Слайд 1Различение на письме частиц
НИ и НЕ
Учитель русского языка
МБОУ
«СШ № 61» г.Иваново
Ю.Н.Алексеева
Слайд 2Цель нашего урока:
1.Научиться различать на письме частицы Ни и Не.
2.Верно определять написание этих частиц.
3.Узнать, какой смысл может передавать
частица.
4.На практике отработать правописание этих частиц.
Слайд 3Частицы НЕ и НИ являются самыми
употребительными в речи.
Трудность заключается
в том, что эти частицы не имеют ударения и потому
могут смешиваться при письме:
Слайд 4Что за тишь! Н клонит ветер н былинки,
н
цветочка.
Н дождешься ты такого благодатного денёчка!
(А. Плещеев.)
е
И
И
е
Слайд 5Как узнать, какую частицу (Не или Ни) следует писать в
том или ином случае?
Слайд 6Чтобы верно определить написание, надо учитывать смысл, который передаёт частица
Слайд 7Частица Не чаще всего передаёт отрицание:
Не я, не мог, не
друг, не болен.
Она пишется отдельно от слов, к которым относится
Слайд 8Частица Не может употребляться также в предложениях, которые не имеют
отрицательного значения:
При наличии двойного отрицания:
Я не мог не знать (=
я знал);
В вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего значения типа:
Кто не знает имён Толстого и Достоевского! (= все знают!)
Слайд 9Частица не - отрицательная
Орфограмма «НЕ: слитно – раздельно»
Слайд 10
Частица Ни чаще всего усиливает отрицание, когда оно выражено частицей
Не или словами нет, нельзя:
Из-за темноты нельзя было ни читать,
ни писать.
Усиливать отрицание – основная функция частицы Ни!
Слайд 11Частица Ни, как и частица Не пишется отдельно от слов,
к которым относится.
Употребляясь при однородных членах, частица Ни приобретает значение
союза И:
Ни брат, ни сестра уезжать не хотели.
(= И брат, и сестра уезжать не хотели.)
Слайд 12Кроме своего основного назначения – усиливать отрицание, частица Ни употребляется
и в других случаях:
Слайд 131. В предложениях с отрицательным смыслом, но без отрицательных слов
не, нет, нельзя: Ни звука, ни шороха... (подразумевается, что не
слышно, нет ни звука, ни шороха).
Слайд 142. В придаточной части предложения типа
Сколько раз я ни приходил,
его никогда не было дома.
(= Хотя я приходил много
раз, его дома не было.)
Слайд 153. В некоторых устойчивых выражениях:
Ни больше ни меньше, ни жив
ни мёртв, ни два ни полтора, ни ответа ни привета,
ни пуха ни пера, ни свет ни заря, ни там ни сям, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, что ни говори и др.
Слайд 16Частица ни - усилительная
Закрепляй - ка
Упражнение 1
Упражнение 2
Слайд 17
Куда ты только н…
взгляни, частица ни повсюду нам
встречается.
Я н… разу не читал про
это.
Н… находил ответа н… в мыслях, н… на потолке, н… в щёлочках паркета.
Стоял перед классом н… рыба и н… мясо.
Закрепляй - ка
Теория
Слайд 18 Запятая
в этих
выражениях
не ставится!
Слайд 19
Не один (много, несколько) –
ни один
(никто)
Не раз (много) –
ни разу (никогда,
совсем)
Не кто иной, как (именно, только) –
никто иной не (отрицат. местоим. никто)
НИ входит в состав соед. Союза ни…ни: К Иудушке не чувствовала она ни ненависти, ни расположения.
НЕ входит в состав сложных союзов не только … , но и …; не то … , не то …; если не … , то … ; не то чтобы …, но и: Не то чтобы злой, но и не добрый.
Различай -ка
Слайд 20Работа с текстом
Иногда люди хотят, чтобы их не узнавали (если
опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ни соседи, ни чужие
(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав ни свет ни заря (фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Слайд 21Кто только не хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное
предложение)
Кто ни приходил в этот день в домик к
мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить).
Слайд 22Но как ни старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот
скромный труженик, ни одна (ничто) из его работ не доживала
(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздник , потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре.
Слайд 23Не раз (= много раз ) обижался мастер на эту
традиции, но ни разу (= никогда) никому не жаловался (если
опустим частицу, смысл изменится на противоположный), ведь он дарил людям радость.
Слайд 24Упражнение 1. Комментированное письмо
В лесу я был н…
один.
Н… один из спортсменов н… опоздал на тренировку.
Н…
раз там бывал.
Н… разу н… спросил.
Это был н… кто иной, как Дубровский.
Н…кто иной не мог этого сделать.
Кто этот фильм н… смотрел, всем он понравился.
Ключ
Теория
Слайд 25Кто н… занимался регулярно, тот слабо подготовился к зачёту.
К
кому он только н… обращался, всё напрасно.
К кому он
только н… обращался! Автомобиль был н… только красивый, но и быстрый.
Н… могу н… возразить вам.
Слайд 26Чуть н… (пол)мира в себе совмещая, Русь широко протянулась, родная!
Н… мельчайшего движения в воздухе.
Куда (бы) нас н… бросила
судьбина и счастие куда (б) н… привело, всё те (же) мы…
Слайд 27Ключ
В лесу я был не один. Ни
один из спортсменов не опоздал на тренировку. Не раз там
бывал. Ни разу не спросил. Это был не кто иной, как Дубровский. Никто иной не мог этого сделать. Кто этот фильм ни смотрел, всем он понравился. Кто не занимался регулярно, тот слабо подготовился к зачёту. К кому он только ни обращался, всё напрасно. К кому он только не обращался!
Автомобиль был не только красивый, но и быстрый.(союз) Не могу не возразить вам.
Чуть не полмира в себе совмещая, Русь широко протянулась, родная! Ни мельчайшего движения в воздухе. Куда бы нас ни бросила судьбина и
счастие куда б ни привело, всё те же мы…
Слайд 28
Упражнение 2.
Объяснительный диктант
В сорок втором году (н…)смотря на жестокие обстрелы
Ленинграда открыли школу. В окнах н… было н… одного стекла:
они были выбиты при бомбёжке. Одно окно было затянуто(3) одеялом и в класс едва проникал (не)яркий свет. Ребята (не)имеющие (3) возможности н…(3) обогреться, н… поесть досыта выводили формулы писали диктанты.
Подобное н… может н… вызвать у нас чувства уважения.
Как н… старались фашисты они н… смогли сломить духа ленинградцев.
Ключ
Теория
Слайд 29Ключ
В сорок втором году, несмотря на жестокие обстрелы Ленинграда, открыли
школу. В окнах не было ни одного стекла: они были
выбиты при бомбёжке. Одно окно было затянуто одеялом, и в класс едва проникал неяркий свет. Ребята, не имеющие возможности ни обогреться, ни поесть досыта, выводили формулы, писали диктанты. Подобное не может не вызвать у нас чувства уважения.
Как ни старались фашисты, они не смогли сломить духа ленинградцев.