Слайд 1
Философия европейского Средневековья и эпохи Возрождения
Слайд 2
Общая характеристика, основные направления и выдающиеся представители средневековой философии.
Общая характеристика,
основные направления и выдающиеся представители философии эпохи Возрождения.
Философия европейского
Средневековья и эпохи Возрождения
Слайд 3Основные проблемы средневековой философии
Сотворен ли мир Богом или существует от
века?
Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир?
Каково
место человека в мире и какова роль его в истории?
Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость?
Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит?
Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума?
Слайд 4Характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья
Теоцентризм
Монотеизм
Креационизм
Провиденциализм
Персонализм
Слайд 5Теоцентризм
(от греч. θεός – Бог и лат. centrum
– центр)
Бог – абсолютное, совершенное, наивысшее
бытие.
Бог – абсолютный источник
жизни и блага.
Слайд 6Монотеизм
(букв. «единобожие» — от греч. μονος — один,
θεος — Бог)
учение о едином персонифицированном Боге
Слайд 7Креационизм
(от лат. creatio, род. п. creationis — творение)
Мир –
результат творения Бога
Единственный способ познания – вера.
Слайд 8Провиденциализм
(от лат. providentia – «провидение»)
Бог управляет миром.
История человечества
– исполнение его предначертаний.
Экзегетика – истолкование смысла Священного Писания
Эсхатология –
учение о конце света, искуплении и загробной жизни
Слайд 9Персонализм
(от лат. persona — личность)
Человек есть личность, поскольку он
сотворен по образу и подобию Бога.
Важнейший вопрос – отношения человека
и Бога.
Слайд 10Основные направления философии Средневековья
Патристика
II – VIII вв.
н.э.
Схоластика
IX – XV вв.
Номинализм
Реализм
Концептуализм
Слайд 11Патристика
(лат. pater — отец)
совокупность философских и
теологических доктрин христианства
II-VIII вв., созданных «отцами церкви»
В этот период
велико влияние Платона
Слайд 12Аврелий Августин
Древнеримский богослов
Авре́лий Августи́н Иппони́йский, также Блаже́нный Августи́н (13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия,
Северная Африка — 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка)
Христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с
395 года), один из Отцов христианской церкви.
Августин является святым католической, православной
и лютеранской церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин).
Слайд 13Августин Блаженный (354-430 гг.)
«Исповедь»
«О граде Божьем»
Град земной – жизнь во
плоти
Град Божий – жизнь по духу
Слайд 14Схоластика
(от греч. scholastikos - ученый, школьный)
Совокупность философских учений,
в рамках которых осуществляется попытка рационально обосновать и систематизировать христианское
вероучение.
Главная проблема-отношение веры и знания
Основной тезис-вера выше разума
Основной философский вопрос – отношение общего к единичному
Влияние Аристотеля
Слайд 15Фома Аквинский (1225 - 1274)
«Сумма теологий»
Христианские идеи +учение Аристотеля
Проблема веры
и разума
Пять доказательств бытия Бога
Томизм
Слайд 16Философия эпохи Возрождения
сер XIV – XVI вв.
Иероним Босх
Слайд 17Характерные черты философии Возрождения
Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к
человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство
Оппозиционность к Церкви
и церковной идеологии, отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики
Принципиально новое пантеистическое миропонимание
Интерес к социальным проблемам обществу, государству
Широкое распространение идеи социального равенства
Слайд 18Принципы философии Возрождения
Пантеизм – отождествление Бога с миром (всё есть
Бог)
Деизм (лат. deus — бог) —философское учение, согласно которому бог
не вмешивается в течение природных и общественных процессов, в повседневную жизнь человека.
Антропоцентризм – человек центр земного мира, его проблемы становятся в философии центральными
Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие
Слайд 19Гуманизм
Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность
как личности.
В центре внимания-человек, его достоинство, величие и могущество,
ирония над догматами Церкви
Представители:
Франческо Петрарка
Лоренцо Валла
Слайд 20Неоплатонизм XV-XVIвв.
Углубленное изучение и систематизация учения Платона, применение его идей
к познанию природы и человека
Представители:
Николай Кузанский
Парацельс
Франческо Патрици
Слайд 21Натурфилософия XVI-XVII вв.
Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в целостности.
Попытка, опираясь
на научные открытия, развенчать учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе
и основах мироздания
Представители:
Николай Коперник
Джордано Бруно
Галилео Галилей
Леонардо да Винчи
Слайд 22Реформация XVI-XVII вв.
Критика идеологии средневекового католицизма
Противопоставление авторитета Библии авторитету церкви
как посредника между человеком и Богом
Представители:
Мартин Лютер
Томас Мюнцер
Эразм Ротердамский