Слайд 1Разработка проектов и программ
Разработка концепции проекта.
Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта.
Основными
причинами появления (источниками идей) проектов являются:
неудовлетворенный спрос;
избыточные ресурсы;
инициатива предпринимателей;
реакция на
политическое давление;
интересы кредиторов.
Слайд 2
В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы
на следующие вопросы:
цель и объект инвестирования, место (район размещения);
продукция проекта
– характеристика и объем выпуска;
срок окупаемости;
доходность проекта;
назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования;
предполагаемые источники и схема финансирования.
Слайд 3Предварительная проработка целей и задач проекта. Формирование основных характеристик проекта.
К числу таких характеристик можно отнести:
наличие альтернативных технических решений;
спрос на
продукцию проекта;
продолжительность проекта –
в том числе, его инвестиционной фазы;
оценка уровня базовых, текущих
и прогнозных цен на продукцию
(услуги) проекта;
перспективы экспорта продукции
проекта;
сложность проекта;
исходно-разрешительная
документация;
инвестиционный климат в районе реализации проекта;
соотношение затрат и результатов проекта.
Слайд 4Предварительный анализ осуществимости проекта.
Состав сведений, которые потребуются для его разработки,
включая:
детальный маркетинг;
инженерно-геологические изыскания;
оценку окружающей среды и местных источников сырья;
политическую обстановку
в регионе, республике, стране;
социокультурную характеристику населения.
Слайд 5Ходатайство (декларация) о намерениях.
Замысел инвестора реализуется в форме декларации о
намерениях, а также задания (исходных данных) на разработку предпроектных обоснований
инвестиций в строительство.
Эти документы подготавливаются, помимо заказчика (инвестора), консультантами в области управления проектами, а также экспертами по специальным вопросам. Одновременно подготавливается Ходатайство о предварительном согласовании места размещения объекта.
Этап, помимо инвестора (заказчика), подготавливается проектным институтом (по договору), заинтересованными юридическими и физическими лицами (определяются) заказчиком, а также специалистами из консалтинговой фирмы.
Слайд 6Начальная (предынвестиционная) фаза проекта.
Выполнение прединвестиционных исследований
Обычно эту функцию выполняет:
специалист по
маркетингу;
производственники, оценивающие вероятную стоимость продукции и требования к сырью;
финансисты, оценивающие
затраты на проект и определяющие источники и размеры финансирования;
специалисты, собирающие информацию об окружении проекта, законодательных и нормативных актах и др..
Два типа (уровня) вопросников, имеющих целью:
отсев заведомо неприемлемых идей проекта;
детальный анализ предложений, признанных заслуживающими дальнейшей проработки (этот же вопросник должен помочь оценить жизнеспособность вариантов проекта);
анализ предложений на основе информации, полученной на предыдущем этапе;
подготовка рекомендаций по принятию решения заказчиком проекта.
Слайд 7Проектный анализ
а) измерение результатов проекта
Цель проектного анализа – определить результаты
(ценность) проекта.
Результаты (ценность) проекта = Изменение выгод в результате проекта
- Изменение затрат в результате проекта.
Результаты за любой год = Прирост объема продукции Цена единицы продукции проекта
Затраты за любой год = Прирост объема ресурсов на производство Стоимость единицы продукции
б) структура проектного анализа
Принято разделять следующие виды проектного анализа:
технический;
финансовый;
коммерческий;
экологический;
организационный
(институциональный);
социальный;
экономический.
Слайд 8В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:
технико-технологические альтернативы;
варианты местоположения;
размер (масштаб,
объем) проекта;
сроки реализации проекта в целом и его фаз;
доступность и
достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов;
емкость рынка для продукции проекта;
затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;
график проекта.
Задача коммерческого анализа – оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.
В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:
маркетинг;
источники и условия получения ресурсов;
условия производства и сбыта.
Слайд 9Цель организационного анализа – оценить организационную, правовую, политическую и административную
обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться.
Основными задачами
организационного анализа являются:
определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);
оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;
оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта – особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;
разработки мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);
разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.