Слайд 2ЦЕЛИ ФГОС ДО
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством
равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
Слайд 3 «Образовательная программа»
(ст. 2 № 273-ФЗ )
- комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в
случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
Слайд 4 «Примерная основная образовательная программа» (ст. 2 № 273-ФЗ)
учебно-методическая документация
(примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
Слайд 5«Адаптированная образовательная программа» (ст. 2 № 273-ФЗ )
- образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Слайд 6ФГОС ДО
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования
и ее объему
2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности
на уровне дошкольного образования.
2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Слайд 7
2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии
с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ3.
Определяется:
режим работы Организации
в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности
предельную наполняемость Групп
Слайд 8
определяет продолжительность пребывания детей в Организации: (различные Программы с
разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе
Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп).
Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания4 детей в Организации.
Слайд 9Структура ООП
Содержание Программы представлено через 5 областей (скрытая структура)
Программа состоит
из 2 частей: обязательной и части ФУОО (разделение в каждом
разделе)
Организационная структура Программы –
3 раздела: целевой, содержательный, организационный (представлены линейно)
Слайд 10Обязательная часть
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей
во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях
Слайд 11Часть формируемая участниками образовательных отношений (чФУОО)
должны быть представлены выбранные и/или
разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей
в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. (п.2.9.)
Слайд 12Часть формируемая участниками образовательных отношений (ч ФУОО)
может включать различные направления,
выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ
и/или созданных ими самостоятельно. (п. 2.11.2)
должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов;
может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции Организации или Группы
выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
(п. 2.11.2)
Слайд 13Структура ООП
Обязательная часть – не < 60%
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений – не > 40%
Слайд 14Варианты соотношения Оч и ч. ФУОО
Видом Группы (общеразвивающие, комбинированные, компенсирующие);
Приоритетными
направлениями;
Спецификой национальной культуры, демографическими, климатическими условиями
Слайд 15Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ, ст. 12
9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом
их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой.
Слайд 17Проектирование ООП ДО
нормы ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требования СанПиН;
требования
ФГОС ДО;
положения ПООП ДО;
положения других образовательных программ;
возраст детей;
наличие/отсутствие у
детей специальных образовательных потребностей;
специфику территории, конкретной образовательной организации.
Слайд 18Виды обучения
Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.
Как
связаны между собой процессы познания и обучения? В чем их
сходство и различие?
Слайд 19Виды обучения (исторический аспект):
Индивидуальное обучение – сократическая беседа
Первый в истории
вид систематического обучения применялся древнегреческим философом Сократом и получил название
сократической беседы.
Суть сократической беседы состоит в поиске истины путем постановки наводящих вопросов. Учитель-философ своими вопросами стимулировал познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, вел мысль ученика по пути познания. Сократовские беседы были ориентированы на индивидуальное обучение или работу с небольшой группой учеников, изначально проявляющих интерес к знаниям.
Групповое обучение – догматическое обучение
Первый вид организации обучения большой группы учеников - догматическое обучение, которое получило широкое распространение в Средние века.
Цель такого обучения - усвоение книжных знаний, принятие их как непреложных истин (догма - положение, принимаемое на веру, признаваемое бесспорным без каких-либо доказательств).
Задача учеников состояла в правильному воспроизведении готовых истин. Основными видами деятельности учеников были слушание и механическое заучивание, посредством многократного повторения.
Основными средствами обучения являлись - книги религиозного содержания, которые были написаны на латинском языке (поэтому и обучение обычно велось также на латинском языке).
Для догматическом обучения характерны оторванность знаний от жизни, форм обучения от его содержания.
Слайд 20В XVII в.
В Европе на смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное
обучение.
Данный вид обучения основан на теории сенсуализма - познания
посредством чувственного восприятия (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположник объяснительно-иллюстративного обучения - Я.А. Коменский.
Целью этого обучения стало усвоение знаний и их последующее применение на практике.
По сравнению с догматическим, объяснительно-иллюстративное обучение требует от ученика более глубокой мыслительной деятельности, однако в целом это пассивно-созерцательное обучение, при котором главная задача учителя сводится к изложению материала таким образом, чтобы учащиеся его поняли и усвоили.
Объяснительно-иллюстративное обучение сегодня является основой традиционной школы. Оно экономит время, затрачиваемое на усвоение знаний, но не способствует развитию самостоятельности, инициативы, творчества.
Слайд 21
Виды обучения, существующие достаточно долго, сформировались как системы взаимосвязанных
форм, методов, приёмов и средств обучения.
Система обучения – это
целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса.
Сегодня наиболее распространены классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения, история существования которых насчитывает более 400 лет. И хотя в XIX-XX вв. были созданы очень известные белл-ланкастерская, батавская, мангеймская системы, а также системы обучения по методу проектов, по далтон-плану, плану Трампа и др., они всё же не получили столь широкого распространения как классно-урочная и лекционно-семинарская.
Наконец, помимо общепризнанных систем обучения, есть авторские системы, созданные на основе оригинальной идеи или авторской концепции.
Слайд 22Я.А. Коменский
епископ Чешскобратской церкви (религиозно-политического объединения «моравские братья»), которая
выступала против власти Рима.
Известно, что в школах, которые действовали
в общинах «моравских братьев» («братских школах»), ещё до Коменского существовали элементы организованного систематического обучения. Поэтому идея оптимальной организации всего учебного процесса по единому плану была для него вполне естественной и очевидной.
Создавая новую систему обучения, Ян Коменский не начинал «с нуля», а использовал имеющийся передовой опыт своих предшественников, связал его воедино, выбрав самое лучшее, дал научное обоснование организации учебного процесса и разработал методические рекомендации для учителя. Это позволило внедрить классно-урочную систему в массовую практику обучения. Коменский лично способствовал её распространению в Европе: кроме Чехии, он длительное время жил и работал в Польше и Голландии, а его педагогические сочинения приобрели известность во многих странах.
Слайд 23
Признаки классно-урочной системы обучения:
класс (постоянный в течение всего времени
обучения состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности);
планирование
обучения (класс работает по единому плану);
урок (учебный процесс осуществляется на уроках – связанных между собой одинаковых по продолжительности частей общей системы обучения);
монизм (на уроке изучается всеми детьми один предмет);
расписание (установленное чередование уроков разных предметов и перемен на отдых);
педагогическое управление (процесс обучения управляется учителем);
вариативность деятельности (в течение урока учитель организует различные виды познавательной деятельности учащихся).
Слайд 24В XIX в.
начинает формироваться развивающее обучение, появление которого связано
с именем "учителя немецких учителей" А. Дистервега.
Главная цель развивающего
обучения заключается в подготовке ученика к самостоятельному освоению знаний, к поиску истины, к независимости суждений в повседневной жизни.
Хотя идея организации самостоятельного поиска истины учеником прослеживается уже в сократической беседе, именно Дистервег впервые сформулировал правила развивающего обучения. Он считал развивающий вид обучения наиболее эффективным, оценивая его возможности намного выше объяснительно-иллюстративного обучения (известно его высказывание "Плохой учитель преподносит истину, а хороший - учит её находить".
В XX в. развивающее обучение обогащается психологическими знаниями о закономерностях личностного развития. Так, представления о возможностях развивающего обучения существенно расширились благодаря введённому Л.С. Выготским понятию "зона ближайшего развития"
Слайд 25Развивающее обучение
Основа развивающего обучения - продуктивная (т.е. не репродуктивная, воспроизводящая,
как в объяснительно-иллюстративном обучении, а поисковая, созидающая) деятельность учащихся, осуществляемая
в «зоне ближайшего развития».
Учитель не просто транслирует знания, он организует поиск учащимися новых знаний, активизирует память, восприятие, воображение, мышление учащихся.
При развивающем обучении учитель должен быть открытым к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах: в докладах, комментариях и доказательствах, в диалоге, в дискуссии.
Слайд 26Программированное обучение
появилось в 1950-1960-е гг.
основоположником является американский психолог
Б. Скиннер.
Программированное обучение основано на кибернетическом подходе, согласно которому...
обучение рассматривается как сложная динамическая (подвижная, изменяющаяся) система;
управление системой осуществляется с помощью посылки команд ученику (непосредственно учителем или с помощью технических средств) и получения обратной связи (т.е. информации о ходе обучения);
информация, полученная по обратной связи, оценивается учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).
Основные принципы программированного обучения:
подача учебной информации небольшими, легко усваиваемыми, порциями;
установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции информации;
предъявление правильного ответа для самоконтроля;
формулирование дальнейших указаний для ученика в зависимости от результата (правильности / неправильности ответа).
В программированном обучении используется два структурных способа построения программ: линейный и разветвлённый.
по линейной программе все учащиеся работают над порциями учебной информации по мере их поступления.
разветвленная программа предусматривает выбор индивидуального пути освоения целостной учебной информации самим учеником.
Слайд 28Д.з.:
Вариант 1 - подготовка сообщения либо презентации по темам
Принципы обучения
дошкольников (краткая характеристика)
Формы обучения в детском саду. Отличия форм обучения
в школе и ДОУ.
Виды обучения дошкольников.
Вариант 2 - подбор видеосюжетов, характеризующих особенности обучения в школе и детском саду (разница организационных форм и принципов)