Слайд 1РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ХYII-XYIII ВВ.
Лекция 4
Слайд 2ВОПРОСЫ:
1. ПСИХОЛОГИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
2. ПСИХОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
3. ЗАРОЖДЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Слайд 3ПЕРВЫЙ ВОПРОС:
ПСИХОЛОГИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Слайд 4Почему век XVII – Новое время?
Слайд 5Почему век XVII – Новое время?
Слайд 6Почему век XVII – Новое время?
Слайд 7Изменение предмета психологии
Предметом психологии становится сознание
Сознание рассматривается как уникальная
способность человеческой души не только мыслить и ощущать, но и
рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью.
Слайд 8ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Слайд 10ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Слайд 12Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник современного английского эмпиризма
Слайд 14Значение психологических идей Ф.Бэкона
Слайд 16Рене Декарт (1596-1650) французский ученый: математик, физик, анатом, биолог, астроном,
философ, психолог
Слайд 17Дуализм (противоречивость) Р.Декарта
Слайд 18Рационализм в философии
Р. Декарта
Слайд 19Понятие мышления в психологии Р.Декарта
Слайд 21Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ
Слайд 22На основе четырех способов познания Спиноза выводит три типа познания
Слайд 25Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
Слайд 26Готфрид Вильгельм Лейбниц
Единица строения мира – монады.
Основные свойства монад
– восприятие (перцепция) и стремление.
Душа – это тоже монада, отличающаяся
отчетливым восприятием и памятью.
Душа-монада – обладает способностью к апперцепции (т.е. обладает сознанием и самосознанием).
Души-монады – уникальны и отсюда неповторимость людей.
Слайд 28Томас Гоббс (1588-1679) – основоположник сенсуализма
Слайд 31ВТОРОЙ ВОПРОС:
ПСИХОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Слайд 34Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751)
Он сравнивал
человека с машиной,
автоматом -
чувствующим,
мыслящим,
стремящимся к
наслаждениям
Слайд 35Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780)
Э.Кондильяк
зарекомендовал
себя крайним
сенсуалистом. Вся
деятельность
души
- это измененные
ощущения.
Слайд 36Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808)
Проблемы отношения между умственной
организацией и умственными,
нравственными способностями; физическое исследование ощущений; влияние
возраста
на характер представлений и нравственных побуждений; влияние
полов на представления и побуждения;
влияние темпераментов на представления и побуждения.
Кабанису принадлежит формула: мышление - функция мозга.
Слайд 37Клод Андриан Гельвеций (1715-1771)
Содержание психологической концепции : из ощущения
формируются интеллектуальные способности; все умственные операции сводятся к ощущениям; “выносить
ощущения - значит рассуждать”. Выполнять умственные операции, сравнивать идеи можно при наличии внимания.
Подверг резкой критике идею существования Бога, сотворения мира и
бессмертия души, но не вышел за
пределы метафизического мышления - абсолютизировал законы механики
Слайд 38Жан Жак Руссо (1712-1778)
Основной психолого-педагогический
труд
«Эмиль, или О
воспитании».
Существуют
общие закономерности
психического развития.
4 периода в развитии ребенка
в
детстве.
Слайд 40Христиан Вольф (1679-1754)
Автор трудов «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология».
Разработал
теорию «психологии
способностей».
Идея спонтанной активности души.
Душа развивает заложенные в
ней образы вещей:
смутные – на уровне чувственного познания
и ясные, отчетливые – на уровне разума
Слайд 41Иммануил Кант (1724-1804)
“Критика чистого разума”(1781),
“Критика практического разума”(1788),
“Критика
способности суждения”(1790).
Научное знание,
согласно Канту,
начинается с воздействия внешних
объектов
на
нашу способность
восприятия. Но сами объекты –
это “вещи в себе”.
Они непознаваемы.
Он назвал их ноуменами
Слайд 42ТРЕТИЙ ВОПРОС:
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 44Джордж Беркли (1684-1753)
Ученый делает вывод:
человек воспринимает только свои,
единичные
идеи (ощущения).
Эти выводы неотвратимо
склоняли к солипсизму
(от лат.
“solus” –
единственный и “ipse” - сам) –
к отрицанию любого
бытия кроме собственного сознания.
Он шел от чувственных вещей и индивидуального
сознания к Богу, а не наоборот
Слайд 45Дэвид Юм (1711-1776)
Учение об аффектах Д.Юма включает
ряд положений:
волей человека руководят лишь
аффекты;
аффект может быть преодолен
не
разумом,
а лишь другим аффектом;
разум является “рабом аффекта”.
Познание, по Юму, - это ассоциация различных идей.
Знание отношений причинности в окружающем человека мире
устанавливается в опыте.
Слайд 47Дэвид Гартли (1705-1757)
Учение о вибрациях и ассоциациях идей Д.Гарли,
с одной стороны, опирается на исследование ощущений
как первичных элементов
сознания, с другой стороны, призвано раскрыть общие законы психической деятельности, объяснить с их помощью все многообразие проявлений психики человека.
Слайд 49Томас Браун (1778-1820)
Предложил вместо термина “ассоциация” употреблять понятие “суггестия”
(внушение). Одна идея внушает другую, но не произвольно, а по
определенным законам.
Т.Браун разделил эти законы на первичные
(по смежности, сходству и контрасту) и вторичные (их девять: законы частоты, новизны, силы первоначального ощущения, длительности и др.).
Чем чаще осознаются психические образы, чем они необычнее, чем более сильные эмоции они вызывают и т.д., тем больше шансов на то, что появление одного из них приведет за собой другие.
Слайд 50Джеймс Милль (1773-1836)
Английский историк и экономист, вернулся к представлению
о том, что сознание - это ментальная (психическая) машина, работа
которой совершается закономерно в силу ее собственного внутреннего устройства, не имеющего никакого отношения к устройству организма. В 1829 г. он опубликовал книгу “Анализ феноменов человеческого духа”, которая стала вершиной классического английского ассоцианизма. Его целью было провозглашено - способствовать наилучшему развитию душевных способностей
и сил при воспитании.
Слайд 51Джон Стюарт Милль (1806-1873)
Если для его отца образцом точного
научного
знания служила механика
(превращенная им в механику “чистого”
сознания),
то Джон Стюарт
находился под влиянием больших успехов
химии. Он стал говорить о “ментальной
химии”.
Под этим имелось в виду,
что в человеческом сознании происходит
нечто подобное тому,
что химик наблюдает в своей колбе
при смешении различных элементов,
а именно - появляется новый продукт.
Слайд 52Герберт Спенсер (1820-1903)
Закон эволюции Спенсер применяет
и к определению
психики,
считая, что психику можно понять исключительно
только через анализ
ее развития.
В процессе эволюции происходит постепенная
дифференциация психической жизни от жизни
физической.
Среда - это не только сила, пускающая в ход
по типу механического толчка внутриорганические
процессы, но и способная видоизменять
жизнедеятельность,
так что постепенно возрастает
сложность приспособления к среде.