Слайд 1Развитие коммуникативных навыков у стационарного врача
Выполнила:.
Проверила:
Казахский Национальный Медицинский
Университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра: Коммуникативные навыки
Слайд 2План
Введение
Основная часть
Вербальные средства общения
Невербальные средства общения
Заключение
Слайд 3Введение
Использование врачами коммуникативных навыков оказывает значительное положительное влияние на их
профессиональную деятельность.
Слайд 4Вербальные средства общения
Основной задачей речевого этикета в общении врача и
пациента является установление контакта и поддержание официальновежливых отношений.
Среди профессиональных качеств,
характеризующих вербальное поведение врача, наиболее значимые: владение литературным языком, общая эрудиция, кругозор, умение четко формулировать свою мысль.
Слайд 5Для создания позитивной атмосферы общения в рамках профессиональной деятельности необходимы
доброжелательность, терпеливость, внимательность, уважение к собеседнику. Естественной и единственной уважительной
формой обращения к пациенту независимо от пола, возраста, социального статуса является обращение на «вы».
Слайд 6Вербальные сигналы, располагающие к контакту:
Отчетливое приветствие
Обращение к человеку по имени
Предложение
сесть
Терпеливое слушание
Малый разговор
Использование комплиментов
Врачу «полезно» иметь информацию о жизни своих
пациентов, а не только ту, которая помогает установить диагноз.
Слайд 7Два уха и один язык нам даны для того,
чтобы больше
слушать и меньше говорить.
Зенон из Китиона (Стоик), греческий философ.
Умение слушать —
наиболее важное из всех качеств, которыми должен обладать успешный врач.
Нерефлексивное слушание
Рефлексивное слушание
Эмпатическое слушание
Цель рефлексивного слушания – как можно точнее осознать и передать чувства говорящего, а эмпатического слушания – уловить эмоциональную окраску идей и их значение для другого человека, проникнуть в систему его внутренних ценностей и понять, что истинно означает это для другого человека и какие чувства он при этом испытывает.
Слайд 8Обратная связь
Особенно важно умение вести диалог для специалиста помогающей профессии,
к которой относится и профессия врача.
Диалогическое общение предполагает умение задавать
вопросы, они способствуют максимальному сближению партнеров по общению. Вопросы позволяют активизировать участников беседы и направить процесс общения в необходимое русло.
Слайд 9 Примеры закрытых и открытых вопросов
Слайд 10Невербальные средства общения
Невербальные проявления — это выразительные движения (мимика и пантомимика),
положение в пространстве (походка, осанка), жесты (поклон, поворот к собеседнику
или от него и др.), использование системы специальных знаков (дарение женщине букета цветов, поднесение ко рту сигареты и т.п.). Невербальный компонент общения несет более 90 % информации.
Чтобы лучше понимать людей необходимо владеть неречевыми средствами общения – умением передавать (выражать) бессловесную информацию и умением воспринимать (читать) ее.
Слайд 11Э.Холл и Дж.Трейджер выделяют четыре межличностных расстояния:
Интимное расстояние от 15 до
45 см.
Личная дистанция от 46 до 120 см.
Социальная дистанция от 1,2
до 3,6 метров.
Публичная дистанция более 3,6 метра.
Выбирая довольно большое расстояние между собой и врачом в первую встречу, больной начинает сокращать его по мере установления контакта.
При общении врача и больного расстояние между ними является показателем доверительности отношений, степени эмоционального контакта.
Слайд 12При поддержании вербального контакта с больным следует учитывать следующую закономерность:
когда врач в процессе разговора откидывается назад, сидя в кресле
или на стуле, то у пациента может возникнуть представление о том, что собеседнику стало скучно, либо он не согласен, не верит тому, что говорит больной. Если же, напротив, врач слушает, чуть-чуть наклонившись в сторону пациента, склонив голову к правому плечу и изредка, в такт его словам, кивает головой – больной будет убежден в заинтересованности и соучастии врача в переживаниях, которые раскрывает ему пациент.
Слайд 13Важное значение в оценке состояния собеседника, партнера по взаимодействию имеет
поза – то, как он стоит, сидит.
Врачу в ситуации его
профессионального общения с больными лучше всего использовать естественные, асимметричные, открытые позы, располагающие к общению, не вызывающие напряжения или недоверия, создающие лучшие условия для взаимодействия. Особенно важным это бывает в самом начале общения, при установлении психологического контакта с пациентом.
Слайд 14Жестом называется движение руки, в котором обычно участвуют также плечи
и голова. Все разнообразные жесты условно делятся на две группы:
коммуникативные и экспрессивные.
Активная, чрезмерно интенсивная жестикуляция у больных встречается преимущественно в состоянии тревоги, а также при маниакальном возбуждении (F30) и вызывает ответную реакцию беспокойства. Депрессивное состояние (F32) связано с преобладанием статичных однообразных поз, скупых жестов, с мимикой скорби и печали.
Слайд 15Взгляд (контакт глазами). Важный элемент невербального общения.
Именно взгляд в глаза позволяет
почувствовать психологический контакт с собеседником. Оптимальная продолжительность взгляда – 3 с.
Обычно этого бывает достаточно, чтобы почувствовать психологический контакт с партнером, не вызывая у него раздражения.
Слайд 16Паралингвистические компоненты общения
Среди параметров паралингвистической коммуникации выделяют 4 значимых признака: громкость
речи, ее темп, ритм, пауза.
Слайд 18Голос также является выразителем наших чувств. Спокойный и солидный голос
снимает напряжение и пробуждает интерес, а «взвинченная», быстрая и громкая
речь может восприниматься как признак резкости и агрессивности. Чем правильнее, организованнее речь, тем больше степень доверия к полученной информации и более компетентным кажется говорящий.
Слайд 19Заключение
Искусство беседы с больным, умение вести с пациентом диалог требует
не только желание врача, но и, в определенной степени таланта.
Врач должен уметь не только слушать, но слышать. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость.
Общение врача и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения.
Слайд 20Литература
Пособие «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА», Незнанов Н.Г., Санкт-Петербург, 2004 г.
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ВРАЧА:
НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫНУЖДЕННАЯ ИЛИ ОСОЗНАННАЯ?», Пасечник И.П., ГАЗЕТА «НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ И
ФАРМАЦИИ» 10 (461) 2013.
«ОБЩЕНИЕ ВРАЧА: ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ», Болучевская В.В., Павлюкова А.И., Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2.
Кондратова Н. В. «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА», Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011., №129.