Слайд 1Разнауровневое обучение в школьной практике
Выполнила
Кадырова Ангелина
группа 319
Слайд 2Иследование
В настоящее время ведутся интенсивные исследования в области дифференцированного
обучения и разрабатываются конкретные технологии разноуровневого обучения. Суть основных проблем
обучения такова: «Кого, чему и как учить?». Эти проблемы, определяющие и цель дидактики, оказались актуальными особенно сейчас, когда кризисные явления школьной жизни вскрыли ряд недостатков существующей системы образования и используемых технологий обучения. Пришло понимание того, что типовая средняя школа с «традиционной технологией обучения» явно не отвечает запросам современных школьников и не способны учитывать в полной мере индивидуальные особенности каждого
Слайд 3Трудности и положительные стороны развивающей системы Потребность в методической, научно
- исследовательской литературе . Соединение науки и практики. Обязательное сохранение
дидактических принципов и типических свойств программы. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Некачественная помощь родителей в подготовке домашних заданий. Дети учатся самостоятельно добывать знания. Учитель, не теряя своей руководящей роли, участник коллективного процесса познания. Демонстрируется успешное овладение знаниями, умениями и навыками всех учащихся: и сильных, и слабых. Методика обладает гибкостью, позволяющей разноуровневое обучение. В системе имеется интегрированный курс.
Слайд 4По данным Ю.З.Гильбуха, процентное соотношение учащихся, отличающихся друг от друга
по уровню обучаемости, таково: 65 процентов составляют дети со средней
обучаемостью (это принято считать нормой); 15 процентов - дети с высокой обучаемостью, их психические данные развиты выше возрастной нормы; 20 процентов - с различными задержками психического развития (ниже нормы). Этот факт является одним из важнейших психолого-педагогических предпосылок использования разноуровневого обучения.
Слайд 5В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с
неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным
возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, проектируемой профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению родителей, уровню воспитанности. Достичь абсолютной гомогенности (однородности группы по составу) невозможно. Это признают разработчики разноуровневой технологии: достоверность психологических методик не превышает 0,8, и гомогенной считается группа, в которой выравненность по учебным возможностям учащихся составляет не менее 70 %. Отсюда следует, что изначально закладывается 50 % «брака» в работе преподавателя 4
Слайд 6Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение: 1. Психологических задач
(определение индивидуально- личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе
выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.). 2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся. 3. Реализации принципа «воспитывающего обучения». Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый – средний – сильный» ученик. 5
Слайд 7Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй – на
дидактический анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность,
обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи – на диагностику целостных ориентаций, способностей общения и деятельности. Для решения комплекса задач необходимо знание, как минимум, индивидуально-типологических особенностей учащихся. Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через: 6
Слайд 8Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому
учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно
занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения. Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью учащихся, когда задания выдаются «порциями» на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом. Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности. 8
Слайд 9В нашей стране образовательный стандарт носит универсальный характер и не
предполагает разный уровень усвоения В Великобритании образовательный стандарт по каждому
предмету рассчитан не на класс, а на возраст учащихся, включающий два года (например, для детей 5-7 лет, 8-9 лет и т.д.). При этом предусмотрены три уровня владения материалом : A, B, C. Ученик имеет возможность разные предметы усваивать на разном уровне в течение двух лет. Наш стандарт рассчитан на каждый год (класс) для всех учащихся и при этом предусматривается лишь один уровень - базовый. 12
Слайд 10Разноуровневое обучение и дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность
и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам.
При таком обучении: учащиеся приобретают и большую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определенных предметах, уделяя им большую часть внимания за счет того, что по тем предметам, которые им меньше даются, они согласны на базовый уровень. В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных особенностей учащихся. 13
Слайд 11Позволяет каждому ученику принимать самое активное участие в познавательной деятельности
на уроке, осмысливать новый материал с помощью своих товарищей, самостоятельно
применять полученные знания. Система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика. Сам ученик, принимая ответственность на себя за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность