Слайд 1Учитель-дефектолог
Гребенкина
Марина Александровна
«Развитие произношения и слухового восприятия в процессе
занятия по внеклассному чтению»
Слайд 3Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития.
Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает
-формирование потребности детей в чтении,
-усиление мотивации,
-обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использованию полученной при чтении информации.
Слайд 5Ход работы над текстом на занятии по внеклассному чтению в
школе глухих:
- речевая зарядка на материале из текста (слова не
толкуются)
- самостоятельное чтение текста детьми
- словарная работа (толкование непонятных слов)
- передача содержания в виде зарисовок, аппликаций, макетов
- ответы на вопросы, беседы
- выборочное чтение
- отработка техники чтения, выразительности
- пересказ.
Слайд 6Понимание читаемого — это сложный аналитико-синтетический процесс, включающий в себя
понимание значения отдельных слов и предложений; определение главной мысли; установление
логической связи между предложениями и частями текста.
Особенности понимания
текста художественного произведения школьниками с нарушением слуха
Слайд 7Типичные ошибки, допускаемые глухими детьми при чтении и осмыслении прочитанного
текста
смешение слов из-за неправильного восприятия определенной оптической структуры слова (типа
зеркало — закрыла);
неразличение однокоренных слов (работа — рабочий — работать),
непонимание предлогов, местоимений, особенно употребляемых в косвенных падежах;
Слайд 8неточное понимание значений слов;
из-за недоразвития грамматического строя речи непонимание
значений грамматических форм;
замещение слов, обозначающих предмет и действие, общие и
частные понятия типа градусник вместо холодно, липа вместо дерево.
Слайд 9Непонимание значения отдельных слов — следствие, во-первых, ограниченного речевого и
общего развития ребенка,
во-вторых — недостаточного языкового общения глухого с
окружающими,
в-третьих —особенность наглядно-образного мышления, свойственного не владеющему языком глухому.
Слайд 10Особенности понимания текста глухими школьниками
Н.Г. Морозова (1947), изучая особенности понимания
текста и подтекста глухими детьми, выделяет три ступени понимания смысла
произведения. Это:
понимание фактического значения слова, фразы, отрывка, о чем прямо сообщено в тексте;
мысли, лежащей за этими значениями, но не прямо выраженной в тексте;
смысла события, значения его для персонажа, понимание мотивов его поступков.
Слайд 11Трудности глухих, по мнению Н.Г. Морозовой, в понимании фактической стороны
текста связаны с речевым недоразвитием, а непонимание подтекста вызвано своеобразием
их мыслительной деятельности.
К концу младшего школьного возраста глухие дети могут осуществлять обобщения: элементарно анализировать понятия, последовательно вычленять в них многие признаки и устанавливать взаимоотношения между ними.
Слайд 12Работа с детской книгой на внеклассных занятиях
Первые сведения из истории
Родины, знания о жизни природы и общества, нравственные понятия, нормы
поведения и общения — все это, почерпнутое из книг, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обучения детей с нарушением слуха, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.
Слайд 13Иллюстрации в детской книге
вводят ребенка в атмосферу эпохи, отраженной
произведением,
обеспечивают реальность и эмоциональность представления художественных образов,
ориентируют в
происходящем действии,
помогают читателю еще до чтения сориентироваться в содержании книги,
увеличивают ее привлекательность.
Слайд 14Первый этап — подготовительный — протекает параллельно с периодом обучения
грамоте (подготовительный класс).
Второй этап — начальный—следует за подготовительным, соответствует периоду
формирования навыка чтения целыми словами (1-3-й классы).
Третий период—основной — осуществляет постепенный переход от синтетического навыка чтения к его автоматизации. Внутри данного периода в свою очередь выделяются: собственно основной (4-5-й классы школы для глухих и слабослышащих детей) и завершающий (6-й класс).
Слайд 15На подготовительном этапе главная цель обучения — пробудить и поддерживать
у детей желание обращаться к книгам, узнавать «знакомые»; ввести в
доступный круг чтения. Для достижения этой цели один раз в неделю в течение 15-20 минут проводится занятие с детской книгой.
Слайд 16Ведущая учебная задача этого периода — показать детям связь между
содержанием книги и ее внешними приметами (т. е. такими элементами
книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация), формировать умение правильно называть книгу, прочитывать фамилию автора и название книги.
Слайд 17Основные требования к книгам для чтения-рассматривания следующие:
большие красочные иллюстрации и
минимальный по объему текст (5-7 страниц);
типовое оформление обложки, т. е.
на обложке фамилия автора предшествует заглавию;
шрифт тот, которому учим на уроке обучения грамоте.
Слайд 18Начальный этапы работы с книгой
На начальном этапе главной становится
цель — развивать навык чтения учеников 2-3-х классов. Выдвигается новая
учебная задача — учить детей ориентироваться в книге, формировать умение определять ее содержание по названию и иллюстрациям, давать правильный ответ на вопрос, с ком, о чем прочитали; определять близкие по тематике рассказы.
Внеклассное чтение на начальном этапе входит в программу по чтению, и в руководство им включаются учитель и воспитатель.
Слайд 19Подбор учебного материала к занятию на начальном этапе осуществляется воспитателем.
В качестве учебного материала используется детская художественная литература, разнообразная по
тематике, жанру, эмоциональной направленности. Рекомендуется отбирать короткие рассказы, стихи, сказки. Объем книги от 8 до 16 страниц (желательно книги большого формата).
Слайд 20На основном этапе цель обучения сохраняется – развивать навык чтения
во внеурочной деятельности учащихся 4-6 классов. Данная цель реализуется через
решение новых учебных задач:
учить определять основное содержание книги по оглавлению и аннотации;
формировать навык воспроизведения содержания прочитанного по вопросам воспитателя;
умение пользоваться тематическим каталогом;
учить детей ориентироваться в группе книг (2-4), содержащей рассказы одного писателя или разных, объединенных одной тематикой, и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения.
Слайд 21На данном этапе проводятся специальные занятия о книге, ее структуре,
как работать с элементами книги. Воспитатель объясняет детям, зачем в
книге титульный лист, о чем он говорит читателю, что можно узнать из предисловия, зачем его пишут, как работать с оглавлением и что такое послесловие.
Слайд 22В круг чтения входит русская, современная детская литература, зарубежная книга
объемом от 8-30 до 100 страниц.
Для чтения предлагаются книги-сборники, включающие
отдельные короткие рассказы, стихи, басни, литературные сказки, повести.
При планировании занятий по внеклассному чтению надо предусматривать чередование коротких и крупнообъемных произведений.
Слайд 23Основные задачи этого периода:
закрепление устойчивого интереса к самостоятельному чтению детских
книг;
расширение читательского кругозора;
закрепление умений действовать в мире книг с установкой
на цель чтения.
Слайд 24РРС и ФПСР на занятиях по внеклассному чтению глухих школьников
требует не только целенаправленного подбора произведений, но и совершенствования планирования,
методов ведения занятий, помогающих воспитателям следить за правильностью произношения, за темпом речи, за словесным и логическим ударением, правилами орфоэпии.