Слайд 1Развитие психического здоровья младших школьников в аспекте формирования их познавательных
универсальных учебных действий.
Автор Богданова Ольга Олеговна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №30
Муниципального образования Абинский район
Слайд 2Основные направления работы по сохранению и развитию психологического здоровья школьников
проведение психолого-педагогических диагностик, анкетирования, тестирования, направленных на выявление отклонений и
психологических нарушений в здоровье ребенка;
проведение мониторинга состояния здоровья учащихся и выявление среди школьников «групп риска»;
проведение психолого-просветительской работы с учащимися, родителями и педагогами;
участие в психолого-педагогических консилиумах по адаптации и выявлению проблемных учащихся.
Слайд 3Модель психологического сопровождения
диагностическая
развивающая
просветительская работа
и психопрофилактика
Слайд 4Диагностическая работа направлена на:
выявление уровня агрессивности, личностной тревожности, уровня школьной
мотивации, интеллектуальных способностей, уровня адаптации, личностных особенностей, исследование психологического климата
в классе.
Слайд 5Развивающая работа направлена на
создание социально-психологических условий для целостного психического
развития школьников и ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную
сферы психической жизни и самосознания детей.
Слайд 6Коррекционная форма позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в
обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии школьника
Слайд 7Психическое развитие учащихся и максимальная эффективность обучения
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
- освоение
системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Слайд 8Школьные проблемы:
- несправедливое осуждение ребенка в школе;
- прямое насилия или
косвенное оскорбление со стороны одноклассников;
- невнимание, излишняя строгость, предвзятость к
личности ребенка;
- завышенные требования со стороны учителя;
- равнодушие к тем семейным обстоятельствам, в которых живет и развивается ребенок
.
Слайд 9 Список «угроз» В.А. Сухомлинского
- скука;
- предельное напряжение умственных
сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
-
изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
- педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;
- многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;
- формализм программных знаний;
- нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;
- недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.
Слайд 10 Уровни психологического здоровья:
К высшему
уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести детей с
устойчивой адаптацией к среде.
К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей, по результатам диагностических проверок проявляющих лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность.
К низшему уровню – назовем его ассимилятивно-аккомодативным – отнесем детей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства.
Слайд 11Система формирования психологического здоровья:
- диагностика тревожности и адаптированности детей к
школе и семье, наблюдение за детьми и последующее определение уровня
психологического здоровья;
- включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья – адаптивному, – в еженедельные групповые занятия профилактической направленности;
- включение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья – ассимилятивно-адаптивному – в индивидуальную коррекционную работу с привлечением их родителей к индивидуальному консультированию;
- фиксация динамики психологического здоровья детей в процессе работы.
Слайд 12Здоровьесберегающая среда в школе:
- создание оптимальных внешнесредовых условий в школе
(стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала,
создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);
- учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации);
- допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд;
- рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке.
Слайд 13 Ожидаемый результат
Овладение школьниками приемами психологической регуляции.
Слайд 14 Проявление психического здоровья
Наличие широкой учебной установки, любовь к учению, вера
в собственные возможности, уважение к общественному взрослому, учителю.
Слайд 15Вывод.
Ведущими тенденциями психического здоровья является развитие у школьника стрессоизменчивости
– возможности использования стрессовых ситуаций для роста и развития.
Мы
должны потратить больше усилий на то, чтобы существенно улучшить психологическое здоровье всех детей, а не только тех, кто явно нуждается в профессиональной помощи.