрические
акустические
Слайд 7Трибохимия
Влияние трения на химические процессы:
растворение металлов
образование оксидных пленок
наводороживание металлов
разложение смазочных материалов
каталитические свойства твердых веществ электрохимических
процессов
диффузия газов в металлах
сорбция газов твердыми веществами фреттинг-коррозия
Влияния химического состояния поверхности на трение:
уменьшение трения при наличии воды или кислорода зависимость трения от ориентации молекул в пленке ПАВ зависимость трения от степени окисления смазочного масла избирательный перенос при трении
Трибофизика – раздел трибологии, который изучает химические процессы, происходящие при трении
Слайд 8Триботехника
Триботехника – раздел трибологии, занимающийся проектированием, изготовлением, эксплуатацией и ремонтом
трибосистем
Слайд 9Трибоматериаловедение – изучение особенностей структуры и свойств поверхностных слоев материалов
при трении; разработка конструкционных триботехнических материалов
Триботехнология – разработка технологических процессов
изготовления трибосистем
Химмотология смазочных материалов – изучение свойств смазочных материалов и методов их использования в узлах трения
Трибометрия – разработка методов и средств измерения силы трения, износа, несущей способности трущихся тел, шероховатости поверхностей трения
Триботехника
Слайд 10основные задачи триботехники
Углубление научных представлений о трении и изнашивании Разработка
прогрессивных триботехнических материалов
Разработка технологий обработки поверхностей трения
Совершенствование конструкции узлов трения
Разработка эксплуатационных мероприятий по повышению срока службы машин
Повышение квалификации инженеров
Совершенствование измерительных и расчетных Разработка методов повышения качества и экономичности узлов трения, обеспечения экологически чистой их работы
Слайд 11Трение
Трение – процесс взаимодействия двух контактирующих твердых тел, перемещающихся относительно друг
друга, которое характеризуется тем, что в плоскости контакта (касания) тел
возникает сопротивление их перемещению.
Слайд 13Сила трения – сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая
их относительному движению
Слайд 14Этапы развития учения о трении
В 1508 г. Леонардо да Винчи
впервые
установил закономерности трения
В 1751 г. Амонтон сформулировал закон трения
исходя из механической теории трения
В 1785 г. Кулон уточнил закон Амонта с учетом сцепления контактирующих поверхностей
Строгая теория трения с учетом молекулярного взаимодействия твердых тел разработана Дерягиным в 1930-е годы
Слайд 16Трение скольжения
Виды трения
(характер фрикционного взаимодействия)
Слайд 17Сухое трение
Сухое трение – трение при отсутствии смазки
Примеры использования сухого
трения
Слайд 18Сила трения F обусловлена механическим и молекулярным взаимодействиями:
F =
aSф + bP,
a – средняя интенсивность молекулярной составляющей силы трения;
Sф – фактическая площадь контакта;
b – коэффициент, характеризующий механическую составляющую силы трения;
P – сила давления.
Сухое трение
Слайд 19Сухое трение отличается самым большим коэффициентом трения µ (обычно 0,2...0,5;
иногда в атмосферных условиях достигает 0,8...0,9; а в вакууме и
более нескольких единиц).
Сухое трение
Слайд 20Граничное трение
Граничное трение – трение при наличии тонких слоев смазки
(≤ 0,1 мкм)
Примеры использования граничного трения
Слайд 22Жидкостное трение
Жидкостное трение – трение, при котором трущиеся поверхности полностью
разъединены слоем смазочной жидкости (масла)
Схема разреза слоя жидкостной смазки
1- поверхность
трения;
2 - адсорбированный мономолекулярный слой масла;
3 - граничный слой масла;
4 - зона микротурбулентности;
5 - ламинарный поток
Слайд 23Полужидкостное трение
Полужидкостное трение имеет место при наличии одновременно жидкостной и
граничной смазки
Слайд 24Трение качения
Трение качения - сопротивление движению, возникающее при перекатывании тел
друг по другу
Слайд 25Избирательный перенос при трении
Избирательный перенос (эффект безызносности) – физико-химический процесс,
происходящий на контакте поверхностей при трении, который заключается в самопроизвольном
образовании в зоне контакта тонкой не окисляющейся металлической пленки, позволяющей снизить потери на трение
Слайд 26изнашивание
Изнашивание – процесс отделения материала с поверхности твердого тела и/или
увеличения его остаточной деформации в процессе трения, проявляющийся в постепенном
изменении размеров и/или формы тела
Износ – результат изнашивания
Скорость изнашивания – отношение значения износа к интервалу времени, в течение которого он произошел
Интенсивность изнашивания – отношение значения износа к обусловленному пути, на котором происходило изнашивание, или к объему выполненной работы
Износостойкость – свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания или интенсивности изнашивания
Слайд 28Виды изнашивания
Абразивное изнашивание
Адгезионное изнашивание
Усталостное изнашивание
Коррозионное изнашивание
Изнашивание при фреттинге
Кавитационное изнашивание
Эрозионное изнашивание
Водородное
изнашивание
Слайд 29АБРАЗИВНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ
Абразивное изнашивание – это изнашивание в результате режущего или
царапающего действия твердых тел или твердых частиц
Слайд 30АДГЕЗИОННОЕ ИЗНАШИВАНИЕ
Адгезионное изнашивание – это изнашивание в результате схватывания, глубинного
вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую
и воздействия возникших неровностей на сопряженную поверхность
Слайд 31УСТАЛОСТНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ
Усталостное изнашивание – это изнашивание в результате усталостного разрушения
микрообъемов поверхностного слоя
Слайд 32КОРРОЗИОННОЕ ИЗНАШИВАНИЕ
Коррозионное (коррозионно-механичесхое) изнашивание – это изнашивание в результате механического
воздействия, сопровождаемого химическим взаимодействием материала со средой
Слайд 33ИЗНАШИВАНИЕ ПРИ ФРЕТТИНГЕ
Фретинг-изнашивание – это изнашивание соприкасавшихся тел при колебательном
относительном микросмешении
Фреттинг-коррозия – это коррозионно-механическое изнашивание соприкасающихся тел при малых
колебательных относительных перемещениях
Слайд 34ЭРОЗИОННОЕ ИЗНАШИВАНИЕ
Эрозионное изнашивание – это процесс поверхностного разрушения вещества под
воздействием внешней среды
Слайд 35КАВИТАЦИОННОЕ ИЗНАШИВАНИЕ
Кавитационное изнашивание – это изнашивание при быстром движении твердого
тела относительно жидкости, при котором пузырьки газа захлопываются вблизи поверхности,
что создает местное высокое давление или высокую температуру
Слайд 36ВОДОРОДНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ
Водородное изнашивание – это процесс разрушения металлического элемента пары
трения вследствие поглощения металлом водорода
Слайд 37Функции смазочных материалов в узлах трения:
- уменьшение трения между
сопряженными деталями узла;
- снижение износа и предотвращение задиров трущихся
поверхностей;
- отвод тепла от трущихся поверхностей;
- защита поверхностей трущихся и смежных с ними деталей от коррозии;
- уплотнение зазоров между сопряженными деталями;
- удаление из зоны трения продуктов износа, коррозии и др. загрязнений.
Слайд 39Твердые смазочные материалы
Области применения твердых
смазок:
глубокий вакуум;
крайне высокое давление;
крайне высокое или
низкие температуры ;
пыльные условия;
крайне высокие нагрузки;
коррозионно-активная среда.
Слайд 40Пластичные смазочные материалы
Преимущества пластичных смазок: удерживаются на наклонной и вертикальной
поверхностях,
не выдавливаются из контакта,
обладают хорошей смазочной способностью в
широком интервале температур,
способны герметизировать узел,
обеспечивают малый расход смазки,
позволяют упростить конструкцию узла, снизить металлоемкость, сократить затраты на обслуживание,
обеспечивают меньшее загрязнение окружающей среды.
Слайд 41Антифрикционные материалы
Антифрикционные материалы – это материалы, применяемые для изготовления деталей
машин (подшипники, втулки и др.), работающих в условиях трения скольжения,
и имеющие малый коэффициент трения
Антифрикционные подшипниковые материалы
Слайд 42Антифрикционные подшипниковые материалы (ПМ)
Слайд 43фрикционные материалы
Фрикционные материалы – это материалы, применяемые для изготовления деталей,
работающих в условиях трения скольжения без смазки, и имеющие большой
коэффициент трения.
Требования к фрикционным материалам:
- высокий коэффициент трения
- хорошая прирабатываемость
- низкая способность к адгезии
- высокие тепловые свойства
Слайд 44КОНСТРУКТОРСКИЕ СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ
ИЗНОСОСТОЙКОСТИ
Конструкторские способы повышения надежности узлов трения:
–
рациональный выбор конструктивной схемы узла трения с позиции влияния ее
на износостойкость с учетом податливости и жесткости деталей;
– учет правила выбора материалов для пар трения;
– соблюдение принципа взаимного дополнения качеств материала;
– соблюдение принципа плавающих деталей
– замена внешнего трения внутренним трением упругого элемента
– замена трения скольжения трением качения
– защита рабочих поверхностей пар трения от загрязнений
Слайд 45Податливость и жесткость деталей
Податливость детали - способность рабочей поверхности детали
следовать за деформацией сопряженной детали и приспосабливаться к неточностям ее
геометрической формы
Жёсткость детали - способность детали сопротивляться деформации при внешнем воздействии
Обеспечение равномерного распределения нагрузки по поверхности сопрягаемых деталей за счет деформируемого вкладыша
Неравномерное распределение нагрузки по поверхности сопрягаемых зубьев зубчатой передачи из-за деформации недостаточно жестких элементов конструкции
Слайд 46Выбор материалов пары трения
Правила выбора материалов для пар трения:
1.
Сочетать твердый материал с мягким
2. Сочетать твердый металл с
твердым
3. Избегать сочетаний мягкого материала с мягким
Принцип взаимного дополнения качеств
Слайд 48Замена внешнего трения внутренним трением упругого элемента
Замена трения скольжения трением
качения
Слайд 49Выбор зазоров в сопряжениях
Защита рабочих поверхностей пар трения от загрязнений
Слайд 50Технологические способы повышения
износостойкости
Влияние способа получения заготовок на свойства деталей
Влияние
качества обработанной поверхности на свойства деталей
Влияние шероховатости поверхности
Влияние
упрочнения поверхностного слоя
Влияние остаточных напряжений
Слайд 51Технологии поверхностного упрочнения
Поверхностная закалка
Холодное газодинамическое напыление
Электромеханическая обработка
Поверхностное пластическое деформирование
Поверхностное легирование
Химико-термическая
обработка
Поверхностное оплавление и аморфизация
Вакуумно-конденсационное напыление
Газотермическое напыление
Магнитно-абразивная обработка
Наплавка покрытий
Нанесение электрохимических покрытий
Нанесение
химических покрытий
Слайд 52Эксплуатационные способы повышения
износостойкости
Очистка деталей
Слайд 53Обкатка машин
Тестируемые параметры узлов трения при обкатке:
- плавность вращений и
перемещений подвижных узлов;
- отсутствие вибраций механизмов;
- плавность включения и выключения
муфт, зубчатых передач и механизмов подач;
- безотказность действия рычагов управления;
- надежность систем блокировки и фиксации;
- плавность реверсирования механизмов;
- надежность действия тормозных устройств;
- безотказное действие зажимных механизмов;
- безотказность действия автоматических устройств (кулачков, упоров, копиров);
- отсутствие толчков и шума в работе зубчатых колес;
- отсутствие соскакивания или проскальзывания ремней;
- отсутствие опускания узлов под действием силы тяжести;
- надежность системы охлаждения и смазочной системы;
- безотказность работы гидро- и пневмосистем.
Слайд 54Стендовые и эксплуатационные испытания
Слайд 55Влияние условий эксплуатации на изнашивание
Изнашивание подшипников двигателя в пусковой период
Изнашивание
шин
в период остановки
Слайд 56Изменение свойств смазочного материала при эксплуатации
Физико-химические изменения
Отложения на деталях
и в смазочной системе
Пенообразование
Смазывание узлов трения при эксплуатации
Слайд 57Безразборное восстановление деталей узлов трения
Предельные износы деталей
Безразборное восстановлени деталей
узлов трения -осуществляется без проведения разборочно-сборочных операций впроцессе непрерывной эксплуатации
машин с помощью специальных ремонтно-восстановительных препаратов (трибосоставов)
Предельный износ по техническому критерию :
- резкое возрастание интенсивности изнашивания;
- снижение прочности изнашиваемой детали вследствие изменения ее размеров;
- усиление влияния износа рабочего органа или деталей сопряжения на - работоспособность других деталей;
- самовыключение механизма при работе
Предельный износ по функциональному критерию :
- изменение по мере изнашивания качества функций, выполняемых узлом или машиной.
Слайд 58Трибонанотехнологии: общая характеристика
Наноматериалы – это такие материалы, которые характеризуются нанометровыми
размерами хотя бы в одном из трех измерений, причем, эти
размеры могут относиться как к образцам материалов в целом, так и к их структурным элементам
Наноструктурные материалы – это материалы, содержащие наноразмерные структурные элементы
Принято условно считать, что характерные размеры наноматериалов лежат в пределах от 1 нм до 100 нм
1 нм = 10-9 м
Слайд 59Классификация наноматериалов по структурным признакам
Слайд 60Наноразмерные образцы материалов
изометрическая наночастица (наноразмер в 3-х измерениях)
нановолокно
(наноразмер
в
2-х измерениях)
Нанопленка (наноразмер в 1-м измерении)
Слайд 61нанокристаллический (нанозернистый) материал – состоит из нанокристаллов (нанозерен)
нанокомпозиционный матричный
материал – армирован наночастицами или нановолокнами
нанопористый материал – содержит
нанопоры или нанокапилляры
нанопорошок – состоит из наночастиц
наносуспензия – жидкость, содержашая наночастицы
наноэмульсия – жидкость, содержашая нанокапли
Материалы с наноразмерными структурными элементами
Слайд 62Нанотехнологии – это технологии, позволяющих контролируемым образом создавать наноматериалы, а
также оперировать ими
Нанотехнологии и трибонанотехнологии
Трибонанотехнологии – это нанотехнологии, обеспечивающие
повышение надежности работы трибосистем
Слайд 63Металлические нанокристаллические материалы
Изготовление деталей из конструкционных
износостойких наноматериалов
Металлические нанокомпозиты
Слайд 64Полимерные нанокомпозиты
Нанокристаллическая керамика
Слайд 65Формирование приповерхностных износостойких
наноструктурных слоев деталей
Поверхностная нанозакалка
Слайд 68Нанесение износостойких нанопокрытий на детали