Слайд 1Развитие человеческого капитала: новые компетенции и сфера образования в перспективе
до 2030 года
Форсайт – «предвидение будущего»
Слайд 2Человеческий капитал – Что это?
Человеческий ресурс – исходный, дешевый человеческий
материал, требующий для использования специальной «обработки» – жизненного обеспечения, социального
обустройства, образования/подготовки к деятельности (индустриализация – урбанизация)
Человеческий потенциал – продуктивные возможности индивидуального человека и человеческих сообществ (здоровье, активность, образованность, квалификация), реализующийся при их включении в социально-технологические «производственные машины» (современное индустриальное производство)
Человеческий капитал – универсальная, самостоятельная составляющая «производственного процесса», обеспечивающая дополнительную стоимость продукта – активный, образованный, компетентный, социально-обустроенный человек и человеческие сообщества (постиндустриальная уклад, инновационная экономика, производство знаний и услуг)
Слайд 3Сохранение, развитие, капитализация Человека
Три аспекта (модуса) человеческого капитала:
биологический, социальный,
экономический (продуктивный)
Биологический аспект – сохранение ЧК: демография + здоровье +
активность
Социальный аспект – развитие ЧК: образование + квалификация + социальная организованность + инициативность
Экономический аспект – капитализация ЧК: системы производства + социальные институты + инфраструктура возможностей
Слайд 4Субъекты капитализации. Кто они?
Субъект капитализации – получает дивиденды, заинтересован в
увеличении капитала, берет ответственность за его сохранение, делает инвестиции в
капитал
Государство – интересы капитализации:
Военно-политический – долгосрочное удержание территории проживающими на ней людьми
Экономический – долгосрочное получение сверх ренты от продажи природных ресурсов Сибири, получение налоговых доходов от деятельности бизнеса
Социальный – минимизация социально-политических рисков власти
Бизнес – интересы капитализации:
Традиционный бизнес – получение прибыли, производство продуктов и услуг (эксплуатация человека)
Инновационный, развивающийся бизнес – формирование стратегических перспектив и создание конкурентных преимуществ бизнеса,
Человек, Семья, Группа – расширение возможностей самореализации, повышение качества жизни, снижение социально-экономических рисков
Слайд 5Новые функции образования
Организация новых связей науки, образования и производства;
Формирование людей
нового технопромышленного уклада.
Организация жизненного самоопределения молодёжи по отношению к перспективным
типам занятости
Школьников и студентов нужно учить ВИДЕТЬ новые трассы развития знаний и новые формы их существования, предполагающие выбор и освоение совершенно новых типов профессионализма.
Необходима подготовка специалистов к знаниевой революции –сверхкомпетентов , понимающих, где проходят границы развития современного научного знания, благодаря метапредметной подготовке владеющих универсальными способами работы со знаниями в разных предметных областях и умеющих объединять и конфигурировать разные типы знаний на метапредметных основаниях при решении сложных проблем и задач.
Слайд 6Для справки
Все большую роль в развитии профессий начинают играть
так называемые «сверхкомпетенты» – люди, которые знают, что и почему
не знает профессиональное сообщество и из какого ансамбля, сети или роя разнопозиционных взаимодействий собрать новую сложную социокультурную функцию; не боятся выходить за границы того, что они могут, выращивая в себе на протяжении всей жизни новые способности.
Сверхкомпетенты обладают квалификацией высшего уровня и оказываются способны вписать создаваемые новые высокотехнологичные наукоёмкие производства в систему международного разделения труда.
Слайд 7Практика Форсайта
Технологический Форсайт – исследование, выделение критических технологий, построение «дорожной
карты», определяющей перспективы развития технологий на 10-20 лет
Отраслевой Форсайт –
исследование и определение сценариев развития отраслей экономики и социальной сферы на 10-20 лет
Региональный Форсайт – исследование и определение сценариев развития регионов на 10-20 лет (Башкортастан, Иркутская область)
Национальный Форсайт – определение базовых тенденций, ключевых технологий, социальных трансформаций и необходимых управленческих решений, задающих перспективы развития страны на 15-30-50 лет
Слайд 8Национальные программы Форсайта
1970 – Япония
1982 – США
1985 – Германия
1989
– Австралия
1991 – Корея, Филиппины
1992 – Нидерланды, Новая Зеландия
1994 –
Италия, Франция, Великобритания
2001 – 29 стран
2006 – Россия
Слайд 9Вопросы
Какие будут требования к компетенциям?
Какую роль будут играть образовательные учреждения
в долгосрочной перспективе?
Кто и какими механизмами будет осуществлять управление и
преобразования в сфере образования?
Слайд 10Общие тренды, которые влияют на развитие системы образования:
Фактор ИКТ: рост
онлайн-решений в образовании и развитие смешанной педагогики, комбинирующей онлайн и
оффлайн обучение.
Глобализация: распространение глобальных требований к работникам образования и стандартам подготовки, приход международных провайдеров образования на российский рынок.
Рост несистемного образования и появление в сфере несистемного образования новых системных решений.
Увеличение игровой компоненты в образовании (образовательные игры начинают играть важную роль на всех уровнях подготовки).
Рост индивидуализации и персонализация образовательных траекторий.
Рост внимания к физической и психологической безопасности образовательных решений, особенно в сфере образования для детей.
Слайд 11Согласно выводам форсайта, в области системного образования (школа / вуз) будут происходить
следующие процессы
Уже в ближайшие 7-10 лет систему образования ожидает
реальная конкуренция с независимыми и международными провайдерами образования (особенно на уровне высшего образования, где российские вузы будут конкурировать с проектами «университета для миллиарда», который делает топ-10 мировых университетов).
Будет происходить дальнейшая сегментация и расслоение образовательной системы, увеличение разрыва между «элитными» и «отстающими» учебными учреждениями, вплоть до возникновения школ и вузов, выполняющих преимущественно социальную роль «институтов призрения», «камер хранения для детей».
Будет происходить постепенный выход государства из образовательной сферы с сохранением двух функций: удержание «базового уровня» (в логике социальной безопасности) и поддержка ограниченного числа «точек прорыва» в системе образования (которые зависят от экономическо-политической стратегии государства).
Российская система образования сможет удерживать свои позиции только в том случае, если произойдет кадровое обновление: появление новых преподавателей (в первую очередь – владеющих современными образовательными технологиями), новых управленцев учебными учреждениями, а также компетентных заказчиков (родителей и работодателей).
Слайд 12В области несистемного образования (образовательные сервисы для детей и взрослых) будут идти
следующие процессы:
Развитие Lego-образования («человек, собери себя сам»), в котором человек
сможет полностью собрать свою траекторию базового и профессионального образования и быть конкурентным даже без посещения школ и вузов.
Взрывной рост рынка образовательных сервисов (новые формы и новое содержание), который связан с несколькими условиями, в т.ч.:
- отсутствие «политики сдерживания» (неразумных ограничений на новые образовательные сервисы) со стороны государства;
- развитие «компетентных заказчиков» (родители, работодатели, сами учащиеся);
- развитие институциональной инфраструктуры образовательного рынка (например, появление национального поисковика по онлайн-курсам) в форме государственно-частных партнерств.
Слайд 13
ХРОНОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ
Вовлечение социально-нереализованных людей
в игровые миры с целью обеспечения занятости и доп. образования
– с 2015
Фиксация поведения индивида автоматическими системами – с 2015
Компетенция как единица измерения образовательного процесса – c 2016
3D-печать как замена легкой промышленности – 2016
Генетический паспорт ученика как основание для индивидуального образования ученика – с 2018
В 2018 триггерная точка – возможно патентование генов
С 2018 – новые принципы взаимодействия между людьми
С 2018 - Массовые нейроинтерфейсы – дешевые системы ввода и вывода информации через энцефалограммы и системы биологической обратной связи, миниатюризация и оестествление компьютерных устройств ввода/вывод и отказ от компьютеров как от специальных объектов –
Слайд 14 2020 год – обязательный идентификатор личности в
Интеренете
2020 – школа как цифровое игровое пространство с дополненной реальностью,
живые меняющиеся учебники
2020 – год тотальной цифровизации: все оцифровано
- появление Нейронета: связь «нервная система – компьтер – сеть» + нано и биотехнологии для усиления возможностей нервной системы
- развивающая беременность – ребенок в утробе матери получает необходимые знания
- игровая культура становится нормой жизни
- город синтезирует все, необходимое для жизни – воду, воздух, пищу,
ИТ-детокс – клиники, где лечат боязни офф-лайна, зависимости от компьютера
Слайд 152020 – машины начинают понимать смысл человеческой речи
-социально принудительное перевоспитание
в виртуальных симуляторах лиц, совершивших преступления
2021 год – доминирование Китая
и Индии, смена культурной парадигмы
- продажа специалистов с уникальными компетенциями оплачивается нациям
- унификация стандартов образования
Угроза: отмирание письменной речи, отмирание необходимости выражать свои мысли точно для большинства населения
- глобальная база данных личных траекторий развития, то есть на что человек способен
2022 – регулярная психофизиологическая диагностика для подбора индивидуальной образовательной траектории
- создание протоколов невербального общения нервными системами через сеть
- новые модели инвестиций в перспективную молодежь
Слайд 16
2025 – развитие форм обучения через нейросеть
- появление искусственного интеллекта,
способного оперировать смыслами
- тотальное образование позволяет заменить физический возраст социальным
2030
– торжество нейрогеноэкономики: каждый получает то, что хочет
- нано и биотехнологии превращают устройства связи в части тела
- при этом поколение, выросшее таким образом имеет искаженную или крайне неустойчивую систему ценностей, резкое снижение способностей работать с нестандартными ситуациями, стандартизация образования ограничивает развитие нестандартных навыков
Дальше следует зона футурологии, где с 2035 – начинают продаваться элитные генные наборы для детей и появляется возможность отключение людей от высокоуровневых систем жизнеобеспечения (синтезаторов еды, телекоммуникаторов, искусственных органов)
Слайд 17Видимые тенденции в сфере образования РФ
Отказ от работы по полученной
специальности
Рост безработицы (доля официально зарегистрированных безработных, данные на 2006/07
г. – выпускников ВУЗ - 2,2%, выпускников СПО - 6,86%, выпускников НПО - 6,09%).
Массовизация высшего образования. Россия занимает третье место в мире (после США и Финляндии) по числу студентов на 10 тыс. человек населения — 510. С учетом тех студентов техникумов, которые имеют полное среднее образование — 630 — мировое лидерство.
Основные расходы на образование несет население (удельный вес расходов на оплату услуг образования по данным выборочного обследования домашних хозяйств за 2010 г. – 10,1%)
Снизилось качество (лучшие ученики на международных конкурсах из первой десятки откатились в 4 и 5-ю).
Вследствие изобилия средств образования и их потенциальной общедоступности, произошло обесценивание образованности в качестве элемента системы ценностей. При этом образование не является повсеместно доступным.
Существенные отклонения в подготовке специалистов от потребностей экономики.
Слайд 18Негативные тенденции. Социальные напряжения в сфере образования
Консервативность ОУ. Темпы изменений
деятельности образовательных учреждений отстают от темпов общественных изменений.
Структура деятельности
преподавателей практически не изменяется. Только 16% преподавателей ведут исследования.
Действия в ОУ осуществляются в наборе представлений, рамок, которые принципиально устарели (модернизационные процессы осуществляются вне образа будущего образования). Небольшое количество вузов имеет инновационную, исследовательскую составляющую. Российские университеты практически выпали из международных рейтингов, их места заняли китайские вузы.
Заработная плата не стала стимулом к повышению эффективности деятельности специалистов в сфере образования.
Слайд 19Социальные напряжения в сфере образования. Периоды кризиса для России. (Форсайт-проект
«Детство»)
2014-2018 годы.
смена поколений, смена электората (основные места у
власти, бизнеса и т.д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценности великой державы);
выход из строя технологического оборудования индустриальной эпохи, развал инфраструктур;
демографический спад (резкое снижение трудоспособного населения);
с 2015 – разрыв между цифровыми учениками и нецифровыми учителями. Уход учителей-ретрансляторов из сферы образования
давление новых экономических гигантов (Китай, Индия, Объединенная Европа)
падение доходов от нефти.
2030-2040 годы.
«Мир перейдет на инновационные рельсы: в странах, где только сейчас начинается переход на инновационную экономику, он будет завершен.
Основная промышленность будет освоена Новым Миром (Китай и Индия) и Россия уже не сможет быть конкурентной в промышленной сфере».
Слайд 20Ожидаемые изменения в сфере образования
(Форсайт-проект «Детство 2030»)
Слайд 23Заделы, обеспечивающие конкурентные преимущества РФ в области образовательных технологий
Система развивающего
обучения (экспортируется)
Система развития , постановки изобретательского и инженерного мышления«ТРИЗ»
Разработки в
области в области гуманитарных технологий, основанных на системно-мыследеятельностном подходе
Разработки в области раннего развития детей
Слайд 24Основания для выбора политики (вариантов стратегий) в сфере образования
Встраивание в
имеющиеся программы развития образования в мире
Совершенствование отдельных направлений, аспектов образования
Капитализация
имеющихся наработок образования РФ в прошлом и на их основе восстановление, развитие образовательных практик
Создание собственного проекта мирового образования с учетом всех практик работы с человеком (здоровье, среда проживания) и отечественных разработок в области мышления
Слайд 25Что есть сегодня
Формирование образования будущего предполагает выделение таких систем
и зон практики, которые уже действуют сегодня, но готовят молодого
человека и работающих в этих зонах профессионалов к встрече с будущим.
Ориентация на образование будущего предполагает выявление таких принципов действия и форм устройства его практики, которые будут обязательным, всеобщим моментом массовых институтов и профессиональных систем мыследеятельности образования через 20 лет.
Но элементы и живые образцы этой новой практики действуют уже сегодня, и они, собственно, и определяют направление развития образования будущего.
Слайд 26Характеристики действующих уже сегодня, но определяющих будущее областей образовательной практики
1.
Они ориентированы на развитие высших духовных способностей, которое необходимо осуществлять
на протяжении всей жизни. это образование можно назвать мыследеятельностным, поскольку оно формирует у ребенка способности мышления, понимания, рефлексии, коммуникации, действия, а также воображения, самоопределения, решения проблем и задач, схематизации, идентификации, стратегического целеполагания и целеопределения.
2. Эти сферы практики построены на принципах проектно-преобразовательной, а не адаптивной социализации. Не на подготовке к будущей жизни, а на включении в гущу социальной, духовной жизни уже сейчас.
3. Они открыты к образовательным достижениям всего мира, но ставят своей задачей культивирование мультиконфессиональной, полиэтнической, разнопозиционной российской идентичности – в соответствии с тезисом М.Я. Гефтера, что «Россия – это мир миров».
Слайд 27Характеристики действующих уже сегодня, но определяющих будущее областей образовательной практики
4.
Образовательные практики являются одновременно аксиопрактиками (выявление и работа с ценностями),
при их осуществлении культивируются важнейшие ценности.
5. Образовательные практики являются интегративным механизмом развития полномасштабных производительных сил, включающих фундаментальную практико-ориентированную науку, инновационную промышленность.
Слайд 28Необходимые шаги для развития сферы образования
Необходимо активно способствовать развитию «компетентного» родительства. Возрастает потребность в
сервисах, обеспечивающих подготовку родителей к воспитанию детей и к эффективному детско-родительскому взаимодействию, в связи с явными недостатками и рисками текущей ситуации, когда родители действуют на основе сложившихся стереотипов, не учитывающих сегодняшних и завтрашних изменений.
Кроме этого, «компетентные» родители могут стать серьезной силой, способной повлиять на развитие в позитивную сторону содержания и организации школьной подготовки. Необходимо оказать поддержку существующим и стимулировать создание новых программ подготовки для родителей (включая системы обмена опытом, тьюторства и пр.) с целью активного вовлечения родителей в процессы школьного самоуправления
Слайд 29Необходимые шаги для развития сферы образования
Действие образовательных продуктов (особенно софта, онлайн-решений и гаджетов) на ускорение
или торможение развития детей зачастую непредсказуемо и может привести к необратимым последствиям.
Уже сейчас необходимо начинать работу по разработке нормативной базы и институциональной инфраструктуры, создающей баланс между безопасностью детей и развитием рынка образовательных сервисов: обеспечивающей необходимый уровень психологической и физической безопасности детей, но не создающей существенных барьеров для развития инновационных продуктов.
Слайд 30Необходимые шаги для развития сферы образования
Детское
образование в мире и в России будет все больше интегрироваться
в городскую среду: детские площадки и парки будут служить не только физической активности и развлечениям, но и образовательным целям, заводы и офисы будут превращаться в интерактивные музеи и детские мастерские, будут созданы детские навигаторы для комфортного путешествия детей по городу (в т.ч. слой в автомобильных навигационных картах).
В ближайшие годы в России должны быть запущены первые пилотные проекты создания полноценных городских сред, комфортных и развивающих для детей и семей, с привлечением специалистов по урбанистике, образованию, детской и семейной психологии.
Слайд 31Необходимые шаги для развития сферы образования
Образование
для детей с особыми потребностями (в т.ч. детей-инвалидов и детей-аутистов) станет
важной областью развития образовательных инноваций, в том числе с применением ИКТ и биотехнологий.
Отдельное и крайне перспективное направление — коррекционные сервисы и сервисы для особых детей, позволяющие не только ускоренно и эффективно способствовать коррекции и развитию детей с особенностями развития, но и осуществлять комплексный мониторинг показателей развития и заблаговременно предупреждать возможные риски. Кроме этого, необходимо широко тиражировать в России передовой опыт инклюзивного образования.
Слайд 32Необходимые шаги для развития сферы образования
Онлайн-педагогика должна массово появиться в школах
и интегрироваться с традиционной школой. В России остро нужны специалисты
по онлайн-педагогике, и необходимо срочно запустить массовую подготовку таких специалистов. Кроме этого, должны создаваться распределенные педагогические коллективы, в которых педагоги ведущих школ смогут удаленно работать для сельских / малых школ (для успешного запуска такой модели необходимо проработать способы оплаты труда удаленных педагогов, в т.ч. межшкольных расчетов и грантовой поддержки).
МВА для директоров школ. Новые программы подготовки управленцев школ могут быть организованы по образцу программ подготовки менеджеров с использованием передовых практик бизнес-образования (в т.ч. бизнес-симуляторы, проектное обучение и пр.) и с учетом специфики образовательного сектора.
В качестве варианта: может быть реализована программа обучения 100 директоров ведущих школ в нескольких пилотных регионах в формате «Топ-100».
Слайд 33Необходимые шаги для развития сферы образования: Высшее образование и образование
для взрослых
Тотальная прозрачность вузовского образования – условие выживания в конкурентной борьбе
вузов с глобальными провайдерами образования, приходящими на национальный рынок. В дополнение к существующим инициативам по внедрению антиплагиата («давление сверху») в ближайшие 5-10 лет в России должны быть сформированы механизмы «давления сбоку»: «пиринговые» (peer-to-peer) системы оценки курсовых и дипломных работ, а также онлайн-рейтинги преподавателей высшей школы.
Прозрачность результатов, полученных в ходе обучения, будет повышена через внедрение электронных дипломов с фиксацией всех работ и экзаменов в электронном виде, а в перспективе — создания профиля компетенций как замены трудовой книжки.
Итоговые экзамены по специальности должны быть «оторваны» от вузов, предоставляющих образование, по принципу внешнего аудита («те кто учит – не оценивает результаты своей деятельности»).
Слайд 34Необходимые шаги для развития сферы образования: Высшее образование и образование
для взрослых
Централизованная закупка государством доступа к международным цифровым библиотекам(журналы, книги, данные)
и мотивация / мониторинг использования материалов этих библиотек в образовательном и научном процессе – позволят выявить вузы с потенциалом интеграции в мировой образовательно-научный контекст.
Создание национального поисковика по российскому и международному образовательному контенту (в партнерстве или на базе одной из ведущих поисковых систем).
Создание стимулов для широкого внедрения обучения по контракту с работодателем (в сфере высшего и дополнительного профессионального образования), включая изменения в трудовом законодательстве.
Создание страховой системы (по модели КАСКО – страхование ответственности за некачественное образование) для стимулирования повышения качества образовательных программ в дополнительном образовании.