Слайд 1Разработка
учебного проекта/
проведение учебного исследования
Ведущий эксперт отдела образовательных технологий, к.п.н.
Мачехина
Ольга Николаевна
Слайд 2Джон Дьюи (1859-1952)- американский педагог и философ (теоретик ПРАГМАТИЗМА)
«Обучение должно
быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их
интересы и потребности, основным способом обучения становится исследование окружающей жизни в проектной форме».
Слайд 3ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Слайд 8План проведения мероприятия с указанием ресурсов
Выставка
Web-сайт
Мультимедийный продукт (CD/DVD-диск, презентация,
мультфильм, видеоколлаж и др.)
Пакет рекомендаций
Сценарий (игры; праздника)
Анализы данных (социологического
опроса, изучения экологического состояния объекта и т.п.), в том числе в соцсети
Газета, журнал, буклет, брошюра, отдельная статья
Модель или макет
План реконструкции объекта, оформления кабинета, размещения комнатных растений и т.п.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА
Серия иллюстраций, заданий
Слайд 9ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА
ВНИМАНИЕ!
Каждый этап работы над проектом следует оформлять в виде
отдельного раздела портфолио (папки).
Это значительно упрощает подготовку к презентации вне
зависимости от требований организаторов конкурсных испытаний!
Создайте файловые папки по количеству этапов работы и постепенно наполняйте каждую папку материалами по мере выполнения работы.
Слайд 10ПРОТИВОРЕЧИЕ = ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
отношение двух понятий или суждений, каждое из
которых является отрицанием другого.
ПРОБЛЕМА
осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия,
возникшие в данной ситуации, средствами имеющихся знаний, опыта и материальных ресурсов.
ОСНОВА ПРОЕКТА
Слайд 11I ЭТАП
Выявление противоречия = формулирование проблемной ситуации
Например:
Я, ученик 10 класса,
Сидоров Петр , собираюсь поступать в медицинский ВУЗ, чтобы получить
профессию врача.
Однажды в интернете я нашел информацию о том, что грибы могут являться причиной онкологических заболеваний. Меня заинтересовала данная информация. В школе я изучал грибы на уроках окружающего мира и на уроках ботаники, но пока что с трудом могу предположить, что они могут стать причиной подобных заболеваний у людей.
Слайд 12ПРИМЕР ПРОТИВОРЕЧИЯ НА ОСНОВАНИИ КОНВЕРГЕНТНОГО ПОДХОДА
Обеденное время в
университетской столовой. Профессор математики, со страдальческим лицом ожидая своей очереди,
слышит ужасающие его «одно кофе», «одну кофе»… И вдруг! «Один кофе, пожалуйста! Лицо профессора сияет! Но рано «И… один булка»))) Студент продолжает: «Дорого как стало! В двухтысячно пятнадцатом было меньше двухста…»
Слайд 13ПРИМЕР ПРОТИВОРЕЧИЯ НА ОСНОВАНИИ КОНВЕРГЕНТНОГО ПОДХОДА
Мы с друзьями
и родителями часто путешествуем и бываем на экскурсиях в музеях.
Однажды в одном из известных художественных музеев экскурсовод сказал, что автор поразившей нас своей красотой скульптуры использовал при её создании пропорции золотого сечения. Мы вспомнили, что что-то изучали про золотое сечение, причём, и на уроках математики, и на уроках литературы и истории. И вот экскурсовод заострил наше внимание на том, что каждый образованный человек должен знать «Правило золотого сечения». Мы поинтересовались, а зачем это нужно знать, если такое правило не используется на практике и вряд ли пригодится в будущей профессии. Тогда экскурсовод сказал, что, если мы считаем себя образованными людьми или хотим ими стать, мы найдём ответ на этот вопрос.
Слайд 15II ЭТАП
Этап проблематизации
Проблема связана
с противоречием, то есть, с проблемной ситуацией.
Например:
Проблема – для понимания
связи царства грибов и причин возникновения онкологических заболеваний у людей необходимо познакомиться с современными исследованиями в этой области, результаты которых носят не популярный, а научный характер.
В этом разделе портфолио желательно разместить кроме формулировки проблемы дополнительные материалы, подтверждающие её актуальность.
Слайд 16ПРИМЕР ПРОБЛЕМЫ НА ОСНОВАНИИ КОНВЕРГЕНТНОГО ПОДХОДА
Низкий уровень общей культуры,
отсутствие начитанности как феномена русского человека, катастрофическое качество подаваемой СМИ
речевой информации и общение с мигрантами обедняют русский язык, изменяют в худшую сторону понятийно-терминологический словарь таких школьных предметов как русский язык\математика\иностранные языки…
Слайд 17ПРИМЕР ПРОБЛЕМЫ НА ОСНОВАНИИ МЕЖПРЕДМЕТНОГО (КОНВЕРГЕНТНОГО)ПОДХОДА
Хотелось бы понять, для
чего нужно знать «Правило золотого сечения», но для этого не
хватает информации о том, что именно предлагается для изучения по этой теме в разных школьных курсах по разным предметам.
Слайд 18III ЭТАП
Этап моделирования: общее представление того, что необходимо получить
в результате проектирования
Указание на то, что именно может стать продуктом
проекта, то есть, отчуждаемым результатом деятельности автора и исполнителя проекта.
Например:
Кластер подписки на медицинские новости. с гиперссылками.
Компьютерное приложение к телефону с тренировочными игровыми заданиями на знание правил грамматики русского языка с балльным эквивалентом реальной оценки по различным предметам школьной программы.
Сценарий викторины , посвященной «Золотому сечению».
Слайд 19План проведения мероприятия с указанием ресурсов
Выставка объектов, способных привлечь интерес
Web-сайт/тематическая
группа в соцсети
Мультимедийный продукт (CD/DVD-диск, презентация, мультфильм, буктрейлер, видеоколлаж )
Пакет
рекомендаций для выполнения какой-либо деятельности
Сценарий (игры; праздника)
Результаты анализа данных (социологического опроса, изучения состояния объекта и т.п.), оформленные визуально и размещенные, например, в соцсети
Газета, журнал, буклет, брошюра, отдельная статья
Модель или макет для практического использования или эстетического назначения
План реконструкции объекта, оформления кабинета, размещения комнатных растений и т.п.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА
Серия иллюстраций к уроку или доп. занятию, заданий
Слайд 20IV ЭТАП
Этап целеполагания
Цель проекта формулируется через глагол или отглагольное существительное.
Например:
Создать
(создание) сценарий викторины «Золотое сечение».
Формулирование темы проекта – затем переносится на титульный лист.
Например:
«Всесильный бог деталей: что мы знаем о гармонии пропорций? Сценарий викторины для старшеклассников.»
Слайд 21Как выбрать тему проекта? № 1
Тема отражает характерные черты проблемы.
Прикладные - разрабатываются самостоятельно, например, «Создание устройства для поиска ключей
в дамской сумочке»;
Исследовательские – на основании проведённых собственных наблюдений и экспериментов, например, «Зависимость самочувствия подростка от умения планировать учебное и досуговое время»;
Теоретические - на основании изучения и обобщения фактов, информации, содержащейся в разных источниках, например, «Изменение представлений человека о влиянии экологической ситуации на здоровье в московском регионе в период с 1980 по 2014 гг.»
Фантазийные – на основании цитирования слов из песни, высказываний великих людей, крылатых слов и фраз. Например, «А у восточного раджи есть золотая антилопа! Чувство зависти – причины возникновения и способы позитивной трансформации для эффективного жизненного проектирования.»
Слайд 22Как выбрать тему проекта? № 2
Привязка изучаемого материала к практике
(Использование законов физики в повседневной жизни)
“Два в одном” (История Москвы
в лирике русских поэтов)
“Ответ на вопрос” (Как избежать простуды?)
Предметно-объектный принцип (История мобильного телефона )
Плюс телекоммуникация (Зима в моём городе)
Слайд 23V ЭТАП
Этап анализа ресурсов
Предположите, что изменится, когда проект будет выполнен
и продукт готов к использованию.
Например:
Есть требования к владению информацией, необходимой
для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию, эти требования размещены на сайте ФИПИ и их список открыт и доступен каждому.
Есть возможность нахождения текста каждого из указанных в списке нормативно-правового акта, используя сеть Интернет. Соотнесение названий документов и их полного текста является необходимым для достижения поставленной цели.
Слайд 25VI ЭТАП
Этап формулирования задач и планирования действий по реализации проекта,
связанных с решением задач
Необходимо сформулировать не менее трёх задач, являющихся
шагами к достижению цели.
Например:
Слайд 26VII ЭТАП
Этап реализации проекта, то есть, постепенного решения задач проекта.
НО!!!
Прежде, чем начать их решение, необходимо определить контрольное время для
завершения работы над каждой из задач или указать необходимое для этого минимальное и максимальное количество времени.
Слайд 28VIII ЭТАП
Этап оформления результатов и представления их на конференции или
конкурсе
Знакомство с требованиями к оформлению работы, выдвигаемыми организаторами мероприятия, где
планируется представление проекта.
Подготовка к презентации, разработка раздаточных материалов, папки проекта, макета, брошюры и т.п.
Составление и оформление списка использованной литературы.
Составление текста доклада во время презентации.
Выступление на мероприятии.
Слайд 29IX ЭТАП
Этап рефлексии и выдвижения новой гипотезы для дальнейшего проектирования
Например:
В
процессе проектирования мы столкнулись с трудностью в поиске двух документов,
указанных в кодификаторе.
Это заставляет нас предположить, что в ходе выполнения следующего проекта можно обратиться к профессиональным юристам – выпускникам нашей школы, для этого необходимо создать базу данных о профессиях выпускников.
Слайд 30Мы в социальных сетях
Facebook
Интерактивная мастерская
e-mail: interobr@mcrkpo.ru
8-495-915-62-96
Нижняя Радищевская улица, д.
10, стр. 3
2-й этаж
Управление метапредметной подготовки
и образовательных технологий