Разделы презентаций


Развитие права в постреформенный период (к.19-н.20 в.)

Содержание

Конституционная монархия (1905-1917 гг.)Кризис 1900-1903 гг., сопровождавшийся разорением множества мелких предприятий и усиление позиций крупного монополистического капитала.Кризис ускорил образование крупнейших монополий в промышленности.Это способствовало усилению роли монополистического капитала в стране. Возросло

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие права в постреформенный период (к.19-н.20 в.)
1863 г. – издано

периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительства. В него входят уставы

акционерных и кредитных обществ, постановления министерств и судебная практика.
1881 г. – учрежден Особый комитет для пересмотра Уголовного уложения.
1882 г. – начинается пересмотр гражданских законов.
В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица.
Вещи делятся на движимые и недвижимые.
1893 г. – проект Вотчинного устава.
1891 г. – изданы правила об узаконении незаконнорожденных детей через последующий брак.
1887 г. – новая редакция торгового устава.
1903 г. – новое Уголовное уложение.
Развитие права в постреформенный период (к.19-н.20 в.)1863 г. – издано периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительства. В

Слайд 2Конституционная монархия (1905-1917 гг.)
Кризис 1900-1903 гг., сопровождавшийся разорением множества мелких

предприятий и усиление позиций крупного монополистического капитала.
Кризис ускорил образование крупнейших

монополий в промышленности.
Это способствовало усилению роли монополистического капитала в стране. Возросло значение банковских монополий.
1908 г. – создан Соединенный банк в результате слияния крупнейших банков.
1910 г. – создана крупнейшая банковская монополия – Русско-Азиатский банк.
Централизация банковского капитала ускорила процесс соединения банковских капиталов и промышленных монополий в стране.
Важную роль продолжает играть иностранный капитал.
Развитие капитализма происходит в условиях сохранения помещичьего землевладения, пережитков крепостничества.
Сельское хозяйство продолжает оставаться отсталым.

Конституционная монархия (1905-1917 гг.)Кризис 1900-1903 гг., сопровождавшийся разорением множества мелких предприятий и усиление позиций крупного монополистического капитала.Кризис

Слайд 31900 г. – назревает революционная ситуация.
Стачки, крестьянские выступления (1901-1904 гг.).
Поражение

России в русско-японской войне 1904-1905 гг.
1905-1907 гг. – первая народная

революция эпохи империализма.
Это буржуазно-демократическая революция нового типа.
Впервые вождем всех трудящихся масс выступил рабочий класс.
При его роли складывается союз рабочего класса и крестьянства.
Революционные события поколебали армию и флот – опору царизма.
Российская буржуазия стремилась не допустить дальнейшего развития революции. Ее не удовлетворяли сохранение ее сословного неравноправия с дворянством, а также отсутствие доступа к высшим постам в государственном аппарате.
В ходе революции созданы Советы рабочих депутатов – органы политической борьбы.
1900 г. – назревает революционная ситуация.Стачки, крестьянские выступления (1901-1904 гг.).Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг.1905-1907 гг.

Слайд 4Общественный строй
Существовало 4 сословия: дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели.
Дворянство

сохранило большинство своих прежних привилегий.
Для дворянских имений характерен низкий уровень

хозяйства, получаемых доходов.
Крестьяне составляли в начале века ок.80% населения России.
После отмены крепостного права продолжали оставаться неравноправным сословием.
1903 г. – отменена круговая порука в сельской общине.
1904 г. – отмены телесные наказания крестьян.
3 ноября 1905 г. – Манифест «Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения». По положению выкупные платежи уменьшались наполовину с 1906 г., а с 1907 г. – их взимание полностью отменялось.
Общественный стройСуществовало 4 сословия: дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели.Дворянство сохранило большинство своих прежних привилегий.Для дворянских имений

Слайд 5Октябрь 1906 г. – Указ «Об отмене некоторых ограничений в

правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний».
Указом декларировалось

предоставление всем российским подданным одинаковых прав относительно гражданской службы.
Волостные суды не могли наказывать крестьян за поступки, не предусмотренные Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землеустройства». Каждый домохозяин получал право требовать предоставления земельного надела в частную собственность. Домохозяин имел право требовать от сельского общества выделения всей земли вместе, единым участком.
Октябрь 1906 г. – Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и других лиц бывших

Слайд 614 июня 1910 г. – закон о выходе крестьян из

общины.
29 мая 1911 г. – Положение о землеустройстве, которое наряду

с определением порядка работы землеустроительных комиссий, созданных для проведения столыпинской реформы, предусматривало возможность упразднения общины по ходатайству части владельцев земли и членов земельных обществ, т.е. принудительно для других крестьян.
Рабочий класс добился права на объединение в профсоюзы.
Запрещалось создание профсоюзов служащими правительственных учреждений; организация профсоюзов, управляющихся учреждениями и лицами, находящимися за рубежом; объединение нескольких обществ в единый союз.
Рабочие организовывали различные культурно-просветительские организации.
14 июня 1910 г. – закон о выходе крестьян из общины.29 мая 1911 г. – Положение о

Слайд 7Проекты реформ
Принимал и рассматривал проекты реформ Совет министров.
Министр внутренних дел

– привлекал избранных от населения людей к участию в предварительной

разработке и обсуждению законодательных предположений.
Февраль 1905 г. – царь направил министру внутренних дел А.Г. Булыгину рескрипт, предписывающий привлекать народных представителей к участию в предварительном обсуждении и разработке законодательных предположений.
Май 1905 г. – булыгинская комиссия представила проект нового законодательного органа в Совет министров.
Новый орган назван Государственная дума.
Проекты реформПринимал и рассматривал проекты реформ Совет министров.Министр внутренних дел – привлекал избранных от населения людей к

Слайд 86 августа 1905 г. – утверждены акты об учреждении ГД

и Положение о выборах в нее.
Для выборов устанавливалась куриальная система

(курии землевладельцев, городская, крестьянская), сочетавшая в себе имущественные и сословные критерии.
Уездный избирательный съезд выбирал выборщиков. Для крестьян устанавливалась четырехстепенная система выборов: сельские сходы, волостные сходы, уездные съезды, уполномоченные от волостей.
Выборщики от губерний, избранные куриями, собирались на губернские избирательные собрания. Здесь каждая курия выбирала определенное законом число членов ГД. В крупных городах членов ГД выбирали городские избирательные собрания.
По проекту Дума д.б. представлять собой нижнюю палату, а функции верхней палаты – Госсовету.
6 августа 1905 г. – утверждены акты об учреждении ГД и Положение о выборах в нее.Для выборов

Слайд 9ГД – представительный орган, избираемый на 5 лет.
К выборам не

допускались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, находящиеся на действительной

службе, учащиеся, неоседлые народы.
Ее компетенция определялась как органа, создаваемого для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, передаваемых императору через Госсовет, т.е. законосовещательного органа.
Имела право законодательной инициативы, право обсуждения государственного бюджета.
В составе Думы были образованы общее собрание, избиравшее председателя, и отделы.
Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» - обещал дать населению свободу слова, собраний и союзов; предоставить избирательные права классам населения, лишенным избирательных прав.
19 октября 1905 г. – манифест о преобразовании Совета министров.

ГД – представительный орган, избираемый на 5 лет.К выборам не допускались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие,

Слайд 10На Совет министров возлагалось направление и объединение действий главных начальников

ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления.
До

этого СМ был совещательным органом при императоре и координировал деятельность министерств.
По Указу от 19 октября 1905 г. в России создавался правительственный орган во главе с председателем Совета министров.
Председатель СМ – право контролировать деятельность министерств и начальников ведомств. Министры обязаны были согласовывать с ним свою деятельность, сообщать ему безотлагательно сведения о всех происходящих событиях в государственной жизни.
Председатель СМ и министры назначались и увольнялись императором.
На Совет министров возлагалось направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и

Слайд 11Избирательное право
Для контроля за ходом выборов создавались губернские и городские

комиссии по делам о выборах, в которых председательствовали чиновники Министерства

юстиции.
В составе Министерства внутренних дел создавалось делопроизводство по выборам в Думу, которое руководило деятельностью комиссий.
Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов.

Избирательное правоДля контроля за ходом выборов создавались губернские и городские комиссии по делам о выборах, в которых

Слайд 12Переход к конституционной монархии
17 октября 1905 г. – объявляется переход страны

к новому конституционному строю.
Этот переход был значительно облегчен принятием Закона

от 6 августа, решившего проблемы по созданию народного представительства как постоянного учреждения и предоставления ему права отклонить законопроекты, не позволяя им приобретать исполнительную силу.
20 февраля 1906 г. – Госсовет превращен в законодательный орган, верхнюю палату парламента.
Январь 1905 г. – СМ стал действовать на организационных началах (как в 1861 г.).
Октябрь 1905 г. – его реорганизация – постоянно действующий орган, согласно акта «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений».
СМ становился главным правительственным учреждением.
Переход к конституционной монархии17 октября 1905 г. – объявляется переход страны к новому конституционному строю.Этот переход был

Слайд 13Реформа местного суда
1912 г. – принимается проект закона «О местном

суде». Особенность местного суда – сословность. Для устранения этого недостатка

необходимо было упразднить волостные суды и судебные функции земских начальников, заменить их общим всесословным судом.
Предлагался принцип выборности местных судей, ограниченный ценами (имущественный, образовательный).
Май 1910 г. – комиссия Госсовета пришла к выводу о необходимости сохранения волостного суда.
Июнь 1912 г. – окончательно принимается закон о местном суде.
Система судов: волостные суды (сохранили сословный и крестьянский характер) – низшая инстанция местного суда. Апелляционная инстанция – верхний сельский суд (мировой судья и 2 представителя волостных судов). Кассационная инстанция – мировой съезд.
Мировые судьи избирались на 3 года уездными земскими собраниями и городскими думами. Апелляционная инстанция – мировые съезды, председатели которых назначались императором. Кассация – Сенат.
Реформа местного суда1912 г. – принимается проект закона «О местном суде». Особенность местного суда – сословность. Для

Слайд 14Нач. декабря 1904 г. – П.Д. Святополк-Мирский поручил разработать законопроект,

в котором излагалась программа либеральных реформ. В частности, в нем

предусматривалось привлечение избранных народных представителей к законодательной деятельности.
Комитет министров д.б. разработать основные начала законопроектов о реформах, окончательная и подробная разработка их поручалась особым совещательным комитетам, назначаемым царем.
Особый совещательный комитет д.б. рассмотреть вопрос о преобразовании Сената и административной юстиции.
Июнь 1905 г. – одобрен проект конституции, противопоставленный булыгинскому правительству.
Участники предлагали наделить Думу не законосовещательными, а законодательными полномочиями. Настаивали на введении всеобщего избирательного права и отказе от цензовой избирательной системы.
Нач. декабря 1904 г. – П.Д. Святополк-Мирский поручил разработать законопроект, в котором излагалась программа либеральных реформ. В

Слайд 15Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в

конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях

жизни.
При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».
Система представительных учреждений вводилась актами, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и заканчивая Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г.

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились

Слайд 16Разработка Конституции
Государственной канцелярией и Советом министров был подготовлен текст Основных

государственных законов, утвержденный Николаем II 23 апреля 1906 г.
Принятие Основных

законов и перестройка центрального управления на началах «законности» и «привлечения общественности», потребовали пересмотра принципов местного управления и самоуправления.
В декларации правительства (март 1906 г.) провозглашались: расширение компетенции ОМС, их распространение на новые территории, создание мелкой земской единицы (поселковое, волостное управление), расширение избирательных прав и их основание на налоговом цензе.
Заявлялось об упразднении института земских начальников, сосредоточении всех кассационных функций в Сенате, пересмотр налогового и рабочего законодательства, упорядочение крестьянского землепользования и землеустройства.
Разработка КонституцииГосударственной канцелярией и Советом министров был подготовлен текст Основных государственных законов, утвержденный Николаем II 23 апреля

Слайд 17В Основных законах были сформулированы гражданские права и свободы (неприкосновенность

жилища, собственности, перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, создания союзов

и объединений, вероисповедания и т.д.).
Законодательную власть император осуществлял в единении с Госсоветом и Госдумой.
Императору предоставлялась возможность по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость.
Не подлежали обсуждению ГД и Госсоветом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.
В Основных законах были сформулированы гражданские права и свободы (неприкосновенность жилища, собственности, перемещения, выбора профессии, слова, печати,

Слайд 18ГД могла быть распущена императором досрочно. В этом случае назначались

выборы и сроки созыва Думы нового состава.
Компетенция Думы: вопросы, требующие

издания законов (обсуждение и утверждение бюджета, дела о строительстве железных дорог, об учреждении акционерных компаний и т.д.).
В нач.1906 г. были изданы бюджетные правила, по которым бюджет мог использоваться даже при отказе Думы от его утверждения, что резко ограничивало бюджетные права Думы.
Депутаты имели право запроса к министрам, что давало возможность Думе публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать отчетов от правительства.
Исполнительная власть принадлежала царю (дуалистический принцип Конституции), министры были ответственны не перед Думой, а перед монархом.
ГД могла быть распущена императором досрочно. В этом случае назначались выборы и сроки созыва Думы нового состава.Компетенция

Слайд 19Право и правовая политика 1905-1917 гг.
1905 г. – Указ «О

даровании населению облегчений по уплате долгов». На его основе проводилось

освобождение от взысканных недоимок по продовольственному сбору и аннулировались долги по ссудам на производстве.
Май 1905 г. – Указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия». Комитет осуществлял общее руководство земельными делами и кредитом, заслушивал отчеты земельных банков.
Ноябрь 1905 г. – Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения. Уменьшал выкупные платежи со всех категорий крестьян до 50%, а с 1907 г. – отменил их.
Право и правовая политика 1905-1917 гг.1905 г. – Указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». На

Слайд 20Указ «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян».
Указ

«Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению

площади землевладения малоземельных крестьян», вводивший кредитование и погашение задолженностей крестьян за счет выкупных платежей, поступивших в банк.
Август 1906 г. – Указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования».
Сентябрь 1906 г. – Указ «О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков».
Октябрь 1906 г. – Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий».
Отменялись подушная подать, круговая порука, принудительная передача и направление налогоплательщиков на заработки, подчинение земским начальникам и наложение административных взысканий без формального производства.
Указ «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян».Указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по

Слайд 21Расширились имущественные права крестьян: отменялись порядок семейных разделов по решению

общины, запрещение крестьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями.
Избирательные права крестьян:

они допускались в земельный съезд, отменялся порядок утверждения губернатором состава земских гласных, их избирали кандидаты от самих крестьян.
Ноябрь 1906 г. – Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося землевладения и землепользования» провозглашал свободный порядок выхода из общины и закреплял наделы в собственность в любое время.
Май 1911 г. – Закон «О землеустройстве» подробно регламентировал порядок землеустройства.
Предусматривался порядок образования землеустроительных комиссий под руководством предводителей дворянства.
Расширились имущественные права крестьян: отменялись порядок семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться

Слайд 22Июнь 1905 г. – издано Мнение Государственного совета о некоторых

изменениях и дополнениях Закона 7 июня 1904 г. «О порядке

производства по делам о преступных деяниях государственных».
Март 1906 г. – Указ «О мерах к сокращению времени производства наиболее важных уголовных дел», предусматривавший усиление санкций за сопротивление представителям власти.
Апрель 1906 г. – издается Мнение Государственного совета «О преобразовании Верховного суда». Должностные преступления изымались из административного производства.
Июнь 1905 г. – издано Мнение Государственного совета о некоторых изменениях и дополнениях Закона 7 июня 1904

Слайд 23Август 1906 г. – Совет министров принял Положение об учреждении

военно-полевых судов.
Вводились в местностях, объявленных на военном положении или

положении чрезвычайной охраны.
Учредители судов – генерал-губернаторы или главнокомандующие.
Процесс проходил при закрытых дверях и в течение не более суток.
Приговор был окончательным и приводился в исполнение не позднее суток.
Август 1906 г. – Совет министров принял Положение об учреждении военно-полевых судов. Вводились в местностях, объявленных на

Слайд 24Декабрь 1905 г. – указ «О временных правилах о наказуемости

участия вы забастовках на предприятиях, имеющих общественное или государственное значение».
Февраль

1906 г. – издано Мнение Государственного совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц.
1906 г. – разработан проект закона о реорганизации полиции. Предполагалось объединить полицию с корпусом жандармов.
Декабрь 1905 г. – указ «О временных правилах о наказуемости участия вы забастовках на предприятиях, имеющих общественное

Слайд 25Март 1906 г. – Указ «О временных правилах об обществах

и союзах».
Общество – соединение лиц с определенной целью.
Союз – соединение

нескольких обществ.
Запрещалась деятельность обществ, управляемых из-за границы, если они носят политический характер.
Государственные служащие могли образовывать только благотворительные и культурные, но не политические общества.
Указ «О временных правилах о собраниях»: непубличные собрания можно было проводить без разрешения правительственных властей, в учебных заведениях – только учебные собрания.
Запрещались антиобщественные собрания, поводом к закрытию собрания могло стать уклонение от темы.
Март 1906 г. – Указ «О временных правилах об обществах и союзах».Общество – соединение лиц с определенной

Слайд 26Источники права
Система источников права дополнилась в этот период постановлениями Совета

министров и Мнениями Государственного совета.
Появилось большое число актов, именуемых «временные

правила» - направлены на конкретную ситуацию, приобретали характер законов.
Совет министров издавал и положения, носившие статусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуру и функции новообразуемых органов власти и управления.
Указы – направлены на проведение конкретных правовых акций и преобразований.
Закон – главный источник права. Должен был выражать общую волю тех субъектов, которым принадлежала совместная власть – Государственной думы, Государственного совета и императора.
По содержанию: на предписывающие (в форме повеления или запрещения) и восполнительные (дополнявшие волю частных лиц).
По пространству действия: общие (вся территория страны), местные (на части страны), особенные (в отношении особого рода дел), специальные (в отношении особых категорий дел).
«Закон обратной силы не имеет» – распространяется на суд.
Источники праваСистема источников права дополнилась в этот период постановлениями Совета министров и Мнениями Государственного совета.Появилось большое число

Слайд 27Одна из основных задач законодателя – правовое регулирование экономики.
Подробно разрабатывалось

понятие юридического лица.
ЮЛ: публичные (казна, учреждения, ОМС), частные (общества, товарищества).
ЮЛ

образовывались путем соглашения нескольких лиц; концессионным (с разрешения власти); явочным (путем регистрации).
Товарищества: полное, на вере, акционерное.
Впервые появляются торгово-промышленные предприятия. Виды: тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества.
Октябрь 1905 г. – создано Министерство торговли и промышленности. Функции: управление казенной промышленностью, контроль за частной промышленностью и торговлей; переданы дела о купеческих обществах и ремесленных управах.
Легализируется деятельность рабочих профсоюзов и участие рабочих в политических партиях.
Одна из основных задач законодателя – правовое регулирование экономики.Подробно разрабатывалось понятие юридического лица.ЮЛ: публичные (казна, учреждения, ОМС),

Слайд 28Судебное право: либерализация судебного процесса (1885 г. – отменена смертная

казнь),
1899 г. – в судебных палатах вводилось обязательное назначение защитника.
1909

г. – появился институт условно-досрочного освобождения.
1910 г. – время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения.
1913 г. – суду предоставлено право восстановления в правах или реабилитации.
В годы Первой мировой войны процессуальное и судебное право подвергалось изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в упрощенном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, невозможность обжалования.
Административная юстиция – новое явление – прототип арбитража.
Судебное право: либерализация судебного процесса (1885 г. – отменена смертная казнь),1899 г. – в судебных палатах вводилось

Слайд 29Государственный аппарат
Общественные организации:
Июль 1914 г. – создан Всероссийский земский союз

(объединил земские учреждения более чем 40 губерний).
Август 1914 г. –

Всероссийский городской союз (состоял из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов).
В структуре союзов созданы заготовительный, продовольственный, эвакуационный, санитарный и др.отделы.
При наиболее крупных военно-промышленных комитетах учреждались рабочие группы, состоявшие из рабочих оборонных предприятий.

Государственный аппаратОбщественные организации:Июль 1914 г. – создан Всероссийский земский союз (объединил земские учреждения более чем 40 губерний).Август

Слайд 30Конец июля 1914 г. – Совет министров получает чрезвычайные полномочия:

большинство дел решается им самостоятельно от имени императора.
Почти все

чрезвычайные указы военного времени проходят через СМ.
Происходит сокращение посевных площадей, товарооборота. Резко повысились налоги, увеличивается эмиссия и государственные займы.
Государство инициирует новые организационные формы управления промышленностью и финансами, пытается согласовывать различные социальные интересы => май 1915 г. – впервые формулируется идея о создании военно-промышленных комитетов. Их цель – организация экономики, участие в управлении государственной политики.
Конец июля 1914 г. – Совет министров получает чрезвычайные полномочия: большинство дел решается им самостоятельно от имени

Слайд 31Функции военно-промышленных комитетов: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных

заказов, регулирование сырьевого рынка, снабжение предприятий сырьем, нормирование цен на

сырье, регулирование рынка труда и транспорта.
Август 1915 г. – принят закон, закреплявший за комитетами функции содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всем необходимым.
Состав Центрального ВПК: представители от Совета торговли и промышленности, Всероссийских союзов, городских Дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-промышленной помощи.
При комитетах создавались примирительные камеры и биржи труда для улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями.
С лета 1 916 г. т- создаются особые совещания по обороне. Задачи: требовать от частных предприятий принятия новых заказов, отчетов по их выполнению, ревизия торговых и промышленных предприятий и т.д.
Функции военно-промышленных комитетов: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка, снабжение предприятий сырьем,

Слайд 32Осень 1916 г. – создаются общественные организации, объединившиеся в Союз

земств и города (Земгор). Задачи: оказание помощи раненым, распределение заказов

мелким предприятиям и посредничество между ними и казной.
19 июля 1915 г. – созвана Государственная Дума.
Август 1915 г. – в ней создан «прогрессивный блок», предлагавший царю провести ряд преобразований: обновить состав Совета министров, создать правительство общественного доверия, расширить свободу вероисповедания, отменить ограничения в правах и т.д.
Прогрессивный блок возник как объединение думских фракций партий центра, политический тон в котором задавали кадеты.
При объявлении войны партии блока отказывались от проведения собственных политических программ и всю свою деятельность направляли на помощь правительству.
Осень 1916 г. – создаются общественные организации, объединившиеся в Союз земств и города (Земгор). Задачи: оказание помощи

Слайд 33Создано Бюро блока, опубликована его программа. Правительство, обеспокоенное оппозиционной деятельностью

блока, добилось у императора Указа о роспуске (3 сентября 1915

г.) Государственной думы.
Начало февраля – Дума возобновила работу. Впервые присутствовавший на ее заседании император произнес речь, призывая к единству и социальному миру. В конце июля Дума была вновь распущена.
Декабрь 1916 г. – правительство начало наступление на политическую оппозицию: прерывались заседания Думы, запрещена деятельность Земгора (Союз земств и городов – общественная организация, задача – оказание помощи раненым, распределение заказов мелким предприятиям и посредничество между ними и казной), проводились аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов.
Оппозиционная буржуазия начала активно проникать в военно-промышленные органы, союзы и общественные организации, активизировался «Прогрессивный блок».
Создано Бюро блока, опубликована его программа. Правительство, обеспокоенное оппозиционной деятельностью блока, добилось у императора Указа о роспуске

Слайд 34Государство и право России в период Февральской революции 1917 г.

и Октябрьского переворота
27 февраля 1917 г. - императорская власть прекратила

свое существование, а также Совет министров.
Государственная дума сформировала Временный комитет Государственной думы, а затем Временное правительство.
Оно провозгласило полную политическую амнистию, основные права и свободы граждан, равноправие солдат с гражданами, создание милиции (вместо полиции) и начало подготовки к Учредительному собранию.
2 марта депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли к императору, чтобы убедить его отречься от престола.
По закону о престолонаследии царствующий император не вправе был отказываться от престола в чью-либо пользу, он мог произвести отказ лишь по отношению к собственной персоне, предоставляя воцарение лицу, имеющему на то законное право.
Государство и право России в период Февральской революции 1917 г. и Октябрьского переворота27 февраля 1917 г. -

Слайд 35Николай II передал власть брату Михаилу, но тот не имея

гарантий сохранения власти в условиях нарастающей революции отказался принять престол

и Манифестом от 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.
Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура). Создано главное управление по делам милиции. Функции уголовного розыска передавались Министерству юстиции. Политический розыск передан Осведомительному отделу Главного управления.
Созданы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе МСУ.
В марте была объявлена полная амнистия, отменялась смертная казнь, национальные ограничения и ограничения по вероисповеданию.
На местах власть губернаторов переходила к председателям губернских и уездных управ.
Николай II передал власть брату Михаилу, но тот не имея гарантий сохранения власти в условиях нарастающей революции

Слайд 36Временное правительство возглавил Георгий Евгеньевич Львов.
Программа правительства: политическая амнистия,

отмена смертной казни и ограничений в правах по социальным, религиозным

и национальным признакам, демократизация учреждений земского и городского самоуправления.
Временное правительство сосредоточило в своих руках высшую законодательную и исполнительную власть.
Позже создается Совещание товарищей министров Временного правительства, призванное рассматривать широкий круг вопросов, подготовленных Канцелярией Временного правительства.
Прекратила существование Собственная Его Императорского Величества канцелярия, а также Государственный совет.
Временное правительство готовило выборы в Учредительное собрание, реформу МСУ, земельную реформу.
В апреле создало систему земельных комитетов. На местах Временное правительство не имело надежного административного аппарата.
Временное правительство возглавил Георгий Евгеньевич Львов. Программа правительства: политическая амнистия, отмена смертной казни и ограничений в правах

Слайд 37В июне 1917 г. – Всероссийский съезд советов избрал Всероссийский

центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры

и меньшевики.
Съезд признавал в целом законность власти коалиционного правительства и его верховенство.
Летом 1917 г. Россия стояла перед выбором: авторитарная либо демократическая власть, Учредительное собрание либо Советы, свободно избранные населением.
Было решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября, но они были отложена на ноябрь.
Подготовку к выборам в Учредительное собрание проводила специальная комиссия (Всевыборы), составлявшая списки избирателей.
Осенью Временное правительство осуществило наиболее важные преобразования в системе органов власти и управления.
Май – упразднена назначаемая часть членов Государственного совета.
Октябрь – распущены выборные члены Государственного совета, тогда же распущена и сама Государственная дума.
Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.
В июне 1917 г. – Всероссийский съезд советов избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Решающую роль в

Слайд 38Для координации законотворческой деятельности министерств Временное правительство сформировало Юридическое совещание.
При

нем действовала Особая комиссия по составлению проекта Основных государственных законов

(под председательством Николая Ивановича Лазаревского и Владимира Матвеевича (Вольфа Мунишевича) Гессена), работавшая над проектом конституции.
В России предполагалось учредить президентскую республику с двухпалатным парламентом.
Май 1917 г. – принято новое Временное положение о земских учреждениях.
Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущества.
Исполнительный орган земств – милиция.
Для координации законотворческой деятельности министерств Временное правительство сформировало Юридическое совещание.При нем действовала Особая комиссия по составлению проекта

Слайд 39Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на

три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов.
Снимался

возрастной ценз, от выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат.
Власть на местах – комиссары Временного правительства.
Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз.
Май 1917 г. – принят Закон «О волостном земстве», упразднивший все другие волостные органы (комитеты).
Компетенция волостного земства: о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж труда.
Исполнительный орган – волостная управа: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности.
Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших на безвозмездной основе.
Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской

Слайд 40Расширена компетенция мировых судов.
Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях.
Май,

июнь 1917 г. – устанавливались новые цензы для судей: для

мировых – среднее образование и трехгодичный стаж чиновника; для окружных – высшее образование и стаж работе в госаппарате.
Май 1917 г. – принят Закон «О временном устройстве местного суда», включавший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, их список утверждался мировым съездом.
Май 1917 г. – возродилась система административной юстиции: в уездах стали действовать административные суды, в губерниях открылись административные отделения окружных судов.
Расширена компетенция мировых судов.Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях.Май, июнь 1917 г. – устанавливались новые цензы

Слайд 41Апрель 1917 г. – образованы земельные комитеты. Цель – подготовить

земельную реформу дл ее окончательного утверждения на Учредительном собрании.
Задачи

земельных комитетов: сбор сведений по земельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель, урегулирование земельных споров.
Сентябрь 1917 г. – созданы полевые земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах и беспорядках.
Начало апреля 1917 г. – создана сеть губернских, уездных, городских и волостных продовольственных комитетов, призванных бороться со спекуляцией, монополией хлебной торговли, спекулятивным ростом цен.
Апреля 1917 г. – создан институт комиссаров труда.
Третейские суды – вторая инстанция для разрешения конфликтов на промышленных предприятиях. Первая – примирительные камеры.
Апрель 1917 г. – образованы земельные комитеты. Цель – подготовить земельную реформу дл ее окончательного утверждения на

Слайд 42Постановление «О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями»

- определило критерии для использования в новых условиях законодательства, изданного

в период монархии.
Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г.
Юридическое совещание рекомендовало правительству оставить в силе акты, принятые до революции императором.
Конец сентября – начало октября 1917 г. – Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение Учредительного собрания, одним из них стал проект «Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании». Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой исполнительной власти. Законопроекты должны были вноситься в Учредительное собрание по распоряжению и от имени Президента, который наделялся законодательной инициативой.
Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован: Октябрьская революция разрушила все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.
Постановление «О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями» - определило критерии для использования в новых

Слайд 43Советская государственная система
Ноябрь 1917 г. – состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд

Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении с Советами рабочих

и крестьянских депутатов.
Январь 1918 г. – окончательное объединение Советов на 3 Всероссийском съезде Советов.
В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране был Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).
Его структура и порядок работы утверждены на заседании ВЦИК в начале ноября 1917 г.
Структура ВЦИК включала: президиум, отделы и комиссии.
Президиум состоял из представителей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов.
Советская государственная системаНоябрь 1917 г. – состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении

Слайд 442 Всероссийский съезд Советов избрал правительство – Совет народных комиссаров

(СНК) – для управления страной до созыва Учредительного собрания.
Было образовано

13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, финансов, народного просвещения и т.д.
Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК.
С октября 1917 до июля 1918 г. (до принятия Конституции) ВЦИК принял более 100 декретов, постановлений и других актов.
За этот же период СНК принял около 600 правовых актов.
2 Всероссийский съезд Советов избрал правительство – Совет народных комиссаров (СНК) – для управления страной до созыва

Слайд 453 съезд Советов (январь 1918 г.) стал объединяющим Совет рабочих,

солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.
Съезд принял Декларацию прав трудящихся и

эксплуатируемого народа.
Декларация определяла Россию республикой Советов и подчеркивала всевластие этих органов в Центре и на местах.
Государственное устройство определялось как федерация национальных республик.
Провозглашалась отмена частной собственности на землю, закреплялся принцип уравнительного землепользования – распределение земельных участков по числу трудоспособных лиц и числу «едоков» в каждой семье.
3 съезд Советов принял постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики». Система органов власти: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК. Предусматривалась возможность образования областных республик; разграничение их компетенции и компетенции федеральных органов.
3 съезд Советов (январь 1918 г.) стал объединяющим Совет рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.Съезд принял Декларацию

Слайд 46Формирование социалистического права
Формирование основ нового права началось с издания первых

декретов 2 Всероссийского съезда Советов.
Декрет о суде № 1 отменял

действие старых законов, если они противоречили революционному правосознанию.
Приоритет революционного правосознания в качестве источника права основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права (главное – правосознание, не правовая норма или правоотношение).
Декабрь 1917 г. – ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании и т.д.). Устанавливалась свобода развода.
Сентябрь 1918 г. – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.
В Кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов.
Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не частное дело.
Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей.
Формирование социалистического праваФормирование основ нового права началось с издания первых декретов 2 Всероссийского съезда Советов.Декрет о суде

Слайд 47Декабрь 1917 г. – ВЦИК принял Положение о страховании на

случай безработицы и декрет о страховании на случай болезни.
Эти меры

соцзащиты обеспечивались из фонда предприятия.
Декабрь 1918 г. – принят КЗоТ, обобщающий все предшествующее законодательство о труде.
Действие Кодекса распространялось на всех лиц, работавших по найму во всех секторах хозяйства.
В Кодексе закреплялись нормы труда и отдыха, устанавливались льготы для подростков и женщин.
КЗоТ заменил систему социального страхования системой социального обеспечения (выплаты из фонда государства), что было связано с изменениями в экономике: сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования.
Кодекс вводил трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.
Декабрь 1917 г. – ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и декрет о страховании на

Слайд 48Апрель 1919 г. – Декрет о всеобщей мобилизации, реализовывавший принцип

трудовой повинности.
Июнь 1919 г. – началось введение трудовых книжек (для

ужесточения системы контроля над трудящимися).
Апрель 1918 г. – Декрет об отмене наследования, по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись.
После смерти владельца принадлежавшее ему имущество становилось государственным достоянием.
Май 1918 г. – Декрет о дарениях – запретил всякое «безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс.рублей».
Происходит вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием (замена денежных отношений натуральным продуктообменом; сократился товарооборот).
Апрель 1919 г. – Декрет о всеобщей мобилизации, реализовывавший принцип трудовой повинности.Июнь 1919 г. – началось введение

Слайд 49Декабрь 1919 г. – Руководящие начала по уголовному праву –

первая попытка обобщить практику судов и трибуналов.
Широкое распространение получила теория

социальных функций права.
Согласно ей, новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.
Под правом понималась система (порядок) общественных отношений.
При назначении наказания суд должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника и его социальную принадлежность.
Наказание должно было основываться на целесообразности его применения.
Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость не расшифровывались.
На меру наказания влияли социальная принадлежность преступника и социальная направленность деяния.
Декабрь 1919 г. – Руководящие начала по уголовному праву – первая попытка обобщить практику судов и трибуналов.Широкое

Слайд 50К смягчающим обстоятельствам относились: принадлежность к «неимущему классу», состояние голода,

нужды, невежество, несознательность.
При определении меры наказания необходимо было учитывать: социальное

положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, характер объекта преступления и т.д.
Практика судебного правотворчества получила в Руководящих началах поддержку в виде принципа аналогии: при отсутствии в законе конкретной норму, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой нормой.
Свобода толкования на практике вела к произволу.
Система наказаний: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, исключение из коллектива, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление врагом народа, принудительные работы, расстрел и т.д.

К смягчающим обстоятельствам относились: принадлежность к «неимущему классу», состояние голода, нужды, невежество, несознательность.При определении меры наказания необходимо

Слайд 51Конституция РСФСР 1918 г.
Декреты 2 съезда Советов рабочих и солдатских

депутатов были первыми актами конституционного характера.
В них решались не только

текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти.
Факт принятия этих документов - первый этап конституционного строительства.
Второй этап – принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
Третий этап – принятие Основного закона.
Конституция РСФСР 1918 г.Декреты 2 съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера.В них

Слайд 523 Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции и

внести его на рассмотрение очередного Всероссийского съезда Советов.
1 апреля 1918

г. - создана Конституционная комиссия. Председатель – Яков Михайлович Свердлов (Ешуа Соломон Мовшевич).
Работа над проектом длилась 4 месяца. Обсуждались следующие вопросы:
1.О федеративном устройстве государства (предлагалось предоставить самые широкие права по самоопределению и управлению своей территорией каждому субъекту Федерации; субъектами должны были стать местные федеральные общины-коммуны, коммуны должны были входить в федеративные объединения – провинции, а провинции – в областные федеративные республики, объединявшиеся в РСФСР). Цель такого государственного устройства – максимальная децентрализация государственного управления.
3 Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередного Всероссийского съезда

Слайд 532.О системе Советов (предлагалось ликвидировать нижние звенья этой системы в

деревнях и селах и заменить их традиционными сельскими сходами, в

целом по стране предлагалось преобразовать местные Совета в муниципальные органы, лишив их политических функций).
3.О Совете народных комиссаров (предлагалось слиянии его с ВЦИК).
4.О социально-экономических преобразованиях (настаивали на тотальной социальной собственности, максимальной внедрении трудовой повинности и т.д.).
2.О системе Советов (предлагалось ликвидировать нижние звенья этой системы в деревнях и селах и заменить их традиционными

Слайд 5410 июля 1918 г. была принята первая советская Конституция.
Структура: 1.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 2. Общие положения Конституции

РСФСР. 3. Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах). 4. Активное и пассивное избирательное право. 5. бюджетное право. 6. О гербе и флаге РСФСР.
Декларация определила социальную основу новой государственности – диктатура пролетариата; политическая основа – система Советов.
Законодательно закреплялись национализация лесов, земли, транспорта, банков.
Государственное устройство – федерация. Субъекты – национальные республики.
Высший орган власти – Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов.
Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК.
ВЦИК формировал Правительство РСФСР – Совет народных комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.
10 июля 1918 г. была принята первая советская Конституция.Структура: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 2.

Слайд 55ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом.
Он давал

общее направление деятельности правительства и всех органов власти, издавал собственные

декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства.
Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них.
На местах – областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.
ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Он давал общее направление деятельности правительства и всех органов

Слайд 56Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятые

в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство

внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и т.д.
Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.
СНК мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.
Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятые в состав РСФСР, объявление войны и заключение

Слайд 57Избирательная система отражала сложившуюся ситуацию в стране.
К выборам допускались только

трудящиеся, независимо от пола, возраста, оседлости, вероисповедания и т.д.
Лишены избирательных

прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции.
При выборах на Всероссийский съезд городские Советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды Советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тыс.избирателей, во втором – от 125 тыс.
Преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти.
Закреплялась многоступенчатая система выборов.
Прямыми были выборы в сельские и городские Советы.
Закреплялся порядок открытого голосования.
Значение Конституции: создание правовой базы для последующего законотворчества. Декларировала новые принципы и социальные ценности.
Избирательная система отражала сложившуюся ситуацию в стране.К выборам допускались только трудящиеся, независимо от пола, возраста, оседлости, вероисповедания

Слайд 58Система правоохранительных и репрессивных органов.
Декрет о суде №1 – упразднил

все дореволюционные судебные органы, созданные реформой 1864 г.
Ликвидировались прокуратура, адвокатура,

институт судебных следователей.
Взамен создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и 2 народных заседателей.
Состав суда избирался местными Советами.
Подсудность: мелкие гражданские и уголовные дела.
Обвинителями, защитниками, поверенными могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции.
Предварительное следствие осуществляли единолично судьи.
Кассационные инстанции – уездные и столичные съезды местных судей.
Декрет провозглашал создание революционных трибуналов для борьбы против контрреволюционных сил.
Система правоохранительных и репрессивных органов.Декрет о суде №1 – упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные реформой 1864

Слайд 59Декрет о суде №2 – расширил подсудность местных судов.
Окружные суды

– новая инстанция, состоящая из 3 постоянных членов и 4

народных заседателей (по гражданским делам) и 12 заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам).
Заседатели принимали решение не только о факте преступления, но и о мере наказания.
Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами.
Отменялся апелляционный порядок обжалования, допускалась лишь кассация.
Декрет о суде №3 – расширил компетенцию местных судов.
В Москве создавался Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.
Конец ноября 1918 г. – утверждается Положение о народном суде РСФСР. Оно унифицировало судебную систему республики.
Декрет о суде №2 – расширил подсудность местных судов.Окружные суды – новая инстанция, состоящая из 3 постоянных

Слайд 60Учреждалась единая форма суда – народный, состоявший из одного народного

судьи и нескольких заседателей.
Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались

исполнительными комитетами местных Советов.
Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами.
Принципы нового судебного права: коллегиальность в принятии решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно-управленческой деятельности Советов.
Разработка нового судебного права осуществлялась на специальных съездах работников юстиции, на которых происходило обобщение судебной практики, обсуждались и разрабатывались проекты новых правовых актов, отбирались работники для судебной системы.
Учреждалась единая форма суда – народный, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.Выборы судей осуществлялись местными

Слайд 61Революционные трибуналы – особые суды для борьбы против контрреволюционных сил.
Компетенция:

борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и т.д.
Трибуналы создавались по всей

территории страны на уровне губерний, уездов, годов и волостей.
В период гражданской войны система ревтрибуналов подвергалась существенным изменениям: в феврале 1919 г. ВЦИК подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных городах.
Они проверяли следственные действия органов ЧК, которые осуществляли предварительной следствие.
Отраслевые органы ревтрибуналов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды.
Март 1920 г. – Положение о ревтрибуналах. Упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК.
Особенности судебного процесса: ускоренное делопроизводство, право применения высшей меры наказания, ярко выраженные социальные критерии при вынесении наказания и т.д.
Революционные трибуналы – особые суды для борьбы против контрреволюционных сил.Компетенция: борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и т.д.Трибуналы

Слайд 627 декабря 1917 г. – СНК принял постановление об образовании

Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и

саботажем.
Местным Советам предлагалось присылать в ее адрес все сведения и данные об организациях и отдельных лицах, деятельность которых направлена во вред революции и власти народа, и организовывать на местах аналогичные комиссии.
Февраль 1918 г. – ВЧК обратилась с призывом к местным Советам начать немедленные репрессии против агентов-шпионов, контрреволюционных агитаторов, спекулянтов и т д.
Март 1918 г. – началось формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК.
Им предоставлялось исключительное право на аресты, обыски, конфискации.
Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918 г. создавались повсеместно.
7 декабря 1917 г. – СНК принял постановление об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совнаркоме по борьбе

Слайд 63Январь 1918 г. – Совнарком подтвердил, что ВЧК имеет полномочия

только в области розыска и предварительного следствия. Передача дел в

судебные инстанции возлагалась на следственную комиссию при трибунале.
Февраль 1918 г. – ВЧК предоставлялось право расстреливать контрреволюционеров на месте.
Дзержинский обратился к местным Советам с призывом учреждать на местах собственные ЧК и применять крайние меры в борьбе с контрреволюцией.
Апрель 1918 г. – ВЧК сформировала специальные боевые отряды.
Стал обсуждаться вопрос о создании регулярных вооруженных сил ЧК.
Июнь 1918 г. – состоялась 1 Всероссийская конференция ЧК, разработавшая общие принципы организации и деятельности ЧК и подготовившая Положение о местных ЧК.
Ноябрь 1918 г. – принята резолюция об амнистии лиц, задержанных органами борьбы с контрреволюцией и освобождении заложников, кроме взятых центральной ВЧК.
1918 г. - органы ВЧК стали организаторами концентрационных лагерей.
Конец 1921 г. – принято решение об упразднении ВЧК.
Январь 1918 г. – Совнарком подтвердил, что ВЧК имеет полномочия только в области розыска и предварительного следствия.

Слайд 64Система государственных органов в годы гражданской войны (1918-1920 гг.).
Самостоятельно
Национально-государственное строительство

(1917-1921 гг.)
Самостоятельно
Украина
Белоруссия
Прибалтика
Крым
Закавказье
Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац)
РСФСР
Советские республики

Система государственных органов в годы гражданской войны (1918-1920 гг.).	СамостоятельноНационально-государственное строительство (1917-1921 гг.)	Самостоятельно УкраинаБелоруссияПрибалтикаКрымЗакавказье Народный комиссариат по делам

Слайд 65Государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.)
Натуральное распределение продуктов

и товаров среди населения заменил торговый обмен.
Предприятия государственного, кооперативного и

частного секторов вступали между собой в конкурентную борьбу за рынок и покупателя.
Август 1921 г. – создан Комитет цен. Задача – установление цен на товары, проходящие через государственную торговлю.
Май 1922 г. – создана Комиссия по внутренне торговле (Комвнуторг). Наделена правом подготавливать законопроекты по вопросам торговли, предоставляемые затем в СНК или Совет труда и обороны (СТО) для утверждения.
Лето 1921 г. – вводились промышленный налог и налог с оборота (на оборотный капитал).
Часть собираемого налога на промышленность поступала в бюджеты губернских исполнительных комитетов на местные нужды.
Октябрь 1921 г. – разделены государственный и местный бюджеты. Наркомфину указывалось на необходимость сократить массу выпускаемых денежных знаков.
1922 г. – введен подушный налог (общегражданский).
Государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.)Натуральное распределение продуктов и товаров среди населения заменил торговый обмен.Предприятия

Слайд 66Нач. 1920 г. – стала разрабатываться системная методология хозяйственного планирования.
Концепции:


1.План – долгосрочная хозяйственная политика, которую разрабатывает особый центральный орган.
2.План

– проект или серия проектов, содержащих подробные предложения о проведении конкретных работ и действий.
Февраль 1921 г. – при СТО учреждена Государственная общеплановая комиссия (Госплан).
С 1926 г. в Госплане и ВСНХ начали подготавливаться разные проекты народно-хозяйственного плана.
Позиции: настаивали на формулировании максимальных задач индустриального развития страны; умеренные темпы индустриального развития (Николай Иванович Бухарин).
К апрелю 1929 г. Госплан подготовил 2 варианта плана: минимальный и максимальный (оптимальный).
Утвержден максимальный вариант плана.
Нач. 1920 г. – стала разрабатываться системная методология хозяйственного планирования.	Концепции: 1.План – долгосрочная хозяйственная политика, которую разрабатывает

Слайд 67С этого момента план перестал быть инструментом рационального управления экономикой,

он стал декларацией общих целей.
Дискуссия между Е.А.Преображенским и Н.И.Бухариным.
Е.А. –

настаивал на приоритете развития промышленности перед сельским хозяйством. Для накопления необходимых промышленности средств необходима эксплуатация досоциалистических форм производства, частного капитала. Настаивал на сохранении высоких цен на промышленные товары и снижение цен на сельскохозяйственные.
Н.И. – индустрия не может существовать вне связей с крестьянским рынком, она должна развиваться вместе с ним. Накопления в сельском хозяйстве обеспечат рынок накопления в индустрии через товарный оборот, налоговую систему и банки.
Поочередно влияли на «генеральную линию» партии и практические мероприятия, проводимые в экономической сфере.
С этого момента план перестал быть инструментом рационального управления экономикой, он стал декларацией общих целей.Дискуссия между Е.А.Преображенским

Слайд 68«Новая оппозиция», «левая» оппозиция, «правая» оппозиция.
«Левая» - Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев.
Выдвигались

требования по усилению налогообложения «новой буржуазии» (нэпманов - разговорное название

предпринимателей в Советской России и СССР в период нэпа и кулаков), поддержке производственной кооперации в деревне, уменьшению косвенных налогов, увеличению зарплаты рабочим и т.д., настаивали на приоритете индустрии, ускорении темпов промышленного развития, разработке пятилетнего плана.
Потерпела поражение: применена резолюция о недопустимости создавать фракции внутри партии.
«Правая» - Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, Н.А.Угланов.
«Новая оппозиция», «левая» оппозиция, «правая» оппозиция.«Левая» - Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев.Выдвигались требования по усилению налогообложения «новой буржуазии» (нэпманов

Слайд 69Заявляли о нецелесообразности крупных вложений в тяжелую индустрию, критиковали концепцию

создания мощных колхозов. Выступали против чрезвычайных мер в экономике. Союз

с крестьянством – основа стратегии построения социализма: последний мог быть достигнут только путем длительной эволюции в условиях социального мира, а не классовой борьбы.
«Генеральная линия»
Лозунг о построении социализма в одной стране.
В 1921 г. Сталин характеризовал партию как орден меченосцев внутри государства советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность.

Заявляли о нецелесообразности крупных вложений в тяжелую индустрию, критиковали концепцию создания мощных колхозов. Выступали против чрезвычайных мер

Слайд 70Изменения в государственной политике
Перестройка аппарата.
Янв.1922 г. – разграничены полномочия

СНК и СТО.
СТО: экономические функции.
1921 г. – создана Государственная общеплановая

комиссия при СТО – Госплан.
1921 г. – появляются тресты.
1923 г. – СТО преобразован в Экономическое совещание (ЭКОСО) РСФСР.
Малый СНК: подготовка дел и проектов для обсуждения в СНК и СТО.
Ликвидация отраслевых главков. В структуре ВСНХ создается Главное экономическое управление и Центральное управление государственной промышленности.

Изменения в государственной политике Перестройка аппарата.Янв.1922 г. – разграничены полномочия СНК и СТО.СТО: экономические функции.1921 г. –

Слайд 71Органы юстиции и правоохранительные органы
Май 1922 г. – ВЦИК утвердил

Положение о прокурорском надзоре.
Концепция В.И. Ленина: не двойное подчинение органа

(и вышестоящим органам, и исполкомам), а только по вертикали: вышестоящим прокурорским органам.
Издаются положения об адвокатуре; о нотариате и арбитражных комиссиях.
Органы юстиции и правоохранительные органыМай 1922 г. – ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре.Концепция В.И. Ленина: не

Слайд 72Полномочия прокуратуры:
осуществление надзора от имени государства за законностью действий

всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных

лиц (общий надзор);
наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием;
Поддержание обвинения в суде;
Наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей и т.д.
Полномочия прокуратуры: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных

Слайд 73Судебная реформа
Ноябрь 1922 г. – положение о судоустройстве.
Создавалась единая судебная

система:
1.народный суд в составе постоянного народного судьи;
2.народный суд в составе

постоянного народного судьи и двух народных заседателей;
3.губернский суд;
4.Верховный суд РСФСР и его коллегии.
Создавались специальные суды: военные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии.
Судебная реформаНоябрь 1922 г. – положение о судоустройстве.Создавалась единая судебная система:1.народный суд в составе постоянного народного судьи;2.народный

Слайд 74Дек. 1921 г. – Всероссийской конференцией РКП (б) принято решение

о реорганизации ВЧК.
Фев. 1922 г. – декрет о создании Государственного

политического управления (ГПУ).
Задачи: предупреждение, раскрытие и пресечение «враждебной деятельности антисоветских элементов», охрана государственной тайны, борьба со шпионажем, с контрабандой и т.д.
ГПУ получало право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия.
Дек. 1921 г. – Всероссийской конференцией РКП (б) принято решение о реорганизации ВЧК.Фев. 1922 г. – декрет

Слайд 75Идеологическая основа системы правоохранительных органов – доктрина революционной законности.
Переход

к НЭПу требовал пересмотра представлений о законности и правах граждан.
Ряд

актов закреплял общие и специальные права граждан.
Их личные права закреплялись в актах, регламентирующих судебную деятельность, в законах об адвокатуре и прокурорском надзоре.
1922 г. – все места лишения свободы объединены в систему, которой руководило Главное управление мест заключения НКВД.
Начинает складываться система ГУЛАГа.
Идеологическая основа системы правоохранительных органов – доктрина революционной законности. Переход к НЭПу требовал пересмотра представлений о законности

Слайд 76Становление нового государства. Конституция 1924 г.
В начале 20-х годов решался

еще один важный и трудный вопрос – национальный. В национальном

вопросе большевики выступали за интернационализм, обеспечивающий межнациональную солидарность трудящихся. В этих же целях они признавали равноправие наций и право каждой нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Но при этом они вовсе не хотели их отделения, напротив, в интересах классовой борьбы выступали за сохранение крупного государства, в котором оставались бы нерусские народы, получив право на территориальную автономию.
Становление нового государства. Конституция 1924 г.В начале 20-х годов решался еще один важный и трудный вопрос –

Слайд 77В годы гражданской войны на подконтрольных большевикам территориях были созданы

автономные образования: Башкирская, Татарская, Киргизская, Горская, Дагестанская республики. Чувашская, Марийская

и другие автономные области. Правда, в начале 20-х годов компетенция автономий была сужена, на деле они превратились в административно-территориальные единицы. В 1918 г. Россия была объявлена федеративной республикой, хотя фактически она оставалась унитарным государством.
В годы гражданской войны на подконтрольных большевикам территориях были созданы автономные образования: Башкирская, Татарская, Киргизская, Горская, Дагестанская

Слайд 78После Октябрьского переворота окраины воспользовались правом на самоопределение и образовали

свои независимые государства. Империя распалась. Однако Советское правительство, одержав победу

над белыми, приступило с помощью Красной Армии и русскоязычных анклавов к собиранию отпавших частей империи. Лишь Финляндия, Польша, Прибалтика как республики с достаточно развитым уровнем экономики и однородным составом населения сумели отстоять свою самостоятельность. Во всех остальных, ставших самостоятельными государствах, с помощью Красной Армии удалось свергнуть национальные правительства, провести большевизацию и подчинить их Москве.
После Октябрьского переворота окраины воспользовались правом на самоопределение и образовали свои независимые государства. Империя распалась. Однако Советское

Слайд 79Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия были объявлены советскими республиками, формально

независимыми, но фактически управляемыми из ЦК РКП(б). Теперь необходимо было

все республики объединить в единое государство. Вопрос решался в ЦК партии большевиков. Сталин предлагал включить советские республики в состав РСФСР на правах автономных (план автономизации). По этому плану республики при объединении оказывались не на равных правах по сравнению с РСФСР. Ленин был болен, но нашел в себе силы, чтобы направить объединение республик в относительно безопасное русло. Ленин предложил, чтобы все ведущие республики, в т.ч. РСФСР, на равных правах образовали новое союзное государство. В письме в Политбюро Ленин упрекнул Сталина в торопливости в национальном вопросе. Он писал, что «лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить».
Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия были объявлены советскими республиками, формально независимыми, но фактически управляемыми из ЦК РКП(б).

Слайд 80Возник и другой спор. Три республики Закавказья - Азербайджан, Армения

и Грузия объединились в Закавказскую Федерацию (ЗСФСР); ЦК компартии Грузии

во главе с Б.Г.Мдивани настаивал на том, чтобы республика вошла в союзное государство самостоятельно, а не как часть ЗСФСР. Этому противились Сталин и первый секретарь Закавказского краевого комитета партии С.К.Орджоникидзе. В споре Орджоникидзе ударил оскорбившего его грузинского коммуниста А.А.Кобахидзе. Для расследования «грузинского инцидента» была направлена комиссия во главе с Дзержинским, которая приняла сторону Орджоникидзе.
Возник и другой спор. Три республики Закавказья - Азербайджан, Армения и Грузия объединились в Закавказскую Федерацию (ЗСФСР);

Слайд 81Ленин, узнав об этом, продиктовал письмо, где обвинил Сталина, Орджоникидзе

и Дзержинского в великорусском шовинизме. Боясь осложнений в национальных отношениях,

он предлагал, чтобы представители республик председательствовали в органах союзного государства, защищал свободу выхода этих республик из СССР. Иначе, писал Ленин, невозможно будет «защитить русских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса, шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнений, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической швали, как муха в молоке».
Ленин, узнав об этом, продиктовал письмо, где обвинил Сталина, Орджоникидзе и Дзержинского в великорусском шовинизме. Боясь осложнений

Слайд 8230 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР в соответствии с

ленинским планом постановил объединить РСФСР, Украину, Белоруссию, ЗСФСР в единое

государство - Союз Советских Социалистических Республик. Были утверждены Декларация и Договор об образовании СССР.
Созданное в ленинском варианте государство было унитарным, т.к. все полномочия сосредоточивались в руках централизованных партийных органов. Укреплялось оно уже без Ленина, при Сталине.
30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР в соответствии с ленинским планом постановил объединить РСФСР, Украину, Белоруссию,

Слайд 83Сталин всячески укреплял имперский характер государства. Вместо федеративного он построил

унитарное государство, вместо борьбы с русским шовинизмом он его усилил

и повел атаки против руководителей республик. В ответ на сталинские репрессии случилось то, чего боялся Ленин: в августе 1924 г. грузины подняли всеобщее восстание за независимую республику Грузию, которое было жестоко подавлено. Политолог с мировым именем А.Авторханов в своей книге «Империя Кремля» приводил данные: жертвой расправы стали до 5 тыс. убитых и раненых, тысячи арестованных и расстрелянных.
Так Сталин начал борьбу с «местными уклонистами». Кампания против них была объявлена на всесоюзном национальном совещании при ЦК партии 9-12 июня 1923 г., стенограмма которого опубликована в 1992 г. К совещанию Сталин подготовил через ГПУ сфальсифицированное дело на лидера татарских коммунистов, своего бывшего помощника по наркомату по делам национальностей Султан-Галиева.
Сталин всячески укреплял имперский характер государства. Вместо федеративного он построил унитарное государство, вместо борьбы с русским шовинизмом

Слайд 84Согласно резолюции совещания, защитники национальных интересов ставились в один ряд

с врагами Советской власти, и она стала обвинительным актом против

национально мыслящих коммунистов всех республик. Сталину помогли Каменев и Зиновьев как в восхождении к власти, так и в организации борьбы с «местными уклонистами». Позднее, во время запоздалого раскаяния, Каменев рассказывал Троцкому, что при аресте бывшего председателя татарского совнаркома Султан-Галиева «мы с Зиновьевым, к несчастью, дали свое согласие. С того времени Сталин как бы лизнул крови». Дальше началась цепная реакция чисток в национальных республиках - Грузии, Татарии, Башкирии, Туркестане.
Согласно резолюции совещания, защитники национальных интересов ставились в один ряд с врагами Советской власти, и она стала

Слайд 85Дело было сфабриковано Сталиным для запугивания руководителей национальных республик, для

беспрепятственного проведения своей шовинистической линии. Султан-Галиев в начале 20-х годов

действительно не разделял взгляды Сталина по колониальным и национальным вопросам, открыто выступал за расширение прав автономных национальных образований. Личное мужество и точность в анализе позволили ему дать реалистическую оценку межнациональных отношений в СССР. Основываясь на фактах, он выдвинул положение о неизбежности национальных движений угнетенных народов в советское время - за расширение прав, за суверенитет, независимость. Ликвидировать эти движения никому не удается и не удастся, «какие бы хитрые махинации не выдумывались» теми, кто выступает под маской «демократов» или «коммунистов». Распад СССР стал лишь подтверждением его правоты.
Подавив национальные движения, разгромив их лидеров, Сталин проблемы национальных отношений загнал вглубь, решая их келейно, негласно. Этому способствовало укрепление личной власти Сталина.
Дело было сфабриковано Сталиным для запугивания руководителей национальных республик, для беспрепятственного проведения своей шовинистической линии. Султан-Галиев в

Слайд 86Образование СССР
Дек. 1922 г. – съезд Советов СССР утвердил Декларацию

и Договор об образовании СССР, подписанные республиками: РСФСР, Украина, Белоруссия

и ЗСФСР.
Съезд Советов СССР принял решение о создании новой Конституции.
Образование СССРДек. 1922 г. – съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные республиками:

Слайд 87Система органов власти
Высший орган власти – Съезд Советов.
В период между

съездами высший орган – Центральный исполнительный Комитет (ЦИК СССР).
В промежутках

между сессиями ЦИК СССР высший законодательный и исполнительный органом – Президиум ЦИК СССР.
Высший исполнительный и распорядительный орган – Совет народных комиссаров – СНК СССР.
Общесоюзные наркоматы: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.
Объединенные наркоматы: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ.
Система органов властиВысший орган власти – Съезд Советов.В период между съездами высший орган – Центральный исполнительный Комитет

Слайд 88Источники права
Гражданский кодекс.
Земельный кодекс.
КЗоТ.
Уголовный кодекс.

Источники праваГражданский кодекс. Земельный кодекс.КЗоТ.Уголовный кодекс.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика