Слайд 1Различные подходы к пониманию возможностей исследовательний в области психолого-педагогических проблем.
Адольф
В.А.
Слайд 2Понятие научного исследования
Научным исследованием называют один из видов познавательной деятельности,
отличительной особенностью которого является выработка новых знаний.
СОЦИОЛОГИЯ—ОБЪЕКТ (ПЕДАГОГИКА) –
образование(ПАРАДИГМЫ)
Требования к получаемому знанию:
быть объективно новым, т.е. неизвестным профессиональному и научному сообществу, а не только исследователю;
быть полученным с применением специальных средств исследования, обеспечивающих его объективность;
раскрывать определенные закономерности специально выделенного объекта действительности;
выражено в терминах и категориях соответствующей отрасли знания и деятельности.
Слайд 3Нормативная структура деятельности
Слайд 5Особенности научного исследования в образовании
Научным исследованием в образовании называют систематическую
познавательную деятельность, направленную на получение нового знания об образовательных явлениях
и процессах.
Характеристики научного исследования:
воспроизводимость;
доказательность;
точность.
Слайд 6Степень надежности и обоснованности
интуитивный
эмпирический
научный (эмпирическое исследование,
теоретическое исследование)
Мониторинг – нормативный, диагностический, оценочный
Виды мониторинга - предметный, внутри и внешний ОУ, экологический и др.
Объект ( в трех плоскостях) предметный, функциональный, генетический
Слайд 7Уровни научного исследования
(по способу получения знания и характеру информации)
Слайд 8Зачем нужны принципы научного исследования?
Повысить эффективность научного исследования, обеспечить качественный
результат, т.к. принципы базируются на закономерностях познавательной деятельности, научного исследования
и специфике образовательной практики
Слайд 9Основные характеристики
научного исследования
Слайд 10Зачем нужны характеристики научного исследования?
Характеристики составляют систему, в которой все
элементы должны соответствовать и взаимодополнять друг друга. Степень согласованности системы
методологических характеристик научного исследования выступает обобщенным показателем его качества.
Слайд 11Субъектность научной деятельности
Научное исследование как способ творческой самореализации, самовыражения и
самоутверждения исследователя, а также и способ саморазвития
Субъект – носитель деятельности,
«деятель», благодаря которому совершается деятельность.
Субъект характеризуется способностью к самоизменению в процесс исследования и взаимодействия со значимыми другими.
Научный поиск требует постоянного обмена информацией и идеями, а также дискуссии. (cл.10)
Слайд 12Субъектность научной деятельности
Субъективность в восприятии и оценке наблюдаемых явлений и
процессов обеспечивает разнообразие педагогического знания, а, следовательно, потребность в сопоставлении,
сравнении, взаимодополнении различных исследовательских данных.
Пристрастность к объекту исследования (заинтересованность в развитии образования) помогает исследователю более глубоко проникать в суть происходящих перемен в образовании.
Слайд 13Виды научных исследований в образовании
Психолого-педагогическое исследование ориентируется на получение максимально
объективного характера получаемого знания о человеке в системе образования и
в процессе его становления.
Педагогика – единственная специальная наука об образовании.
Предмет психологии включает в себя распознавание, выявление, изучение процессов становления человека, формирования его как субъекта деятельности, поведения и отношений (т.е. субъекта собственной жизни.
Педагогика изучает способы целенаправленного воздействия на эти процессы и управления ими.
Без психологического знания невозможно обеспечить гуманитарный характер педагогической деятельности. Педагогика включает в себя значительный массив психологического знания, «работающего» на совершенствование педагогической науки и образовательной практики.
Взаимодополняющее объединение этих наук дает педагогическому знанию технологичность (т.е. законосообразность), психологическому – инструментальность (т.е. прикладную направленность).
В целом психолого-педагогическое знание становится основой для оптимизации педагогической деятельности.
Такой подход к проблемам методологии научных исследований реализует гуманитарно-целостную стратегию изучения образовательных явлений, процессов и деятельности.
Слайд 14Номенклатура специальностей
по педагогическим и психологическим наукам
Слайд 15Схема методологического анализа содержит четыре уровня [Блауберг И.В., Юдин Э.Г.
Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973]:
Слайд 17Обобщение:
В современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение
о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методология науки
дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.
Слайд 18Методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции:
определять способы
получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А.
Данилов);
направлять и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П.В. Коппин);
обеспечивать всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);
вводить новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф. Королев);
обеспечивать уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В.Е. Гмурман);
создавать систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М.Н. Скаткин).
Методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований.
Слайд 21Этапы (уровни)
научных исследований
Идея—(ресурс- интеллектуальный и эмоциональный опыт людей)
(тип знания--- научные факты)
Идея---(вера, уверенность, сомнение, мифы-
форма культуры)
( слово, понимание, учение)
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться ?
Возможности познания мира.
Потенциал---(мироощущение, мировосприятие, миропонимание), (знания, понимания, умения).
Мыслю, следовательно, существую.
Слайд 22Преднаука ---- наука
(мировоззрение)
Сложное, напряженное, противоречивое единство знаний
и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования
и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления.
Реально различимы- по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов, теоретические и практические пласты,уровни.
Идея--- гипотеза--- теория
Гипотеза--- способ построения знаний(схема),предметных отношений
Теория ----- особый тип знания,( методы познавательной деятельности- методология)
Слайд 23Функции—принципы --признаки
культурно--- мировоззренческие
производительной силы
социальной силы
Научное познание--- различные виды позн. деятельности.
Принципы---……
ПРИЗНАКИ
---- ПОЗВОЛЯЮТ ОТЛИЧИТЬ НАУКУ ОТ ОБЫДЕННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНости
Слайд 24Источники методологического обеспечения
Первый - положения философии в ее методологической функции.Наличие
нескольких уровней методологии.
Другой источник - научная работа в области методологии
педагогики, ведущаяся в форме методологических исследований в области педагогики. .
специально-научного анализа.
общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию. (При этом дидактика не становится «методологией методики», она сохраняет статус специально-научной педагогической теории обучения.) т.к.частью методологического обеспечения могут стать общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям. Например, дидактика может иметь методологическую функцию по отношению к методикам, поскольку одно из ее назначений состоит в обеспечении единства подхода к содержанию и процессу обучения со стороны методик обучения разным учебным предметам.
методологическая рефлексия .(все знания, почерпнутые из перечисленных четырех источников (философия, общая методология науки, методология педагогики, общая теория по отношению к частной), объединяются в процессе индивидуальной рефлексии исследователя по поводу его собственной научной работы.
Методология как система
знаний и как деятельность
В литературе высказывается мнение, что такой «объективной» методологии быть не должно, а нужна методология «субъективная»
Каковы способы получения -методологического знания в области педагогики и какое это знание? Каковы источники, объекты и процедуры методологического обеспечения исследований?
Методология для одного и методология для всех. Из приведенного ранее определения методологии ясно, что это понятие имеет два аспекта: один из них связан со знанием как результатом познавательной деятельности, а второй - с самой этой деятельностью
Необходимо различать область методологии и специально-научную область педагогики: объекты методологического анализа и объекты анализа специально-научного, методологические проблемы и специально-научные проблемы, исследование методологическое и специально-научное. В сфере методологической деятельности обеспечение специально-научного исследования следует отличать от методологического исследования.
Обеспечить и исследовать - не одно и то же.
Частью методологического обеспечения могут стать общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям. Например, дидактика может иметь методологическую функцию по отношению к методикам, поскольку одно из ее назначений состоит в обеспечении единства подхода к содержанию и процессу обучения со стороны методик обучения разным учебным предметам.
Слайд 27Принципы научного исследования
принцип целенаправленности – исследование выполняется в соответствии
с задачам совершенствования практики образования;
принцип объективности – теоретические модели в
исследовании должны отражать реальные педагогические объекты и процессы в их многомерности и многообразии;
принцип прикладной направленности – результаты исследования должны способствовать объяснению, прогнозированию и совершенствованию образовательной практики при множественности путей ее развития;
принцип системности – результаты исследования включаются в систему научного знания, дополняют имеющуюся информацию новыми сведениями;
принцип целостности – компоненты образовательного объекта изучаются в динамике многомерной картины их взаимосвязей и взаимозависимостей;
принцип динамизма – раскрываются закономерности становления и развития изучаемых образовательных объектов, объективный характер их многоаспектности и многовариантности.
Слайд 28Этапы опытно-экспериментальной работы
Первичная обработка эмпирического материала (систематизация, представление данных, статистические
таблицы, графическая интерпритация)
Эмпирические и теоретические распределения (кривые распределений, квантили, распределения
вероятностей, нормальное распределение)
Меры центральной тенденции (среднее арифмитическое, медиана, мода, сравнение средних, среднее значение нормально распределенной случайной величины)
Мера изменчивости (размах как мера изменчивости, дисперсия, стандартные отклонения и коэффициент вариации, среднее абсолютное отклонение)
Центральные моменты распределения (ассиметрия, центральные моменты распределения, стандартизация данных)
Слайд 29Статистический анализ в
психолого-педагогических исследованиях
Слайд 30Особенности измерения
Прямые - сколько раз единицы измерения содержатся в объекте
(рост, время выполнения задания, численность населения, объем продукции, и т.п.).
Косвенные
–измеряют вспомогательные величины, а потом, пользуясь связями, вычисляют требуемую величину. (Уровень знаний,умений и навыков которые проявляются у учеников где-то…)
Тест - средство квантификации (количественной оценки явления).
Слайд 31Типы шкал измерения
Дискретные
Шкала наименований (номинальные, классификационные) - применяются, если в
качестве моделирующих эмпирических отношений выступают лишь отношения равенства и неравенства
между объектами.
Порядковые (ранговые) шкалы – применяются для моделирования используется свойство упорядоченности чисел. Монотонная зависимость.
Интервальные шкалы - используются при изучении отношения равенства для разностей между изучаемыми объектами. Допускаеются положительные линейные преобразования.
Шкалы отношений. - Нулевая точка указывает на полное отсутствие измеряемого свойства.
Непрерывные
Характеризуется точностью процесса измерения в окрестности любого найденного значения величины.
Слайд 32Методы обработки результатов
эксперимента и наблюдений
Стандартные -- количественная обработка(сл.36-38).
Приемы качественного
анализа --- дифференциация материала по классам, разработка типологии, составление психологической
казуистики (описание случаев).
И др. (сл.9-10)
Слайд 33Уровни научного исследования
(по способу получения знания и характеру информации)
Слайд 34Методы научного исследования
(метод-путь исслед.,способ деятельности, совокупность приемов деятель.,система(способ)действия, теория,
учение )
Слайд 35Степень надежности и обоснованности
интуитивный
эмпирический
научный (эмпирическое исследование,
теоретическое исследование)
Мониторинг – нормативный, диагностический, оценочный
Виды мониторинга - предметный, внутри и внешний ОУ, экологический и др.
Объект ( в трех плоскостях) предметный, функциональный, генетический
Слайд 36ОПТИМАЛЬНОСТЬ (КОМПЛЕКСА) И ВАЛИДНОСТЬ МЕТОД(ОВ)А ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРИНЦЫПЫ---ОБЪЕКТИВНОСТИ, ЦЕЛОСТНОСТИ, ПРОЦЕСССУАЛЬНОСТИ, ДЕТЕРМЕНИЗМА,ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ,КОМПЕТЕНТНОСТИ.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ----СРАВНЕНИЕ,
АНАЛИЗ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ,ИНФОРМИРОВАНИЕ.
СПЕЦИФИКА--- ДИДАКТИЧЕСКОЕ, В ВОСПИТАНИИ, В СИСТЕМЕ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
НАДЕЖНОСТЬ----КРИТЕРИИ(ПРИЗНАК) И ПОКАЗАТЕЛИ (ВЕЛИЧИНА ИЛИ КАЧЕСТВО ПЕРЕМЕННОЙ ИЛИ МЕРА ПРОЯВЛЕНИЯ КРИТЕРИЯ).
ВАЛИДНОСТЬ(АДЕКВАТНОСТЬ)---ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ЭМПИРИЧЕСКАЯ, ВНУТРЕННАЯ, ВНЕШНЯЯ, ОЧЕВИДНАЯ, КОНКУРЕНТНАЯ, ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ, ИНКРЕМЕНТНАЯ(ОГРАНИЧЕННАЯ),ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ,СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ,КОНСТРУКТНАЯ(ПОЛНАЯ).
Дополнительные требования ----точность, однозначность, репрезентативность, диагностическая ценность.
Слайд 37Мониторинг и его элементы
Элементы --- субъекты, комплекс мониторинговых показателей, инструментарий
и инструменты монит. деятельности, мониторинговая деятельность.
Классификация систем мониторинга(по основаниям)--- сфера
применения, средства, используемые для сбора исходной информации, потенциальные пользователи, средства измерений, способы распространения информации, время реализации, широта охвата.
Классификация систем мониторинга(по средствам)---педагогический ,психологический, социологический, статистический, дистанционный , инструментальниый.
Классификация систем мониторинга(по ???)--- динамичный, конкурентный, сравнительный, комплексный, информационный, базовый, проблемный. Нормативный, диагностический.
Слайд 38Преднаука ---- наука
(мировоззрение)
Сложное, напряженное, противоречивое единство знаний
и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования
и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления.
Реально различимы- по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов, теоретические и практические пласты,уровни.
Идея--- гипотеза--- теория--- гипотеза^-- Идея^
Гипотеза--- способ построения знаний(схема),предметных отношений
Теория ----- особый тип знания,( методы познавательной деятельности- методология)
Слайд 39Преднаука- наука- Преднаука^-…
О- S- O^- S^-…
И—Г—Т—Т^--Г^--И^--…
Что я могу знать?—Что я
знаю?
Что я должен делать?--- Что мной сделано?
На что я могу
надеяться?--- Что мной получено?
Не знаю, что не знаю.
Знаю, что не знаю.
Знаю, что знаю.
Не знаю, что не знаю.
Слайд 40Признаки науки
Возникает из потребностей общества
Имеет свой предмет исследования
Наличие собственного категориального
аппарата
Методы исследования
Представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных
законах развития природ,общества, человека и его сознания
Информация---- сведения о чем либо
Знание--- результат познавательной деятельности
Слайд 41Наука---педагогика
Объект—область действительности, которую изучает данная наука(образование как способ приобщения человека
к жизни в обществе, выявления и развития «человеческого в человеке»
Предмет---
выявление законов и закономерностей соответствующей сферы природы и общества(закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе
или как закономерности педагогической деятельности)
Слайд 42Виды педагогической
деятельности в образовании
Слайд 43Литература
Н.М. Борытко и др. Методология и методы психолого-педагогический исследований.
»Академия» 2008.
В.В. Краевский. Методология педагогической науки: учеб. пособие –М.,2001.
В.А. Сластенин
и др. Педагогика: учеб. пособие-М.,
2002.
Нормативная структура деятельности (В.И. Слободчиков).
В.А.Адольф,И.Ю. Степанова.Магистерская диссертация.Красноярск,2011.